Схожая история содержится и в знаменитом персидском эпосе "Шахнаме" ("Книга о царях"), большая часть которого создана на рубеже X и XI веков поэтом Фирдоуси.
Считается, что Хызр путешествует по всему миру (потому и считается покровителем путешествующих) и реализует таинственную миссию, данную ему Творцом, являясь людям, святым и пророкам. Хотя, в Коране не приводится его имя, мусульманское духовенство, в основном, считает, что именно о Хызре идёт речь в 18-й суре Корана "Аль Кахф" ("Пещера"), когда пророк Муса (Моисей) встречает на "месте слияния двух морей" таинственного Божьего Слугу, который преподаст Моисею грандиозный урок о глобальном смысле явлений.
Образ Хызра, широко распространённый в мусульманском мире, повсюду имел свои особенности. Его сравнивают и со Святым Георгием (Ат-Табари в "Хронике о пророках и царях") и с пророком Ильёй (Камал-Уд-Дин Абуль Ганаим в "Суфийской терминологии"). Знаменитейшие авторитеты советского востоковедения - В.В. Бартольд и Е.Э. Бертельс, изучая образ Хызра, так писали о нём:
В.В. Бартольд: "В образе Хызра слились в одно целое легенды различных времён и народов, от вавилонского Гильгамеша до ветхозаветного Еноха и Ильи; с Ильёй Хызр иногда сливается в одно лицо (отсюда "Хадерильяс" в Ашик-Керибе Лермонтова), иногда Хызр и Илья упоминаются рядом, причём Илье приписывается власть над пустынями, Хызру - над водами и культурными землями...".
Е.Э. Бертельс: "Происхождение этого образа до сих пор уточнить не удалось. Хотя несомненно, что он восходит к какому-то древнему божеству растительного мира, у которого под ногами всё зеленеет и расцветает, но на это представление наслаивается множество других черт..."
Ещё одно свидетельство взаимосвязи образа с водой - это то, что мечеть Хазрат Хызра в Самарканде построена именно на месте прохождения Арзиса - свинцового водопровода, обеспечивающего водой самаркандцев вплоть до 13 века (нашествия Чингисхана).
В представлении простого народа, Хызр - это весёлый и очень мудрый старец, приносящий удачу, радость и покой. Мечтая встретить Хызра (некоторые полагают, что его можно встретить до трёх раз), верущие особое внимание обращают на руки повстречавшихся им путников - существует поверье, что у Хазрат Хызра отсутствует фаланга большого пальца. В нашем современном мире, тоже случается слышать рассказы о том, как тот или иной человек случайно встретил не обычного и весёлого старца…
На Востоке, в обычаях которого и так принято проявлять особое внимание и уважение к гостям, считается, что гостеприимство не может быть выборочным - ведь, Хызр может придти в дом в любом обличии.
Отредактировано Мусофир (2010-06-03 23:13:22)