У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Иудаизм. Вопросы и ответы

Сообщений 1 страница 20 из 50

1

В этой теме можно задать вопрос об Иудаизме.

Я очень прошу участников форума в этом разделе не вести межконфессиональную полемику.

Настоятельно рекомендую всем участникам форума в своих постингах:
- не переходить на личности: критиковать мнения и постинги, а не человека, их написавшего;
- избегать оценочных суждений;
- аргументированно, по возможности - фактологически, и со ссылкой на источник, излагать свои мнения;
- исходить из принципа терпимости к отличному от вашего мировоззрению;
- стараться концентрировать внимание на общем, а не искать различия.

Заранее спасибо!

Публикация любых экстремистских материалов, материалов, сеющих межнациональную рознь, пропагандистских материалов,
а равно ссылок на подобные материалы, на форуме AmalGrad КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНА.

Выкладывание подобных материалов, а также вопросов на эти темы буду считать провокацией.
Эти материалы будут УДАЛЕНЫ, а участник заблокирован.

Еще раз напоминаю, что форум AmalGrad посвящен изучению культуры стран Ближнего Востока.

2

Каково положение женщины в Иудаизме?
Каковы права женщины по Галахе? 

Раввин Меир Шлезингер написал(а):

Обычно мужчина говорит, что в его доме за ним всегда остается последнее слово.
А знаете, какое последнее слово мужчины? «Как скажешь, дорогая»!

Прямо бальзам на душу  :)

Но я читала, что "Иудаизм женщине отводит строго подчиненное положение в семье и в обществе. Женщина не может быть свидетельницей в суде, не имеет права выходить на улицу без покрывала. Согласно Талмуду, жена - послушная раба своего мужа. Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой горячо благодарит бога за то, что он не создал его женщиной, а женщина должна в молитве благодарить бога за то, что он создал ее для послушания и подчинения".
Правда ли это? Хочется разобраться.

3

Amal, как в старом анекдоте об армянском радио, "правда, но нэ савсэм".  ;)

Amal написал(а):

Иудаизм женщине отводит строго подчиненное положение в семье и в обществе.

Не очень понятно, что именно имеется в виду под "подчиненным положением".
Любое общество отводит каждому из своих членов в той или иной степени подчиненное положение.
Что же до иудаизма, то он четко разграничивает права и обязанности мужчин и женщин. Другими словами, в иудаизме без сомнения нет равноправия мужчин и женщин, но с другой стороны говорить о том, что "женщине отводится строго подчиненное положение в семье и обществе" тоже явно не правомочно. Так, не только жена имеет обязанности по отношению к своему мужу, но и муж имеет массу обязанностей по отношению к своей жене, и в большинстве семейных вопросов последнее слово ("право ветто") действительно за ней. Более того - обязанности мужа по отношению к жене имеют приоритет перед обязанностями жены по отношению к мужу, поскольку муж, а не жена, подписывает ктуббу (брачный договор с перечнем обязанностей) и вручает его жене во время свадьбы.

Amal написал(а):

Женщина не может быть свидетельницей в суде, не имеет права выходить на улицу без покрывала.

Женщина может быть свидетельницей, но не на всяком суде.
Ее свидетелькие показания имеют силу в тех случаях, когда они необходимы для получения информации и установлениия истины (подобно свидетельским показаниям в светских судах), но не в тех случаях, когда они необходимы для физического наказания преступника. Другими словами, по свидетельству женщин можно, например, признать человека умершим (что даст право его жене выйти замуж вторично), но невозможно казнить человека.

Замужняя женщина обязана покрывать волосы (платком или париком, а не покрывалом  ;) ).

Amal написал(а):

Согласно Талмуду, жена - послушная раба своего мужа.

Это просто ерунда. Ничего подобного ("раба") в Талмуде нет.
В Талмуде (трактат Йвамот 62б и трактат Санѓедрин 76б) действительно сказано, что идеальной семьей (т.е. ситуацией к которй следует стремиться) является та, в которой муж любит свою жену, как самого себя, а уважает - больше, чем самого себя (האוהב את אשתו כגופו והמכבדה יותר מגופו), а жена слушается своего мужа и выполняет его волю (עושה רצון בעלה).

Amal написал(а):

Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой горячо благодарит бога за то, что он не создал его женщиной

Правда. Мужчине дано больше заповедей, а значит - на него возложена Всевышним большая ответственность, и за это он должен быть Ему благодарен. И поэтому в перечне других благодарственных благословений мужчина по утрам произносит также благословение "שלא עשני אשה" - "что Ты не сделал меня женщиной".

Amal написал(а):

а женщина должна в молитве благодарить бога за то, что он создал ее для послушания и подчинения

А вот это - неправда (чтоб не сказать "целенаправленная ложь"). Нигде ничего подобного не сказано.
А сказано, что женщина произносит благословение "שעשני כרצונו" - "что Ты сделал меня в соответствии со Своей Волей". И традиционный комментарий говорит, что если мужчине для выполнения Воли Всевышнего необходимо исполнять множество дополнительных заповедей, то женщина, свободная от обязанности выполнять эти заповеди, изначально сотворена соответствующей Воле Всевышнего (поэтому для нее исполнять эти заповеди нет необходимости).

4

Кстати, о "строго подчиненной роли женщин в иудаизме" можно судить по одному весьма любопытному факту.
Лет 200 - 300 назад в Европе начали массовым порядком давать всем фамилии. И очень многие европейские фамилии были образовна от имени главы семьи. Так и появились русские Ивановы и Портновы, украинские Бондари и Иващенки, английские Джонсоны и Смитсоны, немецкие Вольфсоны и Йохансы и т.п.

А у евреев Европы?
У евреев, конечно, тоже - Меирзоны и Шнеерсоны, Рабиновичи и Хаймовичи, Аренсы и Рубенсы.

Но! Но много ли у европейских народов фамилий произведены от женских имен? Таковые тоже имеются (всякие Катериновы и Мариины), но их гораздо меньше. Оно и понятно - называли ведь по имени главы семейства, с которым ассоциировали всю семью ("Чьи это дети? Ивановы!"), а главами семейств в европейском патриархальном обществе естественным образом мужчины были куда чаще женщин.

А вот евреев таких фамилий, производных от женских имен, куда больше, чем производных от мужских. Они прямо-таки являются нормой (а мужские - исключением) все эти бесконечные Цеткины и Дворкины, Зискисы и Златкесы, Ривкины и Фиркины, Хайкины и Ройзманы.

Это довольно наглядно показывает, кто у евреев в доме был хозяином и с кем ассоциировали семью.  :)

5

Ernster написал(а):

А вот евреев таких фамилий, производных от женских имен, куда больше, чем производных от мужских.

мне кажется логичнее обьяснить это тем известным фактом, что согласно еврейскому праву, евреем считается тот, кто родился от матери-еврейки (или принял иудаизм в соответствии с Галахой).

Отредактировано ehnaton (2008-08-21 13:12:30)

6

ehnaton, да ведь фамилии людям давали не "согласно еврейскому праву" (которое в данном случае было бы актуальным только в том случае, когда отцом ребенка был бы нееврей, а такие случаи 200 - 300 лет назад были невероятно редки), а в соответствии с тем, как их "в народе" звали.

7

По Галахе имеет ли женщина право потребовать развод? И в каких случаях она может его получить?
В каких случаях муж имеет право развестись с женой? И каковы его обязанности после расторжения брака?

В сети очень много есть разъяснений на эту тему, но хочется понять какие из них истинны.

8

Amal написал(а):

По Галахе имеет ли женщина право потребовать развод?

Да

Amal написал(а):

И в каких случаях она может его получить?

В любом.
Но вот для получения при этом Ктубы (той очень немалой суммы, которую муж обязан при разводе выплатить жене в качестве "компенсации") развод должен либо совершаться инициативе мужа, либо (если развод совершается по инициативе жены) муж должен быть виновен в разводе.
Например, если жена требует развода потому, что она разлюбила мужа и хочет выйти замуж за другого, то она не вправе требовать выплаты Ктубы, а если она требует развода потому, что муж решил (без ее согласия на то!) стать моряком дальнего плавания и появляться дома раз в полгода, то вправе.
Короче, по поводу Ктубы есть множество нюансов, но общий принцип именно таков.

Amal написал(а):

В каких случаях муж имеет право развестись с женой?

Как и жена, в любом, хоть мудрецы Талмуда и строго осуждают мужа, разводящегося по своей инициативе с женой (особенно если это его первый брак) без очень веской причины на то (каковой является ее нескромное поведение, супружеская измена и т.п.).

Amal написал(а):

И каковы его обязанности после расторжения брака?

По поводу выплаты мужем при разводе Ктубы своей бывшей жене я объяснил выше.
Кроме того, он обязан обеспечивать содержание и обучение их общих детей (а также обеспечить им приданное и наследство).

9

Cвод еврейских религиозных законов называется на самом деле не галаха, а הלכה - ѓалаха (halacha) от слова הלך - ѓалах - шел, т.е. законы, по которым нужно ходить (вести себя).

А вот слово галах (через г, а не через ѓ), גלח, означает на иврите "бритый", а в идише так называют христианских священников (по-видимому, изначально так называли бривших бороды католических священников, но затем это же слово перенесли и на православных, которые как раз носят бороды).

10

Расскажите, пожалуйста, действительно ли жены ортодоксальных, ультраортодоксальных зачастую бреют голову наголо или очень коротко стригутся, т.к. это входит в обряд очищения женщины, который связан с физиологическими особенностями женского организма,  а волосы считаются нечистыми и удаляются со всего тела?

Информация разная находится, хочется уточнить, так ли это?

11

Иффат написал(а):

ортодоксальных, ультраортодоксальных

А это кто такие конкретно?

12

Хасиды, кажется.

13

Иффат написал(а):

Расскажите, пожалуйста, действительно ли жены ортодоксальных, ультраортодоксальных зачастую бреют голову наголо или очень коротко стригутся, т.к. это входит в обряд очищения женщины, который связан с физиологическими особенностями женского организма,  а волосы считаются нечистыми и удаляются со всего тела?

Значиццо так.

В соответствии с законами иудаизма, волосы замужней женщины относятся к тем частям тела, которые из соображений скромности следует прикрывать. Поэтому их прикрывают (различного вида косынками либо париком). Для того, чтобы уложить волосы под косынку/парик они обычно должны быть не слишком длинные.
Это однако вовсе не означает, что ей следует брить голову. Напротив, в ѓалахе (в частности в Шулхан-Арухе) четко оговаривается, что волосы нельзя сбривать (или состригать слишком коротка), поскольку это может "изуродовать женщину в глазах ее мужа".
Т.е. их нужно стричь, но при этом не слишком коротко (у ашкеназских женщин, которые в основной массе носят парики, обычно стригутся короче - типа каре, у сефардских, которые в основной массе париков не носят, насколько мне известно, отпускаю волосы длиннее).

И тем не менее у одной еврейской общины - венгерских евреев - такой обычай (что замужняя женщина бреет голову) существовал (и частично, хоть сейчас уже довольно редко) имеет место по сей день. При этом венгерские еврейские законодатели (поскей ѓалаха) делали "восьмерки в воздухе", чтобы объяснить свой обычай с точки зрения ѓалахи. Общепринятая у них точка зрения была такова - если это делается с согласия мужа и пущей скромности ради, то можно (поскольу тогда опасности, что это "изуродует ее в глазах мужа" вроде как нет).

Я слышал, что у них этот обычай возник в средние века, поскольку в тех краях у тамошних феодалов было распространено "право первой ночи" (феодалы хватали невест прямо со свадьбы и насиловали). И так сказать воизбежание подобной опасности невесте начали обривать голову наголо...
Является ли это правдой (и в какой степени) я не знаю.

С обрядом ежемесячного очищения женщины, связанным с физиологическими особенностями женского организма, и заключающемся в окунании в микву (специальный бассейн), все это никак не связано.

Теперь, что касается понятий "ортодоксальные" и "ультра-ортодоксальные" евреи.
"Ортодоксальные" - это просто обычные нормальные религиозные евреи в классическом смысле слова (в противоположность всяческим "реформистам" иудаизма).
"Ультра-ортодоксальными" (или на иврите חרדים - харедим - богобоязненные) - обычно называют строго религиозных евреев (не только хасидов).

14

Ernster, спасибо, очень понятно объяснили.

15

Я случайно наткнулся в сети на видеозапись рассуждения р. Шаи Гиссера (в прошлом раввина Одессы) на тему концепции свободы и рабства в иудаизме и подумал, что это может быть интересным и для уважаемых коллег по форуму.

Свернутый текст

Часть первая:

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=1eGvQix7bcM[/youtube]

Часть вторая:

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=9RWkX1L5Imc[/youtube]

16

Cпасибо!
Странное интервью,если честно.Единственное объяснение,что смонтировали маленькими,несвязанными фрагментами.Выход из Египта,выход из рабства и что такое вообще внутренняя свобода-это очень интересная тема,но тут...

А какое у вас- лично- впечатление от этой записи?

17

Любопытная, а лично мне понравилось. Потому я тут и привел.  :)

18

"Праздники Г-сподни, которые вы должны называть священными собраниями, - это Мои праздники" (Ваикра, 23)

Тора называет праздник словом "חג" (хаг) - Праздник, и "מועד" (моэд) - Собрание, т.е. день священного собрания, чтобы воссоздать для нас то событие, которое легло в основу праздника, и дать нам возможность пережить его снова.

Словом "хаг" Тора называет только три праздника: Песах, Шавуот и Суккот. Другой вид праздников - это определённые даты, связанные с отсчётом времени согласно еврейскому календарю и повторяющиеся регулярно: например, Шаббат, Рош-ha-Шана, Йом-Кипур.

Кроме того, есть ряд праздников, возникших в болеепозднее время в память об определённых событиях: Ханука, Пурим, Оаг-ба-Омер, 15-е Ава, и т.д.

"Вот праздники Г-спода..." Предание говорит, что как только были названы пять праздников, перечисленных в Торе, каждый из них начал претендовать на то, что он - более важный.

Песах, отмечаемый в месяце Нисан, первом месяце согласно Торе, утверждал, что поскольку он - праздник свободы, без него все прочие праздники не имеют никакого смысла.

Шавуот возражал, что он - праздник дарования Торы, а без Торы и её заповедей свобода превращается в анархию, а человеческое общество - в джунгли.

Рош-ha-Шана подчёркивал, что он - День Суда, в который определяется судьба всех созданий набудущий год, - поэтому кто же может с ним сравниться?

Йом-Кипур тоже не остался в долгу: ведь это он даёт возможность каждому человеку открыть новую страницу в жизни, возвратясь на путь истины и справедливости!

Суккот говорил о значении, которое имеют "сука" и "арба миним", о том, что он - праздник, объединяющий весь народ Израиля, что он - выражение мира и человеколюбия...

Кто был прав? Нет сомнения, что аргументы каждого из праздников были верны. Все пять праздников - звенья единой цепи. Ценности, заключённые в каждом из них, - это неотъемлемые части единой системы 613 заповедей Иудаизма, и об этом мы поговорим в следующий раз.

А сегодня, в канун святого дня - Йом-Кипура (Судного дня) расскажем вкратце об обычаях этого праздника. В этот день мы испытываем чувство радости, смешанное со страхом: радости от возможности искупления наших грехов в этот день Суда. В Йом-Кипур принято одеваться во всё белое - символ очищения. Сказано у пророка: "Если грехи ваши будут красны, как камин, - станут белы словно снег, если багряны, как шёлк, - станут словно белая шерсть".

Обычай предписывает нам рано утром накануне Йом-Кипура взять петуха (для мужчины) или курицу (для женщины) и совершить обряд "капарот"  - "очищение", а в последнее время распространен обычай делать "капарот" при помощи денег, которые затем отдают на "цдаку" (благотворительные цели).

Последнюю трапезу в этот день следует закончить по крайней мере за полчаса до захода солнца. Чтобы успеть в синагогу для "Чистой Молитвы" и "Коль Нидрей", которые читаются перед заходом солнца. Но прежде чем приступит к чтению этих молитв, каждому нужно задуматься: в самом ли деле я попросил прощения у всех, кого обидел? Уладил ли я все недоразумения? Загладил ли все обиды, которые, пусть ненароком, нанёс? Всё ли я сделал наилучшим образом?

Важно помнить: самое главное в Йом-Кипур - это уладить свои отношения с другими людьми, установить добрые отношения с обществом. Йом-Кипур - это день доброй воли, искупающий грехи человека по отношению к Всевышнему, однако грехи, совершённые по отношению к другим людям, Йом-Кипур искупает только при одном условии: если обидчик сумеет получить прощение от обиженного.

В Йом-Кипур запрещены: еда и питьё, мытьё, умащение маслом, ношение кожаной обуви и супружеские отношения. В этот день принято желать друг другу окончательного утверждения доброго небесного приговора - Гмар Хатима Това!

http://uploads.ru/t/2/x/8/2x8dj.jpg

Отредактировано Адам (2010-09-17 16:49:44)

19

Мне тоже понравилось.
Но особенно удивило близкое к   марксистскому понимание свободы как необходимости подчинения тому, что необходимо.
Ведь об этом же говорит классическое марксистское определение свободы как осознанной необходимости.

20

Ernster написал(а):

Я случайно наткнулся в сети на видеозапись рассуждения р. Шаи Гиссера (в прошлом раввина Одессы) на тему концепции свободы и рабства в иудаизме и подумал, что это может быть интересным и для уважаемых коллег по форуму.

Обязательно просмотрю. Сейчас не могу, проблемы с траффиком...