У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Этнопсихологические особенности жестокости

Сообщений 1 страница 20 из 56

1

Перемещено из темы --> О межкультурных различиях и их восприятии
Amal

Gilavar написал(а):

Вообще, иранцы люди не жестокие, никто из них не способен намеренно мучить и унижать исходя из каких-то внутренних комплексов. Обожают ходить друг другу в гости, болтать, часами разговаривать, сплетничать, перемывая косточки родне и сослуживцам. Рассаживаются на полу и говорят, говорят...

Забавно, иранская литература произвела на меня прямо противоположное впечатление - беспросветного садомазохизма. Типа "Хусейн не злился на Резу, но он не мог не ударить его, ибо понимал, что иначе в следующий раз у него уже не будет такого права". Или это они в литературе изображают то, чего им в реальной жизни не хватает?

2

Gilavar написал(а):

Ничего постыдного в страхе перед "потерей лица" нет - страшно, какое лицо боишься потерять. Увы, слабеющий страх перед "потерей лица" в вопросах нравственности и эстетики... И цепенящий, сковывающий - перед "потерей лица" в вопросах чисто материалистических, как Вы верно заметили.

Верно. Именно последнее я и имел в виду. Как верно заметил знаменитый сирийский ученый Хунейн ибн Исхак (810-873 гг): "Всякого, кто борется за интересы людей, языки поминают как похвалой, так и злословием. Постарайся же быть достойным сам по себе, а не благодаря людской молве". То есть, нужно сверять свое поведение со своими принципами, а не с мнением большинства, которое может ошибаться.  Всегда должны быть люди, которые идут против течения из идейных соображений, вопреки своим меркантильным интересам. Иначе общество не будет развиваться.

Отредактировано Faridbey (2008-11-11 06:09:49)

3

Митридат написал(а):

Забавно, иранская литература произвела на меня прямо противоположное впечатление - беспросветного садомазохизма. Типа "Хусейн не злился на Резу, но он не мог не ударить его, ибо понимал, что иначе в следующий раз у него уже не будет такого права". Или это они в литературе изображают то, чего им в реальной жизни не хватает

Жестокость иранцам, конечно же присуща, но она иного рода, чем у европейцев. У них нет холодной жестокости тевтонца.  Жесткость иранца, да и вообще южанина, всегда сочетается с эмоциями обиды, возмущения, ярости, даже если эти эмоции искусно скрыты под бесстрастным выражением лица. В Иране, да и вообще на Ближнем Востоке невозможен феномен Броада Кремера, нацистского врача из Освенцима, который  с улыбочкой, мурлыча под нос мелодии Вагнера, производил над заключенными чудовищные и бесчеловечные опыты, кромсая их на хирургическом столе. Эта нордическая жестокость, которая проявляется без особой ярости и эмоций, чужда ближневосточным, да и многим южноевропейским народам, включая итальянцев, испанцев и даже многих русских, ибо последние ментально, в какой-то мере, являются промежуточным звеном между Западом и Востоком. Дело в том, что на все действия ближневосточного человека большое влияние оказывают эмоции. Эти люди могут быть жестокими в порыве гнева, но они могут и пожалеть свою жертву, когда эмоции улягутся. То есть, гнев быстро сменяется на милость, и наоборот. Кроме того, иранцам и средиземноморцам не очень присуще с упоением добивать совершенно беспомощного человека и находить удовольствие в постоянном издевательстве над слабым.  На Востоке почетной считается лишь победа над сильным противником, а долго и обстоятельно издеваться над слабыми или увечными людьми, считается низостью. Поэтому-то на Ближнем Востоке, в отличие от средневековой Западной Европы, никогда так  сильно не был развит институт шутов, карликов и уродов, забавлявших царей и владык.  Определенную аналогию с ближневосточной психологией  можно наблюдать и у некоторых средиземноморских народов Южной Европы, хотя, они и испытали определенное влияние германской культуры,  после вторжения в их земли вандалов, вест-готов и других германских племен. Так, несмотря на всю жестокость испанских конкистадоров, которые в беспощадной ярости истребили большинство туземного населения Южной и Центральной Америки, им тоже было присуще милосердие к слабым, беспомощным и увечным людям. Американский писатель О.Генри пишет об их потомках, креолах, следующее: "Южные расы не обладают тем особенным юмором, который находит приятность в несчастиях и увечьях людей. Отсутствием этого юмора объясняется то, что они никогда не смеются, как смеются их братья на Севере, над юродивыми, сумасшедшими, больными, калеками. Фелипе Каррера был послан на землю с половиной ума. Поэтому жители Коралио называли его "El pobrecito loco" - бедненький помешанный - и говорили, что бог послал его на землю лишь в половинном размере и что другая его половина находится где-нибудь на небе" (О.Генри. Повесть "Короли и капуста".) Сказанное относится  также к иранцам и другим ближневосточным народам.

Отредактировано Faridbey (2008-11-11 07:14:04)

4

Митридат написал(а):

Забавно, иранская литература произвела на меня прямо противоположное впечатление - беспросветного садомазохизма.

Не все, что пишут господа иранцы, правда эст :-) В писаниях г-на Эльчина Гасанова, совершенно свихнувшегося на дешевом эпатаже азербайджанского писателя, мои соотечественники выглядят нацией "полных отморозков" (впрочем, другим народам в его провокационных опусах приходится не слаще).  У нас тоже сформировалась "школа", описывающая "бакинского" домашнего тирана с обязательным ножом за пазухой и "косячком" в углу рта, подпирающего на корточках угол дома с плоской крышей. Был даже такой фильм, называется "В одном южном городе". Где-то к середине произведения такой герой убивает на почве "семейной чести" юную красивую шестнадцатилетнюю сестру и хоронит маленькое тельце несчастной девушки на безлюдном пустыре; к концу зловещей драмы - перерезает горло собственной невесте, за то, что однажды увидел ее, оживленно беседующую на улице с безобидным "четырехглазым" сокурсником. ...Все, очень просто: берется какой-нибудь своебразный субэтнос, обладающий такими яркими особенностями, как ношение ножей за пазухой и убиение юных сестер; затем, не очень красивые черты этого субэтноса (есть и очень достойные, но они намеренно оттеняются) автоматически проецируются на довольно большой народ.  Вдобавок - полное игнорирование динамики, присущей всему живому и желание видеть средневековье, средневековье и только средневековье там, где его уже больше нет :-)

Так создается ложный стереотип о "человеке с ножом" (с) Велер. На самом деле - бытовая агрессия не присуща азербайджанцам в такой же мере, как и иранцам - то есть, не присуща. Это медицинский факт (с) Остап Бендер :-)

Полагаю, вы меня поняли. Говоря иранцы "не жестоки", я, в первую очередь имел в виду среднестатического иранца - жителя большого города. Там особенно не развоюешься - можно схлопотать по полной от полиции или "стражей" за антисоциальное поведение, в этой стране государство не шутит с насилием, это не совдеповский правовой беспредел...

Митридат написал(а):

Или это они в литературе изображают то, чего им в реальной жизни не хватает?

Не без этого :-) Вроде писателей, которые живописали свою страну как "зону Х". Хотя это было не так. Впрочем, есть много параллелей между исламским режимом и нашим бывшим строем, я об этом, кажется, писал...

Отредактировано Iu.M. (2008-11-11 07:16:29)

5

Faridbey написал(а):

Кроме того, иранцам и средиземноморцам не очень присуще с упоением добивать совершенно беспомощного человека и находить удовольствие в постоянном издевательстве над слабым.  На Востоке почетной считается лишь победа над сильным противником, а долго и обстоятельно издеваться над слабыми или увечными людьми, считается низостью.

Уважаемый Faridbey, со всем, что Вы писали выше, я готов согласиться безоговорочно.
Но вот тут Вы, как мне кажется, не совсем правы - не знаю, что касается конкретно иранцев, но ближневосточным народам как раз характерна жестокость по отношению к слабому (на мой взгляд, в большей степени, чем западноевропейским народам).
Вы ведь сами писали выше, что основополагающим на Ближнем Востоке является принцип: заискивать перед сильным и подавлять слабого.

Другое дело, что жестокость как таковая (сам факт получения удовольствия от причинения боли другому) свойственна ближневосточным народам в меньшей степени, чем европейским. Соответственно, Вы полностью правы насчет отсутствия у восточных народов холодной, лишенной эмоций жестокости европейцев.

6

Ernster

Я и не говорил, что ближневосточные люди не подавляют и не угнетают слабых. Как раз наоборот, и в этом я с вами не спорю.  Да, строгий и авторитарный восточный начальник "дерет три шкуры" с подчиненного, а тот, в свою очередь, не церемонится со своим подчиненнным, и так далее вниз по иерархической лестнице. Но это всего лишь правило по которой живет любая авторитарная система, будь то на Западе, будь то на Востоке, а никак не проявление природной жестокости восточных людей (то есть, жестокости ради жестокости, как искусства ради искусства).  Жестокость авторитарного восточного человека напоминает жесткокость строгого, но не злого отца, который за непослушание может и ремня всыпать. Но этот же отец будет опекать и защищать свое чадо в случае внешней угрозы. И уж ни в коем случае этот отец не станет по-садистски пытать и калечить своего ребенка ради утоления своих комплексов и получения "эстетического" удовольствия.         

Поэтому в предыдущем я писал что: "Кроме того, иранцам и средиземноморцам не очень присуще с упоением добивать совершенно беспомощного человека и находить удовольствие в постоянном издевательстве над слабым.  На Востоке почетной считается лишь победа над сильным противником, а долго и обстоятельно издеваться над слабыми или увечными людьми, считается низостью". То есть, на Востоке более сильный обязательно потребует подчинения и коленопреклонения у более слабого, но, удостоверившись в  подчинении этого человека, не станет истязать его дальше ради получения удовольствия. Именно этим жесткость ближневосточных людей (а также средиземноморцев и кавказцев) отличается от жестокости северян. Не собираюсь идеализировать ВС Азербайджана, но,   несмотря на  жесткость некоторых офицеров, в азербайджанской армии почти не развита дедовщина, и солдаты "старики"  почти не измываются над молодыми.  То же самое в бакинских школах - более сильные ребята не так уж часто избивают более слабых (если те их не дразнят и не лезут на рожон!). Нападений подростков на беспомощных людей в темных закоулках в Баку тоже не бывает. За все время проживания в Баку я почти не видел,  чтобы дети дразнили калек на улицах, а если такое случалось, то прохожие сразу их осаживали: "Прекрати! Это грех". 

То есть,  жестокость для авторитарного восточного человека - всего лишь метод поддержания порядка, сохранения личного достоинства и защиты своих прав (как он их понимает!), но никак не средство получения садистского удовольствия от страданий жертвы.

Отредактировано Faridbey (2008-11-11 14:46:18)

7

Ernster, а что такое "холодная, лишенная эмоций, жестокость европейцев"?

8

Habasheh написал(а):

Ernster, а что такое "холодная, лишенная эмоций, жестокость европейцев"?

Мне кажется, это весьма условное понятие. Немцы устраивали конвейер из своих жертв в Освенциме. Англичане соревновались в в убийстве сначала африканцев, затем буров. Это если говорить о северных народах. Если говорить о народах южных, то те же персы в ответ на непокорность Армении и Грузии уничтожали целые посёлки со всем населением, не далее как в XIX в. "Милость" турок тоже стала притчей во языцех.

Преимущество "северной жестокости" в том, что "северяне" в силу своей меньшей эмоциональности аккуратнее заметают следы, потому могут позволить себе большее. Но - до поры до времени.

9

Habasheh, к ответу Митридата я бы добавил следующее - под "холодной, лишенной эмоций, жестокостью" я подразумевал такую форму жестокости, когда совершающий ее человек не находится в состоянии аффекта и его не захлестывают эмоции, а напротив - он действует расчетливо и трезво.
И мне кажется (хоть, возможно, я и ошибаюсь), что подобное поведение свойственно европейцам в большей степени, чем жителям восточных (в частности ближневосточных) стран.

10

Наверное, можно вспомнить и про покорение Америки. :(

11

Да, пожалуй. Англоязычные колонисты не ставили перед собой цели обратить индейцев в правильную веру. Дескать, хотят - пускай обращаются и живут с нами, не хотят - им же хуже.

12

Митридат написал(а):

Дескать, хотят - пускай обращаются и живут с нами, не хотят - им же хуже

Да уж, они обратились, но все равно им стало - хуже некуда.

13

Ernster написал(а):

Habasheh, к ответу Митридата я бы добавил следующее - под "холодной, лишенной эмоций, жестокостью" я подразумевал такую форму жестокости, когда совершающий ее человек не находится в состоянии аффекта и его не захлестывают эмоции, а напротив - он действует расчетливо и трезво.
И мне кажется (хоть, возможно, я и ошибаюсь), что подобное поведение свойственно европейцам в большей степени, чем жителям восточных (в частности ближневосточных) стран.

Согласен, что ближневосточным народам холодная жестокость свойственна в меньшей степени, но она характерно для народов Юго-Востоной Азии - японцев, китайцев, корейцев. Особенно японцев. Русский писатель Куприн создал неплохой психологический портрет японца в рассказе "Штабс-капитан Рыбников".   

Эмоциональность считается у японцев пороком, чувство жалости - слабостью. Кодекс чести самурая не придает сколь-нибудь существенного значения как своей, так и чужой жизни. Ради пользы дела можно причинять страдания и другим и  себе. В этой связи можно вспомнить концлагеря, где японцы подвергали бесчеловечным пыткам  китайцев и корейцев в годы Второй Мировой Войны. Причем делалось все это без всякого гнева и эмоций. Просто на заключенных испытывали химическое, бактериологическое оружие, вспарывали животы беременным женщинам, чтобы изучить степень воздействия химического оружия на развитие плода. Работа выполнялась добросовестно, с хорошим ровным настроением, без отрицательных эмоций. Все было очень похоже на нацистские концлагеря  немцев. В этом коренное психологическое отличие народов Юго-Восточной Азии от ближневосточных этносов - арабов, персов и турков, которым труднее быть жестокими, не будучи рассерженными, разъяренными. Это просто противно их человеческой натуре. Отрезать голову врагу в порыве ярости,  одним ударом беспощадно сравнять вражеский город с землей - это пожалуйста! Но тот же турок, перс или араб может отдать последнюю рубашку ближнему своему, находясь под влиянием противоположных эмоций, то есть, если пожалеет и возлюбит его. Жестокость сочетается в душе ближневосточного человека с некоторым идеализмом, чувственностью и сентиментальностью.  Поэтому гнев часто сменяется на милость, и наоборот.  Иранец способен пожалеть свою жертву, достаточно лишь растопить его сердце, а вот германский нацист, особенно же японский самурай - никогда не пожалеют. Методичные, хладнокровные зверства не в характере ближневосточных людей. Поэтому, "цивилизованные" концлагеря и аккуратные душегубки германского или японского образца на Ближнем Востоке никогда не существовали.
Холодная жестокость роднит северных европейцов с китайцами, японцами, а также, отчасти, с народами Центральной Азии. Следы бесстрастной жестокости тимурленго-чингисхановского типа можно заметить у некоторых узбеков и представителей других центральноазиатских народов, которые в средние века испытали влияние монгольской культуры. В этом отношении они психологически ближе к народам Юго-Восточной Азии (японцам, китайцам, корейцам), нежели к ближневосточным людям - персам, туркам, арабам.

Холодная жестокость была присуща и индейцам Америки. Достаточно вспомнить ацтеков, инков и майя. Особенно ацтеков. Когда Кортес вступил в Теночтитлан (современный Мехико), ему показалось, что он попал в логово Сатаны. Тысячи людей одновременно приносились в жертву богу войны Кукулькану. Жрецы с улыбкой на устах собственноручно вырывали сердца еще живым людям, поскольку бог Кецалькоатль требовал от них "песен и цветов". "Цветы" - это  кровь жертв, "песни" - вопли истязаемых людей. Горы оторванных сердец и озера крови стояли вокруг центрального храма Теночтитлана. Испанцы, как люди по-ближневосточному эмоциональные, (как-никак, наследники мавров Кордовского Халифата!), впали в неописуемую ярость, порубили всех ацтеков от мала до велика и спалили город. Это тоже жестоко, но это жестокость иного плана. Вспоминается "пусть ярость благородная, вскипает как волна! ...". Хотя, конечно же, испанских конкистадоров идеализировать не стоит - жестокие и вероломные были товарищи, но жестокие по-ближневосточному, по-средиземноморскому.

Отредактировано Faridbey (2008-11-13 16:20:25)

14

Faridbey
мое Вам почтение, с удовольствием читаю все, что вы пишите! :cool:

15

У японцев сейчас на эту тему комплекс вины. Зато человеческая жизнь по-прежнему мало ценится в ряде других дальневосточных стран, особенно в Северной Корее, хотя в последнее время там стали наблюдаться подвижки - говорят, бить стали меньше. Подробнее о Северной Корее можно почитать здесь - информация из самых первых рук: tttkkk.livejournal.com

Насчёт исламских стран судить не берусь. Очень распространена бытовая жестокость, по отзывам, в Ираке, даже юмор там "уголовно-исполнительный" - например, объявляют кампанию против неграмотности, и изображают на нём повешенную Неграмотность. Но как-то она сочетается с тем, что с незнакомцами иракцы, наоборот, очень деликатны и предупредительны. Мой знакомый прожил в Ираке несколько лет, вплоть до падения Саддама, и до сих пор вспоминает об иракцах с теплотой.

16

Митридат написал(а):

Насчёт исламских стран судить не берусь. Очень распространена бытовая жестокость, по отзывам, в Ираке, даже юмор там "уголовно-исполнительный" - например, объявляют кампанию против неграмотности, и изображают на нём повешенную Неграмотность. Но как-то она сочетается с тем, что с незнакомцами иракцы, наоборот, очень деликатны и предупредительны. Мой знакомый прожил в Ираке несколько лет, вплоть до падения Саддама, и до сих пор вспоминает об иракцах с теплотой.

А второе совершенно не противоречит первому.
В наших палестинах жестокость и доброта действительно прекрасно уживаются в одном флаконе.  :)

17

Ernster написал(а):

В наших палестинах жестокость и доброта действительно прекрасно уживаются в одном флаконе.

читала где-то о палестинских убийствах ради чести (к примеру, дочь опозорила семью и пр.), по-моему, это высшая мера жестокости...

18

fereshte, жестокость - без сомнения, а вот насчет того, что высшая - вопрос очень и очень спорный.

19

Ernster
для моей тонкой души ( :flirt: ) любая жестокость по отношению к другому человеку не приемлема

Отредактировано fereshte (2008-11-13 15:53:48)

20

Митридат

Митридат написал(а):

объявляют кампанию против неграмотности, и изображают на нём повешенную Неграмотность

Может, это не всегда и не только жестокость, но и странное проявление чувства юмора? К тому же, как еще рассказать о недостатках неграмотности не умеющим читать людям, у которых нет ни радио, ни телевизора?