У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Девичья Башня - факты, загадочки и предположения.

Сообщений 1 страница 20 из 37

1

ДЕВИЧЬЯ БАШНЯ

http://www.window2baku.com/devbashnya.htm

Самым величественным и самым таинственным памятником Баку является Гыз Галасы -  Девичья Башня,  возвышающаяся в юго-восточной части крепости Ичери Шехер. Это уникальное сооружение азербайджанского зодчества не имеет аналогов на Востоке. Памятник, вокруг даты постройки и назначения которого идут многочисленные споры, и в наши дни больше всего привлекает внимание своей неповторимой формой.

Башня построена на выступе береговой скалы, и представляет собой выложенный из местного серого известняка цилиндр высотой 28 м и диаметром - 16,5 м. Толщина стен у основания 5 м, а вверху 4 м. С восточной стороны к башне примыкает выступ, назначение которого до сих пор не ясно. Внутреннее пространство башни расчленено на 8 ярусов. Каждый из 8-ми ярусов башни ныне перекрыт каменным куполом с круглым отверстием. Свет во внутрь проникал через узенькие оконные проемы типа бойниц, расширяющихся во внутрь. Сообщение между ярусами осуществлялось с помощью винтовой каменной лестницы, проложенной в толще стены. В толще стен башни устроены ниши, внутри которых проложена гончарная труба диаметром 30 см. Внутри башни имеется колодец глубиной 21 м, пробитый в скале к водоносным слоям с третьего яруса.

Дата постройки Девичьей Башни до сих пор не определена. Часто время ее строительства определялось XII веком. Таков возраст плиты с надписью, расположенной с наружной стороны башни. Куфическая надпись, выгравированная на плите, гласит "губбе (купол, свод) Масуда ибн Давуда". Но эта плита явно появилась на башне позднее, так как она случайно и неаккуратно вделана в кладку, не над главным входом, а где-то сбоку, на высоте 14 метров от земли. Скорее всего, это надгробная плита, которой во время ремонта заделали окно в башне, или же имя мастера реставрировавшего сооружение. Чтобы датировать башню можно использовать два обстоятельства. Первый - при строительстве Девичьей башни использовался известковый раствор, а самое древнее здание, построенное на этом растворе, обнаружено в Кабале и датируется I веком нашей эры. Возможно это нижний временной предел возраста башни. Верхний предел можно определить, если сравнить по цвету камни Девичьей башни и мечети Мухаммеда ибн Абу-бекра, расположенной в крепости и построенной в 1078-79 году. Хотя обе постройки выполнены из одной местной породы известняка, камни Девичьей башни намного темнее, то есть на несколько сотен лет древнее мечети Мухаммеда. Таким образом, верхний предел - не позднее IX-X веков. Известный историк С.Б.Ашурбейли выдвинула предположение о строительстве Девичьей башни в первые века нашей эры, М.А.Набиев - в VI веке нашей эры. Существует предположение Д.А.Ахундова о возведении башни в VI веке до нашей эры. Историк азербайджанской архитектуры Л.Бретаницкий считал, что ее возводили в 2 этапа: нижняя часть памятника, до высоты 13,7 м построена в V-VI веках, а верхняя достроена в XII веке.

Также довольно трудно точно определить первоначальное функциональное предназначение Девичьей башни. Первоначальное строительство башни как оборонного сооружения вызывает сомнения. Она мало пригодна для обороны из-за небольшой площади и отсутствия условий для длительного проживания. Существующие узкие оконные проемы обращены в сторону моря и не служат для отпора врагу. Хоть как-то обороняться от врага можно только с вершины башни. К тому же подсчитано, что из камня и извести, потраченного на башню, можно было бы построить еще одну стену вокруг города. Существуют версии, что первоначально башня строилась как храм огня (слово "Гала" - "башня" имеет в азербайджанском языке еще и значение "разводить огонь"), зороастрийская дахма (т.е. башня, где на вершине выставлялись трупы людей на растерзание коршунов), обсерватория, но ни одна из этих версий не выдерживает серьезной критики. Вероятнее всего башня являлась культовым сооружением доисламского периода. Об этом свидетельствуют и древние ритуальные колодцы, распложенные у подножия. Еще одним фактом, подтверждающим культовый характер постройки служат исследования Аббаса Исламова. Он обнаружил, что именно в день зимнего равноденствия (22 декабря), в день почитаемый многими древними культами, лучи солнца при восходе проникают точно в центральное окно Девичьей башни. Затем солнце по определенной закономерности проникает во все расположенные выше окна. Многие элементы башни также взаимодействуют друг с другом. Таким образом, башня была как-то связана с культом солнца, что нашло отражение при ее проектировании. С распространением ислама древние культы были преданы забвению и сейчас трудно судить о первоначальном назначении сооружения.

В XII веке эта величественная башня вошла в оборонительную систему Баку и явилась главной цитаделью Бакинской крепости, одной из самых мощных крепостей Ширваншахов. В XVIII-XIX веках Девичья башня использовалась как маяк. Маяк, находившийся на башне, начал светить 13 июня 1858 года, а до этого на ней поднимался крепостной флаг. Позднее, с ростом города, огни маяка на башне стали сливаться с ночными огнями города. В 1895 году на верхней части Девичьей башни была нанесена широкая белая полоса. Но, как выяснилось вскоре, эта мера проблемы не решила, и уже в 1907 году маяк был перенесен на остров Наргин (Беюк Зиря).

Башня неоднократно реставрировалась - в средние века, в середине XIX века русским военным ведомством, а последний раз - в 1960-х годах. К сожалению, во время реставраций были изменены некоторые элементы сооружения, и о ее точном первоначальном облике приходится лишь догадываться. В частности, раньше башня была полой внутри, а перекрытия между этажами были сооружены в ходе последних работ. Также были перекрыты некоторые ниши и двери. В 1964 году Девичья башня стала музеем, а с 2000 года включена в список памятников ЮНЕСКО.

Название "Девичья" встречается и в названиях других башен на территории Азербайджана и Востока и, видимо, означает "непокоренная", "неприступная". С происхождением названия бакинской Девичьей башни существует множество легенд. Согласно одной из них, шах влюбился в собственную дочь и решил жениться на ней. Придя в ужас от предстоящего брака с отцом, и желая отговорить его, дочь попросила построить башню и подождать пока она не достроиться. Когда башня была готова, шах не изменил своего решения. И тогда девушка взобралась на башню и бросилась с нее в море.

Изучая легенду можно предположить, что возможность брака между отцом и дочерью относит возникновение легенды еще в доисламский (зороастрийский) период. К тому же легенда свидетельствует, что Каспийское море плескалось у самого подножья башни. Вне зависимости от происхождения легенды, ее сюжет явился любимой темой многих художников и поэтов. В 1923 году известный азербайджанский драматург Джафар Джабарлы написал поэму "Девичья башня". Первый советский фильм, созданный в Азербайджане в 1924 году, также основывался на сюжете легенды. "Девичья башня" называется и первый азербайджанский балет, созданный Афрасиябом Бадалбейли в 1940 году.

Веков кровавый свет в тебе
Года торжеств и бед в тебе
Неизгладимый след в тебе
Тех лет, девичья башня.
Шепни, шепни, скажи, скажи
О гордости моей души,
Тебе внимаю я в тиши,
Девичья башня.

И ранних облаков полет
Нетороплив, как мыслей ход,
Не ты ли родины оплот,
Девичья башня?
Шепни, шепни, скажи, скажи
Пусть люди слушают в тиши.

Наступит вечер у воды.
Года, века молчала ты,
Яви слова из темноты,
Девичья башня!
Пора, пора, шепни, скажи -
Планета слушает в тиши.

Расул Рза, "Девичья башня"

Нв последней фотографии приведена реконструкция древнего облика Девичьей Бани, согласно Д.Ахундову.

http://www.window2baku.com/devbashnya.htm

Faig Nasibov, 2002-2008

2

Подробно выскажусь позже, а пока:

1. Проф. Ахундов приводил в качестве иллюстрации к "Раннесредневековым памятникам Азербайджана" интересный эпизод - взятие ассирийской армией мидийской крепости. Ассирийские воины врываются на территорию укрепления, избивая врагов без различия пола и возраста. За второй линией стен можно увидеть семь башен (если мне не изменяет память) со стилизованными изображениями огня и контрофорсами, один к одному похожими на Девичью Башню.
2. Он же привел фотографию жертвенника огню в виде чаши, обнаруженного у Девичьей Башни и позже уничтоженного.
3. Интересно сопоставление центрального донжона сасанидского кастеля Чираг-гала, служившего одним из опорных пунктов в системе оборонительных сооружений на севере империи. Несмотря на иную форму самой башни, она также укреплена контрфорсом. Назначение именно этой башни в Чираг-гала тоже не совсем ясно.

3

4

Первая статья - фактически, изложение взглядов проф. Ахундова.

А вот вторую статью не читал. Благодарю.

У проф. Ахундова было много интересных и плодотворных идей, хотя, на мой взгляд, порой он чересчур увлекался.

Самое важное - датировка и первичное предназначение сооружения. Перед башней ныне установлен красочный щит с нелепой надписью:"Девичья Башня - шедевр мировой архитектуры (VI в до н. э.-VI в. н. э.). Внесен в список мирового архитектурного наследия ЮНЕСКО".

Что это за сооружение, диапазон датировки которого равен, практически, целому тысячелетию?

Для меня интересен вопрос датировки Девичьей Башни. Является ли сооружение мидийским, или построено все-таки Сасанидами? "Авторство" Сасанидов мне все-таки кажется сомнительным.

5

Тут я вступаю на скользскую тропу. Заранее объявляю - в области раннесредневековой архитектуры я не очень силен. Но из того, что я прочел, сделал вывод, что сасанидские культовые сооружения все-таки отличались от того архаического типа, который присущ Девичьей Башне. А именно - были купольного типа.

То, что мы видим на берегу Каспия, больше похоже на очень большую дахму, на мой взгляд, чем на сасанидский храм огня. Но ведь башня, если я не ошибаюсь, была полой. Мне интересно, были ли хотя бы узкие карнизы на каждом ярусе или внутренние проемы открывались прямо в полость?

Хотя, ни на чем не настаиваю.

Против этой гипотезы тоже можно выдвинуть много возражений. Хотя бы странное расположение окон-бойниц.

6

Дахмы появились позже, где-то как раз в сасанидскую эпоху. Если почитать Моди, то у него есть разъяснение насчёт ДБ,

7

Gilavar написал(а):

Для меня интересен вопрос датировки Девичьей Башни. Является ли сооружение мидийским, или построено все-таки Сасанидами? "Авторство" Сасанидов мне все-таки кажется сомнительным.

Все это очень спорно. Давуд Ахундов в своей увлекательной, но немного фантастической книге "Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана" относит его к мидийской эпохе, то есть башне чуть ли не три тысячи лет. Однако это всего лишь гипотеза,  не подкрепленная прямыми, неопровержимыми данными. С другой стороны, Шамиль Фатуллаев в "Архитектурной энциклопедии г.Баку", пишет, что храм был заложен в VI в. Он приходит к этому выводу на основе анализа особенностей архитектуры башни и других косвенных доказательств... Но опять таки, это всего лишь гипотеза. В общем, дело ясное, что дело темное. Единственно, что нам известно на все 100%, это то, что в XII в. башня уже существовала и была реконструирована ширваншахом Ахситаном I.  Совершенно бесспорно также, что в этот период ширваншахи надстроили верхние ярусы башни, хотя нижние этажи существовали и раньше. То есть, башня было построена  до XII в, затем, реконструирована с добавлением дополнительных этажей.

8

Совершенно бесспорно также, что в этот период ширваншахи надстроили верхние ярусы башни, хотя нижние этажи существовали и раньше. То есть, башня было построена  до XII в, затем, реконструирована с добавлением дополнительных этажей.

Точнее, восстановили разрушившиеся верхние ярусы.

Башня относится где-то к началу нашей эры. Как писал J. J. Modi, побывавший на башне в 1925 г. руины аналогичной постройки обнаружены недалеко от Таксилы.

9

Farrux написал(а):

Дахмы появились позже, где-то как раз в сасанидскую эпоху.

А как хоронили до дахм?

Farrux написал(а):

Если почитать Моди, то у него есть разъяснение насчёт ДБ,

Да, но у Моди все же предположения, гипотезы. И, насколько я понял, святилище в Таксиле было построено по типу зиккурата - такие святилища часто строились в парфянскую эпоху. Хотя, вне всякого сомнения, куда более архаический, месопотамский архитектурный тип.

10

Faridbey написал(а):

Все это очень спорно. Давуд Ахундов в своей увлекательной, но немного фантастической книге "Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана" относит его к мидийской эпохе, то есть башне чуть ли не три тысячи лет. Однако это всего лишь гипотеза,  не подкрепленная прямыми, неопровержимыми данными.

Согласен. Тут сложно что-то решить однозначно. Но ведь даже датировка знаменитых великих пирамид на плато Гиза основана на фантастических домыслах Геродота, компилятивном труде Манефона да паре фараоновых картушей. И это при том, что при постройке куда более скромных сооружений египетские владыки ставили его буквально везде.

Faridbey написал(а):

С другой стороны, Шамиль Фатуллаев в "Архитектурной энциклопедии г.Баку", пишет, что храм был заложен в VI в. Он приходит к этому выводу на основе анализа особенностей архитектуры башни и других косвенных доказательств... Но опять таки, это всего лишь гипотеза. В общем, дело ясное, что дело темное.

Неясно, какие особенности архитектуры Девичьей башни делают ее схожей с сасанидскими постройками. Разве что только контрфорс - стены куда тоньше, от кастеля в Сиязани остались одни развалины.

Может, есть сооружение аналогичного типа в Азергушнасп или на развалинах Ктесифона?

Faridbey написал(а):

Совершенно бесспорно также, что в этот период ширваншахи надстроили верхние ярусы башни, хотя нижние этажи существовали и раньше. То есть, башня было построена  до XII в, затем, реконструирована с добавлением дополнительных этажей.

Не думаю. Нет никаких прямых доказательств тому, что Ширваншахи подняли верхнюю часть башни. Это не зафиксировано ни в одной хронике. Да и слишком сложная, "высотная" технология. Нет никаких памятных таблиц о таком значительном проекте - а он был бы очень дорогостоящим, если бы ширванцам вздумалось его осуществить. Такое под силу только империи. О разгроме бродников-русов пишут долго и обстоятельно, известен даже зодчий, реконструировавший "Сыныг-гала", множество каменных таблиц в Баиловском замке - а тут полное молчание...

11

А как хоронили до дахм?

Просто оставляли на камнях в горах и др. удалённых местах. Если даже парсы Бомбея в своих текстах упоминают о  храмах огня с неугасимыми огнями на западном берегу Хазарского моря, то ДБ существовала как минимум до арабского завоевания.

12

Farrux написал(а):

Если даже парсы Бомбея в своих текстах упоминают о  храмах огня с неугасимыми огнями на западном берегу Хазарского моря, то ДБ существовала как минимум до арабского завоевания.

С этим я не спорю.

13

Но сравнительно недавно всего 8 лет назад, в «Докладах АН Азерб. ССР»
был опубликована статья М. А. Набиева «Тайна бакинской Гыз галасы».
В ней высказывается еще один взгляд на Девичью башню. Детальное
изучение ее внутренних и наружных конструкций, по мнению автора
«приводит к твердому убеждению, что она не оборонительное сооружение,
не маяк, и тем более не сигнальная башня. Она является зороастрийским
культовым сооружением, называемая по-пехлевийски термином «дахма».
Дахма - это каменная башня, предназначенная для отделения скелета от мяса
покойника и последующего хранения костей в помещении, называемом
астаданом (костехранилищем, оссуарием.)».
Дело в том, что по зороастрийской религии труп являлся нечистым. Поэтому,
если его хоронить или сжигать, то оскверняются святые для зороастрийцев –
земля, огонь, вода. Поэтому они выбрали другое средство - кидать трупы птицам
или зверям. (Есть основания предполагать, что обычай этот был заимствован
зороастрийцами у каспиев). Для этого труп клали или на скалы, или же на
специально построенные каменные башни. Камень - святым не считался. Такие
башни, называемые дахма или башни молчания, сейчас имеются в Индии - Бомбее,
где до сих пор сохранилась крупнейшая колония зороастрийцев, бежавших сюда
из Ирана и прозванных в Индии парсами. Немного зороастрийцев сумело остаться
в Иране, где их называют гебрами.
М. А. Набиев следующим образом представляет похороны бакинцев в прошлом.
Из Баку или других поселений Апшерона умерших на носилках с плачем и воплем
несут в направлении Гыз галасы (Девичьей башни). Дойдя сюда, мужчины вносят
покойника в самый нижний этаж башни. Находящиеся здесь маги-мобеды
(зороастрийские жрецы) привязывают покойника, завернутого в циновку к концу
веревки, спущенной с 8-ого яруса, и подают криком сигнал вверх. Мобеды,
обслуживающие покойников на 8-ом ярусе, тянут за другой конец веревки,
перекинутой через прикрепленное к стенам бревно, и поднимают покойника наверх;
труп этот развязывают, переносят на крышу выступа, распластывают, укрепляют его
камнями и оставляют в распоряжении хищных птиц (коршунов), которые быстро
расклевывают мясо трупа и оставляют обнаженный скелет. Затем кости простых
людей мобеды спускают по шахтному колодцу (который сейчас принимают
за канализацию) вниз; на 1-ом ярусе их принимают родственники покойника,
ждущие там.
Кости же жрецов и знати мобеды в циновках перемещают на 4-й этаж (ярус) и
переносят в помещение, находящееся внутри выступа, - астадан. Астадан и башни на
уровне пола четвертого этажа были соединены деревянным балконом. В конце астадана
находился колодец, куда сбрасывались кости правоверных зороастрийцев.
Труп поднимали не через те отверстия между этажами, которые мы видим сейчас после
«реставрации». Как помним, еще Саяпин отмечал, что никаких сводов не сохранилось.
М. А. Набиев считает, что в башне их не было. Она, по его мнению, была опоясана
восемью кольцевыми узкими балконами порядка 80 см шириной, разделявшими башню
на 8 ярусов (этажей) и представляющими возможность сообщаться между дверьми
и колодезными нишами.

Велиев С. С.
Древний, древний Азербайджан (Предисл. Ф. Мехти). - Баку: Гянджлик, 1983г.

14

Детальное
изучение ее внутренних и наружных конструкций, по мнению автора
«приводит к твердому убеждению, что она не оборонительное сооружение,
не маяк, и тем более не сигнальная башня.

Совершенно верно.

Она является зороастрийским
культовым сооружением, называемая по-пехлевийски термином «дахма».

Её конструкция не даёт никаких оснований полагать, что это дахма. 7 каналов для горения газа на вершине, а также окна никаким образом не могут быть объяснены сточки зрения дахмы. Это зороастрийский храм огня необычной конструкции, как на это впервые указал Дж. Дж. Моди.
Дахмы имеют несколько иную архитектуру и не могут быть построены у священного огня.

15

Бахман написал(а):

Но сравнительно недавно всего 8 лет назад, в «Докладах АН Азерб. ССР»
был опубликована статья М. А. Набиева «Тайна бакинской Гыз галасы».
В ней высказывается еще один взгляд на Девичью башню. Детальное
изучение ее внутренних и наружных конструкций, по мнению автора
«приводит к твердому убеждению, что она не оборонительное сооружение,
не маяк, и тем более не сигнальная башня. Она является зороастрийским
культовым сооружением, называемая по-пехлевийски термином «дахма».
Дахма - это каменная башня, предназначенная для отделения скелета от мяса
покойника и последующего хранения костей в помещении, называемом
астаданом (костехранилищем, оссуарием.)».

Во времена Сасанидов Баку был небольшим населенным пунктом. Его и городом-то назвать можно было с натяжкой. Это был небольшой поселок или городок. Зачем в таком поселке строить столь внушительный храм огнепоклонников, а, тем более, такую громадную дахму? Но предположим, что все таки, это был храм. Все возможно.  Тогда неясно почему столь внушительный бакинский храм не упоминается в исторических хрониках прошлого как храм огнепоклонников? Почему там упоминаются иранские Азергушнасп, Атеши-Бахрам и др., а об огромнейшем бакинском храме (Девичьей Башне) - молчок? Если бы это действительно был храм, о нем должны были бы сохраниться прямые, а не косвенные свидетельства. Ведь по своим размерам он больше многих зороастрийских храмов Ирана и Центральной Азии. Да и зачем нужно было строить в таком небольшом городке как Баку эпохи Сасанидов столь грандиозное сооружение? Это было бы логично, если бы Баку был международным центром зороастризма, вроде г. Шиза с храмом Азергушнасп в Южном Азербайджана, куда стекались паломники со всего Ирана, и это зафиксировано в древних хрониках. Ничего подобного о Баку неизвестно. Если бы Баку был постоянным местом паломничества зороастрийцев,  об этом писали бы пехлевийские, сасанидские, греческие, римские, византийские, а также более поздние арабские и персидские источники. Например, Якут Хамави (12 в.) в "Муджам аль-булдан" упоминает города Шиз и Урмия в Азербайджане как центры зороастризма, но ничего подобного не пишет о Баку.

Теперь о теории, что Девичья Башня - это дахма. Обычно дахмы строили не в  центре города, а за его пределами, чтобы испарения от разлагающихся трупов не портили воздух населенного пункта. Тогда, выходит, что башня располагалась за пределами города, который в то время стоял, наподобие Акрополя,  на вершине бакинского холма. То есть, древний Баку должен был бы располагаться на территории нынешнего Ясамала. На Ясамале действительно обнаружена утварь позднего античного периода.  Но уже тогда была плотно заселена и прибрежная полоса.  Раскопки, проведенные вокруг Девичьей Башни обнаружили остатки жилых строений сасанидского периода IV-VII вв. То есть, еще до исламизации Азербайджана, город Баку уже непосредственно располагался на берегу Каспия, вокруг Девичьей Башни. Неужели зороастрийцы продолжали выставлять трупы умерших разлагаться в самом центре города? 

Но допустим, что, несмотря на все вышесказанное, Девичья Башня действительно была зороастрийским храмом или дахмой. Теоретически это возможно, хотя и сомнительно. Но опять-таки остается открытым вопрос, как ее использовали в исламский период, в промежутке между IX-XIX вв, то есть более тысячи лет. Ширваншах Шахрияр принял ислам еще VII в, а в IX в Ширваном правила арабская династия Мазъядидов, несомненно мусульманская. Ни о каком действующем храме огнепоклонников или дахме в Баку в этот период, а тем более при ширваншахах Кесранидах - Ахситане и Манучехре - и говорить не приходится. Это был сугубо мусульманский город, чье население, по свидетельству географа Абдуррашида Бакуви (XV в)  исповедывало ислам шафиитского толка. Совершенно невероятно, чтобы в течение 1200 или 1000 лет господства ислама в Баку, такое крупное сооружение как Девичья Башня никак не использовалась бы местными жителями и властью. Ее могли превратить в мечеть, как превращали в мечети некоторые другие зороастрийские храмы, но этого не случилось. Иначе это отразилось бы на конструкции храма, а также было бы отражено в надписях, высеченных на стенах. Кстати, зороастрийский храм могли превратить в мечеть, а "нечистую" дахму - нет...   

Мне кажется, что ширваншахи Кесраниды должны были обязательно как-то использовать это самое крупное и внушительное сооружение своей столицы. В исламский период там могли хранить арсенал или казну. Там мог располагаться гарнизон. Ее можно было бы использовать в качестве неприступного убежища в случае вражеской осады, а также как дозорную башню или маяк.

16

Во времена Сасанидов Баку был небольшим населенным пунктом. Его и городом-то назвать можно было с натяжкой. Это был небольшой поселок или городок. Зачем в таком поселке строить столь внушительный храм огнепоклонников

В Баку были многочисленные естественные огни, и поэтому он считался областью Богов, т. е. Багаваном.

Тогда неясно почему столь внушительный бакинский храм не упоминается в исторических хрониках прошлого как храм огнепоклонников? Почему там упоминаются иранские Азергушнасп, Атеши-Бахрам и др., а об огромнейшем бакинском храме (Девичьей Башне) - молчок? Если бы это действительно был храм, о нем должны были бы сохраниться прямые, а не косвенные свидетельства.

Он упомянут у армянских авторов и у Низами.

Да и зачем нужно было строить в таком небольшом городке как Баку эпохи Сасанидов столь грандиозное сооружение?

Размеры сооружения объясняются некогда мощным напором естественных огней, горевших на этом месте. Для полноценного отвода продуктов сгорания углеводородов потребовалось возведение высокого аэродинамически совершенного сооружения, позволяющего отводить продукты сгорания с помощью морских ветров. Никак иначе нельзя объяснить необычную планировку башни, как с точки зрения аэродинамики.

Если бы Баку был постоянным местом паломничества зороастрийцев,  об этом писали бы пехлевийские, сасанидские, греческие, римские, византийские, а также более поздние арабские и персидские источники.

Об этом пишут парсийские источники (до сих пор не обработаны и не переведены)

Теперь о теории, что Девичья Башня - это дахма.

Сама архитектура Башни не соответствует принципам построения дахм. Сооружая дахму достаточно возвести круговое сооружение высотой 3-4 м, безо всяких окон, газоотводных каналов и обтекателей.

Совершенно невероятно, чтобы в течение 1200 или 1000 лет господства ислама в Баку, такое крупное сооружение как Девичья Башня никак не использовалась бы местными жителями и властью. Ее могли превратить в мечеть, как превращали в мечети некоторые другие зороастрийские храмы, но этого не случилось.

Она могла использоваться как маяк. Моё личное предположение, почему её не разрушили арабы и не превратили в мечеть - они просто уже не знали, что это такое. Иначе говоря, ко времени арабского завоевания естественные огни потухли и Башня уже не использовалась как храм.

17

Farrux написал(а):

Об этом пишут парсийские источники (до сих пор не обработаны и не переведены)

А что это за источники? Очень интересно. Вы имеете в виду пехлевийскую литературу исламского периода или бомбейских парсов?

18

Farrux написал(а):

В Баку были многочисленные естественные огни, и поэтому он считался областью Богов, т. е. Багаваном.

Кстати, вопрос, который всегда меня ставил в тупик: в монографии Ф. Мамедовой приведены многочисленные города на западе, но не указан ни один город на востоке, кроме г. Чора (Дербента).

Можно ли считать Баку того периода албанским городом? Или он с первого дня своего существования (как города-крепости, а не поселка) был цитаделью сасанидской империи на севере, как и Дербент?

19

Очень интересно. Вы имеете в виду пехлевийскую литературу исламского периода или бомбейских парсов?

Это разного рода рукописи, хранящиеся в храмах огня в Бомбее. Со слов эрвада Дживанджи Моди, эрвада Рамияра Парвиза Каранджия, в них сказано о вечных огнях на западном берегу Хазарского моря.

20

Farrux написал(а):

Моё личное предположение, почему её не разрушили арабы и не превратили в мечеть - они просто уже не знали, что это такое. Иначе говоря, ко времени арабского завоевания естественные огни потухли и Башня уже не использовалась как храм.

Когда же потухли эти огни? Должно быть очень давно. Ведь народная память довольно долгая. Обычно даже люди без письменной традиции помнят как использовалось то или иное сооружение 100-200 лет назад. Тем более, зороастрийцы, которых могли встретить арабы в Баку, должны были это помнить.