Бабарахим Машраб (1640—1711гг.)
Один из ярких мастеров слова и проникновенных лириков.
Бабарахим Машраб родился в 1640 году (1050год хиджры) в Намангане в семье
Валибаба, бедного ремесленника-ткача.
Бабарахим Машраб некоторое время обучался в Намангане у муллы Базар-Ахунда,
который затем отправил его Кашгар на обучение к известному суфийскому ишану,
теологу Афак-Ходже.
Машраб получил всестороннее образование, освоил арабский и персидский языки,
изучал творчество и художественные идеи великих поэтов Саади, Хафиза Ширази,
Джалалидина Руми, Абдурахмана Джами.
Однако Бабарахим Машраб не стал ревностным последователем своего наставника.
Проведя долгое время при Афак-Ходже, увидев резкое противоречие между реальным
суфийским учением и тем притворством и лицемерием, лживостью и порочностью, которые
были при Афак-Ходже, поэт все больше укрепляет в себе в те идеалы и справедливость,
к которым стремится.
К 1672-1673 гг. Бабарахим Машраб открыто выступает против тех идейных расхождений,
которые возникли с учением Афак-Ходжи. Избрав путь духовных исканий и странствий,
Машраб покидает дом Афак-Ходжи и отправляется в города Восточного Туркестана.
Свободомыслие и справедливость, верность суфийским идеям придают Машрабу
силы и новый импульс в творчестве. В поэзии Машраба главное место занимает лирика.
Обратившись к различным лирическим жанрам поэзии, Машраб обогатил поэзию
прекрасными газелями, которые считаются яркими, живыми и несравненными образцами
любовной лирики. Его художественный стиль отличается глубиной чувств и остроумием,
простотой и непринужденностью. Машраб смело разоблачал двуличную сущность лживых
и притворных служителей религии, сочувствием изображаел тяжелую жизнь народа.
Жизнь Бабарахима Машраба трагически оборвалась в 1711 г. (1123 г. хиджры) в Кундузе
где по указу духовников и правителя Балха Махмудбея Катагана Машраб был повешен.
***
Я, рожденный для страданья, в мира тяготах погряз,
Мучась: где конец терзанью,— к брани прибегал не раз.
Вот он — полный лицемерья мир, душе и телу враг!
И метнул стрелу неверья я ему в зеницы глаз.
В дом вина тогда вступил я, но мученья в нем познал.
И, в мечеть войдя, застыл я, как аскет, оледенясь.
Я сто тысяч благочестий продал за кувшин вина.
О подвижник! Все на месте: мне — вино, тебе — намаз.
Магом был с отравой смешан тот напиток, данный мне,
Как Мансур, я был повешен, не ужившийся у вас.
Слава о моем безумье прогремела по земле,
Что отверг я оба мира за один свиданья час.
Кто сказал: «Машраб безумен!» — коль отрекся я навек
От скитанья по чужбине, мне представшей без прикрас.
© Перевод В. Державина