Индейцы, известные белым как западные сиу/последнее слово из языка алгонкинов, означающее ''змеи'', ''враги''/, лакота/''cоюзники''/ относительно недавно пришли в прерии. В начале XVIII века лакота жили и охотились на бизонов на травянистых равнинах западной Миннесоты и восточной Дакоты. Они путешествовали пешком, шесты для небольших типи и домашний скарб перевозили прирученные крупные собаки. В те времена лакота, возможно, все еще использовали каноэ для перевозки мяса с мест охоты в селения.
Этот образ жизни был удивительно хорошо приспособлен к прериям, позволяя лакота пользоваться ресурсами: как приграничных лесов, так и равнин. Они охотились на оленей в лесу, ловили рыбу в реках, охотились на разнообразную дичь на озерах, но основным поставщиком пищи был бизон.
В отличие от своих восточных родственников санти, живших на берегах Миннесоты, лакота не выращивали ни маиса, ни каких-либо овощей. Чтобы разнообразить диету, они получали растительную продукцию путем обмена. Большие ежегодные торговые ярмарки проходили на реке Джеймс, где сиу и их союзники обменивались продуктами и товарами. Бизоньи шкуры, дубленая кожа, луки, украшения из игл дикобраза, орлиные перья предлагались в обмен на маис, овощи, европейские деликатесы, металлические ножи, шила, иглы, топоры, ружья, одежду, одеяла и орнаментированные вещи. Европейские товары британские торговцы с Минесоты сбывали санти, а те, в свою очередь, предлагали их своим западным родственникам. Затем, ближе к середине XVIII века, произошло то, после чего жизнь лакота изменилась навсегда. В их земли начали поступать лошади. Сначала лакота приобретали их у западных племен, но вскоре угон лошадей стал наиболее почетным и ценным способом пополнения их поголовья.
Лакота быстро нашли применение новому животному. Они назвали его шунка вакан/священная собака/, и оно вошло в сердце и душу их культуры. Появление лошади, говорили лакота, было предсказано задолго до этого времени. Лошади стали неотъемлемой частью религии, люди видели их во сне, и священная магия, дарованная Силами Вселенной, защищала табуны лакота и придавала лошадям быстроту.
Жизненные стандарты лакота значительно повысились. Типи стали больше, выше, краше. Для возведения одного жилища теперь требовалось от 20-ти до 30-ти бизоньих шкур. В прежние времена несколько семей из-за недостатка шкур строили одно общее жилище, теперь каждая семья имела типи. Больше того, богатые мужчины позволяли себе иметь несколько жен, и обычно, у каждой было свое собственное жилье. Тем самым сохранялся семейный покой и обеспечивалось свободное место для скарба семьи.
Рост богатства, количество лошадей и товара у лакота становилось все больше, что повлекло за собой расширение военных действий. Лакота в поисках бизонов переправились через Миссури и вышли на короткотравье высоких прерий. И не только за бизонами пришли они туда, а и за лошадьми, совершая набеги на ближние и дальние племена.
Вскоре они достигли Черных Холмов и встретили у их подножия шайенов и арапахо, с которыми быстро заключили мир. Лакота, шайены и арапахо весь век оставались надежными союзниками. Лакота встретили там также кроу и кайова, с которыми повели войну. По мере продвижения на юг они столкнулись с пауни, уже враждовавшими с шайенами, и война между ними началась и не стихала никогда.
В течении первого десятилетия 19 века численность лакота неуклонно возрастала. Главным образом, вследствие повышения рождаемости, а также от того, что немало индейцев из восточных общин откочевывали к западу, чтобы присоединиться к своим предприимчивым родственникам. Вскоре лакота разделились на семь отдельных племен. На севере, кочуя от Миссури до верховий рек Кэннонболл и Грэнд, были хункпапа и черноногие сиу; на берегах Моро и Шайен кочевали миннеконжу, Два Котла и сансарки; южнее этих трех племен, на берегах Южной Шайен, Бэд и Уайт, обосновались оглала и брюле. Белые люди стали приходить в страну сиу с 80-ых годов 18 века. Покупка Луизианы официально закрепила эту землю за США; В 1804 году вверх по Миссури поднялась экспедиция Льюиса и Кларка, повстречавшая на своем пути разные племена сиу и подписавшая с ними договоры, по которым индейцы признали политическую зависимость от Вашингтона. Пиктографические счеты зим отметили это событие как ''Зиму Многих Флагов''. С точки зрения лакота основным результатом договоров стало увеличение числа белых торговцев, которые везли фабричные товары для обмена на мех и шкуры. В 1825 году вверх по Миссури поднялся первый пароход, ознаменовавший собой истинное начало новой эры. С этой поры численность белых стала расти впечатляющими темпами. Но для индейцев транспортные новации означали лишь увеличение и улучшение фабричных товаров. Лакота так жаждали их, что с постройкой в 1828 году форта Бент в южном Колорадо, предприимчивые партии индейцев отправились в далекое торговое путешествие.
Для южных лакота/брюле и оглала/ 1834 год стал поворотным. В то время оглала жили на востоке Черных Холмов, охотясь у верховий Бэд и Южной Шайен. Брюле кочевали дальше к востоку на Уайт Ривер, уходя иногда на охоту в Небраску и сражаясь с пауни. В 1834 году Пушная Компания Скалистых Гор основалп форт Уильямс, позже переименованный в форт Ларами. Страхуя свой бизнес, торговцы Уильям Саблетт и Роберт Кэмпбелл предложили ведущему вождю оглала Бычьему Медведю откочевать к юго-западу, чтобы охотиться на богатых бизонами прериях реки Платт и торговать в новом форте. Оба пункта в предложении привлекли вождя - оглала вынуждены были уходить далеко на восток в поисках торговцев и бизонов в их землях стало меньше и он привел оглала к реке Платт осенью 1834 года. Племя было довольно этим переселением, и следующим летом Голубая Земля, главный вождь брюле, также переселил своих людей на юг для охоты на Найобрэре.
Когда они начали охотиться в Небраске, лакота столкнулись со своими старыми врагами арикарами и их родственниками, скиди пауни/арикары короткое время жили с пауни. В 1835 году два племени напали на брюле, но те сумели повернуть ход битвы в свою пользу, обратив атакующих в бегство и уничтожив 22 человека.
Зимой того года лакота совершили спланированное нападение на арикаров на льду замерзшей Норт Платт у Эш Холлоу. Арикары снова были разбиты; на этот раз они бежали на север, за пределы своих старых охотничьих угодий, и присоединились к манданам и хидатса, живших на Миссури, в Северной Дакоте. В Небраску арикары уже больше не возвращались.
Переместившись в район реки Платт, лакота оказались на пути белых переселенцев. Они видели как ручеек белых вдоль Орегонской Тропы превратился в могучую реку. Неисчислимые толпы путешественников у них на глазах неизменно шли с востока на запад. Они несли с собой холеру и другие болезни, а также явились причиной растущих трудностей между лакота и США.
В 1849 году форт Ларами стал военным постом, станцией и символом защиты путешественников на их пути на запад. В 1851 году на Хорз Крик в западной Небраске собрался великий совет равнинных племен, чтобы подписать договор о дружбе и взаимном прощении. На нем правительственные чиновники потребовали от индейцев избрать верховного вождя для каждого племени. Верховные вожди должны были представлять интересы своих племен в сношениях с США. После долгих споров лакота выбрали верховным вождем Побеждающего Медведя, лидера брюле. Он протестовал, говоря, что это слишком тяжелая ответственность. Он сказал правительственному чиновнику: ''Отец, я боюсь не смерти, а возможности стать вождем всего народа. Я должен стать большим вождем, иначе через несколько лун я буду спать в прерии мертвым''.
Слова Побеждающего Медведя оказались пророческими. Пытаясь разрешить спор между безутешным мормоном, потерявшим корову, и гостившим в лагере брюле воином миннеконжу, убившем ее, вождь был сражен огнем из пушки 18 августа 1854 года. Пушку притащили из форта Ларами солдаты. Им была поставлена задача взять обвиняемого индейца под стражу. В отместку лакота убили лейтенанта Грэттена, неуравновешенного офицера и командира этих солдат, и 29 его подчиненных. Побеждающий Медведь был ''бумажным вождем'' белых, но вместо того, чтобы отнестись к нему с уважением, солдаты убили его без всякого повода. А должность ''верховного вождя'' осталась вакантной навеки.
На следующий год генерал Хэрни повел войска вверх по течению Платт Ривер в поисках сиу. 3 сентября, наткнувшись на лагерь брюле вождя Маленького Грома, стоявший на Блю Уотер в 6 милях к северо-западу от Эш Холлоу, он атаковал его, уничтожив 86 лакота и взяв в плен 70 женщин и детей. В 40-ые и 50-ые годы оглала и брюле охотились по всей Небраске. Хотя оба племени уделяли особое внимание форту Ларами и торговым постам в западной Небраске и Вайоминге, брюле предпочитали зимовать у развилки Платт и на Рипабликэн и ее притоках. Белые Холмы у истоков Уайт Ривер/северо-западная Небраска также являлись их излюбленным местом для зимних стоянок. И брюле и оглала посещали Песчаные Холмы, чтобы ловить диких мустангов. Но лучшими бизоньими пастбищами были прерии между развилкой Платт и рекой Рипабликэн. Ритм социальной жизни лакота, их религия и культура напрямую зависели от бизона. Это животное было наиглавнейшим ресурсом как в материальном, так и в духовном аспектах.
По преданию, прежде чем бизону появиться в прериях, его вынашивала Мать Земля. И люди, говорит легенда, имеют то же самое происхождение. Бизоны послали лакота святое создание, Женщину - Белую Бизониху, и она заключила с ними соглашение, Она дала индейцам Трубку Белого Теленка, чтобы они с ее помощью молились Силам Вселенной, Вакантанке, воплощению всего священного. Бизоны клятвенно обещали лакота быть объектом охоты, но если люди стали бы огорчать своим поведением Вакантанку, то они/бизоны/ вновь ушли бы под землю и вернулись бы лишь в ответ на горячие молитвы и достойное поведение. Трубка стала основой религии лакота, символизируя взаимоотношения между человеком и Силами Вселенной.
Через духовного проводника и видения лакота узнали о священных ритуалах, создавших внешнюю форму их религиозной жизни. В палатке очищения, небольшом куполообразном строении из ивы, покрытой бизоньими шкурами, лакота клали раскаленные камни в очаг. Вход закрывался и лилась вода на камни по верованиям, камень был древнейшим созданием на Земле, и они начинали дышать горячим паром. Проходившие обряд очищения сильно потели, очищая свои тела и обновляя души. Этот обряд у лакота предварял все другие ритуалы -поиск видения, Танец Солнца и т.д. Все церемонии давали лакота силу, утешение, удовлетворение. Когда лакота отправляли религию, они жили в гармонии с Создателем и наслаждались внутренней гармонией, исходящей из самой сути духовной силы. Традиционный образ жизни лакота начал клониться к закату с 1864 года, когда вспыхнули индейские войны на южных равнинах.
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ
Легенда о флейте
Хорошо, ты знаешь нашу флейту, ты слышал её звуки и видел, как красиво она сделана. Эта флейта наша сийотханка, и предназначена она только для одного вида музыки, для музыки любви. В прошлом мужчина сидел один, возможно спрятавшись, став невидимым за деревом во тьме ночи. Он сочинил бы свою собственную мелодию, свою песню ухаживания.
Мы индейцы застенчивы. Даже если бы он был воином, который уже сделал ку на враге, молодой человек едва ли мог набраться храбрости, достаточной, чтобы поговорить с привлекательной винчхинчала – девушкой, в которую он был влюблён.
Также, не было какого-либо места, где молодой человек и девушка могли бы остаться наедине внутри лагеря. Семейства типи всегда наполнено людьми. И естественно, ты не мог выйти из деревни, взяв за руку твою девушку, даже если бы это было нашем обычаем, там, в высокой траве, вас мог бы забодать бизон, растерзать гризли, или томагавк пауни, или вы бы столкнулись с кавалерией США.
Единственный шанс свидания с вашей винчхинчала, это подождать её на рассвете, когда женщины идут на реку или ручей, чтобы запастись водой.
Когда твоя девушка подходит к воде, ты видишь это, и выскакиваешь из-за какого-нибудь куста и стоишь так, чтобы она заметила тебя. И всё что ты мог сделать, чтобы показать ей, что ты заинтересован, это стоять там и улыбаться, смотреть на свои мокасины, царапать своё ухо, возможно…
Винчхинчала тоже не могла многого, кроме как покраснеть, улыбнуться, возможно, бросить дикую репу в тебя. Если бы она любила тебя, единственный путь, которым она могла сообщить о своих чувствах, было то время, за которое она наполняла свой водяной мешок, бросив взгляд на тебя через своё плечо.
Поэтому флейты вершили весь разговор.
Ночью, когда она лежала на бизоньих шкурах в типи родителей, девушка слушала переливы, пение флейты. Между прочим, по технике игры, она понимала, что именно её возлюбленный находился где-то неподалёку. И если бы магия оленя-вапити была бы сильна в нём и ней, возможно, она, прокравшись, последовала бы за тем звуком и встретила бы его без свидетелей.
Флейта всегда делается из кедра. В своей форме она представлена в виде длинной шеи и головы птицы с открытым клювом. Звук выходит из клюва, и это то, когда говорит легенда лакота о том, как люди получили флейту.
Генри Кроу Дог
Легенда о флейте
Давным-давно, много поколений назад, у людей были барабаны, тыквенные и другие погремушки, но не было у них флейт. В то время один юноша отправился на охоту. Мяса было мало, и люди в его лагере голодали.
Он нашёл следы оленя-вапити и шёл по ним очень долго. Олень-вапити, мудрый и быстрый, является тем, кто имеет дыхание любви. Если мужчина обладает Магией Оленя-вапити, девушка, которая нравится ему, поймёт тоже во сне.
Он также станет успешным охотником. Этот юноша, о котором я говорю, не владел Магией Оленя.
После долгих часов он, наконец, понял, что с ним играют. Он был отличным лучником, и имел с собой великолепный новый лук и колчан, наполненный прямыми стрелами, хорошо окрылёнными и окрашенными. Однако вапити всегда удавалось оставаться далеко за пределами выстрела, ведя его куда-то.
Юноша был так сильно увлечён преследованием своей добычи, что он едва замечал, где он шёл. Когда настала ночь, он оказался глубоко в глуши дремучего леса.
Следы оленя исчезли, и не было луны в небе. Он понял, что заблудился, и что в ночной тьме ему не найти обратную дорогу.
К счастью он наткнулся на ручей с прохладной, чистой водой. И он был предусмотрительным, потому что захватил с собой мешочек с васна, сушёным мясом с ягодами и почечным жиром, питательным продуктом, который может поддержать человека в течение нескольких дней.
После того, как он попил и поел, он закутался в свою меховую одежду, и прислонив свою спину к дереву, попробовал отдохнуть. Но он не смог уснуть, лес наполнился странными звуками и криками ночных животных, криками сов, стонами деревьев и воем ветра. Было так, будто бы он слышал эти звуки впервые.
Вдруг, появился совершенно новый звук, который раньше никогда не слышал ни он, ни кто-либо ещё. Это так напугало его, что он достал свой лук из-под своей одежды, и приготовил его к стрельбе. С одной стороны, звук был подобен песне, грустной, но красивой, наполненной любовью, надеждой и тоской. Тогда он не знал этого, но уснул. Ему снилось, что появилась птица, называемая вагнука, красноголовым дятлом, которая пела странно красивую песню и сказала ему: «Иди за мной, и я научу тебя».
Когда охотник проснулся, солнце было уже высоко. На ветке дерева, напротив которого он спал, он увидел красноголового дятла. Птица улетела к другому дереву, и к другому, но не очень далеко, она всё время оглядывалась на юношу, как будто говоря ему: «Пошли!».
Тогда он вновь услышал ту замечательную песню, и его сердце наполнилось желанием найти певца. Летя к этому звуку, и ведя охотника, птица мелькала в листве, но её красное оперение было хорошо заметно. Наконец, на поляне кедров она остановилась, и начала стучать об дерево, шумя, подобно быстрым ударам маленького барабана.
Внезапно задул порыв ветра, и снова охотник услышал этот красивый звук прямо над ним.
Тогда он обнаружил, что песня исходит из сухой части дерева, где дятел был своим клювом. Он понял также, что это был ветер, который производил этот звук, так как он дул в отверстия, которые пробила птица.
«Кхола, друг», - сказал охотник», - «Позволь мне взять эту ветку домой. Ты можешь сделать себе другую».
Он взял ветку с полой частью и отверстиями дятла, которые были длиной с его предплечье. Он пошёл назад в свой лагерь, не добыв мяса, но всё равно счастливый.
В своём типи юноша попробовал заставить ветку петь для него. Он дул в неё, он махал ей, но звука не было. Это опечалило его, он так хотел услышать этот замечательный, новый звук.
Он очистил себя в инипи и поднялся на вершину одинокого холма. Там, в покое с самим собой по соседству с большой скалой, он постился, придя без еды и воды в течение четырёх дней и ночей, плача о видении, которое сказало бы ему, как заставить петь ветку.
В середине четвертой ночи, вагнука, птица с яркой красной вершиной, появилась, и сказала: «Наблюдай за мной!», - и превратилась в человека, и показала охотнику, как заставить ветку петь, повторяя снова и снова, - «Наблюдай за мной опять». И в своём видении юноша наблюдал и наблюдал очень внимательно.
Когда он проснулся, он нашёл дерево кедр. Он взял ветку и начал работать много часов, сделал ветку полой и просверлил такие же отверстия, какие сделал дятел в его сне. Он сделал ветку в форме птицы с длинной шеей и открытым клювом. Он покрасил верх головы птицы в вашаша, священный красный цвет. Он молился. Он окуривал ветку дымом тлеющей полыни, кедра и свитграсса.
Он положил пальцы на отверстия, также как птица в образе человека делала в его видении, и одновременно мягко подул в мундштук.
Внезапно появилась песня, подобная духу и красивая без слов, она медленно полилась к лагерю, где люди¸ услышав её, изумились и обрадовались. С помощью ветра и дятла, юноша принёс им первую флейту.
В лагере жил итханчхан, большой вождь. У этого итханчхан была дочь, которая была красивая, но также очень гордая, которая убедила себя, что нет такого юноши, который был бы достаточно хорош для неё. Многие приходили и ухаживали, но она послала их всех далеко.
Тогда охотник, который сделал флейту решил, что она будет только его девушкой. Подумав о ней, он сочинил специальную песню. И однажды ночью, встав позади высокого дерева, он заиграл её на своей сийотханка в надежде, что это придаст ему обаяния, и она полюбит его.
Винчхинчала услышала его. Она сидела в тхипи своего отца, и ела очень вкусный бизоний горб. Она хотела остаться в типи у огня, но её ноги хотели выйти наружу. Она не хотела, но её ноги потянули её вперёд, и победили.
Её голова говорила ей: «Иди медленнее, иди медленнее!». Но ноги говорили: «Быстрее! Быстрее!». Она увидела юношу, стоящего в лунном свете, она услышала флейту. Её голва сказала: «Не иди к нему, он беден». Её ноги сказали: «Иди, беги!». И вновь ноги победили.
Так они оказались лицом к лицу. Голова девушки велела ей молчать, но ноги велели ей говорить и говорить, тогда она сказала: «Кхошкалака, юноша, я вся твоя!».
Поэтому они легли вместе, юноша и винчхинчала, под одним одеялом.
Позже она сказала ему: «Кхошкалака, воин, я люблю тебя. Позволь твоим родителям послать подарок моему отцу, вождю. Независимо от того насколько маленьким он будет, он будет принят. Позволь твоему отцу сказать за тебя моему отцу. Сделай это скоро! Сделай это сейчас!».
И поэтому их отцы быстро согласились на пожелания их детей.
Гордая винчхинчала стала женой охотника, а сам он стал великим вождём.
Все остальные юноши слышали и видели это. Вскоре они также начали вырезать из ветки кедра головы птиц с длинными шеями и открытыми клювами.
Прекрасная музыка любви путешествовала от племени к племени, и заставляла ноги молодых девушек идти туда, где они быть не должны. И это история о том, как флейта была принесена людям, это благодарность кедру, дятлу и тому юноши, который не смог подстрелить оленя-вапити, но умел слушать.
(Это история из устной традиции, переданная Генри Кроу Догом, Лакота.
Перевод с английского Орлиного Пера, - Новосибирск, 2006)