Nibaal написал(а):Ой, вы уже об убийствах заговорили. По-моему, жестокость везде одинаковая...
Дело в том, что у северных европейцев жизнь очень формализирована и четко регулируется законодательством. Они законопослушные - нельзя, так нельзя, закон есть закон. Формализм наблюдается везде. Несмотря на кажущуюся свободу, все прописано, все регламентировано. Формализм проник даже в интимные отношения. В Европе парень, прежде чем поцеловать девушку, с которой давно знаком, должен попросить у нее разрешение, иначе его могут обвинить в изнасиловании. Парень с девушкой должны договориться как будут целоваться, сколько времени и т.д. Считается, что это признак культуры, цивилизованности, уважения прав человека. Отклоняться от любого шаблона в Европе - опасно, хоть там и демократия. Да, геем быть можно. Но это право входит в шаблон. Зато нельзя готовить шашлык у себя на балконе - дым и запах раздражает окружающих. Нельзя сердито смотреть на людей, нельзя пристально смотреть на представителей противоположного пола (особенно в Америке), нельзя повышать голос, нельзя неуместно шутить (лучше не шутить вообще). За все это, да и за гораздо меньшие пригрешения, можно загреметь за решетку и надолго. Поэтому, американцы и часть европейцев, всегда на всякий случай улыбаются, говорят тихо, ни на кого не глазеют, стараются не высказывать категоричных суждений, и вообще, ведут себя тише воды, ниже травы. Это хорошее воспитание, отменная дрессировка. Она действительно делает человека лучше, безопаснее для окружающих. Но... Человек, всецело подчиненный закону и только закону, остается "хорошим человеком" только до тех пор, пока закон довлеет над ним, как домоклов меч. А что у него в душе? Я знаю американцев, которые только приехав на Восток, были очень вежливыми, тихими и деликатными. Но уже через пару месяцев пребывания здесь превратились в жестоких, наглых, хамоватых и вороватых личностей, многие стали брать взятки смелее, чем местные чиновники. Немало тех, которые вовсю изменяют своим женам - величайшее преступление для американца. У себя на родине они об этом и помыслить не могли, поэтому, казалось, что всего этого кошмара нет в их утонченно-цивилизованной западной душе. Но, увы, стоило спустить их с цепи европйского закона, и они превратились в гораздо больших "дикарей", чем жители Востока, которые живут "по-понятиям", а юридические законы уважают в гораздо меньшей степени.
Ближневосточные люди отдают предпочтение неформальным отношениям. Для них принцип или моральное кредо важнее закона. Да, он легче входит в коррупционные связи, с чистой совестью находит лазейки в законе, ловко обходит уголовный кодекс, "по-человечески" договаривается с должностными лицами, пытается "обыграть" государство, которое в свою очередь, также его обманывает и притесняет, а не защищает. Однако при всем при этом, Восточный человек обладает более четким внутренним кодексом морально-этических правил, которые соблюдает независимо от того, включены они в свод законов или нет. Может это не очень хорошая аналогия, но это напоминает кодекс "честных" воров в законе, которые живут не по юридическому закону, а по "понятиям".
Если полностью освободить от оков закона и европейца и ближневосточного человека, то европеец одичает скорее, чем его восточный коллега. Он может стать более жестоким, более беспринципным, потому, что закон и страх перед законом исчезли, а в душе не осталось почти ничего такого, что могло бы удержать его от дурных поступков. Раньше, кроме закона, сдерживала еще и христианская религия, но сейчас в Америке и Северной Европе, религия превратилась в какое-то шоу с выхолощенным содержанием. Религия не является более нравственным ориентиром на Западе (за вычетом некоторых католических, православных стран и пуританских общин Севера). Для большинства северных европейцев, истинной религией является ПРАГМАТИЗМ, дозволяющий все, что "разумно", "выгодно" или "на пользу". Законченный прагматик не может не быть холодно-жестоким в душе, даже если вынужден, до поры до времени, постоянно улыбаться и вести себя тише воды, ниже травы. Что может произойти с северным прагматиком, если он, подобно восточному человеку, станет жить не по-закону, а по велению сердца, гротескно описано Гербертом Уэллсом в романе "Остров доктора Моро". Там доктор Моро путем вивисекции (хирургической операции) делает из животных людей. Так появляютя человеко-гиена, человеко-козел, человеко-пума и т.д. Над ними стоит грозный "человек с хлыстом" и наблюдает, чтобы они вели себя по-человечески, иначе их снова отправят в "дом страдания", то есть на операционный стол доктор Моро. Бедных животных заставляют каждое утро повтрять что-то вроде (точно не помню): "Нельзя лакать воду языком - разве мы не люди?!", "Нельзя сдирать когтями кору с деревьев - разве мы не люди?!", "Нельзя есть человечину - разве мы не люди?!". Но в результате мятежа погиб "Человек с хлыстом", и предоставленные самим себе зверо-люди, постепенно снова превратились в обычных зверей.
Так вот, восточные люди "дичают" не столь быстро как внешне более рафинированные северяне. Все потому, что ближневосточный человек действует не столько по-закону, сколько "по-велению сердца". Есть такие добродетели как щедрость, гостеприимство, благородство, мужская честь. Все это регламентируетя не законом, а привитыми с детства внутренними, подсознательными убеждениями и комплексами. Переступить через них, гораздо сложнее, чем преступить закон. Практически, это значит предать самого себя, перестать себя уважать. Конечно, и восточные люди предают свои убеждения, совершают недостойные и ужасно аморальные поступки, но пойти на это им гораздо труднее, чем прагматику европейского разлива, если того освободили от оков закона.
Отредактировано Faridbey (2008-11-15 14:07:54)