У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Унсур аль-Маали Кейкавус ибн Искандер

Сообщений 1 страница 20 из 56

1

Кабус-наме («Книга Кавуса» или «Записки Кавуса») — написанная Кей-Кавусом на 63 году жизни, 1082—1083 гг., для своего сына Гиляншаху. Книга является ценным педагогическим трудом, имеет сорок две главы о поведении в обществе, ведении хозяйства, служении господину, о правилах правления, воспитании наследника и т. п.

-----------------------
Слава владыке миров и достохвалъное будущее праведным, и да не будет неправосудия иначе, как для притеснителей, и благословение и мир [да почиют] на лучшем из созданных им — Мухаммаде и роде его и сподвижниках его, благороднейших, всех вместе.

А затем так говорит составитель этой книги, эмир Унсуралмаали Кай-Кавкус ибн Искандар ибн Кабус ибн Вушмгир ибн Зияр, клиент повелителя правоверных, сыну своему Гиланшаху. Знай, о сын, что состарился я и старость и немощь овладели мной. Вижу я, что указ об отставке от жизни начертан волосами моими на лице моем и начертание это не сможет стереть никакое ухищрение. Потому, о сын, так как увидел я имя свое в перечне отошедших [от жизни], счел я за благо, прежде чем дойдет до меня указ об отставке, сложить книгу в осуждение времени и об умении добиться большей доли от доброй славы, дабы досталась она тебе в удел. [Сделал я это] по причине отцовской любви, дабы прежде чем растопчет тебя рука времени, ты сам взглянул разумным оком на слова мои и получил прибыток и добился доброй славы в обоих мирах. Пусть только не отвращается твое сердце от повиновения [советам] этой книги! Тогда мною будет сделано то, что обязательно для любящих отцов. Если же ты не будешь искать доброго удела из речей моих, то есть и другие люди, которые пользуются случаем послушать [добрые речи] и повиноваться им.

И хотя время сложилось так, что ни один сын не повинуется советам отца своего и разгорелось в душе у юношей пламя, заставляющее их по небрежению и самообольщению считать свое знание более высоким, чем знание стариков, хотя мые это было известно, но любовь и нежность отеческие не позволили мне промолчать. Потому все, что я сообразно природе своей получил, о всяком разделе я собрал несколько слов и написал в этой книге сколько возможно уместнее и короче. Если ты будешь повиноваться, то этого и достаточно, если же нет, то, что требовалось от отца, я выполнил, ведь говорят же: дело говорящего сказать да и только, а если слушатель не принимает, незачем обижаться.

Знай, о сын, что природа у людей такова: суетятся они, дабы то, что досталось им в мире, оставить тому, кто им дороже всех. Теперь удел мой от этого мира — эти речи, а дороже всего для меня — ты. Собрался я в отъезд и послал тебе то, что досталось мне в удел, дабы не был ты самовлюбленным, недостойных дел остерегался и так жил, как это подобает чистому роду твоему.

И знай, о сын, что род и племя твое — велики и славны. С обеих сторон ты благородного происхождения и сродни царям-миродержцам. Дед твой — Шамсалмаали Кабус ибн Вушмгир, внук [Аргиша сына Фархад-ванда, а Аргиш сын Фархадванда был] царем Гиляна в дни Кай-Хосро-ва, и Абулмуайяд Балхи о делах его поминает в своем «Шахнаме». Царство Гилянское осталось дедам твоим на память о нем. Бабка же твоя, [14] мать моя, дочь Марзбан ибн Рустам ибн Шервина, который был составителем «Марзбаннаме», а тринадцатый предок ее — Кайс ибн Каубад, брат царя Нуширвана Справедливого, а мать твоя — дочь царя — воина за веру султана Махмуда сына Насираддина, а бабка твоя — дочь Фирузана, царя дейлемитов.

Итак, о сын, будь разумным и знай цену своему роду и не относи себя к ничтожным. Хотя я вижу в тебе признаки добра и удачливости, но все же нужно повторять эти речи, и знай, о сын, что близок тот день, когда мне придется уйти, а скоро и ты пойдешь следом за мной; и сегодня, пока ты в этом бренном мире, нужно, чтобы ты занялся делом и получил воспитание, которое пригодилось бы и для мира вечного. Ведь этот мир, как поле — что посеешь, то и пожнешь. Из того доброго и злого, что пожнешь, никто ничего не съест на поле, ибо то, что пожато, остается в вечном мире. А добрые люди в этом мире имеют помыслы львов, злые же действуют как собаки. Собака, где дичь поймает, там и съест, а лев, когда добудет дичину, ест ее в другом месте. Место охоты — этот бренный мир, а дичь твоя — добрые дела. Поэтому не нужно тебе охотиться здесь, дабы было тебе легко в вечном мире, когда будешь проедать [добытое]. Путь в тот мир для рабов — покорность богу, преслав-ному и великому. Тот, кто ищет пути божьего и покорности господу всевышнему, — словно огонь: если ты даже разожжешь его перевернутым вниз, он все же стремится взвиться вверх. Тот же, кто отклоняется от божьего пути, — словно вода: как ни поднимай ее вверх, она все стремится спуститься вниз.

Потому-то, дорогой мой, считай обязательным для себя познать путь к господу, преславному и всевышнему, да возвеличится слава его, да распространятся на всех дары его и да возрастет сан его, и вступить на истинный путь, да возвысится и прославится господь наш, старательно и с полным сознанием, подобно тому, как мужественные борцы за истину и благодарные путники на этом пути шли, голову делая ногами, более того, отрекаясь от головы и утрачивая себя самих, поправ и бренный и вечный миры и махнув на них рукой и ища и стремясь в мире тайн и единства найти только единого и единственного. В этом странствии сгорали и тонули они и добровольно и страстно жертвовали жизнью. Сколь велико счастье того раба, которому достанется эта удача, и будет он возвеличен и прославлен халатом и славной почестью этой степени и стоянки.

О вечный, о тот, кому поклоняемся мы, пожалуй милостиво всем верующим мужам и женам, всем мусульманам и мусульманкам вспомоществование [для нахождения] прямого пути. А если мятежный бедняга от небрежения и невежества упустит из рук повода воли и невольно пройдет несколько шагов по бездорожью, повинуясь шайтану и страстям повелевающей творить зло души и сойдет с пути шариата и тариката Му-хаммадова, да благословит аллах его, и дом его, и всех сподвижников его, праведных и чистых, по милости и благости бесподобной своей подай тому несчастному слабому рабу избавление от заблуждения и бездорожья и капканов отвергнутого и проклятого шайтана. На благо [да будет это], о щедрейший из щедрых и милосерднейший из милосердных.

А затем, знай [о сын, что эту книгу] назиданий и это славное благодатное сочинение я составил в сорока четырех главах. Надеюсь я, что будет она благодатной и принесет счастье сочинителю, и читателю, и переписчику, и слушателю, если захочет аллах, и преславен он, он единый всемогущ.

(пер. Е. Э. Бертельса)
Текст воспроизведен по изданию: Энциклопедия персидско- таджикской прозы. Душанбе. Ифрон. 1983 г.

------------------------------------------
Книга читается на одном дыхании, вот эти строки очень приглянулись мне по душе.
-----------------------------------------------------------------------------------
Вот это и есть речи и советы Нуширвана Справедливого. Когда прочтешь их, о сын, не относись с презрением, ибо от этих слов исходит аромат мудрости, а также и аромат царства. Ибо ведь это речи мудрецов и в то же время речи царей. Все их уясни себе и теперь же заучи, пока молод, ибо, когда состаришься, не будешь заниматься слушанием, так как старики знают то, чего молодость не знает, а Аллах лучше ведает правильный путь.

Сначала он сказал: «Пока день и ночь приходят и уходят, превратности судеб не дивись».
И сказал: «Почему людям раскаиваться в деле, в котором они уже один раз раскаялись?»
Сказал: «Почему спит спокойно тот, кто знаком с царем?»
Сказал: «Почему считает себя живым тот, жизнь которого сложилась не по его желанию?»
Потом сказал: «Того, кто без вины [с твоей стороны] скажет о тебе дурное, скорее прости, чем того, кто тебе об этом донесет».
Потом сказал: «Тому, кто выслушивает направленные к нему соболезнования, не будет столько докуки, как тому, кто слушает без пользы».
Потом сказал: «По сравнению с человеком, потерпевшим большие убытки, несущим еще большие убытки, считай того, у кого зрение глаза с ущербом».
Потом сказал: «Всякого раба, которого покупают и продают, считай более свободным, чем того, кто раб своей глотки».
Потом сказал: «Как бы человек ни был учен, но если наградой [за] это ему не будет разум, знания его — беда для него».
Потом сказал: «Кого время не обучило, на обучение того никому не надо тратить усилий, ибо усилия эти пропадут понапрасну».
Потом сказал: «Уберечь все от невежды легче, чем его самого от него же самого».
Потом сказал: «Если хочешь, чтобы люди о тебе хорошо говорили, говори сам хорошо о людях».
Потом сказал: «Если хочешь, чтобы твои труды для людей не пропали напрасно, смотри, чтобы труды людей для тебя напрасно не пропадали».
Потом сказал: «Если не хочешь иметь мало друзей, не питай вражды».
Потом сказал: «Если не хочешь быть крайне опечаленным, не будь завистливым».
И еще сказал: «Если хочешь избежать обиды, не гони то, что не идет».
Потом сказал: «Если ты хочешь провести жизнь легко, приноравливай свое поведение к делу».
Потом сказал: «Если ты не хочешь, чтобы тебя считали безумцем, не ищи того, что нельзя найти».
Потом сказал: «Если не хочешь обмануться, не считай несделанное дело сделанным».
И еще сказал: «Если ты не хочешь, чтобы твои тайны разгласили, не разглашай чужих тайн».
Потом сказал: «Если не хочешь, чтобы у тебя за спиной смеялись, будь милостив к подчиненным».
И еще сказал: «Если хочешь избежать длительного раскаяния, не поступай по желаниям сердца».
Потом сказал: «Если хочешь быть проницательным, разгляди свое лицо в зеркале чужих».
Потом сказал: «Если хочешь не знать страха, не чини зла».
Потом сказал: «Если хочешь, чтобы тебя ценили по заслугам, сам цени других людей».
Потом сказал: «Если хочешь, чтобы душа следовала твоим словам, следуй своим словам сам».
Потом сказал: «Если хочешь, чтобы люди тебя одобряли, умному человеку своей тайны не открывай».
Потом сказал: «Если хочешь возвыситься над людьми, будь хлебосолен».
Потом сказал: «Почему ты не назовешь врагом человека, который видит свою доблесть в причинении обиды людям?»
Потом сказал: «Почему ты зовешь другом того, кто враждует с твоими друзьями?»
Потом сказал: «С людьми бесталанными не дружи, бесталанные люди ни в друзья не годятся, ни во враги».
Потом сказал: «Берегись невежды, который себя считает ученым».
Потом сказал: «Будь справедлив сам, чтобы не нуждаться в справедливом судье».
Потом сказал: «Хоть истина и горька, а слушать ее надо».
Потом сказал: «Если не хочешь, чтобы твою тайну узнал враг, не доверяй ее другу».
Потом сказал: «Не замечай мелочи и не говори громких слов».
Потом сказал: «Людей, лишенных достоинств, не считай живыми».
Потом сказал: «Если хочешь без труда стать богатым, будь нетребователен».
Потом сказал: «Не покупай понапрасну, чтобы не пришлось продавать понапрасну».
Потом сказал: «Лучше смерть, чем нужда в помощи равных себе».
Потом сказал: «Лучше умереть от голода, чем насыщаться хлебом, добытым в унижении».
Потом сказал: «Во всяком предположении, которое у тебя возникает, на недостойных доверия не полагайся, а от достойных доверия доверия не отнимай».
Потом сказал: «Нуждаться в том, кто ниже тебя, — великое бедствие, ибо лучше умереть в воде, чем просить пощады у лягушки».
Потом сказал: «Развратник, но скромный, довольствующийся только этим миром, — лучше, чем набожный человек, заносчивый и ищущий того мира».
Потом сказал: «Нет глупее тех людей, которые на ничтожество добравшегося до величия, по-прежнему смотрят как на ничтожного».
Потом сказал: «Нет хуже того стыда, как настаивать на чем-нибудь, чего не знаешь, и потом оказаться лжецом».
Потом сказал: «Нет человека, более обманувшегося, чем тот, кто найденное отдает за ненайденное».
Потом сказал: «Нет в мире подлее того человека, к которому у кого-нибудь есть нужда, если он может ее выполнить и все же не выполняет».
Потом сказал: «Если хочешь считаться справедливым, старайся, насколько можешь, чтобы подданным твоим жилось хорошо».
Потом сказал: «Если хочешь считаться благородным, не допускай к себе алчности и не давай ей места в сердце».
Потом сказал: «Если хочешь, чтобы на тебя не пало порицание простых людей, хвали их дела».
Потом сказал: «Если хочешь быть любимцем всех сердец и не вызывать ни у кого неприязни, говори так, как другим этого хочется».
Потом сказал: «Если хочешь быть лучшим и наиболее достойным похвалы у всех людей, не одобряй для других того, чего не одобряешь для себя».
Потом сказал: «Если хочешь быть лучшим из людей, ничего для них не жалей». (Ну прям как у вас, Адам!)
Потом сказал: «Если хочешь, чтобы язык твой был длинным, пусть руки твои будут короткими».

2

tajik написал(а):

Кабус-наме («Книга Кавуса» или «Записки Кавуса») — написанная Кей-Кавусом на 63 году жизни, 1082—1083 гг., для своего сына Гиляншаху.

Отличная тема, Tajik! Я давно хотел речь повести о шейхе всех восточных циников, да только руки не доходили. Вы опередили меня. Обязательно поддержу эту тему. Кстати, был ли его сын, действительно, шахом Гилана к тому времени, не вполне понятно; как и то, сумел ли сам Искандер ибн Кейкавус к тому смутному времени сохранить власть в старинном уделе этой национальной персидской династии на берегу Каспийского моря.

3

Кейкавус ибн Искандер, как учитель персов [и тюрков]

Унсур-аль-меали Кейкавус ибн Искандер ибн Габус ибн Вашмгир ибн Зияр - последний представитель персидской национальной династии Зияридов, закончившей свое существование после памятного 1037 года от Р.Х., когда персидское начало в Иране на целое тысячелетие оказалось политически полностью подчиненном тюркскому.

Этот, без всякого сомнения, незаурядный человек составил дидактический труд "Книга Габуса", где в форме советов сыну расписаны алгоритмы выживания в средневековом мусульманском персидском Востоке. Поистине, фантасмагорический труд. Автор знает буквально все: как постигать Господа, чтить отца и мать, друзей заводить, развлекаться, пить вино, ходить в баню и есть, шутить, обнимать мальчиков, жениться, угождать шахам и самому быть шахом, молиться, плутовать, подделывать почерки, играть на музыкальных инструментах и писать стихи, сражаться и умирать, плутовать и вести честную игру.

Все в этом труде подчинено одному: рационалистическому выживанию. Выжить и еще раз выжить! Внезапные порывы души, бескорыстный героизм, небесная любовь в древнеиранском и греческом стиле глубоко чужды Великому Учителю и вызывают у него насмешку и презрение. Любить, по его мнению, может только неразумный человек. Особый, утонченный цинизм в его философии заключается в том, что он вообще не признает любовь к женщине; речь идет только о отроках, вроде панегирика эфебам греческих мудрецов (Платона, Сократа), перед которыми он восторгается. Ниже я коснусь его изумительных пассажей, связанных с советами по браку и делам любовным, а пока - еще несколько слов.

Удивительный он был человек, этот самый Кейкавус ибн Искандер. Свой эпохальный труд он написал во времена седые, а до сих пор его читают везде в ареале старой иранской цивилизации. Недавно случился курьёзный факт. Некий олигарх пожелал спонсировать очередное переиздание перевода "Габуснаме" на тюркский. У меня на полке лежит эта, действительно, хорошо изданная книга. Оригинальные миниатюры, добротный дизайн. Хотя, конечно, до творения легендарного тегеранского издательского дома "Yassavoli" она не дотягивает даже близко - но люди постарались от души и, можно сказать, вложили всю душу. Особенную пикантность ситуации придает фраза из введения, где старый перс назван великим учителем азербайджанцев, советам которого нужно следовать не за страх, а на совесть. Слова эти попадают не в бровь, а буквально, в глаз. Действительно, свой эпохальный труд написал гилянец, а территория Гиляна и Мазандарана всегда была связана с Ширваном. Сам Великий Учитель, судя по всему, был отъявленным авантюристом и успел побывать буквально везде, в том числе - в гянджинских пенатах, где он участвовал в джихаде. И большинство советов, которые он дает до сих пор актуальны. Следственно, Учитель знал в деле толк, что символизирует...

Кейкавус ибн Искандер как честный человек

В чем секрет неувядающего обаяния этой книги? Думаю в том, что автор предельно честен перед самим собой и читателем. Можно ли лгать на смертном одре, да еще родному, любимому сыну; вообще - своей пастве, в которой он принимает участие самое искреннее и бескорыстное? Нет и еще раз нет! В отличие от циника на политическом поприще, везира Низам-аль-мулька, в "Книге Габуса" вы не встретите ни одного лицемерного, двусмысленного оборота; вся механика общественной жизни на Ближнем Востоке здесь выставлена на всеобщее обозрение, так что можно увидеть буквально каждую пружину, приводящую в движение карусель суетных желаний. Посему он на целую голову возвышается среди среды персидской аристократии того времени, да и сейчас, уверен, не затеряется среди целого сонма писателей на дидактическом поприще.

4

...Таков этот человек. Читая страницы плутовского "романа выживания", делается жутко и страшно. В тоже время, в его книге очень много мудрых советов - результат долгой и полной лишений жизни. Сам автор, как я уже заметил выше, обладал всеми качествами кондотьера и авантюриста: участвовал в джихаде против христиан и горцев в Гяндже и византийских провинциях, торговал и сражался, испытал взлеты и падения...

Его мораль - мораль аристократа, пусть даже выродившегося и неразборчивого в иных средствах. Некоторые его рекомендации вызывают глубокое уважение и свидетельствуют о незаурядном уме; хотя бы в том месте, где твердо заявляет, что лучше умереть с честью в бою, чем сдаться и обречь себя на срам. Этого вопроса я тоже коснусь... В этом отношении многие современные восточные люди, особенно иранского склада - выродившиеся почитатели Кейкавуса ибн Искандера. Они почитатели - ибо его рекомендации все еще на ходу. Они выродились - ибо уже погибла персидская и тюркская аристократия. Погиб стиль: чувство меры, понятия о чести, пусть даже столь своеобразном, как у него...

Одним словом, господин этот был весьма противоречив.

(продолжу позже...)

5

Спасибо за прекрасную тему ,tajik!
Ваши комментарии,Gilavar,достойны кафедры для лекций в лучших ВУЗах.
Ждем продолжения и новых рассказов !

6

А вот не согашусь с вами в том, что заимствование философии и вкусов Эллады арабами дало только плохой результат. После того как не стало римской имерии - а в конце своего существования она отказалась от философии, ученые и философы, которые передвинулись к востоку дали большой толчок в развитии. стоит только посмотреть на открытия и научные работы 8-11 веков учеными исламского мира. ведь эта философия была переосвоена, развита и принята европейцами от арабскаго мира в связи с "цивилизационной" пустошью между падением римской империи и эпохой возраждения. так как эти учения и философия эллинестическая были не в пассивной форме так сказать. Единственное что повлияло на философию эпохи возраждения - это христианство. Хотелось бы услышать так же мнение уважаемых Xico и Elion'a.

7

К вопросу о идеальных государствах (моделях) учеными и философами Средневековья

Кстати вот пример государственности Гоббса

А вот Локк

про труды Макиавелли ничего сказать не могу так как не знаком с ними даже на поверхностном уровне.

Отредактировано tajik (2010-09-27 01:01:05)

8

Amal написал(а):

У нас вообще-то запрещено редактировать свои сообщения задним числом. Но в данном случае - спасибо за редакцию.

К Вашим услугам.
По началу просто не понимаешь всю культурную глубину форума - здесь НЕТ политики. Просто в современном обществе культура потихоньку теряется в невежестве.  Если с серьезностью посмотреть - здесь собралось великое множество народов, а народы это Мысли божии. Оскорбляя их, оскорбляешь Бога. Здесь надо быть более дипломатичным, оттачивать свое мастерство слова. Tolerance is the key. Здесь нет Я - здесь Мы!

Отредактировано tajik (2010-09-27 02:12:10)

9

Весьма интересный труд оставил господин Кейкавус, спустя тысячелетие он актуален, его даже называют библией азербайджанца.   ;)
По принципу раскрытия им общественного существования в среде Ближнего Востока "Кабус-намэ" на мой взгляд очень похожа на описание действий успешного политика в "Государе" Макиавелли - четко, конкретно и без моральных оговорок. Он высказывает немало заслуживающих внимания мыслей, позволяющих понять правила игры в восточном обществе ближневосточного типа.

Из главы 28 (О ВЫБОРЕ ДРУЗЕЙ И ОБЫЧАЯХ, С ЭТИМ СВЯЗАННЫХ):
Друга по дружбе ничему не учи, ибо если он когда-нибудь станет врагом, то тебе повредит, и твое раскаяние [тогда] пользы уже не принесет. Если будешь бедняком, богатства друга не ищи, ибо бедняков никто не любит, особенно же богачи. Друга выбирай по своему уровню, если будешь богатым и будешь иметь богатого друга, это можно. Но в дружбе на людей слишком не полагайся, а то не сможешь положиться на свои дела. Если друг откажется от тебя не по разумной причине, не старайся вновь привлечь его, не стоит он этого.

Прошу модераторов добавить Кейкавус ибн Искандер к названию темы.

10

Heinrich написал(а):

очень похожа на описание действий успешного политика в "Государе" Макиавелли

Не привык верить на слух, читаю "Государь"-я.
Говорят, что у каждого поэта есть свой Шах для которого он посвятил труд и Любимая, которой посветил жизнь. Чувствую о любимой там слова не будет.

Gilavar написал(а):

(продолжу позже...)

:smoke: (очень хочеться от нетерпения - хотя и не курю )  :whistle:

11

Heinrich написал(а):

По принципу раскрытия им общественного существования в среде Ближнего Востока "Кабус-намэ" на мой взгляд очень похожа на описание действий успешного политика в "Государе" Макиавелли - четко, конкретно и без моральных оговорок.

tajik написал(а):

Не привык верить на слух, читаю "Государь"-я.

tajik написал(а):

Чувствую о любимой там слова не будет.

tajik написал(а):

(очень хочеться от нетерпения - хотя и не курю )

Прошу прощения всех уважаемых участников дисскусии за молчание. Итак, полагаю, стоит указать на важное различие между Кейкавусом ибн Искандером и Никколо Макиавелли. Как мы увидим ниже (а я постараюсь это доказать) цена этого различия оказалась несоизмерима дорога. Она в полной и абсолютной победе железных легионов Запада. Именно благодаря тому, что Учителем людей Christianite оказался мессир Макиавелли, а людей Востока - агаи Искандер ибн Кейкавус, сейчас мы видим подавляющую гегемонию в мире западных идей.

Мой следующий пассаж рассчитан на людей, хорошо осведомленных с трудом этих дидактиков. Никколо Макиавелли был тем же в мире политики, чем Кейкавус ибн Искандер - в мире частной жизни. Рекомендации гилянца представляют собой пособие в сфере политики, где ее глобус уменьшен до размеров интереса одной личности.

Пророчество Кейкавуса ибн Искандера, или да здравствует Beş Kilo Ət! (с)

Лирическое введение
Как-то раз один турок из свободомыслящих либералов с ужасом ожидал второго пришествия на родину предков исламских фундаменталистов. Его беспокойство было связано с тем, что он не сможет больше свободно выпить водки. По горестям да познается величина души  человеческой! Теперь я точно знаю, что турецкие либералы подчинятся религиозной тирании точно так же, как их отцы и деды подчинились тирании националистической.

Вчера у нас состоялся преинтереснейший разговор с Фарид беем. Разговор зашел о одном господине, который отрицает понятие прогресса в том понимании, в который в него вкладывал Запад. Прогресс человек божий разумеет в том, что страстотерпец, который еще вчера закусывал сухим хлебом должен стремится к тому, чтобы у него было beş kilo ət - пять кило мяса. Метания души, внезапные порывы и озарения, полеты мысли среди звезд из такой схемы полностью исключены: тот, кто предается им, в мире господства пяти кило мяса обретает сходство со слюнявым идиотом. Дотянись до пяти кило мяса - и будет тебе счастие! При чем тут Кейкавус ибн Искандер? вот тут и начинается самое лакомое в его плутовском катехизисе: он пророчил новый дивный мир, где погоня за куском мяса станет сутью его преданной паствы. Впрочем, до крайностей гилянец не доходил: он не советует убивать отца и мать ради наследства (хотя беспомощно поднимает при этом руки...); оружие в бою бросать считает не позором, но глупостью; будущих жен его адепт будет выбирать не по признакам знатности и богатства, но по доброте и трудолюбию. Назовем это кейкавусовскими благоразумностями...

На этом благодушном фоне Мессир выглядит каким-то чёрным упырем из преисподней:

Как доказывают все, рассуждающие об общественной жизни, и как то подтверждается множеством примеров из истории, учредителю республики и создателю ее законов необходимо заведомо считать всех людей злыми и предполагать, что они всегда проявят злобность своей души, едва лишь им представится к тому удобный случай. ... люди поступают хорошо лишь по необходимости; когда же у них имеется большая свобода выбора и появляется возможность вести себя как им заблагорассудится, то сразу же возникают величайшие смуты и беспорядки… 
Комментарии к главе III Тита Ливия, Никколо Макиавелли.

Ему вторит китайский мудрец:

Человеколюбивый может оставаться человеколюбивым к другим людям, но он не может заставить других людей быть человеколюбивыми... Отсюда ясно, что одного человеколюбия или справедливости еще недостаточно, чтобы добиться хорошего управления Поднебесной…
Шан Ян

В Государе он с величайшим цинизмом советует творить самые разнообразные бесчинства. Но во имя чего? и тут начинается самое удивительное в этом человеке. Подобно Юлию Цезарю, подменившему золото в казне на выкрашенные золотой краской железные бруски - но имевшему смелость попросить за свою проделку целую армию у тестя для завоевания Галлии и Британии, политический гений Никколо Макиавелли видит цель сквозь нагромождение гнусностей. Если мы приглядимся, то она оказывается глубоко идеальной и достигается средствами, которых его коллега на Востоке, везирь Низам-аль-мульк вряд ли одобрил: объединение Италии, создание народной армии, опора на широкие массы населения с целью создания государства не как тирании одной личности - но общественного организма. Наконец, даже гнусности его начинают бледнеть на фоне роковой мечты о Государе, не реальном человеке, но Левиафане - и их заслоняют зловещие и не вполне адекватные выходки героев Низам-аль-мулька, вроде весьма экзотической благодарности Аллаху Великому, который он приписывает халифу Мотасиму. Самое же скверное состоит в том, что читая, чувствуешь: такое вполне могло быть.

В чем конечный вывод книги Мессира? В создании героической личности, имеющей миссию. Есть ли миссия у Кейкавуса ибн Искандера? Ее нет, зато есть умение ловко приноровится к любым обстоятельствам жизни, угадать алгоритм, найти соответствие...:

Главная задача жизни...  найти алгоритм, соответствие, угадать главный закон и правила поведения, вписаться в существующий порядок и добиться относительного материального благополучия...
Зардушт Ализаде, Конец Второй Республики.

Автор сих язвительных строк сам любитель вписывания в существующий порядок, следственно - тонко понимает дело.

(продолжу позже...)

12

Gilavar написал(а):

Вчера у нас состоялся преинтереснейший разговор с Фарид беем. Разговор зашел о одном господине, который отрицает понятие прогресса в том понимании, в который в него вкладывал Запад. Прогресс человек божий разумеет в том, что страстотерпец, который еще вчера закусывал сухим хлебом должен стремится к тому, чтобы у него было beş kilo ət - пять кило мяса. Метания души, внезапные порывы и озарения, полеты мысли среди звезд из такой схемы полностью исключены: тот, кто предается им, в мире господства пяти кило мяса обретает сходство со слюнявым идиотом. Дотянись до пяти кило мяса - и будет тебе счастие! При чем тут Кейкавус ибн Искандер? вот тут и начинается самое лакомое в его плутовском катехизисе: он пророчил новый дивный мир, где погоня за куском мяса станет сутью его преданной паствы.

Да, это ужасно. Можно умиляться этим человечкам, наблюдая за ними со стороны (желательно, издалека) но долго жить среди них ужасно. Это иссушает душу, убивает в человеке все святое. Ни человеку, похожему на них, ни тому, кто никогда среди них не жил, а только читал о них в книжках, этого не понять. Стать такими, как они, духовному человеку невозможно, в силу иной организации души. Жить обособленно, но достойно, они вам тоже не дадут. Обособиться от них просто невозможно. Они повсюду - на работе, дома, в магазине, в кафе, в библиотеке... Везде, куда бы ты не пошел, от них нет спасу. Они оскверняют все великое и святое, к чему прикоснуться. Повсюду царит чудовищный прагматизм и мертвящий культ "пяти кило мяса". Не замечать этих людей невозможно, если вы обычный человек, а не "бодхисатва", впавший в состоянии Нирваны, и не суфий, живущий вдали от людей. Смирившись с ними, вы постепенно деградируете, а сражаясь с ними, или погибаете, или же, прибегая к низостям, превращаетесь в их подобие. Вот вам, Гилавар, и ответ на ваш вопрос, почему я под конец жизни стал менее восторженным идеалистом, чем  был раньше. Не всем же быть стойкими оловяными солдатиками... А Кейкавус ибн Искандер был мудрый человек :))))

13

Faridbey написал(а):

Они повсюду - на работе, дома, в магазине, в кафе, в библиотеке... Везде, куда бы ты не пошел, от них нет спасу. Они оскверняют все великое и святое, к чему прикоснуться.

Я заметила, что многие люди, которые на первый взгляд выглядят, как рядовые последователи "мясного" культа, при ближайшем рассмотрении оказываются личностями интересными и многогранными. Просто это не бросается в глаза. Но если не закрываться от человека, который, казалось бы, не соответствует твоей духовной организации, а попытаться увидеть в нем немного больше, чем "оболочку", можно сделать много удивительных открытий :)

14

irina написал(а):

Я заметила, что многие люди, которые на первый взгляд выглядят, как рядовые последователи "мясного" культа, при ближайшем рассмотрении оказываются личностями интересными и многогранными. Просто это не бросается в глаза. Но если не закрываться от человека, который, казалось бы, не соответствует твоей духовной организации, а попытаться увидеть в нем немного больше, чем "оболочку", можно сделать много удивительных открытий

Irina, так долгое время думал и я. Вообще, в молодости был заражен народническими настроениями: одна моя приятельница даже насмешливо заметила, что я чем-то напоминаю русского интеллигента девятнадцатого века с его преклонением перед чудо-мастером Левшой. Но время все изменило и стал смотреть на мир куда более угрюмо. Возможно, человек, который стоит перед вами есть просто-напросто уродливая оболочка, скрывающая прекрасную, небесную душу, изувеченную жизнью. Но говорят: привычка - вторая натура. Помню, давным-давно я смотрел отличнейший советский мультфильм, рассказывавший про юношу, который решил надеть маску, дабы добиться своих целей в жизни. Маска изображала умильное, заискивающее лицо. По мере развития сюжета и взросления юноши, он поднимался все выше по карьерной лестнице. Но настал день, когда он захотел снять это лицо. Но за маской обнаружилась та же самая умильная, заискивающая маска. Он снял и эту, но за ней оказалась другая маска, точное подобие этой. Так, охваченный ужасом, он все снимал и снииал маски, пока не понял, что сам стал маской. Тогда он понурился и пошел исполнять общественный долг, caveat consulates. Мой тезис основывается на максиме Пелевина о девушке, занимающейся скверностями в весёлом доме. - С большой долей вероятности, - продолжает герой Пелевина, этого лукавого Кейкавуса ибн Искандера современности, - можно предположить, что эта девушка определенных занятий... - Как, - негодующе восклицает его идеалистически настроенный оппонент, - как вы можете столь недостойно думать о девушках! Может, это добрая, ласковая, добродетельная сирота. Она приехала в город из деревни, чтобы кормить старую бабушку и больных родителей. Но ей негде было жить. Она полюбила сантехника, славного малого, который чинил водопровод в развлекательном заведении и жил в маленькой комнатке на первом этаже. Девушка ходила каждый день на работу в фабрику, а сантехник честно исполнял свой долг. Но однажды у них выпала свободная минутка. Эти страстные, простодушные дети забыли прикрыть дверь и, вот... - И вот, - посмеиваясь, подхватывает российский Кейкавус ибн Искандер, господин Пелевин,- на этом-то предположении и основывается вся идея о современном народовластии!

Irina, с огромной долей вероятности можно сделать предположение о том, что если вы видите человека, бегущего по жизни за пятью кило мяса во весь опор, то это, скорее всего, тот самый типаж, о котором с таким отвращением написал Фарид бей. Нет, конечно, можно сделать шаг ему навстречу - и представить его, как сломленного судьбой человека, который только и ждет того, кто вырвет его из темницы. Но, как зло заметил бальзаковский Гобсек: "...до тридцати лет порядочность молодого человека может послужить гарантией его слова; а после тридцати никому верить нельзя". О, эта светлая мечта, о том, что верить можно, погубила многих достойных мужчин и женщин...

Оболочка опасна. Она прирастает.

15

Irina, не считайте этот пост оппонированием Вашему. Что бы ни говорил в сердцах, но радикально измениться не смог: я тоже думаю, как Вы. Но гилянец - действительно, мудрый человек. Скажем так: делаю шаг навстречу, надо осознавать риск того, что этот шаг может привести к последствиям очень неприятным, возможно - гибельным.

Мои слова - просто замечание на полях тетради.

16

Gilavar написал(а):

Но гилянец - действительно, мудрый человек.

Несомненно.Он описал законы и лазейки волчьей (иногда шакальей) стаи, которые пригодились бы его потомству. Хоть для нас эти изречения не новы  и не удивительны с высоты нашей местами образованной современности, но  действуют они до сих пор безотказно в обществе любого типа.
Его мудрость говорит не куда, а как идти неважно куда.

Отредактировано иринаК (2010-09-29 10:41:27)

17

иринаК написал(а):

Его мудрость говорит не куда, а как идти неважно куда.

Отличный афоризм, иринаК! Он так и просится на эпиграф введения к "Габуснаме".

18

Придется переписать! :D Мир его праху, мы раскусили доблестного Кейкавуса, отлично позаботившемся о потомках!

19

Спасибо, Gilavar, Вы очень точно дополнили мой пост вот этими словами.

Gilavar написал(а):

Делая шаг навстречу, надо осознавать риск того, что этот шаг может привести к последствиям очень неприятным, возможно - гибельным.

20

иринаК написал(а):

Несомненно.Он описал законы и лазейки волчьей (иногда шакальей) стаи

"Живуть волки в стае,
Но знает всякий волк:
Все волки в стае вместе,
Но каждый одинок..."

И случись какое-нибудь несогласие в стае, они начнут рвать друг-друга... 5кг мяса - закон жизни...

(не в обиду волкам - я люблю этих гордых и смелых животных; имею в виду людей-волков...)