Amal написал(а):Хотелось бы узнать поподробнее об этом эксперименте. По каким критериям, например, людей относили к добрым или злым? Оба эти понятия довольно относительны. Бывает так: то, что является добром для одного, зло - для другого.
Я употребляю термины "злые и добрые" в чисто дантовском ключе:
«…Мой сын, посередине этих скал,
- Так начал он, - лежат, как три ступени
Три круга, меньше тех, что ты узрел.
Во всех толпятся проклятые тени;
Чтобы потом лишь посмотреть на них,
Узнай их грех и образ их мучений.
В неправде, вредоносной для других,
Цель всякой злобы, небу неугодной;
Обман и сила – вот орудье злых.
Обман, порок лишь человеку сродный,
Гнусней Творцу; он заполняет дно
И пыткою казнится безысходной.
Насилье в первый круг заключено,
Который на три пояса дробится,
Затем, что видом тройственно оно.
Творцу, себе и ближнему чинится
Насилье, им самим и их вещам,
Как ты, внимая, можешь убедиться,
Насилье ближний терпит или сам,
Чрез смерть и раны, или подвергаясь
Пожарам, притесненьям, грабежам.
Убийцы, те, кто ранит, озлобляясь,
Громилы и разбойники идут
Во внешний пояс, в нем распределяясь.
Иные сами смерть себе несут
И своему добру: зато так больно
Себя же в среднем поясе клянут.
Те, кто ваш мир отринул своевольно,
Кто возлюбил игру и мотовство
И плакал там, где мог бы жить привольно
Насильем оскорбляют божество,
Хуля его и сердцем отрицая,
Презрев любовь Творца и естество.
За это пояс, вьющийся у края,
Клеймит огнем Каорсу и Содом
И тех, кто ропщет, Бога отвергая.
Обман, который всем сердцам знаком,
Приносит вред и тем, кто доверяет,
И тем, кто не доверился ни в чем.
Последний способ связь любви ломает,
Но только лишь естественную связь;
И казнь второго круга тех терзает,
Кто лицемерит, льстит, берет таясь,
Волбшу, подлог, торг должностью церковной,
Мздоимцев, своден и другую грязь.
А первый способ, разрушая кровный
Союз любви, вдобавок, не щадит
Союз доверья, высший и духовный.
И самый малый круг, в котором Дит
Воздвиг престол и где ядро вселенной,
Предавшего навеки поглотит…».
Иными словами,"divina poeta" характеризует "злых", как тех, кто нарушая "естество" ведут свою душу и свое тело к гибели; или способствуют разрушению душ и тел других людей, уничтожению объектов материального мира.
Соответственно, "добрые" - те, кто исходят из противоположных устремлений.
Собственно говоря, мысль не оригинальна; она повторяется из тысячелетия в тысячелетие во всех священных текстах. Просто покойный Алигьери, обладая гениальной способностью к поляризации сущностей (генетическое свойство западной цивилизации) выразил эту мысль с потрясающей точностью.
Отредактировано Iu.M. (2008-11-30 10:03:40)