У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Декоративно-прикладное искусство Азербайджана

Сообщений 1 страница 20 из 22

1

Начинаю тему фотосессией, которую я сделал на Первой Республиканской выставке по декоративно-прикладному исскуству, организованной в Музее Ковра в Баку в конце декабря.

А вот и фотография - один из первых в мире двусторонних ковров. Довольно любопытный образец - ковер-жалюзи.

2

Создательница двусторонних ковров - Zahidə Haşımova (Захида Хашымова).

3

Привожу еще одну ее работу, молитвенный коврик (намазлык). Фотография на стенде получилась не очень удачной, поэтому я выставляю старое фото, которую сделал несколько месяцев тому назад.

4

Такелдуз - вышивка по шелку.

5

Такелдуз "Лейли и Меджнун".

6

Такелдуз "Dünya ağacı" - "Мировое древо".

7

Творцы такелдуз - азербайжанские ткачихи. Девушку справа зовут Сеййаре; имя ее подруги постарше, я, к сожалению, не запомнил; она из Шеки, а большинство участников выставки родом из этого старого города мастеров.

8

Интересная информация (mea culpa...):

Мирово́е де́рево олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. Это также посредник между мирами — своеобразная дорога, мост, лестница, по которой можно перейти в потусторонний мир (Навь) или в мир богов (Правь). О древе жизни в мире создано множество легенд, сказок, этот символ нашёл отображение в орнаментике многих народов. К.Г.Юнг считал мировое древо одним из древнейших архетипов.

В древнем Иране верили, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. На нем якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю.

В скандинавских мифах видим вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль, пропитанное живительным свящённым мёдом. Это громадный ясень, который является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово «Иггдрасиль» буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой.

В славянской и чувашской мифологии эту роль выполняет Дуб (см. также Триглав), в Индуизме существует дерево баньян  (en).

Несмотря на то, что понятие Мирового дерева отсутствует в греческой мифологии, средневековые греческие народные традиции утверждают, что существует Дерево, которое держит Землю .

Мировое древо (Wacah Chan) также появляется в религии Майя, как ось мира. Ось мира соединяет людей (Средний мир), с подземельем  (en) (Прочий мир) и небесами (Верхний мир). Такая же структура мирового древа зафиксирована у тюркских народов.

У древних тюрков некоторые животные способны передвигаться по Мировому древу; например, кабан исполняет роль медиатора (посредника) между миром живых и мертвых.

9

Композиция из gəlincik (гелинджик) - традиционных кукол.

10

(прошу прощения, композиции были застеклены и в рамках...)

Еще одна композиция - "Музыкантша". В руках у куклы восточная лютня - уд.

11

Резные нарды из ценных пород дерева.

12

Реконструированные средневековые доспехи.

13

Резные фигурки.

14

Резная чаша.

15

Азербайджанские традиционные инструменты.

16

Азербайджанские традиционные куклы - gəlincik (гелинджик, букв. маленькие невесты (невестки)).

На гелинджик - реалистично реконструированные одежды аристократок. Такие же одежды носили жены богатой купеческой городской верхушки.

17

А это уже очень сильные работы.

Выставляю довольно сложную композицию: "Ковроткачиха Лале (цветок дикого мака)". За станком - молодая женщина из зажиточной крестьянской среды.

Несколько слов о изготовлении эксклюзивных традиционных гелинджик.

Сложный процесс. Фигурку женщины сначала вылепляют из глины, затем обжигают в печи. Глина покрывается специальной глазурью. Волосы гелинджик - натуральные. Мастерица, изготовившая гелинджик ковроткачихи, использовала волосы матери. Но обычно волосы покупаются.

На лицо наводится "марафет". Гелинджик часто раскрашивают воском для придания теплоты живого тела. Дизайн одежды разрабатывается отдельно.

Самые дорогие гелинджик могут стоить тысячи долларов. Это уже самые настоящие произведения искусства, с оригинальным и богатым нарядом, специально подобранными украшениями и сложными техническими новшествами. Я видел гелинджик, которая при прикосновении начинала изящно "исполнять" национальный танец медленно покачивая бедрами. Увы, сфотографировать не разрешили. :-(

18

Гелинджик танцовщицы в каджарском наряде.

19

А вот и автор двух последних работ - Cəmilə Hacısəməd-zadə (Джемиле Гаджи Самедзаде) родом из моих родных пенатов со стороны отца - города Шеки, столь славного своими неугомонными на шутки и мастерство жителями.

20

Изречения из Писания, резьба по дереву. На второй фотографии - бута, символ жизни.