"Территория Азербайджана богата археологическими памятниками, доказывающими принадлежность к древним поселениям. Апшеронский полуостров представляет особую ценность. История Апшеронского полуострова – очага древних поселений – началась задолго до нашей эры. Об этом свидетельствуют обнаруженные здесь в ходе раскопок курганы, следы огня и могилы.
Село Гала, расположенное на северо-востоке Апшерона, является одним из древнейших поселений полуострова. В селе Гала и на прилегающей к ней территории насчитывается 215 археологических памятников. Здесь сохранилась историческая среда, относящаяся к III тысячелетию до н.э. На территории села Гала расположены архитектурные памятники - 5 мечетей, 3 хамама (бани), 4 овдана, жилые дома, здания сельскохозяйственного назначения, гробницы, мавзолеи, курганы, остатки крепости, не утратившие историческую значимость с III тысячелетия до XX века. В селе Гала, история которого насчитывает 5 тыс. лет, было несколько кварталов. Из них Терекеме, Балаверди, Гаджи Рамазан, Чемберекен сохранились по сей день.
В 2008 году по инициативе и под непосредственном руководством Фонда Гейдара Алиева на территории Археолого-этнографического Заповедника Гала был создан «первый Историко-этнографический Музейный Комплекс под открытым небом». На территории комплекса собраны и реставрированы памятники архитектуры и зодчества, обнаруженные на Апшеронском полуострове. На этой территории курганы, жилые и другие виды архитектурных памятников, относящиеся к III-II тысячелетию до н.э., воссозданы в первоначальном виде. На территории музейного комплекса, занимающего 1.2 га, созданы прекрасные условия для созерцания жемчужин исторического наследия Азербайджана. К подробному изучению памятников, обнаруженных в восточной части Апшеронского полуострова, приступили в 60-х гг. прошлого столетия. Обнаруженные в результате проведенных научных исследований многочисленные петроглифы относятся к середине бронзового века.
Наскальные рисунки, найденные на территории Апшеронского полуострова и охватывающие период с III-II тысячелетия до н.э. до середины н.э., отличаются по своей тематике и сюжетным линиям. На них изображены сцены охоты, человеческого жертвоприношения, священного брака и др. В отдельных изображениях центральное место занимает богиня в форме женщины. Она демонстрируется более обстоятельно – стоя, с руками, устремленными вверх. На монументе Бандюсту, который является одним из религиозных центров восточной части полуострова, встречаются сцены легенды священного брака, жертвоприношения животных. В наскальных изображениях особое место занимают точечные, геометрические, панельные знаки.
Хронологический диапазон древних курганов, надгробных камней, поселений, мест поклонения, обнаруженных на территории Апшеронского полуострова, колеблется от второй середины III тысячелетия до первой середины II тысячелетия до н.э. На территории Апшерона имеется несколько курганов, относящихся к III-II тысячелетию до н.э. Одним из этих курганов является «Курган Дюбенди». Основу этого кургана составляет круглая каменная конструкция под названием кромлех. В центре кургана похоронная камера, которая направлена по линии юг-запад-север-восток, и составлена из четырехмерной каменной плиты. В юго-западной части, в каменной конструкции кромлеха сооружена камера жертвы, одна сторона которой в форме антропоморфной стелы. В камере жертвы были обнаружены фаянсовая посуда, кости барана, каменные орудия и пепел. Здесь проводился специальный ритуал после похоронной церемонии. Множество антропоморфных стел в конструкции кургана говорят о существовании религиозных представлений у жителей древнего Апшерона. По некоторым предположениям, антропоморфные памятники, находящиеся в кургане, отождествляются с Богом смерти, который отправляет души умерших в потусторонний мир. Относящиеся к первой половине III тысячелетия до н.э., курганы Апшерона являются не только памятниками захоронений, но и богатым источником для изучения материальной и духовной культуры древних племен Азербайджана..."