У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура » Беседы на общевосточные темы » Востоковедение: увлечение, специальность или образ жизни?


Востоковедение: увлечение, специальность или образ жизни?

Сообщений 1 страница 20 из 36

1

Наткнулась на интересную статью:

Ханна Омархали. Востоковедение: увлечение, специальность или образ жизни?

А действительно, что такое востоковедение?

2

Статья замечательная. Очень трогательная. Только девушка кое о чем не договаривает.

Во-первых, для нее это конечно образ жизни, поскольку она сама йезидка. Это нормально, когда люди изучают сами себя. В ИСАА тоже всегда много таких - таджики учат фарси, азербайджанцы и татары учат турецкий, арабский рвутся учить все представители всех народов, традиционно исповедующих ислам.

Во-вторых, именно этим и объясняется относительная успешность ее исследований, поскольку если бы она йезидкой не была (да еще и из касты духовенства), а была бы, скажем, молдаванкой (русской… чукчей… нужное подчеркнуть), сами йезиды ее бы на пушечный выстрел до себя не допустили, особенно если учесть, что йезидизм еще и одна из самых «закрытых» религий. И сидеть бы ей, «переводя в течение нескольких лет обучения отрывки из одной рукописи». «Мне же пришлось начать полевые исследования, что, признаюсь, мне очень нравится!» - а это уже по своим кана-а-алам :-), а востфак тут не особо при чем.

«Я глубоко признательна академику РАН Михаилу Николаевичу Боголюбову и академику РАН Ивану Михайловичу Стеблин-Каменскому за то, что они поддержали мой выбор, несмотря на то что я была студенткой кафедры иранской филологии, а тему выбрала по религиоведению. Иван Михайлович согласился руководить моей работой (и до сих пор в аспирантуре является моим научным руководителем).»

:-) Не, ну понятно, прогнуться перед начальством тоже надо :-). А вообще-то это тоже нормально – когда какой-то особо «двинутый» :-) студиозус вдруг изъявляет желание заниматься чем-то особо «этаким» - да все всегда идут навстречу. И никто никогда не отказывает в помощи, в чем бы она ни заключалась. Ни в Москве, ни в Питере. Так что ситуация тоже штатная.
А так статья замечательная.

Еще раз – когда в востоковедение идут люди, которые к этому самому Востоку имеют личное отношение, будучи сами оттуда – это понятно. Тоже понятно, когда дети идут по стопам родителей – получаются эдакие династии арабистов или иранистов.

А вот кто и как сюда «попал», не имея к Востоку никакого отношения и будучи, так сказать, первопроходцем?

НародЫ, признавайтесь :-)!

3

Я эту статью ещё раньше читал. С Ханной лично знаком: она- действительно способная и преданная востоковедению девушка. Иван Михайлович- на мой взгляд- хороший специалист и человек, и незачем перед ним прогибаться. Jahangard,  в общем я с Вашим пессимизмом согласен- и сам являюсь пессимистом. То, что очень многие и поступают и учатся по блату- конечно, правда. И Ханне, написавшей целую монографию по йезидизму(кстати, читали её Вы?), конечно, многие помогли. Но и её вклад немал.

4

- Иван Михайлович- на мой взгляд- хороший специалист и человек, и незачем перед ним прогибаться.

Я не спорю с тем, что Иван Михайлович хороший специалист и хороший человек. Или, во всяком случае, наши с Вами взгляды в этом вопросе совпадают. Но «незачем перед ним прогибаться» – это нам с Вами незачем :-).

- Jahangard,  в общем я с Вашим пессимизмом согласен- и сам являюсь пессимистом.

Во-первых, я не пессимистка. Была бы пессимисткой – давно бы повесилась, прости, Господи. Шучу.
Во-вторых, я о блате при поступлении и обучении речи вообще не вела, с чего Вы взяли? Я о том, что у девушки были более благоприятные возможности для изучения вот этого конкретного сюжета в сравнении с другими (в данном случае не курдами и не йезидами) – при прочих равных условиях, то-есть при наличии мозгов, энтузиазма и прочего. Причем благоприятные по не зависящим от нее причинам.

- написавшей целую монографию по йезидизму (кстати, читали её Вы?)

Путем проведения несложного анализа содержания статьи и не менее несложных арифметических подсчетов было установлено, что в то время, когда для меня курдские сюжеты были хоть каким-то боком актуальными, Ханна Омархали еще только планировала поступать в университет, и то в лучшем случае, а то у нее востфака еще и в проекте не было. На будущее же, если мне когда-нибудь по какому-нибудь делу понадобятся йезиды (мало ли…), я просто буду иметь в виду, что есть такая девушка и такая монография… кстати, про «целую монографию» - я так поняла, что изначально это была ее диссертация на степень магистра, доработанная до печати, так?  Так и чешется язык спросить – и что :-)?

5

К сожалению, я этой книги не читал. Давно Ханну не видел(она бы и подарила свою книгу), а в магазине дорого покупать. Но в любом случае это- интересная малоисследованная область.

6

Побродила я дальше по этой ссылочке, которую Amal тут предоставила и нашла... spbumag.nw.ru/2005/26/7.shtml

На самом деле, интересная статья. Я очень люблю читать, а тем более слушать живые воспоминания старших товарищей по общему востоковедному цеху, к которому имею честь иметь некоторое отношение. Что наших ИСААшников, что вот товарищ из Питера… Особенно интересно, когда ВИИЯковцы вдруг начинают «разговаривать», что, в принципе, с ними редко случается.
Только меня все время не покидают два чувства, и оба сугубо шкурного свойства.
Во-первых, я-то, грешным делом, могла получить шанс прикоснуться к этому цеху именно в силу того, что цех - вот именно в том замечательном, старом виде - приказал долго жить. Отменили массу спецтребований при поступлении, отменили нежелание брать девушек (чего, как представляется, вот именно арабисты вообще и автор статьи в частности все до сих пор никак пережить не могут) и прочее. А я через все эти спецрогатки пройти не имела шанса в принципе. Ну и что бы я сейчас делала? «Сие дебелому уму моему несть достижно»…
И во-вторых (ну, дядя, извини, я тебя не трогала, но ты первый начал  :O ), какого у господ-арабистов такое лютое и хроническое неприятие женщин? Между прочим, это касается не только вот этого конкретного господина Константинова. Может, это у них просто профессиональная болезнь какая-то? Если бы это было их личной болезнью и личными проблемами, это было бы полбеды и их персональные трудности, но некоторые же еще и другим умудряются жить мешать своими «профзаболеваниями»…

- «Молодые девочки в мини-юбках и с телефонами последних моделей подъезжают к факультету на вполне внятных автомобилях, а преподаватели, которые должны быть для них примером, выезжают на троллейбусах. И о чем будут думать эти девочки? «Хорошие вы люди, только жизнь у вас не состоялась». Жалеть их будут. Как только ученик начинает жалеть учителя, учитель перестает быть для него примером».

Это, конечно, безобразие. Но. А что, на крутых тачках только никакие дэвочки раскатывают, а реальные пацаны при понятиях пешком ходят, как лохи? Ага...

- «Жизнь так устроена, что потом времени на развитие, чтение, учебу не будет. Тем более у прекрасного пола. Потому что начнется замужество первое-второе-третье с разводами и детьми, разные обязанности: работа, муж, дети, дом… И, если есть любовь к книге, сил останется только на то, чтобы почитать детектив на ночь».

Уважаемый господин хороший, а что, у мужчин потом нет никаких обязанностей? Работать, например, не надо им? Жена, дети, дом - их это не касается, да? Работу, семью, дом, детей на жену спихиваем, а сами на диване лежим, «Анну Каренину» читаем? Культурный уровень повышаем, пока жена «в две смены» пашет? Ага, и семьи меняют, как перчатки, у нас только женщины. Это только у них по три мужа и разводы «три раза в день после еды», а господа-офицеры у нас монашат все… Ага, как же…
В общем, «я тебя люблю, а ты меня нет» - классический сюжет арабской попсы.
Не, ребята. «Король умер…», и пусть лежит. А мы ему цветы к постаменту принесем.

spbumag.nw.ru/2005/26/15.shtml - Класс! Особенно про «конфликт цивилизаций» очень в тему.

7

Jahangard написал(а):

какого у господ-арабистов такое лютое и хроническое неприятие женщин?

Нежелание брать женщин на востоковедческий факультет объясняется, ИМХО, просто. Как будет восприниматься женщина-дипломат или женщина-переводчик на Ближнем Востоке? "А что это Вы здесь делаете???" И, упаси Аллах, она будет незамужем или разведена. Ну а остальные причины - обыкновенный мужской шовинизм.

8

О статье Константинова. Есть там и чепуха: какой у нас-де прекрасный факультет, что даже дочка Путина учится. Как будто кто-то может поверить в то, что она была хоть на одном занятии! А о девочках, с презрением глазеющих из иномарок на выходящих из троллейбуса(как правило, 10-ого) преподавателей: не надо было набирать таких!  Конечно, востфак сильно поменялся. И, как всегда, где-то к концу статьи звучат слова вроде "но сейчас  положение постепенно улучшается". Неправда. Не улучшается.

Отредактировано antbez (2007-07-18 19:33:23)

9

А вот кто и как сюда «попал», не имея к Востоку никакого отношения и будучи, так сказать, первопроходцем?
НародЫ, признавайтесь :-)!

Признаемся  :)  Тута мы, первопроходцы, тута. Не знаю почему, но всегда тянуло к странам и народам исламской культуры. Сейчас вот окончательно укрепилась в своем желании узнать максимум о Персии. Да и на форум попала первоначально в поисках курсов фарси в Москве.
Если есть желание и возможность познать восток - почему бы не сделать это?
Не понимаю вашей едкой иронии. Ни к гостям, ни к друзьям нельзя так относиться.

10

Особой иронии у меня нет. Желание и возможность познать Восток- это одно, а учёба на востфаке- другое(в общем случае). Так я считаю.

11

Золотые слова!

Молодые востоковеды!

Если Вам хочется поесть индийских фруктов, купить японский транзистор, пожить в отеле на берегах Нила, если только для этого Вы пришли на факультет — бросьте все и бегите! Незачем увеличивать и без того огромную толпу формалистов-переводчиков, не любящих Востока и не понимающих его. Лучше изучите французский или английский — в Европе Вы найдете все то, к чему лежит Ваша душа.

Но если в Вас зажегся огонь чистого знания, если Вас неудержимо тянет древняя культура, ее памятники, ее неповторимая красота — дерзайте без сомнения! Не забывайте, что свет идет с Востока.

Не понимающий древности не сможет понять и современности. Такой человек не в состоянии полюбить людей.

Пусть это не прозвучит нотой умиления «под занавес»: это просто констатация факта.

Источник: А. П. Терентьев-Катанский "Иллюстрации к китайскому бестиарию". СПб, 2004.

Источник

12

По теме.

alrumi написал(а):

...Меня уже давно поражает удивительная логика, присущая немалому количеству людей: если человек, к примеру, арабист, то он знает все и вся про арабский мир - про язык, про историю, про религию и т.д. и т.п.... Никому в голову не приходит, что это, в общем-то, разные специальности. Не находите, что будет несколько странно расспрашивать о православии филолога-русиста?! А вот испросить "компетентную консультацию" по исламу у филолога-арабиста - всегда пожалуйста! Я, честно говоря, прибалдел, когда увидел по телевизору одного из наших преподов-филологов, глубокомысленно рассуждающего про ислам...

Полагаю, что эта проблема связана с ореолом таинственности, который по мнению многих окутывает востоковедение; определенная часть "специалистов-востоковедов" успешно этим пользуется, чтобы пускать пыль в глаза "неспециалистам"... "Неспециалисты" ослепляют себя пылью из под ног таких "востоковедов" и покорно следуют за ними (прямо парафраз хадиса получился).

Ни единожды наблюдал и слышал от других, как арабисты-филологи непонимающе хлопают глазами, когда речь заходит об азах суфийской теории и практики или же о каких-либо основных понятиях мусульманского вероучения. В этом нет ничего удивительного, ведь и историки, и исламоведы испытывают затруднения при попытке вникнуть в суть запутанных лингвистических изысканий. Это вполне естественно! Загадочные "востоковеды" делятся на историков, филологов, религиоведов, экономистов, политологов и т.д. ... при этом каждый работает в каком-то определенном направлении. Удивительно, что народ вроде как осознает, что время энциклопедистов давно закончилось... Надо полагать, что только не для таинственных ведунов Востоком.

Источник

13

Конечно, арабистика, как и любая другая наука, очень расширилась. Математики и физики, работающие на одной кафедрой, зачастую вообще не могут понять, чем же конкретно занимаются их коллеги. В арабистике, к счастью, такого всё-таки нет и, думаю, не будет.

14

Я думаю, сначало это увлечение а потом уже отражается и на образе жизни... Смотря насколько увлекся)))
Ну мне как мусульманке от рождения грех не интересоваться)))) :blush: ...Хотя именно к Персии и фарси я родственного отношения не имею(вроде ^^ ) именно это меня увлекает очень. А что касается именно ФАРСИ то это очень красивый на звучание язык. ИМХО. И я намерена его выучить...
Так же как слышала Омар Хайям и другие персидские поэты намного более тонко и красиво звучат на родном языке.

15

Кстати, вчера видел недавно вышедшую книгу "Изучаем фарси с Омаром Хайямом", хотя поэтический язык всегда не так прост...

16

Интересно, что есть востоковедение, но нет западоведения.

17

klaus написал(а):

Интересно, что есть востоковедение, но нет западоведения.

Термин "востоковедение" - такая же европоцентристская нелепость, как и термины "африканистика" и "американистика". Что-то вроде "великого славянского поэта" Мицкевича.

18

По этому поводу советую почитать книгу Шумовского "Ороксология". Там многие данные неверны, но как раз обсуждается идея соотношения западного и восточного- и как синтез вводится термин "ороксология"

19

"ороксология" - есть такая русская народная поговорка: "икс" на "икс" менять - только время терять...
Потом, зачем советовать, если Там многие данные неверны ... Непонятно мне это.

20

Желание изучить хотя бы один восточный язык возникло у меня довольно поздно, не раньше 30-летнего возраста.

Без ложной скромности скажу, что уже с детства я был довольно эрудирован в языках, в мировой истории и политике. Не могу сказать, что "знал" и "понимал" - о тогдашнем уровне своего "понимания" я сейчас могу говорить только с иронией - но были, по крайней мере, общие представления. Тем не менее, выучить язык какой-либо страны исламского региона желания не было. Мне казалось, что трудности значительно перевешивают то, что я могу получить взамен.

Что называется, лоб в лоб я столкнулся с исламской культурой всего год назад, до этого были только эпизодические контакты. И постепенно, сама собой, появилась симпатия к персидскому языку. Причём какой-то выгоды от его изучения я для себя не видел. Я примерно представляю себе, как живут сейчас переводчики персидского - иные "англичане" зарабатывают куда больше и существеннее, да и заказами могут перебирать. Просто язык понравился. Вот сейчас и изучаю потихоньку. Хотя скованность есть. При общении с носителями (которых я вижу чуть ли не ежедневно) меня хватает максимум на 2-3 фразы, а дальше перехожу на русский. Это особенно стыдно.

К слову, старая персидская литература меня вряд ли заинтересует - я не любитель поэзии, в том числе и на родном языке. Персидский язык меня интересует тем, что на нём написано сейчас.

Отредактировано Митридат (2008-06-17 08:46:44)


Вы здесь » Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура » Беседы на общевосточные темы » Востоковедение: увлечение, специальность или образ жизни?