"Праздники Г-сподни, которые вы должны называть священными собраниями, - это Мои праздники" (Ваикра, 23)
Тора называет праздник словом "חג" (хаг) - Праздник, и "מועד" (моэд) - Собрание, т.е. день священного собрания, чтобы воссоздать для нас то событие, которое легло в основу праздника, и дать нам возможность пережить его снова.
Словом "хаг" Тора называет только три праздника: Песах, Шавуот и Суккот. Другой вид праздников - это определённые даты, связанные с отсчётом времени согласно еврейскому календарю и повторяющиеся регулярно: например, Шаббат, Рош-ha-Шана, Йом-Кипур.
Кроме того, есть ряд праздников, возникших в болеепозднее время в память об определённых событиях: Ханука, Пурим, Оаг-ба-Омер, 15-е Ава, и т.д.
"Вот праздники Г-спода..." Предание говорит, что как только были названы пять праздников, перечисленных в Торе, каждый из них начал претендовать на то, что он - более важный.
Песах, отмечаемый в месяце Нисан, первом месяце согласно Торе, утверждал, что поскольку он - праздник свободы, без него все прочие праздники не имеют никакого смысла.
Шавуот возражал, что он - праздник дарования Торы, а без Торы и её заповедей свобода превращается в анархию, а человеческое общество - в джунгли.
Рош-ha-Шана подчёркивал, что он - День Суда, в который определяется судьба всех созданий набудущий год, - поэтому кто же может с ним сравниться?
Йом-Кипур тоже не остался в долгу: ведь это он даёт возможность каждому человеку открыть новую страницу в жизни, возвратясь на путь истины и справедливости!
Суккот говорил о значении, которое имеют "сука" и "арба миним", о том, что он - праздник, объединяющий весь народ Израиля, что он - выражение мира и человеколюбия...
Кто был прав? Нет сомнения, что аргументы каждого из праздников были верны. Все пять праздников - звенья единой цепи. Ценности, заключённые в каждом из них, - это неотъемлемые части единой системы 613 заповедей Иудаизма, и об этом мы поговорим в следующий раз.
А сегодня, в канун святого дня - Йом-Кипура (Судного дня) расскажем вкратце об обычаях этого праздника. В этот день мы испытываем чувство радости, смешанное со страхом: радости от возможности искупления наших грехов в этот день Суда. В Йом-Кипур принято одеваться во всё белое - символ очищения. Сказано у пророка: "Если грехи ваши будут красны, как камин, - станут белы словно снег, если багряны, как шёлк, - станут словно белая шерсть".
Обычай предписывает нам рано утром накануне Йом-Кипура взять петуха (для мужчины) или курицу (для женщины) и совершить обряд "капарот" - "очищение", а в последнее время распространен обычай делать "капарот" при помощи денег, которые затем отдают на "цдаку" (благотворительные цели).
Последнюю трапезу в этот день следует закончить по крайней мере за полчаса до захода солнца. Чтобы успеть в синагогу для "Чистой Молитвы" и "Коль Нидрей", которые читаются перед заходом солнца. Но прежде чем приступит к чтению этих молитв, каждому нужно задуматься: в самом ли деле я попросил прощения у всех, кого обидел? Уладил ли я все недоразумения? Загладил ли все обиды, которые, пусть ненароком, нанёс? Всё ли я сделал наилучшим образом?
Важно помнить: самое главное в Йом-Кипур - это уладить свои отношения с другими людьми, установить добрые отношения с обществом. Йом-Кипур - это день доброй воли, искупающий грехи человека по отношению к Всевышнему, однако грехи, совершённые по отношению к другим людям, Йом-Кипур искупает только при одном условии: если обидчик сумеет получить прощение от обиженного.
В Йом-Кипур запрещены: еда и питьё, мытьё, умащение маслом, ношение кожаной обуви и супружеские отношения. В этот день принято желать друг другу окончательного утверждения доброго небесного приговора - Гмар Хатима Това!
Отредактировано Адам (2010-09-17 16:49:44)