- Miwa'tani или общество Мандан.
Член общества Miwa'tani в характерных регалиях, Миникхонжу Лакота . Иногда называется как общество «Высоких» или «Головной убор Совиных Перьев», или «Нет Бегства». Члены этого общества освобождались от участия в Aki'cita. Общество считалось очень старым даже в Бизоньи Дни, и как полагается, произошло от человека, которому в видении явилась сова. Вход в общество был труден, потому что одним из требований было то, что каждый участник обязывался пожертвовать своей жизнью в сражении, если этого требовала ситуация, тем самым, спасая раненного. Известная особенность этого общества, были четыре одеваемых пояса. Одеваемые пояса общества, обязывали их носителей самостоятельно крепить их к земле в разгар сражения, что было сигналом, что они скорее умрут на этом месте, чем отступят перед врагом. Они боролись на этом месте, пока их не убивали, или пока другой член их общества по какой-либо причине не освобождал их.
- Sunk'ska akan'yanka или общество Наездников Белого Коня
Наездники Белого Коня были, прежде всего, старые, опытные воины, которые расписывали свои многочисленные сражения на своих белых лошадях для врага, который должен был увидеть это на расстоянии. Эти старые воины также следили, что семьи раненных воинов, которые из-за своих ранений не могли охотиться, никогда не оставались голодными.
- Oma'ha или общество Танца Травы
Танцоры Танца Омаха, в характерных регалиях, Лакота Происхождение этого общества берёт своё начало среди традиций племени Омаха, и ранние элементы общества включали обряды, куда входила церемония исцеления, которая включала в себя Танец Травы. Танец Лошади и Танец Котла также имеют своё происхождение в пределах этого общества. Продолжение двух из наиболее известных особенностей этого общества, роуча и вороньего пояса или перьевого бастла, можно всё ещё найти в межплеменных Паувау сегодня.
- Wi'ciska или общество Помеченных Белым.
Общество Помеченных Белым ассоциируется с «белым» хвостовым пером беркута (белое с чёрным кончиком), которое имел каждый воин общества. Участники общества являлись признанные хорошие воины с обширным опытом, их перьевые уборы были внушительны, с трейлерами, простирающимися до земли, и каждый член имел робу или одеяло с пришитой игольной или бисерной полосой.
Следует отметить, что воин не мог состоять одновременно в двух или более обществах, это просто не имело смысла, так как каждое общество заботилось о своих членах и оказывало им разные почести, а также имело свои церемонии. Однако мужчина мог одновременно принадлежать и к воинскому обществу и к обществу «дримеров» («видящих видения»), например к тем, что были упомянуты выше.
Общества Ihanblapi, видений, «Дримеров» или «видящих видения» (сновидцев)
Прежде всего, следует отметить, что эти общества не имели такую видимую чёткую организацию, какую имели военные общества. По существу, члены этих обществ являлись одним из типов святых Лакота, вичхаша вакхан. И некоторые категории «дримеров» есть и сегодня, например Хейока.
Когда воины имели вещие сны (все сны считались видениями, но были более особенные сны), они имели большое духовное значение. Члены общества «дримеров» видят в видениях определённые вещи, которые ассоциируются с различными существами, и это является источником их духовной силы. Особенно важны при этом медведь, бизон, олень, вапити и орёл, и каждый является специалистом в типах лечения или другого ритуального знания. Исторически, медведь всегда рассматривался как специалист в лечении ран, в поддержке в военном походе или в несчастных случаях на охоте. Бизон наделён силой по женским вопросам. Олень и вапити неразрывно связаны со способностью управлять делами сердца, и часто возбуждающие средства придуманы от частей их тел. Таинственного оленя ведёт неистовость человека. Орёл силён многими главными сторонами, и, конечно, он главный посредник между святым мужем, обычными людьми и Вакантанка.
Организации «дримеров» состояли из воинов, которые имели видения на одну и туже тему. Лидерами этих организаций или обществ являлись святые мужи, переводчики духов, люди, которые исцеляли. Когда воин имел видение по специфической теме, он шёл к святым мужам общества, которое специализировалось в этой сфере, было ли то видением о лошади, вапити, бизоне, медведе, волке и т.д. Святые мужи скорее всего порекомендовали бы воину сделать так, чтобы он воспроизвёл своё видение в церемониальном порядке, возможно среди членов общества «дримеров» в их типи. Часто платой за вход в общество «дримеров» являлось воспроизведение видения на публике. Такое положение называется wakan kaga, что с Лакота переводится как «священное исполнение», (или имитация), например mato kaga, исполнение медведя.
Общества «дримеров» имели специфическое значение для своего народа.
Например, со Сновидцами Бизонов консультировались, когда наступало время поисков бизонов. Исполнялись бизоньи песни и специальные молитвы, исполнялся Бизоний танец членами этого общества в специальных головных уборах и других церемониальных регалиях. Часто Сновидцы Волка и Грома также принимали участие в этом танце. Человеку, которому было видение дважды мужчины и дважды бизона, имеет право исполнять tatanka kaga – «исполнение бизона» и проводить церемонию для девочек, имеющих первую менструацию. Он полностью одевается в бизонью шкуру, включая маску с рогами. После церемонии, девочка официально считается женщиной, и является родственницей всем женщинам, как мать нации Лакота, и символически приравнивается к бизону – первичному источнику хлеба насущного.
Другим обществом «дримеров» являются Сновидцы Волка или sungmanitu (также sungmahetu) kaga – исполнение волка, которое необходимо для отряда, отправляющегося в военный поход. Подобно другим wakan kaga, только человек, видящий в видении дважды мужчину и дважды волка, имеет право исполнять эту церемонию. Он носит маску из волчьей шкуры, и мех волка покрывает его тело. В отверстие в маске вставлен siyotanka – свисток, который также применяется в Танце Солнца. В его правой руке находится верёвка, которую он использует, чтобы его движения походили на скольжение змеи (это называется zuzeca kaga – исполнение змеи). В старые времена, воины, собирающиеся идти на врага, использовали sungmanitu kaga, чтобы установить местонахождение врага. Они приносили ему трубку в знак приглашения, чтобы он предвидел где враги стоят лагерем. Это применение трубки, называлось iwasipi – удерживание. Значение этого термина такое, что sungmanitu kaga, принимая трубку и поднося её к главным направлениям, соглашается таким образом провести церемонию.
Наиболее известное общество «дримеров» или wakan kaga – общество Хейока или heyoka kaga, исполнение клоуна. Внешнее поведение «противоположника» часто упоминается в антропологической литературе, как полагают, если человеку было видение о громе и молнии, или их двух любых символов, то он должен провести, по крайне мере, часть своей жизни антиестественным способом. Хейока тепло одеваются летом, и ходят голыми зимой. Они говорят задом наперёд. В своём знаменитом танце, Хейока танцуют вокруг котла с кипящей водой, в котором приготовлена собака, они самостоятельно опускают руки в воду, и заявляют, что вода холодная. Если heyoka kaga исполняют необходимое должным образом, они получают силу вызывать дуновение ветра и падение дождя. В прошлом люди верили, что pajola или маленькие холмы, которые возвышаются над прерией, являлись домами Хейока, их называли heyokatipi – домики Хейока.
Танцор hehaka kaga, в характерных регалиях, Лакота Сновидцы Вапити (hehaka kaga или "hehakela" – исполнение вапити или просто «люди вапити»), известны за свою духовную силу сражаться со злыми силами и создавать страсть. Этим людям снился мужчина, который представал в женском образе благородного оленя и давал спящему инструкции по применению лекарств. Обычно, hehakela имеют четыре видения: дважды мужчины, дважды вапити. Те, кто получают такие видения, делают маску из материала, с прикреплёнными к ней ветками, представляющими оленьи рога. Они также изготавливают changleska – «обруч», покрытый мехом бизона со связками полыни, привязанной к нему красными лентами, и древко с орлиными перьями, прикреплёнными к верхнему концу. Во время hehaka kaga, исполнитель знакомится с мудрым дымом. Он полностью красит своё тело жёлтым, наносит чёрные полосы поперёк груди и бёдер. Он рисует на маске лицо и стирает его. Он захватывает дым руками и протирает его по своим глазам. Его маска не имеет каких-либо отверстий для глаз, так как если он действительно вакхан, полагается, что он может видеть вещи также ясно, как если бы он был без маски.
Со Сновидцами Лошади консультировались, если хотели получить помощь в обучении специальной военной лошади или бизоньей лошади.
Сновидцы Медведя были известны за свои способности лечить раны. Люди, которые видели дважды мужчину и дважды медведя, являются mato kaga, исполнителями медведя. В отличие от остальных людей, имеющие подобные видения, исполнитель медведя полностью оборачивался в целую шкуру медведя и, притворяясь, нападал на людей, отчаянно рычал и пугал детей. Эти действия проводятся, когда люди возвращались из военного похода израненными. Исцеление также благоприятно для сломанных костей.
Процесс лечения требует четырёх вечеров, присутствуют все mato kaga. Тот, который является руководителем медвежьих докторов, красит своё тело красным, добавляя чёрные полосы, бегущие перпендикулярно поперёк его глаз. Он носит мешок, сделанный из медвежьей шкуры и содержащий лекарственные травы и мази. Лечение проводится в палатке пациента, которая в течение этого времени является медицинской.
Лекарственные настойки и мази применяются с хвостом чёрного оленя или с пером орла. Жир медведя растирают вокруг раздувшийся раны. Mato kaga красит тело пациента красным, и его выносят из типи. Процессию возглавляют две женщины, несущие трубки. Пациент следует за ними, его сопровождает mato kaga с помощниками, остальные - mato ihanblapi , медвежьи сновидцы. Все идут и поют специальную молитву. Пение продолжается, пока процессия на возвращается в типи пациента. Было общепринято дарить лошадей, одежду, и другие предметы потребления тем, кто выполнял церемонию лечения.
Отредактировано Sacatecah (2010-01-13 00:45:57)