"Знай, о сын: нет ничего из того, что свершится или не свершится или могло бы свершиться, что не было бы познано человеком, каково оно есть, кроме Преславного Творца, к познанию которого пути нет. Кроме же того, все познано. Ибо познающим Всевышнего ты станешь тогда, когда перестанешь познавать..."
Глава первая, О познании пути Всевышнего Бога
Кейкавус ибн Искандер начинает свой грандиозный опус с метафизических упражнений в мутазилитском духе. Продемонстрировав публике осведомленность о философии и каламе, он затем произносит свою знаменитую фразу, которую я привел выше. Да, да...! как он, насмешливо щурясь в белоснежную бороду, лукаво заметит, что главное в его исламе - не знание корня, а знание ветвей - и вся суть умения коварного и успешного богослова заключена в умении разбираться в различиях между сектами, не принимая в расчет сердцевину веры; такова его практика. Вообще, в этом презрении к твари дрожащей безошибочно угадывается чванливый персидский зияридский аристократ. Подобно Племяннику Рамо Дени Дидро, одноименного произведения которого я еще коснусь, он уверен, что богатый всегда прав - и никогда не опозорит себя, чтобы он не натворил:
Слыхал я, что однажды правитель Бухары задумал посетить дом божий. Человек он был крепко богатый и в караване том не было никого его богаче. Больше ста верблюдов было под его вьюками, а [сам] он сидел в носилках и ехал по пустыне, покачиваясь и нежась, со всеми припасами [и утварью, что бывают и дома]. Много народу, нищих и богатых, шло вместе с ним.
Когда доехал он до Арафата, попался ему навстречу нищий дервиш, босоногий, терзаемый жаждой и голодом. Все ноги у него были покрыты пузырями. Увидел он правителя Бухары в такой неге и довольстве, обратился к нему и сказал: «В день воздаяния будет награда мне и тебе одна и та же, ты же едешь в таком богатстве, а я в таких мучениях».
Правитель Бухары ответил ему: «Избави боже, чтобы награда моя была равна твоей награде! Если бы я знал, что меня и тебя сравняют, никогда не выехал бы я в пустыню».
Дервиш спросил: «Почему?».
Тот ответил: «Я выполняю приказ господа всевышнего, а ты нарушаешь его. Меня звали и я — гость, а ты прихлебатель. Разве может сравниться прихлебатель с почетом званого гостя? Господь всевышний пригласил богачей, а беднякам сказал: «И не ввергайте себя своими руками в опасности». Ты без приказа господа в нищете и голоде пришел в пустыню, подверг себя опасности и не послушался приказа божьего. Зачем же ты хочешь равняться с послушными приказу?».
Глава четвертая, Об умножении служения по мере возможности.
(о том, как правитель Бухары дорвался до богатств столь великих ни слова...)
Продолжу позже...