У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



История возникновения и развития восточной поэзии

Сообщений 1 страница 20 из 41

1

История возникновения и развития основных жанровых форм классической восточной поэзии. 

Ташкентский Государственный институт востоковедения, 2002.
Основные формы персидско-таджикской поэзии. Шамухамедов А. Ш.
http://bukharapiter.ru/poeziya/vostochnaya.html
И. Фильштинский
АБУ НУВАС И ОМАР ИБН РАБИА - ДВА ЖАНРА АРАБСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ

В безграничном океане арабской средневековой поэзии, с её разнообразием
стихотворных жанров, лирика, воспевающая радости жизни, занимает далеко
не последнее место. Правда, в соответствии со средневековыми представлениями
о "высоких" и "низких" жанрах, арабская критика отдавала пальму первенства
"официальной" поэзии - тяжеловесным и однообразным касыдам панегирикам,
в которых поэт по определённой, раз и навсегда заданной композиционной
схеме, прославлял реальные или вымышленные достоинства родовитого и богатого
мецената: его знатное происхождение, ревностность в защите ислама, храбрость,
щедрость и т. д. Однако, и во дворцах халифов и эмиров, и в богатых домах
жителей огромных по тому времени средневековых городов Арабо-мусульманской
империи (халифата), неизменно пользовались популярностью стихи, посвящённые
любви и застолью.
В соответствии со вкусами средневекового человека, стремившегося придать
словесному, как и всякому другому, искусству нормативный характер, то есть
подчинить его определённым жанровым законам, арабские поэты строили свои
любовные и застольные стихи по установленной схеме, верность которой они
умудрялись сохранять на протяжении почти целого тысячелетия.
Связанные требованиями канона, предписывавшего использование заданного набора
поэтических тем в пределах каждого жанра, поэты старались проявить своё
профессиональное искусство в версификационной изобретательности, в мастерской
разработке традиционных мотивов, в лаконизме, в красочности и неожиданности
сравнений, в чёткости антитез, в умелом построении параллелизмов и т. д.
Установка на нормативность повлекла за собой выделение для каждого жанра
ведущего мастера, авторитетного законодателя, поэзия которого с наибольшей
полнотой воплощала основные черты данного жанра и, таким образом, приобретала
характер образца для последующих поколений. Среди мастеров анакреонтической
лирики средневековая традиция признавала в числе ведущих, а современная
арабская критика подтвердила эту оценку, двух замечательных поэтов - автора
любовных песен Омара ибн Аби Рабиа и сочинителя застольных песен Абу Нуваса.

(Из арабской классической поэзии. - М., 1979. - С. 3-15)
http://www.philology.ru/literature4/filshtinsky-79.htm

***

При обращении к великим именам всегда существует соблазн
заменить само непосредственное отношение рядом ничего не
значащих, но традиционных словесных фигур: "выдающийся",
"чудо", "неповторимость" и т.д. Этот соблазн собственно
и подчёркивает ту грань позволяющая нам различать по обе
стороны "традицию" и "новаторство", хотя традиция не есть
просто повторение, а новаторство - не лишь обновление.
Эти соображения с одной стороны лишают меня необходимости
описывать величие Лорки, Хафиза, Навои или Ибн-Хазма, и с
другой стороны, сразу включиться в суть того о чем я хочу
сказать. В 1928 году Федери:о Гарсиа Лорка, пребывающий
в естественной творческой депресии после написания знаменитого
"Цыганского романсеро", в живописном сердце Андалусии - Тамарите,
Андалусии садов и полей, снежных пиков Сьерры Невады и красных
башен Альгамбры, записывает: "Андалусия - неимоверная! Запад без
яда, Восток без действия." Здесь, в последнем королевстве мавров
в Европе, он обращает свой взор к мусульманским поэтам Гранады,
к Хафизу, к его "возвышенным любовным газеллам" и восклицает:
"Моя поэзия развернула крылья для полета!"

К поэтике "Дивана Тамарита" Лорки
http://www.transoxiana.org/0107/ismailo … it-ru.html

ПЕРСИДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Средневековая эпоха в мировом литературном развитии.
Средневековый Восток на литературной карте мира.
http://www.iaas.msu.ru/pub_r/online_r/r … ir_lit.doc

Глава из книги К.В.Эрнста "Суфизм"

Истоки персидской суфийской поэзии также кроются в недрах
суфийской обители. Ода (касыда) и лирика (газель) полюбились
при дворах прежних халифских наместников в Восточном Иране,
суфии же для выражения кратких мистических прозрений предпочитали
использовать четверостишие (рубай). Сам язык зачастую был прост
и непосредственен, отличаясь при этом парадоксальностью.
Когда Абу Саид приводил эти безымянные стихи, то в своем выборе
руководствовался их яркостью и запечатленной в них мыслью.
В XI и XII веках персидское четверостишие стало обычным средством
суфийской литературы для освещения той или иной мысли.

Персидская суфийская поэзия.
http://www.sufism.ru/perssufi/ernst.htm

Х А Й Я М И А Д А
ОМАР ХАЙЯМ: ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ
(Магомед-Нури Османов)
http://www.khayyam.nev.ru/hayamtrf.shtml

отредактировал Бахман

2

Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова Институт стран Азии и Африки
Автореферат
ОСИПОВА КРИСТИНА ТИГРАНОВНА
Винные стихи (Хамриййят)
В АРАБСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ VI–IX вв.
(ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ)
http://www.iaas.msu.ru/vak/osipova.pdf

Автореферат
Нуриллоева Мухлиса Нусратуллоевна
«Традиция и новаторство в газелях Соиби Табрези».
http://www.hgu.tj/nuriloeva.pdf

Автореферат
МИРЗОЕВ САДРИДДИН ХОЛОВИЧ
«Стилистические и художественные особенности прозаических произведений Соинуддина Худжанди»
(«Аклу ишк» и «Атвори салоса»)
http://www.hgu.tj/mirzoev.pdf

И. А. Смирнова (Cанкт-Петербург)
Художественные приемы в текстах «Дивана газелей»  курдского поэта XVI - XVII вв. Маляе Джезири
http://iling.spb.ru/grammatikon/mater/d … irnova.pdf
http://iling.spb.ru/grammatikon/smirnova_2001.pdf

Автореферат
Формирование поэтологических представлений у тюрков древний период. Стеблева И. В.
http://www.roerich-museum.org/PRS/book5/prs5_12.pdf

УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ
Cыздыкбаев Нургали Артыкбаевич
ИСТОРИЯ УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(Текст лекций)
http://simakowww.narod.ru/ist_uzb_lit.pdf

Поэтическое наследие Абу Нуваса
http://www.lib.csu.ru/vch/10/2002_01/025.pdf

Мотив «нафс» в произведении булгаро-татарского поэта. Кул Али «Кыссаи Йосыф»
http://www.bashedu.ru/str_n_col/vestnic/2007-4/17.doc

Автореферат
Бобоев Шоди Азимович
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
«ШАХНАМЕ» ФИРДОУСИ
(в мифологической и героической части)
http://tgnu.tarena.tj/AvtorefBo.doc

Азербайджанская литература 17-го века

Произведения устной народной поэзии, корни которой уходят в глубь веков,
трудно поддаются датировке. Однако известно, что текст ряда сказок, дастанов,
песен окончательно оформился к XVI-XVII вв., когда была произведена запись их.
С этим периодом совпадает усиление влияния устного поэтического творчества
на письменную литературу.
Наиболее яркое свое отражение этот процесс нашел в лирике.

http://www.fnkaa.ru/az_lit_06.htm

3

Таджиддин Мардони
Даад и Рабаб в стихах Насира Хусрава
http://www.farhang.tj/downloads/daadirab.doc

Адиль Багиров
Присвоение и отторжение культурного и исторического наследия Азербайджана
иранским и армянским правительствами на примере великого азербайджанского
поэта Низами Гянджеви
http://www.zerbaijan.com/NizamiGanjavi.htm

Л. Р. Шарафутдинова
К ТОЛКОВАНИЮ ОДНОЙ КАСЫДЫ ШАМСУТДИНА ЗАКИ

Поэзия эпохи Саманидов
http://www.tyurk.ru/file3_71.shtm
1.Вступительная статья
.2.Основные формы персидско-таджикской поэзии
(учебное пособие) А.Ш. Шамухамедов
3."Мир исламского мистицизма" А.Шиммель

Г. Д. Рысмаганбетова
О СУФИЙСКОМ ХАРАКТЕРЕ ПОЭМЫ,
Ш. КУДАЙБЕРДИЕВА "ЛАЙЛИ-МАДЖНУН"
ФИЛОЛОГИЯ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, ЛИНГВИСТИКА с. 258
http://www.sovmu.spbu.ru/main/conf/man- … 2/4-26.htm

Энциклопедия суфийской символики

Н.Османов. Руми (Предисловие к сборнику стихов, 1957г.)
http://lib.udm.ru/lib/POEEAST/RUMI/predislowie.txt

Абул-Маджд Мадждуд ибн Адам Санайи
Историческая справка
http://pritchi.nm.ru/PRT/tekst/sanai1.html

Автореферат
Сафиуллина Рузия Фагимовна
Традиции фольклора
в творчестве Габдельджаббара Кандалый

Руми, Джалал ад-Дин, Мухаммад.
Маснави-йи Ма'нави ("Поэма о скрытом смысле").
Дафтар 1 (байты 1-4003)

отредактировал Бахман

4

Винопитие Омара Хайама
Беседа с лауреатом Государственной Премии России,
членом-корреспондентом Иорданской Королевской Академии наук,
профессором Магомедом-Нури Османовым.

ИСТОКИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
http://www.fnkaa.ru/az_lit_00.htm

Юсуф Баласагуни
http://www.unesco.kz/heritagenet/kz/con … asagun.htm

ДРЕВНЕГРУЗИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (V—XVIII вв.)
http://www.nplg.gov.ge/ic/DGL/work/Drev … tura/1.htm

ОМАР ИБН-ИБРАХИМ НИШАПУРИ ХАЙЯМ
Литература Ирана X-XV в. Восток. Сборник второй.
ACADEMIA, Москва Ленинград, 1935
Под редакцией А.А. Болотникова, А.Н. Тихонова, К.И. Чайкина.
http://web.sanet.ge/meskhitb/omar.htm

Песни Шираза (Персидская народная поэзия в переводах А.Ревича)
http://lib.ru/POEEAST/PERS/shiraz.txt

ВАХОБОВ  РУСТАМ ИЛЬЁСОВИЧ
ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТРИКИ И РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ ПОЭЗИИ
(На примере творчества Мумина Каноата)
http://tgnu.tarena.tj/AvtorefV.doc

5

Статья
Заметки по поэтической терминологии персидских суфиев
Бертельс, Е. Э.
http://www.arsasiatica.com/library/down … d=15073285

Статья
Происхождение суфизма и зарождение суфийской литературы
Бертельс, Е. Э.
http://www.arsasiatica.com/library/down … d=15073281

Статья
Райские девы (гурии) в исламе
Бертельс, Е. Э.
http://www.arsasiatica.com/library/down … d=15073282

Статья
Словарь суфийских терминов «Мир’ат-и ‘ушшак»
Данный текст подготовлен Е. Э. Бертельсом
http://www.arsasiatica.com/library/down … d=15073290

Статья
Человек и природа в контексте суфийской поэзии.
Танеева-Соломатшаева Л.З.
http://www.arsasiatica.com/library/down … id=2850824

Статья
Царство Света
Шидфар Б.Я.
http://www.arsasiatica.com/library/down … id=4292617

Трактат
Зеркало Поэзии ("Кавьядарша")
Дандин
Санскритский трактат по поэтике, разрабатывающий теорию аланкар (риторических фигур).
Пер. с санскрита и комментарий П.А.Гринцера
http://www.arsasiatica.com/library/down … d=11567142

6

Н.Чалисова, А.Смирнов
Подражания восточным стихотворцам: встреча русской поэзии и арабо-персидской поэтики
"Вост. лит-ра" РАН, 2000, с.245-344
Введение
http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ … tr_nd0.htm
Часть I
http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ … tr_nd1.htm
Часть II
http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ … tr_nd2.htm
Часть III
http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ … tr_nd3.htm
Часть IV
http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ … tr_nd4.htm

ИСКАКОВА ЛЕНА НУРИСЛАМОВНА
ТЮРКСКИЕ ПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ VII-XI ВВ.
И БАШКИРСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ
(вопросы поэтики, традиции)
http://www.bashedu.ru/autoreferat/aref2007_106.doc

БАРИЕВА МАВЛЮДА ХИЛВАТЁРОВНА 
РОЛЬ И МЕСТО СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА В ЗАПАДНО-ВОСТОЧНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ СИНТЕЗЕ   
(« ПЕРСИДСКИЕ МОТИВЫ»)
http://www.ant.tj/download/87.doc

Сейед Джавад Расули
ПЕРСИДСКАЯ ДЕТСКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ
ИРАНСКОГО ХОРАСАНА
http://www.ant.tj/download/60.doc

Хамид Исмайлов
К поэтике классической узбекской газели
http://library.ferghana.ru/uz/uzbsoz4.htm

Гюльшен Алиева
Проблемы исследования наследия Физули
http://meqale.lit.az/fuzulirus.php

М.Л.Рейснер
ВВЕДЕНИЕ В ИРАНСКУЮ ФИЛОЛОГИЮ
http://www.iaas.msu.ru/pub_r/online_r/r … anfil.html

В. В. Кушев
Грамматико-лексикографическое сочинение «Рийаз ал-махаббат» и его место в афгановедении.
http://www.orientalstudies.ru/rus/image … v_1974.pdf

З.Н. Ворожейкина
Примечание к Дивану устада Абу-л-Фараджа Руни.
http://www.orientalstudies.ru/rus/image … a_1974.pdf

Г. Д. Лебедева.
Рукописи «Дивана» афганского поэта XVII в. Рахмана-баба в собрании Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР
http://www.orientalstudies.ru/rus/image … a_1972.pdf

О. Ф. Акимушкин.
Стихотворения Низами в антологии Мухаммада 'Али Са'иба
http://www.orientalstudies.ru/rus/image … n_1972.pdf

М. Б. Руденко
Автограф ли рукопись курдской поэмы Селима Слемана «Юсуф и Зелиха» (ГПБ, шифр — курд. 15)
http://www.orientalstudies.ru/rus/image … o_1977.pdf

Чалисова Н.Ю.
Караван
http://www.arsasiatica.com/library/down … id=4063233

З. Н. Ворожейкина
Еще несколько бейтов, приписываемых Рудаки
http://www.orientalstudies.ru/rus/image … a_1977.pdf

отредактировал Бахман

7

Божественная Флейта Мира
Мевляны Джалаледдина Руми
http://www.noviysvet-izdat.ru/pdf/190.pdf

Бобоева Мутабархон Саидмуртазоевна.
Проблемы художественного восприятия и анализа
Поэзии Хафиза в «Шархи Суди»
http://www.hgu.tj/boboeva.pdf

МУТАЛЛИБОВ РОЗИКДЖОН
ИСТОРИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ
ТАДЖИКСКОЙ ПОЭЗИИ
(на магериале творчества Л. Шерали)
http://www.hgu.tj/mutallibov.pdf

В.В.Сафронов
ТВОРЧЕСТВО ФУАДА ХАДДАДА В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННОЙ
ЕГИПЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ.
http://www.iaas.msu.ru/res/lomo04/liter … fronov.pdf

П.В. БашаринРецензия на книгу:Л.Р. Додыхудоева, М.Л. Рейснер.
Поэтический язык как средство проповеди: концепция «Благого Слова»
в творчестве Насира Хусрава.М.: Наталис, 2007. 383 с
http://www.paxislamica.ru/shared/docs/189-200.pdf

отредактировал Бахман

8

В. В. Иванов
«Ожерелье голубки» Ибн Хазма и литературные связи
андалузско-арабской поэзии в свете исторической семантики

В настоящем сообщении предлагается использовать аппарат исторической
семантики для проверки проблем влияния античной традиции на арабские
теории любви и лирику и и этих средневековых произведений на раннюю
европейскую словесность; последним вопросом специально занимался
А.Б.Куделин (1974), предложивший учитывать выводы стиховедческого
исследования смешанных поэтических форм.

http://kogni.narod.ru/ibnhazm.htm

Аннар
Победа поэта
http://www.azeribook.com/proza/anar/pobeda_poeta.htm

Аннар
Подвиг поэта
http://www.azeribook.com/proza/anar/podvig_poeta.htm

Аннар
Печаль поэта
http://www.azeribook.com/proza/anar/pechal_poeta.htm

И. С. Брагинский, "ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА IX - X вв. " Часть 1
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1686987.html

И. С. Брагинский, "ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА IX - X вв. " Часть 2
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1687177.html

9

Арабская литература 
Малюга Ю.Я.
http://www.maps.su/htm/10595.htm

ПЕСНИ ТУРЕЦКИХ АШИКОВ
http://www.muzprosvet.ru/asik.html

10

Мир Исламского Мистицизма. Шиммель Аннемари

Глава 7
Роза и соловей.
Персидская и турецкая мистическая поэзия.

отредактировал Бахман

11

У вас есть материалы о пери (фереште) в литературе?

12

Материала о котором Вы говорите к сожалению пока нет.

13

Увы... Если что будет, дайте знать, мне очень нужно.

14

Iu.M., я обязательно сообщу Вам, если появится материал о пери.
Правда я не совсем понял, как называется тот материал, который
Вы разыскиваете.  Или вам нужен любой содержательный материал,
в котором идет речь о пери?

15

САДЫКОВА НАСИБА НУРУЛЛАЕВНА
ФИЛОСОФИЯ МИРЗО АБДУЛКОДИРА БЕДИЛЯ
http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploade … kovaNN.doc

Махмаджанова Мухиба Талатжановна
Религиозно-философская концепция
Джалолуддина Руми
http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploade … novaMT.doc

16

Бахман написал(а):

Iu.M., я обязательно сообщу Вам, если появится материал о пери.
Правда я не совсем понял, как называется тот материал, который
Вы разыскиваете.  Или вам нужен любой содержательный материал,
в котором идет речь о пери?

Бахман, салам!

Буду Вам очень благодарен, если поможете мне найти информацию по:

1. Все, что касается пери, фраваши в истории доисламского Ирана, особенно Сасанидского. Если хоть одну иллюстрацию пери, приходящуюся на тот период приложите, будет великолепно.
2. Материалы по пери в исламской культуре. Раз как-то читал, что в исламской теологии образ пери "оказался тесно увязан с райскими девушками - гуриями". Так ли это? И вновь - гигантская благодарность за любую миниатюру, любую иллюстрация по этому вопросу.
3. То же самое - на современный период, любые этнографические данные.

В общем, вы хорошо уловили мою мысль - хорош любой содержательный материал по этим прекрасным девам :-)

17

У вам есть материалы о пери (фереште) в литературе?

А у нас Fereshte есть на Форуме! Правда, у меня о ней никаких сведений нет, разве только место обитания- берега Днепра!

18

И наша Фереште с ее внешностью вполне может быть "райской девушкой". ;-)

19

Badkubi написал(а):

И наша Фереште с ее внешностью вполне может быть "райской девушкой".

Согласен. У нее невероятные, колдовские глаза. Такие глаза я видел только раз в жизни. Несомненно, Фереште :-)

20

Теперь я понял, почему так трудно найти информацию о пери.
Оказывается я не там искал…
Fereshte у Вас удивительно красивые глаза.  :)
Не удивительно, что вокруг Вас цветут сады и раскрываются цветы.
Ваша красота подобна чуду....