Вводная часть.
А. Среднеегипетский язык
В этих уроках мы будем рассматривать только среднеегипетский язык.
Под этим термином здесь понимается язык литературных произведений Среднего царства (IX–XIII династии, около 2240–1740 гг. до н. э.), а также язык надписей, которые встречаются на памятниках этого и более позднего периода,
включая время правления XVIII династии (1573–1314 гг. до н. э.). Много веков
спустя, когда писцы Эфиопской и Саисской династий (715–525 гг. до н. э.) начали возрождать архаический стиль письма, они обратились именно к среднеегипетскому языку. После длительного периода упадка, последовавшего за развалом Старого царства, начался подъём египетской культуры, отмеченный активным развитием литературного творчества; в моду вошёл цветистый, метафорический стиль изложения, появилось большое количество рассказов и дидактических сочинений, которые приобрели широкую популярность и многократно переписывались в школах. Таким образом, период распространения среднеегипетского языка можно считать классической эпохой египетской литературы.
Одна из причин, которая делает его наиболее подходящим для изучения начинающими, состоит в том, что язык деловых документов XII династии отличался от языка современных им литературных произведений в меньшей степени, чем в любое другое время. Среднеегипетский язык, по сравнению с другими периодами, характеризуется более упорядоченным правописанием, кроме того, на этой стадии письма наиболее четко представлены глагольные формы. И, наконец, весьма значительно количество сохранившихся среднеегипетских текстов: помимо упомянутых литературных произведений и деловых документов, представлены религиозные, магические, медицинские, математические, исторические и юридические тексты.
Б. Египетская письменность.
Иероглифическая письменность ведёт начало от изобразительного искусства, весьма ранней и важной функцией которого была видимая фиксация событий или явлений, делавшая их доступными тем, кому по каким-либо причинам невозможно было рассказать о них устно.
Даже в полностью развитой форме иероглифического письма следует
четко различать только две группы знаков: (1) смысловые знаки или идеограммы (от греч. idea "образ", "понятие" и gramma "письмо"); (2) звуковые знаки или фонограммы (от греч. phonē "звук" и gramma "письмо").
1. Идеограммы или смысловые знаки обозначают непосредственно изображённый предмет, например, "солнце", "горная страна", или тесно связанное с этим предметом понятие: знак "солнце" может употребляться в значении "день", знак — палетка писца, сосуд для воды и тростниковое стило —в значении "писец", "писать" или "рисовать".
2. Фонограммы или звуковые знаки — это знаки, используемые для обозначения звуков. Первоначально они также служили идеограммами и в определённых случаях продолжают употребляться в таком качестве, однако наряду с этим приобрели вторичное, звуковое значение.
УРОК 1.
1.1 Направление письма.
Иероглифические надписи состоят из множества небольших рисунков, составленных в вертикальные колонки или горизонтальные строки. Эти колонкиили строки, как и отдельные знаки в них, обычно читались справа налево, и, реже, только в силу особых причин, — слева направо. Несмотря на преимущественное направление египетского письма справа налево, в современной научной литературе из практических соображений принято написание слева направо.
Знаки, изображающие людей, животных и птиц, а также другие знаки, у которых можно выделить переднюю и заднюю части, почти всегда повёрнуты лицом к началу строки, поэтому с определением направления чтения редко возникают трудности. Например, надпись :