В Азербайджане на Абшеронском полуострове во многих местах прямо из-под земли бьёт огонь. Самые ранние упоминания об этом явлении встречаются у автора V в. Приска Панийского, VII-Х веков – ал-Истахри, Мас'уди. Неугасимый огонь, бьющий из-под земли, вызывал у людей чувство преклонения. Его обожествляли, строили храмы Огня.
Один из таких храмов — Аташгях ("Дом Огня") — сохранился в селении Сураханы, в 15 км от Баку. История Аташгяха уходит своими корнями во времена, когда зороастризм был главенствующей религией в Азербайджане.
В VII в. на территорию Азербайджана вторглась армия Арабского халифата, которая принесла с собой ислам. Храмы Огня были разрушены. Многие зороастрийцы, не приняв ислам, со временем вынуждены были уйти в Индию, где и продолжалась дальнейшая история религии Огня и Добра.
Прошли столетия. Со времени вторжения арабов сменилось много поколений зороастрийцев, прежде чем в средние века торговля и Шелковый путь не связали купцов-индуистов из пенджабского г. Кангар с заброшенным зороастрийским храмом в Сураханах.
С ХVI века индусы потянулись сюда на паломничество. Как сообщает немецкий путешественник Кемпфер, побывавший в Азербайджане в 1683 году, с середины ХVII века они начинают основывать здесь постоянные поселения. Наиболее ранняя постройка храма — конюшня — относится к 1713 году. К наиболее поздним относится центральный храм-алтарь, выстроенный, как гласит его украшенная изображением свастики надпись, на средства купца Канчанагара в 1866 году эры Викрамадитья (индийское летоисчисление), то есть в 1810 году н. э. В течение XVIII века вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, караван-сарай. В начале XIX века храм имел уже тот вид, в котором он дошел до нас — он состоял из центрального алтаря, гостевой комнаты и 26 келий.
Храмовый комплекс – это пятиугольное в плане сооружение, с зубчатой внешней стеной и входным порталом. В центре его двора возвышается четырехугольная ротонда главного храма-алтаря, внутри которого пылает негасимый Огонь. Древние мастера так тщательно отрегулировали подачу газа, что пламя не гасло во время свирепых каспийских ветров и с одинаковой интенсивностью горело сотни лет. Над входным порталом устроена традиционная на Абшероне гостевая комната "балахане". Выстроенный в местных архитектурных традициях, "Аташгях" сочетает в себе как черты древних храмов Огня, так и атрибутов индуистской религии, среди которых на первом плане можно выделить трезубец — тришул. На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма деванагари и гурмуки. Из табличек с надписями в виде вступительных формул, стихов (шлоков) и отдельных фраз на северопенджабском диалекте марвари и санскрите явствует, что после восстановления Аташгях использовался уже как Храм индуистской богини огня Джваламухи. О зороастрийском прошлом Храма свидетельствует центральный алтарь, выстроенный в планировке чахар-таги — в виде четырех арок, обращенных к четырем сторонам света.
Аташгях интересовал многих выдающихся людей, посещавших Азербайджан. Среди них можно выделить таких людей, как Дорн, Березин, Александр Дюма-отец, Менделеев, художников Верещагина и Иванова, французского путешественника Виланда.
По свидетельству известного индийского учёного-парса Дж. Дж. Моди, в 1925 году посетившего Аташгях, в древних парсийских текстах также говорилось о храмах Огня на западном побережье Хазарского (Каспийского) моря.
Согласно сведениям Шардена, святилище огня в Сураханы в 60-х годах XVII в. посещалось и зороастрийцами. Одна из надписей Аташгяха составлена на персидском языке и свидетельствует о посещении храма иранцем-зороастрийцем в 1745 году:
1. Огнепоклонники выстроились в ряд подобно голой горе.
2. Исфаханец достиг города Бадек (Бадекубе, то есть Баку.).
3. Да будет новый год благословенным в (гостеприимной) обители, сказал он.
4. Жилищем (его) стала лежанка. Созвездие Девы (знак зодиака, соответствующий шестому месяцу иранского солнечного года) год 1158 (соответствует 1745 году нашей эры).
Надпись дана от третьего лица. В первой строке "Огнепоклонники выстроились в ряд подобно голой горе" автор надписи дает первое впечатление от выстроившихся в ряд нагих индусов, которых он увидел в храме. Во второй строчке автор говорит о себе, что он прибыл из иранского города Исфахана и достиг города Бадек. Известно, что название Баку в восточных источниках XVII и XVIII века писалось как Бад-е кубе. Слово Бадек является сокращенным от Бад-е кубе для сохранения рифмы стиха. Зороастрийец-иранец, прибыл в Баку, то есть в Сураханы, после нового года. Это объясняется в третьей строке надписи, где приводится благословение гостеприимной обители. В четвертой строке, где в слове "раф" диакритическая точка за неимением места была поставлена несколько вправо от буквы "ф" и поэтому неправильно прочтена предыдущими авторами, как "зу", не имеющая смысла. 4-я фраза: "жилищем (его) стала лежанка" показывает бытовые условия отшельников и паломников. Далее слово "снабел" обозначает Созвездие Девы, то есть знак зодиака, соответствующий шестому месяцу иранского солнечного года, и ясно высечен 1158 год, соответствующий 1745 году нашей эры. Эта надпись свидетельствует о том, что зороастрийцы не забыли свое святилище и через многие века продолжали посещать его, несмотря на то, что этот храм был переделан в индуистский.
В 1855 году с разработкой нефтегазовых промыслов был построен первый завод, и естественные Огни стали ослабевать, а к 1883 году потухли. Жрец-индус, который следил за храмом, подумал, что боги отвернулись от него, закрыл храм и отбыл в Индию.
Лишь в 1975 году, после проведенных реставрационных работ, Аташгях был открыт для посещения как филиал Государственного историко-архитектурного музея-заповедника "Комплекс Дворца Ширваншахов". Огни горят снова, и Аташгях сегодня и место поклонения, и музей. Сила Огня до сих пор притягивает людей, сюда приезжают новобрачные молиться огню. Сейчас это один из наиболее посещаемых памятников старины, пользующийся большим вниманием не только индуистов и зороастрийцев из Индии и Ирана, но и туристов.