Туареги
Их называют «синие люди» из-за цвета (индиго) их головных уборов «шеш».
Туареги (м.ч.), или Туарег (е.ч.) происходит от слова «тарга», что значит по-берберски канал, или ручеек. На самом деле они себя называют Кель Тамашек и только так. Странность в том, что в отличии от северных берберов, приморских например, для обозначения своей принадлежности к роду (к расе) они используют вместе «северного» ath слово kel (по значению одно и то же), только вот кель…это от индоевропейского! Тамашек – это ничто иное, как деформированное северное слово амазиg, тамазиgт (ж.р.), т.е. кель тамашек это «род амазиg». Язык их называется тамажак или тамашек, то есть тамазиgт как у северян. Туареги – это хранители письменности берберского языка, называемой Тифинаг. За что все северные берберы их безумно уважают. Слово тифинаг могло бы значит «наша находка (письменность)», но, скорее всего ученые правы, что это «финикийская (письменность)» ведь в пуническое время были в ходу в северной Африке как финикийская, так и ливийская (берберская) письменность. Они полностью отличаются друг от друга, «тифинаг» - это геометрической формы письменность, здесь отсутствует ближневосточная клинообразная форма.
Мать – основательница рода Тель Тамашек (туарегов) считается легендарная Тин Хинан – «та, что издалека (пришла)» по одной версии, или «хозяйка палатки» по другой– , которая была, согласно сказаниям, «благородных кровей, прекрасна собой, высокой, с белым цветом кожи, с большими глазами и маленьким изящным носом, она олицетворяла собой красоту и авторитет». Археологи нашли ее гробницу IV века в Абалессе, где ныне стоит ее мавзолей, а ее тело находится в музей Бардо в Алжире. Тин Хинан пришла с севера-запада (где ныне Марокко) со своей рабыней Такамат. Нынешние туареги делятся на благородных, это потомки Тин Хинана, и на вассалов – это потомки рабыни Такамат. В их обществе действовал, и частично действует и поныне, матриархат, допускались только моногамные браки. Однако с проникновением ислама в сахару много изменилось, мужчины уже имеют по 2 а то и более жен, смешались благородные роды с потоками рабыни Такамат и с черными африканцами в Мали, Нигер и пр. В отличие от северян, демократической Кавилии, например, общество Кель Тамашек аристократическое. Во главе общины стоит "Аменокаль" (страший, староста), а общество делится так:
- Имажаген: благородные кланы
- Имрад: вассальные кланы
- Инселмен: «мусульмане», кланы марабу
- Инаден: кланы ремесленников, черные
- Ируален: рабы-беглецы
- Иклан: рабы, черные
Кель Тамашек кочевой народ, населяющий центральную пустыню Сахару, а разных государствах: Алжир, Ливия, Мали, Нигер и Буркина-Фасо. Язык слегка отличается от северных братских языков, туареги произносят «г» вместо «з» северных «берберов», как у гуанчи. Вместо «азуль» говорят «агуль». Самые памятные места: Тассили, гора Хоггар (ахаггар), Ажжер (или Айжер), Акакус, Аир, Таманрассет (на территории Алжира и Ливии), а также Агадес, Гао (гауа), Кидал, Тин бекту илиТомбукту (территории Нигера и Мали).
Крест г.Агадеса (агадесский крест) – самый знаменитый туарегский крест (у каждого города/района свой крест), это воего рода путеводитель по пустыне и талисман. Ориентир – южный крест.
MAZIR (картавая R, mazigh): так сами себя называют «берберы». От слова MAZ или MAS, корень MS. МаС или МеС = господин, а также свободный, благородный человек. Вероятно, это то же что древние египтяне называли «Машуеш» (одно из ливийских племен), Геродот — Максиес (о Ливии), или Мазиес, и в античности северные берберы называли Масилы в Нумидии (Алжир и Тунис) и Масасилы (запад Алжира и Марокко) в Мавретании (Маврусия). Это приставка «мас, мес – маз, мез», которая применялась в античности к именам нумидийских царей (Массиниса, например), встречается до сих пор в фамилиях североафриканцев: Мазари, Мазуни, Мазали, Мзали, Месали, Месис и пр. А – Мазир (пишется слитно аМазир) = свободный, благородный человек.И – Мазир- ЕН (пишется слитно иМазирен) = свободные, благородные люди.
ЕГИПЕТ: греки так называли эту страну «aegyptos». Деформация этого же слова дала слово «копты», остаток тех египтян, православные христиане, ныне преследуемые фанатичными арабами-исламистами Египта. Сами древние египтяне называли свою страну Кемет (черная земля, чернозем), иногда Тамери (любимая страна), Та Джесер (священная страна), Таруи (союз двух земель).
СИВА: на самом деле «Сиуа», оазис в Египте, единственное место в Египте, где еще сохранился «берберский» язык, благодаря своей изоляции от мира. Сюда приезжал сам Александр Македонский к местному оракулу, здесь же храм Амона. Сива подверглась притеснениям и даже бомбардировкам со стороны арабо-мусульманских властей. К сожалению, ныне в Сиве многие попали вод влияние фундаменталистов «братьев мусульман» хотя они все-таки сохранили свой язык.
ЛИВИЯ: так греки называли северную Африку западнее Египта (читайте Геродот, V век до н.э.), от слова Лебу, так египтяне называли одно из ливийских племен. Нынче название этой страны по-ихнему, по-арабски, «Либия». Надо бы и в русском это исправить, поскольку просто позорно называть Ливией нынешнюю Либию, где подавляющее большинство потомки арабов бедуинов времен великих переселений 11 века («полчища саранчи племен Бани-Хилал и др.» слова арабского же летописца!). Тем не менее, даже там остались «берберы» несмотря на жестокость бедуина правителя Либии. В основном, народ спрятался в горах Нефуса (это арабское название вероятно «берберского» слова а-Фус = рука), потомки гуарамонтов на юге в Гадамесе и Туареги в восточной части таСили, Айжер (там же знаменитое Акакус, где нашли самую древнюю мумию).
ТУНИС: от одноименного города основанного в 738 году (арабами и берберами мусульманами), слова от берберского thuNess (корень НС = наклон, наклониться, прилечь), который скорее указывает, как исторически сложилось у «берберов», на топографию местности (пологая, наклонная, поклонная, т.е. «пологий холм» так как город действительно на холме) чем, как принято «у них» считать «место чтобы переночевать», «место привала» (о чем думает ум и дух бедуинский!). Города с похожими названиями были в античности как «Туниза» (ныне носит арабское название «Эль Кала», там же в Тунисе), или Тенес в Алжире. К сожалению, в Тунисе осталось очень мало «берберов» ввиду того, что эта часть больше всего пострадала от восточных бедуинов. Все же есть несколько тысяч «берберов» на западе, на юге Матмата и на острове Джерба.
АЛЖИР от одноименного города основанного в 960 году берберами мусульманами конфедерации «Санхаджа» (арабское название), династии сыгравшей роковую роль для истинных «берберов» - династии Зиридов (ветвь фатимидов), а именно принцем с многозначащим для истинных «берберов» именем Вулогин Бен ЗИРИ («Зири» из мифологии, как-нибудь и об этом напишу) или Дзири. Тогда город назывался Дзаер Мазгена. Самое интересное, что до сих пор сами алжирцы, даже самые арабы из них, называют столицу и страну Алжир не иначе как Дзаер или с артиклем «л”Дзаер», «дз» в классическом арабском языке просто нет, к слову сказать. А вот официальная версия: Эль-Джазаир (по-арабски «острова», множественное число, обратите внимание), на том основании, что в пунические времена был там порт и назывался Икосиум («остров чаек», то есть 1 остров). В реальности есть там малюсинский островичок, но островов там столько же сколько вулканов в Москве! А вот до сих пор в г.Алжире есть район Булугин (в арабском нет «в» и гласной «о», вот они и произносят таким образом «берберское» Vouloghine – Вулогин).
Шауия: происхождение слова мне неизвестно. Сей «берберский» народ на юго-востоке Алжира, в горах Ауреса (восточный телльский Атлас, гора Шелия и др.), столица региона — город Батна. Ишауиен считаются самыми свирепыми и бесстрашными воинами среди алжирских «берберов», некоторые алжирцы считают их солдафонами забывая о том, что они дали стране много выдающихся писателей, государственных мужей и борцов за независимость во все времена, одна Дихя прозванной арабами «Кахеной» (ясновидящей, прорицательницей) все говорит. Жаль, что только часть этого народа осознает необходимость борьбы за свою культуру и язык. Но это пока…
Кавилия: арабы считают, что название происходит от «кабаиль» (ед.число: кабила=племя), то есть приехали бедуины на вербдюдах и вытеснили всех белых «берберов» земледельцев с равнин к горам Жержер, средний телльский Атлас, (Джюрджюра, теперь так называется) и назвали их племенами! В общем, лучше переходить к более интересным вещам. Итак, Кавилы — самая многочисленная конфедерация северных «берберов», самая разнообразная, самая латинизированная, самая продвинутая в плане борьбы за свою культуру и язык, и, понятное дело, самая атакуемая арабами-исламистами (властями) и террористами при щедрой помощи Саудовской Аравии и прочих шейхов. Кавилия делится на восточную Малую Кавилию со столицей в городе Вегает или по-французски Бужи (bougie = это еще и значит по-французски свеча, из этого города импортировали воск) и на западную Великую Кавилию со столицей в городе Тизи-Узу. Возрождение «берберов» началось именно с событий в Тизи-Узу в 1980. Кавилии будет посвящено много отдельных постов, успеем об этом.
Шенуа: гора Шенуа, телльский Атлас, Ишенуиен – немногочисленный народ, мало чем отличаются от кавилов. Город – знаменитая Типаза (Альбер Камю читали?), рядом Шершель. К этим городам я вернусь отдельно, будет о чем писать.
Мзаб: смуглые берберы оазисов, город Гардая (что значит «мышгород»). Мзабы-«торговцы от Бога», такая молва о них ходит.
МАРОККО
Эту страну по разному называют: иранцы, как и персы прежде, ее называют Марракеш; турки – Фес (по названию другого марокканского города), арабы – магриб (т.е. запад). Европейское название этимологически происходит от искаженного испанского названия города Марракеш по-испански «Марруэкос». Откуда название Марракеш? Понятно, что это «берберское» слово слегка искаженное по-арабски. Есть версия что Марракеш происходит от слов а-Мур (страна, земля) и аКуш (одно из названий солнца и возможно бог солнца), то есть Марракеш это «солнечная страна», эдакий Sunland. Город прозваный ныне «южной жемчужиной» и «красным городом» был основан 1062 у подножья гор юго-западного Атласа Юсефом Ибн Ташфин, главой династии альморавидов, исламизированных сахарских берберов.
РИФ: вы не поверите, но берберское слово «риф» точь-в-точь совпадает по значению с русским словом «край» (грань, рубеж, берег, страна). Рифский край вот как следовало бы назвать эту северо-западную часть земли мазиgов. Сами себя называют арифи (ед.число), ирифиен (множ.число). Язык – тарифит. Города: Надор, Беркан.
ЗАЯНЕ: сами себя называют изаен или имазиgен (мазиgы, общее название всех «берберов»). Язык их так и называется «тамазиgт», общее название «берберского» языка. Проживают в среднем Атласе. Земледельцы и скотоводы, известны своим коневодством. Всадники из них потрясающие! Рекомендую, при случае, посмотреть их «фантазию», что-то вроде скачки со стрельбой.
ШЛЕХ: самый многочисленный «берберский» народ. Шлехы обитают в долине Сусс, в верхнем Атласе и в анти-Атласе. Сами они себя называют «ашелхи» (ед.ч.), «ишельхиен» (мн.ч.). Язык – ташельхит. Марракеш близко, но основные шлехские города это Уарзазат, Загора, Тафилалит, и, конечно же, знаменитый Агадир (что на берберском значит: «укрепленные закрома» или «укрепленное —зерновое- хранилище», это слово также значит «житница», «чердак»).
Мавритания: здесь такая же ситуация, что с Ливией. То есть эта страна унаследовала от французов 19 века (по какому праву спрашивается?) название древней/античной Маврусии – Мавретании тогда как «берберов» там почти нет, остались десятки тысяч племени кочевников Зенага, которых притесняет правящее арабское большинство – потомки бедуинов живущих по законам средневековья. Сами «они» называют эту страну по-арабски «муритания».
Фото туарегов :