Ан-Набига аз-Зубьяни (535 — 604гг. )
Арабский поэт, из кочевого племени зубьян.
Является одним из первых крупных придворных поэтов-панегиристов
в истории арабской литературы. Свое прозвище Ан-Набига, что означает
(«бьющий ключом [таланта]», «блеснувший талантом») поэт получил
за свое поэтическое мастерство.
Большую часть свое жизни в то неспокойное время аз-Зубьяни провел
при дворе аравийских князей. В своих касыдах аз-Зубьяни воспевал
доблесть и щедрость правителей Амру ибн Хинда и ан-Ну'мана.
Но самую большую славу аз-Зубьяни принесли произведения написанные
в жанре васф, в котором он описывал аравийскую природу, сражения.
События происходившие в конце VI в. в Северной Аравии с постоянными
войнами, вынуждали более слабые племена искать покровительства
у североаравийских князей. Так родное племя аз-Зубьяни, которое вело
уже многолетние войны с племенем абситов, пыталось заручиться поддежкой
хирских князей, чтобы нанести поражение своим врагам. Хотя сами хирские
князья в то время находились под большим влиянием Ирана.
Перебравшись в Хиру, аз-Зубьяни стал придворным поэтом, где правил
ан-Ну'ман V ибн аль-Мунзир, знаток и любитель поэзии стремившийся
укрепить свой авторитет и прославить свое имя среди бедуинов Северной
и Центральной Аравии, приблизивший к своему двору также известных
поэтов Лябида, аль-Агшу и Хассана ибн Сабита.
аз-Зубьяни вначале прославлявший свое племя, воспевавший любовь
к возлюбленной или охоту в степи отныне за вознаграждение
воспевает своего покровителя-мецената. Простые люди и прославленные
воины поэта уже мало интересуют. Так в одной из касыд он говорит:
«Я никогда не восхвалял людей простого звания, но только эмиров»
Однако жизнь при дворе с ее тайными интригами для аз-Зубьяни
не была такой легкой. Так в одно время «Ибн Кутайба и Абу-ль-Фарадж
аль-Исфахани сообщают, что враги приписали ан-Набиге грубейший пасквиль
на ан-Ну'мана V, в котором князь изображался трусом, тираном и даже
импотентом, склонным к сексуальным порокам. Другой раз поэт сам проявил
некоторую бестактность. Зайдя как-то в шатер княгини аль-Мутаджарриды,
ан-Набига застал ее обнаженной. Он сочинил касыду, в которой всячески
восхвалял красоту супруга князя и весьма красочно описывал ее прелести
[107, 75—76; 32, т. 9, 332—335; 114, 282—283].»
В последнем случае разгневанный князь хотел убить поэта, который вынужден
был бежать в гассанидское княжество ко двору его врага Амра IV ибн Хариса.
Гассанидский князь, Амр IV ибн Харис встретил очень тепло прославленного
поэта. И может быть предшествующий случай ссоре был всего лишь легендой,
а причины переезда поэта были совсем в другом, тем не менее происходившие
события менялись очень быстро и неожиданно. Несмотря на теплые отношения
при Гассанидском дворе аз-Зубьяни принял решение вернуться в Хиру.
«По случаю примирения с ан-Ну'маном V ан-Набига сочинил касыду
«Стоянка Меййи», которую средневековые арабские критики иногда объявляли
восьмой му'аллакой. Согласно легенде, расчувствовавшийся ан-Ну'ман
в награду подарил поэту сто черных верблюдов, которых погонщики во время
чтения касыды гнали мимо палатки князя, а в придачу к ним отдал и самих
погонщиков, их палатки и даже сторожевых собак [107, 71—72; 32, т. 9, 354].»
Ан-Набига аз-Зубьяни был прекрасным мастером описаний.
Его касыды полны ярких жизненных образов, описания природы красочны
и «реалистичны», а восхваления иногда изобилуют самыми невероятными
и прекрасными сравнениями.
Так в одном панегирике, обращаясь к ан-Ну'ману, поэт говорит:
Разве ты не видишь, что бог даровал тебе высокие достоинства
и что положение всякого другого князя, их лишенного, непрочно.
Воистину ты — солнце, а все другие цари — звезды.
Когда солнце всходит на небосклоне, из звезд не видно ни одной [114, 278].
В своем труде «История арабской литературы. V - начало X века.»
Фильштинский И.М. отмечает:
«Поэзия ан-Набиги сохраняет все традиционные доисламские черты и вместе
с тем знаменует собой новый этап в истории арабского поэтического искусства...
Уже в доисламские «времена ан-Набига считался не только выдающимся поэтом,
но и тонким ценителем поэтического мастерства, к мнению которого прислушивались
при оценке стихотворного произведения. Об этом свидетельствуют сообщения
источников, согласно которым ан-Набига специально приезжал на ярмарку в Указ,
где происходили поэтические состязания, и выступал там в качестве арбитра
[107, 197—198; 32, т. 9,330— 331]. Имя ан-Набиги упоминается «в трудах
средневековых филологов обычно рядом с именами Имруулькайса, Зухайра и других
прославленных доисламских поэтов. Слава ан-Набиги уже; в «исламские времена
была столь велика, что, например, придворный панегирист Омейядов аль-Ахталь
в присутствии халифа Абд аль-Малика (685—705) признал ан-Набигу более выдающимся
поэтом, чем он сам [32, т. 9, 342].»