Фархад Хосрохавар: Новая научная школа Ирана. (Продолжение)
Физики (в силу заинтересованности режима в создании атомного оружия) являются наиболее привилегированной и многочисленной категорией среди научной касты Ирана. Их культурная гомогеничность и твёрдая воля к меритократии в научных кругах помогают им в переговорах с Министерством науки. Физиков (и других представителей точных наук в Иране) можно условно подразделить на четыре категории:
1. Искренние революционеры, пошедшие в науку исключительно ради того, чтобы усилить режим (в том числе и через искоренение "неисламского духа" в науке). При этом, по наблюдениям респондентом Хосрохавара, из этих кругов впоследствии выходят неплохие учёные, т.е. политическая ангажированность не мешает формированию специалистов.
2. Прагматики-националисты, пусть и не проникнутые исламской идеологией, но желающие служить государству через самореализацию в области науки.
3. Люди, которые искренне хотят заниматься именно наукой.
4. Люди, которые используют возможность получить научную степень как трамплин для эмиграции.
Хосрохавар уточняет, что при шахе аспирантур (и, соответственно, возможности получить научную степень) в области точных наук в Иране не существовало. Те, кто желал продолжить образование после получения диплома, уезжали в Европу (иногда - за государственный счёт). Ситуация переломилась в конце 1980-ых, когда появились аспирантуры у ряда иранских вузов.
Это один из парадоксов революции: она уничтожила старую систему, но в то же время и сломала её барьеры. Вызвав вначале невиданный спад научной деятельности, она тем самым освободила пространство для новых идей и новой научной работы. Решение создать в Иране аспирантуры, с одной стороны, подвергло научные звания некоторой инфляции; с другой же стороны, дало возможность углубить свои знания и получать реальный живой науки тысячам молодых специалистов.
При этом, согласно Хосрохавару, в иранской научной школе остаются нерешёнными следующие проблемы:
-должны ли научно-исследовательские центры быть выделены в отдельные, немногочисленные НИИ - своеобразные "башни из слоновой кости", или более эффективным является массовое распыление научно-исследовательской деятельности по всем вузам?
-должно ли уделяться серьёзное внимание чистой науке, или она Ирану не нужна, поскольку надо концентрироваться на практических исследованиях? Проще говоря, может ли иранская наука и культура позволить себе отказаться от собственных фундаментальных исследований и тем самым обречь себя на постоянную опору на научную школу Запада?
-должны ли в исламском обществе учёные становиться такой же личностной моделью для подражания, какою (в идеале) бывают вероучители и богословы? Или учёный - это всего лишь скромная прикладная социальная функция?
Мои вопросы:
1. Чем в действительности обусловлен "научный бум" Ирана? Только ли вливанием нефтяных денег и их грамотным расходованием? Или ещё до революции был заложен некий фундамент, реализовавшийся только поколения спустя? Или дело не столько в деньгах, сколько в том "парниковом эффекте", который достигается путём защиты иранской молодёжи от массовой попсовой культуры?
2. Насколько можно сравнить нынешнюю ситуацию в иранской науке и в этом социальном слое (молодые учёные) с тем, что существовало в Советской науке в 1960ые годы? На мой взгляд, Есть несколько объединяющих факторов (недавняя урбанизация и недавняя большая война)
3. Как рост научного сообщества и популяризация науки меняют восприятие иранским обществом в целом собственной культуры?
Отредактировано Crook (2009-06-28 23:22:13)