Ходжа Калан, имевший поэтический псевдоним Пенахи, был одним из бегов султана Бабура в Индии. Не в силах переносить жаркий климат, он попросил предоставить ему санджак Газна, где климат был очень холодный. Пустившись в дорогу, он прибыл в Дели. В этом городе есть место гулянья ХавзиХасс (Особенный бассейн), где всегда много народа. На мраморной плите, повешенной по его приказу на стене, Ходжа Калан велел высечь следующий бейт на фарси:
اگر بخیر وسلامت گذر بسندکنم
سیاه روی شوم گرهوای هندکنم
Если я живым и здоровым сумею перейти реку Инд,
То пусть моё лицо почернеет, если я когда-нибудь захочу вернуться в Индию!
Бабур, которому сообщили про это стихотворение, ответил следующим четверостишием на тюрки:
یوزشکردی بابرکه کریم غفّار
بیردی سنکا هند و سند و ملک بسیار
ایسیغ لیغه گرسنکا یوق ایرسا طاقت
ساوغ یوزینی کورا دیسانک غزنی بار
Сто раз будь благодарен, Бабур, за то, что Всемилостивый и Всепрощающий
Даровал тебе Инд и Индию и большое царство.
Если нет у тебя сил переносить жару,
И если захочешь увидеть лицо холода, то отправляйся в Газну.
ایسیغ لیغه жара, зной
طاقت терпение, выносливость
ایرسا быть, достигать, прибывать
یوز (yüz) лицо
کورا (кўрмок) видя (видеть)
دیسانک (десанг) если предполагаешь (в сочетании с 1 л. Ед. ч. Желательного наклонения); если выбираешь
بار отправляйся
Пенахи, в свою очередь, ответил следующим четверостишием:
اظهار ظرافت ولطافت قيله سيز
هر حرفدا يوز تومن نزاكت قيله سيز
گر هند ايشي تسكري ايرماس نيوچون
ايسغ ييردين ساوغ ظرافت قيله سيز
اظهار заявление
kılmak делать, совершать
ظرافت изящество; остроумие
зарофат кардан: шутить
لطافت изящество; остроумие
نزاكت вежливость; деликатность; изящество
تومن десять тысяч; несметное число
نيوچون для чего, почему, зачем
ايش дело
تسكري наперекор
ايرماس (эмас) отриц. прич.
ساوغ (совук) холод
يير (ır) песня; подушка; земля; место
Щеголяй всем изяществом и остроумием твоего ума;
Пусть каждая твоя буква будет изукрашена;
Если бы всё в Индии не было наперекор обычаю,
Как бы ты мог насмехаться над холодом, находясь в жаре?
Эта фраза (Если бы всё в Индии не было наперекор обычаю) намекает на то, что всё в этой стране противоречит обычаям других народов. Так, индусы одеваются в простое муслиновое платье, в которое заворачиваются то с одной, то с другой стороны. Тюрбан на голове они обматывают не в ту сторону, что у нас. Их правители и министры проводят совещания ночью. Садясь верхом, они подходят к лошади с правой стороны и ставят с стремя правую ногу. У них много и других обычаев, противоречащих общепринятым у других народов. Вот что рассказывает Хатифи в своей книге «Зафар-наме»:
Тимур-хан, когда сражался против Меллев-хана в Индии и видел, что его воины были напуганы видом слонов, сочинил следующее стихотворение на фарси:
چه ترسي زخرطوم پيلان مست
كه او آستين است خالي زدست
دُمى دارد از پيش خرطوم نام
بود واژگون كار هندى تمام
Зачем бояться хобота разъярённых слонов?
Ведь это рукав без руки!
У них спереди хвост, именуемый хоботом.
Потому что в Индии всё наоборот.
واژگون опрокинутый, перевёрнутый