У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Историко-этнографический музей под открытым небом "Гала"

Сообщений 1 страница 20 из 23

1

"Территория Азербайджана богата археологическими памятниками, доказывающими принадлежность к древним поселениям. Апшеронский полуостров представляет особую ценность. История Апшеронского полуострова – очага древних поселений – началась задолго до нашей эры. Об этом свидетельствуют обнаруженные здесь в ходе раскопок курганы, следы огня и могилы.

Село Гала, расположенное на северо-востоке Апшерона, является одним из древнейших поселений полуострова. В селе Гала и на прилегающей к ней территории насчитывается 215 археологических памятников. Здесь сохранилась историческая среда, относящаяся к III тысячелетию до н.э. На территории села Гала расположены архитектурные памятники - 5 мечетей, 3 хамама (бани), 4 овдана, жилые дома, здания сельскохозяйственного назначения, гробницы, мавзолеи, курганы, остатки крепости, не утратившие историческую значимость с III тысячелетия до XX века. В селе Гала, история которого насчитывает 5 тыс. лет, было несколько кварталов. Из них Терекеме, Балаверди, Гаджи Рамазан, Чемберекен сохранились по сей день.

В 2008 году по инициативе и под непосредственном руководством Фонда Гейдара Алиева на территории Археолого-этнографического Заповедника Гала был создан «первый Историко-этнографический Музейный Комплекс под открытым небом». На территории комплекса собраны и реставрированы памятники архитектуры и зодчества, обнаруженные на Апшеронском полуострове. На этой территории курганы, жилые и другие виды архитектурных памятников, относящиеся к III-II тысячелетию до н.э., воссозданы в первоначальном виде. На территории музейного комплекса, занимающего 1.2 га, созданы прекрасные условия для созерцания жемчужин исторического наследия Азербайджана. К подробному изучению памятников, обнаруженных в восточной части Апшеронского полуострова, приступили в 60-х гг. прошлого столетия. Обнаруженные в результате проведенных научных исследований многочисленные петроглифы относятся к середине бронзового века.

Наскальные рисунки, найденные на территории Апшеронского полуострова и охватывающие период с III-II тысячелетия до н.э. до середины н.э., отличаются по своей тематике и сюжетным линиям. На них изображены сцены охоты, человеческого жертвоприношения, священного брака и др. В отдельных изображениях центральное место занимает богиня в форме женщины. Она демонстрируется более обстоятельно – стоя, с руками, устремленными вверх. На монументе Бандюсту, который является одним из религиозных центров восточной части полуострова, встречаются сцены легенды священного брака, жертвоприношения животных. В наскальных изображениях особое место занимают точечные, геометрические, панельные знаки.

Хронологический диапазон древних курганов, надгробных камней, поселений, мест поклонения, обнаруженных на территории Апшеронского полуострова, колеблется от второй середины III тысячелетия до первой середины II тысячелетия до н.э. На территории Апшерона имеется несколько курганов, относящихся к III-II тысячелетию до н.э. Одним из этих курганов является «Курган Дюбенди». Основу этого кургана составляет круглая каменная конструкция под названием кромлех. В центре кургана похоронная камера, которая направлена по линии юг-запад-север-восток, и составлена из четырехмерной каменной плиты. В юго-западной части, в каменной конструкции кромлеха сооружена камера жертвы, одна сторона которой в форме антропоморфной стелы. В камере жертвы были обнаружены фаянсовая посуда, кости барана, каменные орудия и пепел. Здесь проводился специальный ритуал после похоронной церемонии. Множество антропоморфных стел в конструкции кургана говорят о существовании религиозных представлений у жителей древнего Апшерона. По некоторым предположениям, антропоморфные памятники, находящиеся в кургане, отождествляются с Богом смерти, который отправляет души умерших в потусторонний мир. Относящиеся к первой половине III тысячелетия до н.э., курганы Апшерона являются не только памятниками захоронений, но и богатым источником для изучения материальной и духовной культуры древних племен Азербайджана..."

2

Выставляю фотосессию, которую я сделал пару дней назад в ходе посещения этого замечательного музея.

Заодно расскажу о своих впечатлениях.

Итак, сначала ворота музея и общий вид:

3

Наскальные изображения.

Конец III-II тыс. до Р.Х.

Изображение женщины.

Изображение антилопы.

4

(с разрешения форумчан продолжу завтра; смертельно устал...)

5

Изображения животных.

6

Древняя каменная "игральная доска".

7

Магические предметы - идол, которого приносили в жертву вместо человека. Голова устанавливалась в специальную нишу левом верхнем углу и "отрубалась".

Высеченная на камне человеческая кисть. Рядом в нижнем правом углу лежит голова идола.

8

Солярный символ и древний астрономический "календарь".

Восточный Абшерон, конец III - начало II тыс. до Р.Х.

9

Колодец в семье бакинца среднего достатка.

10

Печь. Общий вид и деталь.

11

Маслобойка. Общий вид и деталь.

Черепа, укрепленные на перекрестии, защищают от сглаза.

12

Бассейн, вытесанный из цельной известняковой глыбы.

13

Дом бакинца среднего достатка. Общий вид и деталь с канализационным стоком. В средневековье в бакинских селениях была канализация. и централизованная система водопровода - кахризы.

14

Ковроткаческий станок - ханá или ханамá. Общий вид и деталь. Именно на таких станках издревле работали бакинские женщины.

15

Кухня и дымоход в доме.

16

Мастерская dulusçu - гончара.

17

Древняя керамика и женский идол.

18

Gilavar написал(а):

и женский идол

Гилавар, почему именно идол? Об этом существуют какие-то сведения? Если да, то интересно было бы узнать, кого она из себя представляла.

19

Elion написал(а):

Гилавар, почему именно идол?

В музее было прописано. :-)

Elion написал(а):

Об этом существуют какие-то сведения? Если да, то интересно было бы узнать, кого она из себя представляла.

Элион, не знаю. Увы. :-(

20

Могу только догадываться. Но так как необоснованные догадки считаются в нашей ученой среде очень дурным тоном, придется мне и дальше терятся в них. :-(

(все-таки не утерпел...)

Это в смысле, очень напоминает мне мужские фигуры в Сакасене - провинции Кавказской Албании. Ну, один к одному. :-) Но статуя определена, как женская. На сакасенских статуях нет боевых поясов, но постановка рук - как на тюркютских статуях воинов (тюркюты многое переняли у скифов, в том числе, знаменитый "звериный стиль"). Возможно, скифский след.

Но это только мои предположения. На этой статуе вообще нет рук. Проще всего взять да и прописать "Анахид"... а то и "Селена" (многие так и делают на полном сурьёзе...). Может, бедра у нее более обрисованы, чем на мужских статуях. Все это очень спекулятивно, на мой взгляд.