У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Язык, культура и история индейцев сиу (лакота)

Сообщений 1 страница 20 из 90

1

Добро пожаловать на Дикий Запад! Вас ждет увлекательнейшее путешествие в мир индейцев сиу-лакота!

Здесь я приглашаю всех к обсуждению языка лакота (сиу). Потом приведу все в порядок и начну выкладывать конкретный материал по лакоте. С лингвистической точки зрения язык лакота чрезвычайно интересен. Пока - предварительные файлы, чтобы ознакомить незнающих, кто такие лакота:

Кто не зачитывался в детстве захватывающими дух книгами Фенимора Купера "Зверобой", "Последний из могикан", "Пионер", "Прерия"? Во время той войны за независимость сиу воевали на стороне французов и слово "Sioux" - французского происхождения, означающее "грязный". Сами сиу предпочитают называть себя лакота (и близкие к ним дакота, накота)

Свернутый текст

"Похороните мое сердце в Вундед Ни", конец XIX века, восстание сиу - "Нас будут помнить вечно, по следам, которые мы оставили!"

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=irjRMmQ1n-A[/youtube]

О готовности признать новое государство уже объявили представители Боливии, Венесуэлы, Кубы, Чили и даже ЮАР, а это, серьёзная заявка на международное признание.

Красное Облако, вождь племени сиу

2

Очень любопытно, Элион.

Но должен заметить, что образ американца-кровопийцы сильно раздут. Полагаю, вам будет любопытна история, случившаеся со мной в США.

(профессор наш) Рон Файер - обаятельный человек. Друг его, бывший работник музея Естественной Истории Айзейштайн - вообще, колоритная личность. Когда мы ожидали его приятеля, доктор Файер таинственно заметил: "сейчас придет мой друг Айзейнштайн, но не тот, который одесскую лестницу снимал, нет, другой...". Айзейштайн был в ковбойской шляпе и мягких сапогах; и он был неподражаем. Тут нас повели по музеям Вашингтона. Не буду рассказывать о Музее Естественной Истории - это грандиозно... Но они очень желали, чтобы мы посетили музей, посвященной культуре американских индейцев. Моя руководительница поинтересовалась, как им (индейцам) сейчас живется. Реакция моих собеседников меня поразила. На лице доктора Файера отразилось легкое смятение. Айзейнштайн понурился и тихо сказал: "...в отношении индейцев была совершена ужасная несправедливость... что бы мы не делали, какие бы шаги не предпринимало наше правительство, эта несправедливость никогда не будет заглажена...".

Тогда я понял две важные вещи: понятие американский народ все же существует; американцы - не эклетическая смесь разных народов, а нация, обладающая самосознанием; и это сознание мучается угрызениями совести. Считаю, это характеризует американцев с самой лучшей стороны. ИМХО... Вот, даже целый фильм сняли про то, как нехорошие амеры преследуют благородных индейцев даже в иных мирах, всячески их унижают и истребляют; и, судя по всему, дадут ему не один Оскар. :-) (надо будет все-таки выложить мои раздумья по этому фильму, он чрезвычайно интересен с культурологической точки зрения...).

3

Спасибо Элион. Суперская тема!

Касательно Республики Лакота :
смотрел новости СNN буквально неделю назад по этой теме. Товарищи краснокожие уже начали выдавать своим "гражданам" пластиковые паспорта. Но выглядит это все не серьезно. Ничего они никому не докажут, готов поспорить на правый глаз. А то, что их там какая-то Боливия признала или Куба - это маленький камень в огород "проклятых буржуинов" и не более того. Это тоже самое , если бы ханты и манси объявили
о выходе из состава РФ [ цензура модератора ] и о создании своего гос-ва...[ цензура модератора ] Так что думаю это все останется на уровне авантюры и своего рода шоу...

____________________

Вопрос по языку  : какова временная парадигма у глагола? Сколько времен и имеет ли "время" линейность (прошедшее-настоящее-будущее)подобную индоевропейской семьи языков или же есть категории "интенсивности" ?

4

Спасибо всем, что откликнулись!

Sacatecah написал(а):

Вопрос по языку  : какова временная парадигма у глагола? Сколько времен и имеет ли "время" линейность (прошедшее-настоящее-будущее)подобную индоевропейской семьи языков или же есть категории "интенсивности" ?

Получается немного забегая вперед. Некоторые сведения о глаголе:

Имеются 3 числа: двойственное тоже есть
инфинитив одновременно является и настоящим и прошедшим - определяется по контексту. Строго говоря, такой формы как инфинитив и нет: u maši - он попросил меня придти (= придти он просил меня)
При необходимости уточнения используются разные уточняющие слова. Будущее время есть: u kte - он придет upi kte - они придут

Есть возвратные, сложные глаголы (префиксы, суффиксы) и составные глаголы
причастий нет - выражаются иначе

Личные местоимения могут интегрироваться в глагол в виде суффиксов:

Многие глагольные формы отличаются в зависимости от того, кто говорит - мужчина или женщина:

škata yo! - играй! (говорит мужчина)   škata po! - играйте! (мужчина - многим)
škata ye! - играй! (говорит женщина)   škata pe!  - играйте! (женщина - многим)

Женщины даже имеют свой закодированный язык, в котором кодификация постоянно изменяется. Цель - скрыть смысл разговора от мужчин

Есть активные и статические глаголы, бенефактив (действие в интересах кого-либо - типа санскритской атманэпады), ну и много других особенностей, которые надеюсь постепенно описать.

(DVD, на который когда-то записал уроки сиу от Ватанкаянка, дисковод не хочет читать, пока отдал знакомому - может, у него прочитается; не удастся прочитать, придется опять по сети все собирать, что удручает)

5

Лакота
(lakhota-oyate.narod.ru/history/lakhota.html)

Свернутый текст

Индейцы, известные белым как западные сиу/последнее слово из языка алгонкинов, означающее ''змеи'', ''враги''/, лакота/''cоюзники''/ относительно недавно пришли в прерии. В начале XVIII века лакота жили и охотились на бизонов на травянистых равнинах западной Миннесоты и восточной Дакоты. Они путешествовали пешком, шесты для небольших типи и домашний скарб перевозили прирученные крупные собаки. В те времена лакота, возможно, все еще использовали каноэ для перевозки мяса с мест охоты в селения.

Этот образ жизни был удивительно хорошо приспособлен к прериям, позволяя лакота пользоваться ресурсами: как приграничных лесов, так и равнин. Они охотились на оленей в лесу, ловили рыбу в реках, охотились на разнообразную дичь на озерах, но основным поставщиком пищи был бизон.

В отличие от своих восточных родственников санти, живших на берегах Миннесоты, лакота не выращивали ни маиса, ни каких-либо овощей. Чтобы разнообразить диету, они получали растительную продукцию путем обмена. Большие ежегодные торговые ярмарки проходили на реке Джеймс, где сиу и их союзники обменивались продуктами и товарами. Бизоньи шкуры, дубленая кожа, луки, украшения из игл дикобраза, орлиные перья предлагались в обмен на маис, овощи, европейские деликатесы, металлические ножи, шила, иглы, топоры, ружья, одежду, одеяла и орнаментированные вещи. Европейские товары британские торговцы с Минесоты сбывали санти, а те, в свою очередь, предлагали их своим западным родственникам. Затем, ближе к середине XVIII века, произошло то, после чего жизнь лакота изменилась навсегда. В их земли начали поступать лошади. Сначала лакота приобретали их у западных племен, но вскоре угон лошадей стал наиболее почетным и ценным способом пополнения их поголовья.

Лакота быстро нашли применение новому животному. Они назвали его шунка вакан/священная собака/, и оно вошло в сердце и душу их культуры. Появление лошади, говорили лакота, было предсказано задолго до этого времени. Лошади стали неотъемлемой частью религии, люди видели их во сне, и священная магия, дарованная Силами Вселенной, защищала табуны лакота и придавала лошадям быстроту.

Жизненные стандарты лакота значительно повысились. Типи стали больше, выше, краше. Для возведения одного жилища теперь требовалось от 20-ти до 30-ти бизоньих шкур. В прежние времена несколько семей из-за недостатка шкур строили одно общее жилище, теперь каждая семья имела типи. Больше того, богатые мужчины позволяли себе иметь несколько жен, и обычно, у каждой было свое собственное жилье. Тем самым сохранялся семейный покой и обеспечивалось свободное место для скарба семьи.

Рост богатства, количество лошадей и товара у лакота становилось все больше, что повлекло за собой расширение военных действий. Лакота в поисках бизонов переправились через Миссури и вышли на короткотравье высоких прерий. И не только за бизонами пришли они туда, а и за лошадьми, совершая набеги на ближние и дальние племена.
Вскоре они достигли Черных Холмов и встретили у их подножия шайенов и арапахо, с которыми быстро заключили мир. Лакота, шайены и арапахо весь век оставались надежными союзниками. Лакота встретили там также кроу и кайова, с которыми повели войну. По мере продвижения на юг они столкнулись с пауни, уже враждовавшими с шайенами, и война между ними началась и не стихала никогда.

В течении первого десятилетия 19 века численность лакота неуклонно возрастала. Главным образом, вследствие повышения рождаемости, а также от того, что немало индейцев из восточных общин откочевывали к западу, чтобы присоединиться к своим предприимчивым родственникам. Вскоре лакота разделились на семь отдельных племен. На севере, кочуя от Миссури до верховий рек Кэннонболл и Грэнд, были хункпапа и черноногие сиу; на берегах Моро и Шайен кочевали миннеконжу, Два Котла и сансарки; южнее этих трех племен, на берегах Южной Шайен, Бэд и Уайт, обосновались оглала и брюле. Белые люди стали приходить в страну сиу с 80-ых годов 18 века. Покупка Луизианы официально закрепила эту землю за США; В 1804 году вверх по Миссури поднялась экспедиция Льюиса и Кларка, повстречавшая на своем пути разные племена сиу и подписавшая с ними договоры, по которым индейцы признали политическую зависимость от Вашингтона. Пиктографические счеты зим отметили это событие как ''Зиму Многих Флагов''. С точки зрения лакота основным результатом договоров стало увеличение числа белых торговцев, которые везли фабричные товары для обмена на мех и шкуры. В 1825 году вверх по Миссури поднялся первый пароход, ознаменовавший собой истинное начало новой эры. С этой поры численность белых стала расти впечатляющими темпами. Но для индейцев транспортные новации означали лишь увеличение и улучшение фабричных товаров. Лакота так жаждали их, что с постройкой в 1828 году форта Бент в южном Колорадо, предприимчивые партии индейцев отправились в далекое торговое путешествие.

Для южных лакота/брюле и оглала/ 1834 год стал поворотным. В то время оглала жили на востоке Черных Холмов, охотясь у верховий Бэд и Южной Шайен. Брюле кочевали дальше к востоку на Уайт Ривер, уходя иногда на охоту в Небраску и сражаясь с пауни. В 1834 году Пушная Компания Скалистых Гор основалп форт Уильямс, позже переименованный в форт Ларами. Страхуя свой бизнес, торговцы Уильям Саблетт и Роберт Кэмпбелл предложили ведущему вождю оглала Бычьему Медведю откочевать к юго-западу, чтобы охотиться на богатых бизонами прериях реки Платт и торговать в новом форте. Оба пункта в предложении привлекли вождя - оглала вынуждены были уходить далеко на восток в поисках торговцев и бизонов в их землях стало меньше и он привел оглала к реке Платт осенью 1834 года. Племя было довольно этим переселением, и следующим летом Голубая Земля, главный вождь брюле, также переселил своих людей на юг для охоты на Найобрэре.
Когда они начали охотиться в Небраске, лакота столкнулись со своими старыми врагами арикарами и их родственниками, скиди пауни/арикары короткое время жили с пауни. В 1835 году два племени напали на брюле, но те сумели повернуть ход битвы в свою пользу, обратив атакующих в бегство и уничтожив 22 человека.

Зимой того года лакота совершили спланированное нападение на арикаров на льду замерзшей Норт Платт у Эш Холлоу. Арикары снова были разбиты; на этот раз они бежали на север, за пределы своих старых охотничьих угодий, и присоединились к манданам и хидатса, живших на Миссури, в Северной Дакоте. В Небраску арикары уже больше не возвращались.

Переместившись в район реки Платт, лакота оказались на пути белых переселенцев. Они видели как ручеек белых вдоль Орегонской Тропы превратился в могучую реку. Неисчислимые толпы путешественников у них на глазах неизменно шли с востока на запад. Они несли с собой холеру и другие болезни, а также явились причиной растущих трудностей между лакота и США.

В 1849 году форт Ларами стал военным постом, станцией и символом защиты путешественников на их пути на запад. В 1851 году на Хорз Крик в западной Небраске собрался великий совет равнинных племен, чтобы подписать договор о дружбе и взаимном прощении. На нем правительственные чиновники потребовали от индейцев избрать верховного вождя для каждого племени. Верховные вожди должны были представлять интересы своих племен в сношениях с США. После долгих споров лакота выбрали верховным вождем Побеждающего Медведя, лидера брюле. Он протестовал, говоря, что это слишком тяжелая ответственность. Он сказал правительственному чиновнику: ''Отец, я боюсь не смерти, а возможности стать вождем всего народа. Я должен стать большим вождем, иначе через несколько лун я буду спать в прерии мертвым''.

Слова Побеждающего Медведя оказались пророческими. Пытаясь разрешить спор между безутешным мормоном, потерявшим корову, и гостившим в лагере брюле воином миннеконжу, убившем ее, вождь был сражен огнем из пушки 18 августа 1854 года. Пушку притащили из форта Ларами солдаты. Им была поставлена задача взять обвиняемого индейца под стражу. В отместку лакота убили лейтенанта Грэттена, неуравновешенного офицера и командира этих солдат, и 29 его подчиненных. Побеждающий Медведь был ''бумажным вождем'' белых, но вместо того, чтобы отнестись к нему с уважением, солдаты убили его без всякого повода. А должность ''верховного вождя'' осталась вакантной навеки.

На следующий год генерал Хэрни повел войска вверх по течению Платт Ривер в поисках сиу. 3 сентября, наткнувшись на лагерь брюле вождя Маленького Грома, стоявший на Блю Уотер в 6 милях к северо-западу от Эш Холлоу, он атаковал его, уничтожив 86 лакота и взяв в плен 70 женщин и детей. В 40-ые и 50-ые годы оглала и брюле охотились по всей Небраске. Хотя оба племени уделяли особое внимание форту Ларами и торговым постам в западной Небраске и Вайоминге, брюле предпочитали зимовать у развилки Платт и на Рипабликэн и ее притоках. Белые Холмы у истоков Уайт Ривер/северо-западная Небраска также являлись их излюбленным местом для зимних стоянок. И брюле и оглала посещали Песчаные Холмы, чтобы ловить диких мустангов. Но лучшими бизоньими пастбищами были прерии между развилкой Платт и рекой Рипабликэн. Ритм социальной жизни лакота, их религия и культура напрямую зависели от бизона. Это животное было наиглавнейшим ресурсом как в материальном, так и в духовном аспектах.

По преданию, прежде чем бизону появиться в прериях, его вынашивала Мать Земля. И люди, говорит легенда, имеют то же самое происхождение. Бизоны послали лакота святое создание, Женщину - Белую Бизониху, и она заключила с ними соглашение, Она дала индейцам Трубку Белого Теленка, чтобы они с ее помощью молились Силам Вселенной, Вакантанке, воплощению всего священного. Бизоны клятвенно обещали лакота быть объектом охоты, но если люди стали бы огорчать своим поведением Вакантанку, то они/бизоны/ вновь ушли бы под землю и вернулись бы лишь в ответ на горячие молитвы и достойное поведение. Трубка стала основой религии лакота, символизируя взаимоотношения между человеком и Силами Вселенной.

Через духовного проводника и видения лакота узнали о священных ритуалах, создавших внешнюю форму их религиозной жизни. В палатке очищения, небольшом куполообразном строении из ивы, покрытой бизоньими шкурами, лакота клали раскаленные камни в очаг. Вход закрывался и лилась вода на камни по верованиям, камень был древнейшим созданием на Земле, и они начинали дышать горячим паром. Проходившие обряд очищения сильно потели, очищая свои тела и обновляя души. Этот обряд у лакота предварял все другие ритуалы -поиск видения, Танец Солнца и т.д. Все церемонии давали лакота силу, утешение, удовлетворение. Когда лакота отправляли религию, они жили в гармонии с Создателем и наслаждались внутренней гармонией, исходящей из самой сути духовной силы. Традиционный образ жизни лакота начал клониться к закату с 1864 года, когда вспыхнули индейские войны на южных равнинах.

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ

Легенда о флейте

Хорошо, ты знаешь нашу флейту, ты слышал её звуки и видел, как красиво она сделана. Эта флейта наша сийотханка, и предназначена она только для одного вида музыки, для музыки любви. В прошлом мужчина сидел один, возможно спрятавшись, став невидимым за деревом во тьме ночи. Он сочинил бы свою собственную мелодию, свою песню ухаживания.

Мы индейцы застенчивы. Даже если бы он был воином, который уже сделал ку на враге, молодой человек едва ли мог набраться храбрости, достаточной, чтобы поговорить с привлекательной винчхинчала – девушкой, в которую он был влюблён.
Также, не было какого-либо места, где молодой человек и девушка могли бы остаться наедине внутри лагеря. Семейства типи всегда наполнено людьми. И естественно, ты не мог выйти из деревни, взяв за руку твою девушку, даже если бы это было нашем обычаем, там, в высокой траве, вас мог бы забодать бизон, растерзать гризли, или томагавк пауни, или вы бы столкнулись с кавалерией США.

Единственный шанс свидания с вашей винчхинчала, это подождать её на рассвете, когда женщины идут на реку или ручей, чтобы запастись водой.

Когда твоя девушка подходит к воде, ты видишь это, и выскакиваешь из-за какого-нибудь куста и стоишь так, чтобы она заметила тебя. И всё что ты мог сделать, чтобы показать ей, что ты заинтересован, это стоять там и улыбаться, смотреть на свои мокасины, царапать своё ухо, возможно…

Винчхинчала тоже не могла многого, кроме как покраснеть, улыбнуться, возможно, бросить дикую репу в тебя. Если бы она любила тебя, единственный путь, которым она могла сообщить о своих чувствах, было то время, за которое она наполняла свой водяной мешок, бросив взгляд на тебя через своё плечо.

Поэтому флейты вершили весь разговор.

Ночью, когда она лежала на бизоньих шкурах в типи родителей, девушка слушала переливы, пение флейты. Между прочим, по технике игры, она понимала, что именно её возлюбленный находился где-то неподалёку. И если бы магия оленя-вапити была бы сильна в нём и ней, возможно, она, прокравшись, последовала бы за тем звуком и встретила бы его без свидетелей.

Флейта всегда делается из кедра. В своей форме она представлена в виде длинной шеи и головы птицы с открытым клювом. Звук выходит из клюва, и это то, когда говорит легенда лакота о том, как люди получили флейту.

Генри Кроу Дог

Легенда о флейте

Давным-давно, много поколений назад, у людей были барабаны, тыквенные и другие погремушки, но не было у них флейт. В то время один юноша отправился на охоту. Мяса было мало, и люди в его лагере голодали.

Он нашёл следы оленя-вапити и шёл по ним очень долго. Олень-вапити, мудрый и быстрый, является тем, кто имеет дыхание любви. Если мужчина обладает Магией Оленя-вапити, девушка, которая нравится ему, поймёт тоже во сне.
Он также станет успешным охотником. Этот юноша, о котором я говорю, не владел Магией Оленя.

После долгих часов он, наконец, понял, что с ним играют. Он был отличным лучником, и имел с собой великолепный новый лук и колчан, наполненный прямыми стрелами, хорошо окрылёнными и окрашенными. Однако вапити всегда удавалось оставаться далеко за пределами выстрела, ведя его куда-то.

Юноша был так сильно увлечён преследованием своей добычи, что он едва замечал, где он шёл. Когда настала ночь, он оказался глубоко в глуши дремучего леса.

Следы оленя исчезли, и не было луны в небе. Он понял, что заблудился, и что в ночной тьме ему не найти обратную дорогу.
К счастью он наткнулся на ручей с прохладной, чистой водой. И он был предусмотрительным, потому что захватил с собой мешочек с васна, сушёным мясом с ягодами и почечным жиром, питательным продуктом, который может поддержать человека в течение нескольких дней.

После того, как он попил и поел, он закутался в свою меховую одежду, и прислонив свою спину к дереву, попробовал отдохнуть. Но он не смог уснуть, лес наполнился странными звуками и криками ночных животных, криками сов, стонами деревьев и воем ветра. Было так, будто бы он слышал эти звуки впервые.

Вдруг, появился совершенно новый звук, который раньше никогда не слышал ни он, ни кто-либо ещё. Это так напугало его, что он достал свой лук из-под своей одежды, и приготовил его к стрельбе. С одной стороны, звук был подобен песне, грустной, но красивой, наполненной любовью, надеждой и тоской. Тогда он не знал этого, но уснул. Ему снилось, что появилась птица, называемая вагнука, красноголовым дятлом, которая пела странно красивую песню и сказала ему: «Иди за мной, и я научу тебя».

Когда охотник проснулся, солнце было уже высоко. На ветке дерева, напротив которого он спал, он увидел красноголового дятла. Птица улетела к другому дереву, и к другому, но не очень далеко, она всё время оглядывалась на юношу, как будто говоря ему: «Пошли!».

Тогда он вновь услышал ту замечательную песню, и его сердце наполнилось желанием найти певца. Летя к этому звуку, и ведя охотника, птица мелькала в листве, но её красное оперение было хорошо заметно. Наконец, на поляне кедров она остановилась, и начала стучать об дерево, шумя, подобно быстрым ударам маленького барабана.

Внезапно задул порыв ветра, и снова охотник услышал этот красивый звук прямо над ним.

Тогда он обнаружил, что песня исходит из сухой части дерева, где дятел был своим клювом. Он понял также, что это был ветер, который производил этот звук, так как он дул в отверстия, которые пробила птица.
«Кхола, друг», - сказал охотник», - «Позволь мне взять эту ветку домой. Ты можешь сделать себе другую».
Он взял ветку с полой частью и отверстиями дятла, которые были длиной с его предплечье. Он пошёл назад в свой лагерь, не добыв мяса, но всё равно счастливый.

В своём типи юноша попробовал заставить ветку петь для него. Он дул в неё, он махал ей, но звука не было. Это опечалило его, он так хотел услышать этот замечательный, новый звук.

Он очистил себя в инипи и поднялся на вершину одинокого холма. Там, в покое с самим собой по соседству с большой скалой, он постился, придя без еды и воды в течение четырёх дней и ночей, плача о видении, которое сказало бы ему, как заставить петь ветку.

В середине четвертой ночи, вагнука, птица с яркой красной вершиной, появилась, и сказала: «Наблюдай за мной!», - и превратилась в человека, и показала охотнику, как заставить ветку петь, повторяя снова и снова, - «Наблюдай за мной опять». И в своём видении юноша наблюдал и наблюдал очень внимательно.

Когда он проснулся, он нашёл дерево кедр. Он взял ветку и начал работать много часов, сделал ветку полой и просверлил такие же отверстия, какие сделал дятел в его сне. Он сделал ветку в форме птицы с длинной шеей и открытым клювом. Он покрасил верх головы птицы в вашаша, священный красный цвет. Он молился. Он окуривал ветку дымом тлеющей полыни, кедра и свитграсса.

Он положил пальцы на отверстия, также как птица в образе человека делала в его видении, и одновременно мягко подул в мундштук.

Внезапно появилась песня, подобная духу и красивая без слов, она медленно полилась к лагерю, где люди¸ услышав её, изумились и обрадовались. С помощью ветра и дятла, юноша принёс им первую флейту.
В лагере жил итханчхан, большой вождь. У этого итханчхан была дочь, которая была красивая, но также очень гордая, которая убедила себя, что нет такого юноши, который был бы достаточно хорош для неё. Многие приходили и ухаживали, но она послала их всех далеко.

Тогда охотник, который сделал флейту решил, что она будет только его девушкой. Подумав о ней, он сочинил специальную песню. И однажды ночью, встав позади высокого дерева, он заиграл её на своей сийотханка в надежде, что это придаст ему обаяния, и она полюбит его.

Винчхинчала услышала его. Она сидела в тхипи своего отца, и ела очень вкусный бизоний горб. Она хотела остаться в типи у огня, но её ноги хотели выйти наружу. Она не хотела, но её ноги потянули её вперёд, и победили.

Её голова говорила ей: «Иди медленнее, иди медленнее!». Но ноги говорили: «Быстрее! Быстрее!». Она увидела юношу, стоящего в лунном свете, она услышала флейту. Её голва сказала: «Не иди к нему, он беден». Её ноги сказали: «Иди, беги!». И вновь ноги победили.

Так они оказались лицом к лицу. Голова девушки велела ей молчать, но ноги велели ей говорить и говорить, тогда она сказала: «Кхошкалака, юноша, я вся твоя!».

Поэтому они легли вместе, юноша и винчхинчала, под одним одеялом.

Позже она сказала ему: «Кхошкалака, воин, я люблю тебя. Позволь твоим родителям послать подарок моему отцу, вождю. Независимо от того насколько маленьким он будет, он будет принят. Позволь твоему отцу сказать за тебя моему отцу. Сделай это скоро! Сделай это сейчас!».

И поэтому их отцы быстро согласились на пожелания их детей.

Гордая винчхинчала стала женой охотника, а сам он стал великим вождём.

Все остальные юноши слышали и видели это. Вскоре они также начали вырезать из ветки кедра головы птиц с длинными шеями и открытыми клювами.

Прекрасная музыка любви путешествовала от племени к племени, и заставляла ноги молодых девушек идти туда, где они быть не должны. И это история о том, как флейта была принесена людям, это благодарность кедру, дятлу и тому юноши, который не смог подстрелить оленя-вапити, но умел слушать.

(Это история из устной традиции, переданная Генри Кроу Догом, Лакота.
Перевод с английского Орлиного Пера, - Новосибирск, 2006
)

Флейта лакота:

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=xuTHmxKLM6c[/youtube]

Флейта лакота: "Танцующий с волками":

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=eMdt0Oya2PQ[/youtube]

6

Спасибо Элион еще раз. Очень интересно.

Ни на что не похоже. Зацепиться нету за что.

Каков лексический фонд языка? Сколько примерно слов существует (своих родных,без англ. заимствований) ?
Существует ли пресса на языке лакота, радио он-лайн ?
Каковы родственные языкии ?

7

Sacatecah написал(а):

Каков лексический фонд языка? Сколько примерно слов существует (своих родных,без англ. заимствований) ?
Существует ли пресса на языке лакота, радио он-лайн ?

Кто же их считал? Во всяком случае, на лакота переведена Библия, написаны легенды, рассказы;  из газет знаю Lakota American (англоязычные не в счет), радио онлайн - Voice of Lakota (Kili). Может, еще есть... Родственные языки ближайшие - дакота и накота (= санти).

Из графического искусства об индейцах сиу (William Purcell):

8

Молодцы краснокожие. :-) Вот так надо беречь свою культуру.

9

Sacatecah написал(а):

Каковы родственные языкии ?

Существуют гипотезы о связи ирокезских языков с сиуанскими (семья макро-сиу) либо с каддоанскими (надсемья ирокуа-каддо, предположительно входящая вместе с хокальтекскими языками в макросемью хока-сиу), однако общепринятого мнения на этот счёт нет.
http://en.wikipedia.org/wiki/Iroquoian_languages

То же касается и сиу-алгских связей

10

Знаменитые сиу

В историческом плане:

- Siŋté Gleśká - Синте Глешка(Spotted Tail - Пятнистый хвост) — вождь брюлей, участвовавший в войне Красного Облака
- Thaóyate Dúta- Таоятэ Дута (Little Crow - Вороненок) — знаменитый вождь в войне дакота 1862 г.
- Tȟatȟáŋka Íyotake - Тхатханка Ийоятэ (Sitting Bull - Сидящий Медведь) — вождь, участвовавший в войне Моленького Большого Рога ( Little Bighorn)
- Tȟašúŋke Witkó - Тхасункэ Витко(Crazy Horse - Бешеная лошадь) — знаменитый вождь, отличавшийся своей отвагой в сражениях
- Maȟpíya Ičáȟtagye - Махпия Ичахтагйэ (Touch the Clouds - Касающийся Облаков) - великий войн огромного роста и недюжинной силы
- Maȟpíya Lúta (Red Cloud - Красное Облако) — знаменитый вождь войны Красного Облака
- Tȟašúŋke Kȟokípȟapi - Тхасункэ Кхокипхапи- (They-Fear-Even-His-Horses - Тот, Чьих Лошадей Даже Боятся) — вождь оглала в войне Красного Облака
- Ištáȟba - Иштахба (Sleepy Eye - Сонливый Глаз) — Chief of the Sisseton band in the mid 19th century; signed four treaties
- Heȟáka Sápa - Хэхака Сапа- (Black Elk - Черный Лось) — святой лакота, автор книг
- Tȟáȟča Hušté - Тхахча Хуштэ -(Lame Deer - Хромой Олень) — святой лакота, возродивший традиционные знания в современную эпоху
- Ohíyes’a Charles Eastman — автор, врач и реформатор
- Полковник Gregory "Pappy" Boyington - Грегори Пэппи Бойингтон— летчик-ас во Второй мировой войне, награжденный медалью за честь
- Waŋbdí Tháŋka - Вангбди Тханка - (Big Eagle - Большой Орел) - вождь дакота, передавший исследование войны дакота 1862 г.
- Tamaha - Тамаха (One Eye - Один Глаз) - вождь дакота на стороне США в войне 1812 г.
- Iŋkpáduta - Инкпадута - (Scarlet Point - Алая Точка) - вождь дакота племени вахпекхуте (Waȟpékhute ), знаменитый своей ненавистью к США; участвовал во всех войнах сиу, начиная с резни у Спирит Лейк в 1857 г. до войны Маленького Большого рога; предпочел умереть, чем сдаться

Современные:

- Robert "Tree" Cody - флейтист (дакота)
- Elizabeth Cook-Lynn- активист, ученый и писатель
- Mary Crow Dog - активист, писатель
- Vine Deloria, Jr., - активист и эссеист
- Indigenous - блюз-банд (накота)
- Illinois Jacquet- джаз-саксофонист (наполовину сиу, наполовину афроамериканец)
- Eddie Little Sky- актер (оглала)
- Russell Means- активист (оглала)
- Ed McGaa- писатель, пилот  F-4 морской пехоты США
- Billy Mills - оглала, единственный америкнец, выигравший бег на 10,000  м. на Олимпийских играх 1964 г.
- Eddie Spears - актер (лакота)
- Michael Spears - актер (лакота)
- Terry Ree - комический актер
- John Trudell - активист, поэт, актер
- Floyd Red Crow Westerman - певец и актер (дакота)
- Kim Winona (1930-1978) - актриса
- Leonard Peltier - активист, ложно обвиненный в убийстве двух агентов ФБР в 1975 г.
- Woodrow Keeble- первый сиу, награжденный медалью за честь в корейской войне
- Luther Standing Bear - актер и борец за права сиу
- J. Medicine Hat - комический актер и гипнотизер
- Chaske Spencer- актер

Сиу в популярных СМИ:

- Фильм "Bury My Heart at Wounded Knee" (Похороните мое сердце в Вундед Ни) - по книге Ди Браун(Dee Brown).
- Фильмы "Dances with Wolves" (Танцующий с волками) и Thunderheart (Грозовое сердце)
- "Elegy to the Sioux," (Элегия сиу) - поэма Нормана Дюби (Norman Dubie)
- Серия короткометражных фильмов Into the West (На Запад) - описывает лакота во время продвижения бледнолицых в Великие Равнины и Скалистые Горы
- Роман A Death for Beauty (Смерть за красоту) - описывает сиу и их сражения с кавалерией США во время гражданской войны

Xico написал(а):

То же касается и сиу-алгских связей

Сиу связывают и с ирокезами, и с алгонкинами, но это все так запутано - нужно время, чтобы разобраться...

Фильм "Грозовое сердце"
Агента ФБР, сиу по происхождению, посылают в резервацию для расследования убийства, где он сталкивается лицом к лицу с наследием своего народа. Шаг за шагом он начинает отказываться от тактики запугивания своих коллег... Замечательный фильм!

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=Xzvqfv8cBuw[/youtube]

Карта расселения индейских племен в США и карта расселения сиу (Нажмите ЛМ, чтобы увеличить)

11

Легенды лакота

Свернутый текст

Как лакота научились Танцу Солнца

В своем зимнем лагере Лакота голодали, и маленькие дети просили мяса. Их посетил шаман и сказал, что если человек отправится на запад, то его научат, как люди смогут достать еду. На совете один юноша вызвался идти, и люди дали ему сумку с небольшим количеством еды. Он пошел на запад и встретил старуху. Она попросила его поесть, и он дал ей свою сумку. Старуха ела жадно, и он подумал, что она может съесть всю его еду. Однако, он запел веселую песню, и пока она ела, все смотрел на запад. Старуха наблюдала за ним и, закончив есть, вернула сумку и сказала, что она Вакан, и так как он весело отдал всю свою еду, то теперь никогда не будет голодным. Юноша заглянул в сумку и увидел, что она полна отличной еды. И всегда после этого она оставалась полной, как бы много и часто он не брал из нее еду.

Старуха сказала, что погода холодная, и снег глубокий, так что никто не пускается в путешествие, кроме как по необходимости. Она дала ему плащ, сделанный из кроличьих шкурок, очень легкий и теплый, а также мокасины, окаймленные мехом выдры, подметки которых были толстыми и изогнутыми, как лук. Старуха велела ему идти на гору на западе, а там кто-нибудь подскажет ему, куда идти дальше.

Юноша пошел так, как она ему сказала. Плащ у него был такой легкий, что он удерживал юношу от погружения в снег, а подошвы его мокасин так изогнулись, что толкали его вперед, как стрелу из лука. Вскоре он пришел на гору и увидел там старика. Старик сказал, что ему очень холодно, так как у него нет никакого плаща. Юноша отдал ему свой кроличий плащ, и старик сказал:

– Я Вази, Колдун. За то, что ты отдал мне свой плащ, ты никогда не будешь мерзнуть.

Он велел юноше идти к пещере, а там кто-нибудь проводит его дальше, но предупредил, что если он встретит молодого человека, то пусть он не слушает его.

Юноша пошел дальше на запад. Погода была теплая, и снега уже не было. Вскоре он заметил другого юношу, идущего также на запад, и догнал его. Этот юноша спросил его, куда он направляется и почему двигается так быстро. Юноша не ответил и продолжал идти.

Странный молодой человек шел с ним так же быстро, как и он, и задавал множество вопросов. Однако, юноша не отвечал. Тогда молодой человек заявил, что может подсказать, как юноша может двигаться еще быстрее. Юноша спросил, каким образом это может быть сделано, и молодой человек ответил, что пара его мокасин делают его передвижение быстрым, но если у него будет четыре подошвы, то он сможет двигаться вдвое быстрее. Юноша удивился и спросил, как он может иметь на мокасинах четыре подошвы, и молодой человек ответил, что сделать из двух подошв четыре легко, если их разрезать пополам. Тогда будут как бы четыре мокасина. Юноша разрезал подошвы своих мокасин на четыре части. Однако, когда он надел мокасины, подошвы не могли больше пружинить, и он передвигался не быстрее, чем до того, как получил волшебные мокасины.

Молодой человек смеялся громко и долго. Юноша спросил, кто он такой, и тот ответил, что его зовут Иктоми, и добавил, что теперь люди, говоря о юноше, который пошел доставать для детей мясо, будут громко смеяться потому, что он разрезал подошвы своих мокасин.

Тогда пристыженный юноша взял в руки свою сумку, которая теперь всегда была полна еды, и она загремела как погремушка. Он потряс ею в направлении Иктоми, заставив того в ужасе убежать.

Посмеявшись над Иктоми, юноша отправился своим путем, по направлению к пещере. Когда он подошел к пещере, то заметил возле него новое типи. Он остановился, разглядывая его. Вышла прекрасная молодая женщина, взяла его за руку, провела его в типи и усадила на мужское место. Она сама села на женское место, заканчивая пару новых мокасин. Юноша был так удивлен, что только смотрел на нее. Закончив шитье, она сказала, что теперь в ее типи есть муж, и она сделала ему мокасины. Она дала их юноше и велела надеть. Он обул мокасины и спросил, кто она. Она ответила, что она – его женщина, и будет служить ему, пока он живет с ней в ее типи. Юноша рассказал, что дети его народа просят мяса, и его отправили на запад, чтобы узнать, как достать для них мяса, а поэтому он не может остаться и жить с ней. Тогда женщина сказала, что она провела его за руку через дверь своего типи, усадила на мужское место, а это связывает его с ней. То, что он надел мокасины, сделанные для него, является его согласием быть ее мужем, согласно обычаям его народа. Юноша возразил, что он не может оставить детей своего народа умирать от голода. Поэтому он должен уйти и научиться, как доставать для них мяса. Женщина ответила, что если он будет жить с ней в ее типи хотя бы эту ночь, то она пойдет с ним, и отведет его туда, где он сможет научиться тому, как получить достаточно мяса.

Юноша остался с ней в эту ночь, а утром они отправились вместе в пещеру, куда она его повела. По этой пещере они спустились туда, где жил бизоний народ, и нашли его танцующим какой-то танец. Женщина дала мужу свиток и велела идти танцевать с бизоньим народом. Он танцевал, учась делать так же, как они. Затем женщина велела ему сесть вместе с музыкантами. Он сел и научился петь, как пели они.

Когда танец был закончен, женщина рассказала юноше, что бизоний народ танцует перед Солнцем потому, что хочет, чтобы солнце сделало что-то для них. И что когда они умилостивят таким образом солнце, оно сделает то, чего они хотят. Затем она взяла юношу за руку и повела его в типи вождя бизоньего народа. Она рассказала своему отцу, что она провела этого человека через дверь своего типи, усадила его на мужское место, и что он взял мокасины, сделанные для него, что маленькие дети его народа плачут без мяса, и он пошел научиться, как достать достаточно мяса. Вождь сказал, что раз он принял его дочь как свою женщину, то этим он сам стал как бизоний человек. Следовательно, вождь должен рассказать ему, каким образом бизоний народ служит солнцу, чтобы оно дало им то, о чем они просят. Он сказал, что когда они танцуют так, как они это делали, когда юноша пришел, то это приятно солнцу, и оно дает им то, в чем они нуждаются. Затем он велел юноше вернуться к своему народу и сказать людям, что если они дадут обет танцевать перед солнцем, когда сойдет снег, и попросят солнце о мясе, то оно даст им достаточное количество мяса.

Юноша вернулся к своему народу, а его женщина пошла с ним. Он рассказал людям все, что он узнал, и они дали обет танцевать перед Солнцем, когда сойдет снег. Затем шаман попросил Солнце дать им мяса. Потом бизонья женщина встала перед советом и велела всем мужчинам приготовиться к охоте. Она проведет их туда, где они смогут убить много дичи и добыть достаточно мяса.

Когда женщины увидели ее, стоящую перед советом, и услышали ее слова, они подняли крик и заявили, что она Двуликая Женщина и хочет заманить и увести от них их мужчин. Они указывали на ее коричневые волосы и голубые глаза как на доказательство того, что она злое существо. Мужчины засомневались в ней. Тогда юноша встал рядом со своей женщиной и заявил, что он носит мокасины, которые она сделала для него, и обернул свой плащ вокруг нее и себя. Он сказал, что мяса для детей есть, и если мужчины боятся пойти и принести его, то он уйдет со своей женщиной к ее народу.

Перед людьми встал шаман, и все замолчали. Он набил трубку, зажег ее и выкурил. Затем снова набил трубку, зажег ее, передал, и совет совместно выкурил ее. Пока они курили, шаман сделал воскурение, сначала шалфеем, а затем душистой травой. Он встал, и люди замолчали. Он сказал, что те, кто не станут делать, как сказал юноша, будут страдать. Тогда совет распорядился, чтобы все мужчины приготовились к охоте и отправились туда, куда их поведет женщина.

Она отвела их на склон холма, и там они обнаружили громадное стадо бизонов. Мужчины убили очень много животных. Женщины следовали за ними из лагеря, распевая печальные песни, которые поют для тех, кто погибает в опасном путешествии, однако, когда они поднялись на вершину холма и увидели убитых мужчинами животных, они бросились назад в лагерь, крича и распевая песни радости. Они принесли свои инструменты и разделали убитых бизонов, и получили много мяса.
Этого мяса было достаточно на несколько месяцев. Женщины приготовили великий пир, и когда все пировали, они выкрасили красным пробор на волосах женщины, а шаман провел красную полоску на ее лбу, сделав ее таким образам дочерью народа. Юноша встал возле нее, завернулся вместе с ней в плащ, а молодые девушки пели песни в их честь.
Наступил месяц енота, снег сошел, и люди разошлись своими путями. Только юноша, его жена и шаман остались на месте зимнего лагеря. Юноша сел и накрыл голову плащем, так как он напомнил людям об их обетах танцевать для солнца, а они ответили, что у них сейчас достаточно мяса, а вскоре они снова будут охотится на бизонов и получат его еще больше, и поэтому юноше было стыдно за свой народ.

Люди охотились, но не находили никакой дичи. Тогда они вспомнили о своих обетах и вернулись спросить у шамана, что же им делать. Это было в месяце, когда созревали вишни. Шаман сказал людям, что раз они были неискренни, когда давали обет Солнцу, то теперь они должны подтвердить свою искренность, заставив течь кровь из ран, и при этом исполнить свои обеты, танцуя для Солнца. Но так как женщины усомнились в том, что Солнце может дать им мясо, то они не должны танцевать перед его лицом. Затем бизонья женщина показала людям, как сделать лагерный круг и Палатку Солнца, а юноша научил песням и танцу.

Бизоны вернулись, снова было достаточно мяса, а женщина показала, как нужно готовить для пиров бизоньи языки. Шаман показал людям, как наносятся раны для кровотечения, и как они должны страдать в танце, из-за того, что были неискренни.
Когда луна стала круглой, все были готовы. Женщины устраивали пиры, а мужчины танцевали перед ликом Солнца, и Солнце было довольно.

С того времени, когда Лакота чего-нибудь очень хочет, он дает обет танцевать Танец Солнца, если Солнце даст ему то, о чем он просит. И тогда он танцует Танец Солнца в месяце, когда поспеют ягоды вишни.

Танец Солнца осуществляется многими индейцами Равнин, и Лакота называют его Виванянк Вачипи, или «Танец, смотрящего на Солнце». Он – один из семи священных обрядов Лакота.  Цель всех семи ритуалов состоит в том, чтобы усилить tiyospaye ("сообщество" или «расширенную семейную общину»), и смысл mitakuye oyasin («Мы все родстенники»).

Ритуал Танца Солнца включает пост, очищение и танец. В центре круга танца - священное дерево, вокруг которого непосредственно происходит действо. Иногда, даже  сегодня, Танец Солнца включает пронзание плоти танцоров мужчин, которые желают принести персональную жертву. Солнце всесильно. Когда танцор участвует в Танце Солнца, это участие священно и таинственно. Танец Солнца служит, прежде всего, фактором, чтобы усилить самоосмысление танцора и дух, а также улучшить связи с сообществом (tiyospaye).

Танец Солнца Сидящего Медведя

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=CLOw8CHjpzg[/youtube]

Группа сиу, 1851 г.

*****

12

ИСТОРИЯ

Вождь сиу Maȟpiya Luta (Красное Облако)

(отсюда: http://www.liveinternet.ru/community/17 … t47230717/)

Верховный вождь оглала-сиу . Родился на реке Платт в Небраске . Благодаря своей храбрости стал вождем общины оглала , называвшейся итешича , или Злые Лица .

В начале 1860-х годов Джон Бозмен нашел новый путь на золотые прииски Монтаны , лежащий через земли сиу , по которому двинулись поселенцы и золотоискатели . Затем правительство начало строить дорогу вдоль реки Паудер . Индейцы были встревожены и разгневаны : караваны фургонов , число которых росло день ото дня , пересекали их охотничьи угодья . Все это привело к столкновениям с сиу и шайенами в 1865 году . В июне 1866 года в форте Ларами вожди племен встретились с представителями американских властей , чтобы подписать мирный договор . Красное Облако настаивал , чтобы на границах территории сиу не было ни одного военного поста , но армейские чины категорически отказались , и вождь уехал готовиться к войне . В течении двух последующих лет произошло несколько крупных сражений , и в ноябре 1868 года был подписан новый договор , по которому правительство согласилось убрать армию со спорных земель и основать Великую резервацию сиу .

В 1870 году делегация сиу Красного Облака и Пятнистого Хвоста посетила Вашингтон , где встречалась с президентом США Улиссом Грантом . Оба вождя выступали за мир с белыми людьми и не участвовали в последующих войнах . После победы индейцев на реке Литтл - Бигхорн в 1876 году в которой участвовал его сын Джек , правительство обвинило Красное Облако в тайной помощи враждебным соплеменникам . В том же году Красное Облако и его соплеменники переселились в Пайн-Ридж в 1878 году .

В 1890 году во время Восстания Пляски Духов вождь выступал за мир с белыми людьми ... В последние годы жизни здоровье Красного Облака было подорвано , и он совсем ослеп . Умер он в 1909 году в доме , который был построен для него правительством . Прославленный воин , храбрец и выдающаяся личность - именно таким был Красное Облако , человек , который в течении десяти лет возглавлял отчаянную борьбу против наступающих белых .

Красное Облако:

13

Круто Элион ! + 100 )

Касательно выкрика "hau" - это слово есть практически во всех языках индейц6в Сев.Америки.Есть также и у сибирских народов, у монголов, бурятов, тувинцев и еще оч. многих.
Ага. Тувинцы. Они говорят "ахой!".В теме "Этническая музыка" я приводил клип тувинской группы Ят-Ха с песней "Ahoi", которую исполняет Омун Сайлык ( считается одной из лучших тюркских певиц современности, кстати) . Так вот фронтмэн группы Ят-Ха Альберт Кувезин мне сказал ( я с ним поддерживаю переписку ) , что "ахой" - это энергичный выкрик, кот. тувинцы используют в различных ситувциях, но суть его уходит корнями к древним шаманам.Никак не переводится...

По языку лакота - оч. интересно и вроде как весьма легко.Учить еще не учу, но материал вами ранее выложеный чисто во время нескольких поездок в метро усвоить успел. Несколько минут.Так что пока не сложно...Кстати интересно есть ли в РФ спецы по этому языку? На русс.яз. форуме по индейским языкам пока что спецов не заметил, хотя там люди на иных индейских языках шпарят лихо - я прозрел ))) Так что если что, так в дурдоме и скажем - мы такие не одни! lol :)

14

Sacatecah написал(а):

Есть также и у сибирских народов, у монголов, бурятов, тувинцев и еще оч. многих.

Ну дык, они же все тоже индейцы - только российские...

15

Я тоже индеец (только под прикрытием ), ибо мне, выражаясь словами группы "Ноль" - завседа везде ништяк ).Вот только иногда нападает тоска и жажда пространства : "Эх, где ж вы кони мои кони, что несут во весь опор!?" (?)

16

Sacatecah написал(а):

Вот только иногда нападает тоска и жажда пространства : "Эх, где ж вы кони мои кони, что несут во весь опор!?"

Естественная тоска по прериям... А кони ваши, вот они:

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=gdfJqAETYsI[/youtube]

17

Sketch of Lakhota, a Siouan Language
DAVID S. ROOD AND ALLAN R. TAYLOR
Handbook of North American Indians

Очерк языка лакота, одного из  языков сиу
Дэвид С. Руд, Аллан Р. Тейлор
Справочник по североамериканским индейцам.
Добавлено - Xico

***

Короче говоря - не самая подробная, но вполне доставляющая грамматика. Сакатэка рекомендует.

18

Понимая, что специфика и направленность данного форума имеет несколько иной вектор, и активность в этой теме маловероятна ( по крайней мере на данный момент ) , то Сакатэка рекомендует форум наших индейских товарищей и их друзей.

Lakota Language learning community

Lakh(o'l’iyapi ki? le'l ta?ya'? yahi'.

Вполне толковый форум по языку , культуре и иже с ними. Язык : английский и лакота. Есть встроенная виртуальная клава. Доставляет.

Регимся тут :

19

Спасибо, Сакатека. Книгой Руда и Тейлора как раз пользуюсь.
На сайте lakȟoliya owakhiye othi зарегистрирован. Очень хороший сайт. Там можно прослушать и изучить слова по темам, почерпнуть кое-какую другую информацию, но для полноценной жизни на сайте нужно иметь у себя на полке NLD - Новый большой словарь лакота. Иначе никак. Без него в электронной версии можно посмотреть не больше 3 слов за раз.

Англо-лакотский словарь на 9000, пдф, можно скачать тут:

Правда, знающий человек сказал, что там много ошибок. Самый большой авторитет в языке лакота - это Buechel, но его книги в сети пока найти не могу.

Здесь виртуальная клавиатура лакоты и массы других редких и нередких языков:

Что касается посещаемости темы, надеюсь, что интересующиеся будут. Особенно те, кто язык изучает не с прагматической точки зрения, а язык лакота с лингвистической точки зрения очень интересен, достаточно развит и продолжает развиваться. Интересна и история сиу вообще, их философия, религиозные воззрения, и т.д. На сегодняшний день сиу - самые активные и, если можно так сказать, самые популярные туземцы США. Да и самые многочисленные, насколько я знаю...

20

Elion написал(а):

На сайте lakȟoliya owakhiye othi зарегистрирован.

Я тоже зарегился. Ник аналогичный ( он у меня кругом одинаковый )

Elion написал(а):

Правда, знающий человек сказал, что там много ошибок. Самый большой авторитет в языке лакота - это Buechel, но его книги в сети пока найти не могу.

Только что звонил другу в Бостон по поводу литературы , обещают-съ поискать. Если что - выложу. Но не факт ( на меня уже думают как на того, поехал я типа , башню в край развернуло ) :)))))

Elion написал(а):

Что касается посещаемости темы, надеюсь, что интересующиеся будут.

Даже если нас тут двое будет - мы язык сможем освоить. Плюс американский форум. Все шансы. А там - будем посмотреть.

Elion написал(а):

а язык лакота с лингвистической точки зрения очень интересен, достаточно развит и продолжает развиваться. Интересна и история сиу вообще, их философия, религиозные воззрения, и т.д.

Elion написал(а):

Особенно те, кто язык изучает не с прагматической точки зрения

А какова тут может быть прагматика ???? Это чисто в кайф. Не, ну ежели лакота Республику отстоят, то можно будет конечно и полит. убежище просить. Уже смешно. Хотя жизнь - штука мало предсказуемая, имхо )

Elion написал(а):

Интересна и история сиу вообще, их философия, религиозные воззрения, и т.д.

Может и так. Вероятно , что так. Но подмывает тему языка Nahuatl залить, хотя кому оно тут окромя меня надо ? )))) Еще в сети есть лит-ра по дакоте, это оч. близко к сиу. по факту - диалект. Но пока наверное лучше не смешивать, что-то одно для начала, пока не уложится в башке....