Арабская музыка доисламского периода
Под арабской музыкой обычно понимают музыку арабов и других народов, которые населяли Ближний и Средний Восток, Северную Африку и Юго-Западную Европу в средние века. Однако в древности ореал распространения арабской культуры, в том числе и музыкальной культуры, был ограничен Аравийским полуостровом. Северная Аравия стала очагом арабской культуры.
Первое упоминание об арабской музыке относится ко второму тысячелетию до нашей эры. Есть историческое свидетельство - надпись о том как арабские рабы развлекали музыкой своих ассирийских надсмотрщиков. Однако на сегодняшний день о музыке доисламского периода имеется очень мало сведений. Начало становления арабской музыки как искусства относится к периоду образования великого халифата.
Музыкальные произведения доисламского периода исполнялись, как правило, женщинами. Мучанийа - певиц и женщин, игравших на различных музыкальных инструментах, всегда приглашали на семейные и племенные торжества. История сохранила имена двух певиц того времени - это рабыня Ширин и Азза аль-Майла, её ученица.
Единство поэзии и музыки было характерно в ранний "бедуинский" период развития арабской музыки. Сохранились исторические сведения о шаирах (от арабского слова "вещий") - профессиональных арабских поэтах-певцах. Свой шаир был у каждого племени. Ему приписывали чудодейственную сили, а песни, исполнявшиеся им считали пророческими. Широкое распространение в доисламский период получили эпические сказание, которые восхваляли доблесть героев и песенные жанры, такие как траурные элегии - марса (марсийа), похоронные песни(маратхи), песни-вызов на бой(урджуза), песни мести (сар), сатирические песни (хиджа), хвалебные песни (мадх), песни конников (хабаб), караванные песни погонщиков верблюдов (хида) и пр. Жалобный жанр - атаба был распространён в северных районах - в Ираке, Иордании, Сирии, Ливане, Палестине. Атаба - это песенный диалог, который построен на чередовании сольных речатативов с короткими ответами. Он очень эмоционален. Вставить строчки в этом стиле в песню другого жанра считалось высоким мастерством. Песни политического содержания и песни, так называемые "каталоги", в которых содержалось перечисления звёзд, племён, ремесел, названия мечетей и пр. пелись в Южной Аравии, Йемене. Свадебные песни и ракш - танцевальные песни были распространены в Хадрамауте. Они сопровождались мимическими танцами с палками. Музыкальных инструментов было в то время немного. Это - примитивная лютня (мизхар), ребаб - однострунная скрипка из смычковых, дуфф - маленький плоский в виде квадрата бубен из ударных, двенадцатиструнный мизах -прототип арфы.
Однако со временем музыкальный инструментарий существенно обогатился. Во-первых, лютней, которая является инструментом персидского происхождения. Только персы использовали барбат - двуструнную лютню с кожаной декой, а арабы добавили к лютне ещё две струны. Так появилась лютня-уд, которая сначала имела четыре струны, а затем пять. Она сочетала в себе музыкальные свойства барбата и мизхара. Танбур - лютня с длинным грифом была популярна среди женщин.
Широко применялся и канун - цитра, имеющая форму трапеции и кеманча - струнный смычковый инструмент. Ударные инструменты представлены были в большом разнообразии - это тар - бубен круглой формы, бендир - оригинальный бубен, дарбука - барабан, кус - большой барабан в виде котла, табл - парные литавры, которые были скреплены вместе, наккарт - двойные литавры маленько размера и кадиб - небольшие палочки и пр. Из духовых инструментов использовалась открытая продольная флейта - гобса, примитавная флейта - най, райта - музыкальный инструмент семейства гобоев и пр.
Арабская музыка является преимущественно музыкой устной традиции, которая передавалась от одного поколения к другому. За исключением записей Сафи-ад-дина - арабского учёного XIII века, записи арабской музыки появились в XIX веке.