"У поэзии нет начала и конца - она бесконечна. Поэзия не имеет границ. Поэтому не стоит размышлять над ее горизонтами. Нам стоит идти вместе с ней, а не заучивать ее. Читая стихотворение, нельзя подряд пробегать глазами по строчкам. Нужно представить перед собой открытое пространство и читать его - вот так нужно читать стихотворения" - Адонис.
Адонис (Али Ахмед Саид) - известный арабский поэт. Он родился в 1930 г. в Сирии в семье шиитов в селении, находящимся на средиземноморском побережье, вблизи города Тартуса. Переехав в 1980 г. в Париж, Адонис стал работать в ЮНЕСКО консультантом. В Ливане он написал и опубликовал основные свои произведения. Перу поэта принадлежит множество сборников стихотворений: в 1957 г. был издан его сборник "Первые стихи" и, спустя восемь лет - в 1965 г. была опубликована "Книга перемен и переселений". Через 15 лет свет увидело издание "Соответствия и начала", затем вышли в свет "Блокадная книга" - в 1982 и 1985 гг. В девяностых годах Адонис опубликовал три книги: "Второй алфавит" - в 1994 г., "Книга I" - в 1995 г. и "Книга II в 1998 г. В 2002 г. появилась и «Книга III», а спустя год - "Начало тела - конец моря".
Перу Адониса принадлежит также ряд фундаментальных исследований в области литературоведения и эстетики. Таких как "Введение в арабскую поэзию", написанную в 1971.г., "Политика поэзии" и "Арабская поэтика" - 1985 г., "Суфизм и сюрреализм" - 1992 г., и интереснейший труд: "Коранический текст и перспектива письма", который он написал в 1993 г. Статьи "Это ты, время" и "Музыка голубого кита" вышли в свет в 1993 и 2002 г. соответственно.
В 1970 г. Адонис стал обладателем сирийско-ливанской премии в области литературы. Особое, мощное влияние на все его творчество было оказано французской поэзией и европейским сюрреализмом. Являясь одновременно экспериментатором в поэтике и мудрым мыслителем, Адонис занимает особое место среди среди современных арабских писателей, его стихи переведены на многие европейские языки.
Этот известный арабский поэт, мастер поэтического слова с гордостью пронес через всю свою жизнь, выбранный им литературный псевдоним - Адонис. Имени греческого бога плодородия он ни разу не изменил, и своим творчеством лишь подчеркивал единство неизменности вечных законов рождения и умирания природы и мысли, языка, слова. Он прошел путь от истоков классической арабской поэзии к смелому новаторству и позже снова возвратился к ним.
© Бахман & Amal, 2008-2011.
* * *
Из очерка «Память, личность, отпечаток»
II – Женщина
1
Танцует птичка от любви
Не спрашивая даже:
Как окольцованная буду танцевать?
Летать как буду в клетке?
***
أدونيس
ترقص في حبّها، طائرة
ولم تتساءل مرة واحدة
هل أرقص في قيد؟
هل أطيرُ في قفص؟
2
Два глаза у ее печали
Их видят только слезы.
***
أدونيس
لحزنها عينان
لا يراهما إلاّ الدمع
I – Путешествие
3
Что может быть прекрасней
Восхождения прозы
По лестнице поэзии.
или
Самая прекрасная проза та,
Что поднимается по лестнице поэзии.
***
أدونيس
ما أجمل أن يصعد النثرُ
على سُلّم الشعر
4
На что ты еще надеешься
В то время как смерть поджидает тебя?
Живи. Не надейся.
***
أدونيس
بماذا تأمل، ما دام الموت ينتظرك؟
عِشْ، لا تَأمَل