все равны, но некоторые равнее. как говорят כולם שווים אבל יש כאלה ששווים יותר (кулам шавим, аваль йеш ка-эле ше-шавим йотер) - ивритская игра слов: слово שווים означает и "равны" и "стоят", т.е. выходит "все равны, но есть такие, которые стоят больше".
что же до идеи "плавильного котла", כור ההיתוך (кур ѓа-ѓитух), то лично я не являюсь ее горячим сторонником.
вы правы, ernster. израиль собрал (и продолжает собирать) евреев со всех концов света и пытался (и продолжает пытаться) создать כּוּר הִיתוּך (плавильный котёл), в котором, по задумке бен-гуриона, должен был родиться новый еврейский человек-израильтянин без каких-либо галутных комплексов. скажем правду - на деле сохранились культурные барьеры между различными общинами и этническими группами, о чём мы открыто дискутируем в этой теме. к моей радости, в последнее время сократилась разница в образовании и положении в обществе между выходцами из европы, с одной стороны, и выходцами из восточных стран и стран северной африки - с другой, однако недооценивать разрушительную силу "джина в бутылке" до сих пор не рекомендуется. в этой связи существует такой термин как השד העדתי (ha-шед ha-адати) этнический чёрт. за этим мифическим образом стоит социальное, культурное и профессиональное неравенство между различными этническими группами израильского общества. бывший лидер партии "шас" арье дери как-то заявил: "в лодке было четверо (имелось ввиду что по делам четырёх человек было открыто следствие), но взяли только одного - сефарда, чурку - и обвинили его". после этого президент эзер вейцман призвал к осторожности: אל תוציאו את השד העדתי מהבקבוק (аль тоциу эт ha-шед hа-адати мэ-hа-бакбук) не выпускайте из бутылки этнического чёрта.
"азербайджанец - трус с ножом"....
этнический стереотип формирует страшную силу инерции...
интересно, что подобный ярлык (מרוקו סכין (мароко сакин) - марокко-нож) наклеивали и у нас на выходцев из стран северной африки. особенно на выходцев из марокко, в которых ашкеназские "аристократы" видели бескультурную и жестокую толпу. "дикие, импульсивные, чуть что - хватаются за нож, хронически ленивые, неспособные воспринимать какую-либо духовность", - такими и другими стереотипами описывали марокканцев в статьях, описывающих их первые шаги в израиле.