Все равны, но некоторые равнее. Как говорят כולם שווים אבל יש כאלה ששווים יותר (кулам шавим, аваль йеш ка-Эле ше-шавим йотер) - ивритская игра слов: слово שווים означает и "равны" и "стоят", т.е. выходит "все равны, но есть такие, которые стоят больше".
Что же до идеи "плавильного котла", כור ההיתוך (кур ѓа-ѓитух), то лично я не являюсь ее горячим сторонником.
Вы правы, Ernster. Израиль собрал (и продолжает собирать) евреев со всех концов света и пытался (и продолжает пытаться) создать כּוּר הִיתוּך (плавильный котёл), в котором, по задумке Бен-Гуриона, должен был родиться новый еврейский человек-израильтянин без каких-либо галутных комплексов. Скажем правду - на деле сохранились культурные барьеры между различными общинами и этническими группами, о чём мы открыто дискутируем в этой теме. К моей радости, в последнее время сократилась разница в образовании и положении в обществе между выходцами из Европы, с одной стороны, и выходцами из восточных стран и стран Северной Африки - с другой, однако недооценивать разрушительную силу "джина в бутылке" до сих пор не рекомендуется. В этой связи существует такой термин как השד העדתי (ha-шед ha-адати) Этнический Чёрт. За этим мифическим образом стоит социальное, культурное и профессиональное неравенство между различными этническими группами израильского общества. Бывший лидер партии "ШАС" Арье Дери как-то заявил: "В лодке было четверо (имелось ввиду что по делам четырёх человек было открыто следствие), но взяли только одного - сефарда, чурку - и обвинили его". После этого президент Эзер Вейцман призвал к осторожности: אל תוציאו את השד העדתי מהבקבוק (аль тоциу эт ha-шед hа-адати мэ-hа-бакбук) Не выпускайте из бутылки этнического чёрта.
"Азербайджанец - трус с ножом"....
Этнический стереотип формирует страшную силу инерции...
Интересно, что подобный ярлык (מרוקו סכין (мароко сакин) - Марокко-нож) наклеивали и у нас на выходцев из стран Северной Африки. Особенно на выходцев из Марокко, в которых ашкеназские "аристократы" видели бескультурную и жестокую толпу. "Дикие, импульсивные, чуть что - хватаются за нож, хронически ленивые, неспособные воспринимать какую-либо духовность", - такими и другими стереотипами описывали марокканцев в статьях, описывающих их первые шаги в Израиле.