Elion: И прошу прощения, что немного не в тему (можно ответить в суфийской теме) - есть ли в Азербайджане какая-либо собственная суфийская школа или другая, и имеются ли суфийские пособия\книги на азербайджанском?
Отвечаю на вопрос Eliona о суфиях Азербайджана. Вот некоторые из них и соответствующие литературные источники:
1. Баба Кухи Бакуви – известный поэт-суфий и ученый; каландар. Родился в Баку. Жил в Азербайджане и Иране (Ширазе).
Ум. в 1051 г.
* * *
На базаре и в мечети – я лишь Бога видел.
На вершине и в долинах – я лишь Бога видел.
Часто в горестях и бедах видел Его рядом;
В счастье, в радости, в удаче – я лишь Бога видел.
Медитация, молитва, пост и восхваленья,
Вся религия Пророка – я лишь Бога видел.
Нет субстанций, акциденций, ни души, ни тела
Нет ни свойства, ни причины,– я лишь Бога видел.
Все вокруг меня заполнил свет от Его Лика,
И во всем, что глаз находит, – я лишь Бога видел.
Был огнем Его расплавлен, как свеча растаял,
В этом пламени и вспышках – я лишь Бога видел.
Взглядом собственным увидеть я себя смог ясно,
Но Его глазами глядя, – я лишь Бога видел.
Я исчез, я растворился в несуществованье,
Был вместилищем вселенной, – я лишь Бога видел.
Баба Кухи Бакуви (Бакинский) (ум. 1050г.) – азербайджанский поэт-дервиш.
Перевод И. Бугаева
(по книге «THE MYSTICS OF ISLAM» by Reynold A. Nicholson)
2. ШИХАБАДДИН АБУЛФАТУХ ЙАХЙА ИБН-ХАБАШ СУХРАВЕРДИ «АЛ-МАКТУЛ» («МУЧЕНИК»)
Один из крупнейших философов востока, основоположник философии ишракизма (ал-ишраг – озарения) Шихбаддин Абулфатух Йахйа ибн Хабаш Сухраварди родился в 1154 году в городе Сухравард близ Занджана. В. Гордлевский пишет, что родом он азербайджанский тюрок, пользовавшийся большим расположением сельджукского султана Кызыл Арслана, которому он посвятил свое сочинение, и его сыновей – Насир-а-дина и Гияс-ад-Дина и что он был большим любителем ритуальных суфийских плясок. Начальное образование он получает в Мараге у известного в то время философа и знатока мусульманского права Джиме Медждадина, а затем продолжает образование в Исфагане у Захира Фариси. Шихабаддин много путешествует по Азербайджану, Ближнему и Среднему Востоку встречается с видными учеными и политическими деятелями. В диспутах и спорах он проверяет убедительность разрабатываемых им новых идей, не всегда успешно ищет единомышленников. Свое учение Шихабаддин проповедует и в Анатолии, при дворе сельджукского правителя Кылыч Арслана II и его сына...
Более подробно:
http://www.wiki.sufism.ru/BiografiiSufi … ardiMaktul
Литература: Шихабаддин Йахйа Сухраварди. Воззрения философов. Перевод З.Дж.Мамедова и Т.Б.Гасанова. Баку, Елм, 1986, 32 С.
Şihabəddin Yəhya Süxrəvərdi. Filosofların Görüşləri. Tərcüməsi Z.C.Məmmədovun və T.B. Həsənovundur. Bakı, Elm, 1989, 32 S.
3. аш-Ширвани ас-саййид Йахйа ибн ас-саййид Баха' ад-дин аш-Шамахи ал-Бакуви ал-Халвати - азербайджанский суфий-ханафит, потомок 7-го шиитского имама Мусы ал-Казима (ум. в 799 г.), "второй наставник" (пир-и сани) братства халватийа (после первого пира, основателя братства Захир ад-дина Умара ал-Халвати, ум. в Табризе в 1349 или 1397 г.).
Время жизни: вторая половина XIV века - 1463/64 г....
Более подробно:
http://tr.netlog.com/go/out/url=http://www.kavkaz-uzel.ru/persontext/person/id/644578.html
4. Ширвани, Юсуф Мускури. Изъяснение тайн желающим пройти путь суфизма. Иерархия творений / Ю. М. Ширвани ; пер. с араб. Д. Гаджиева ; ред. араб. текста З. Гусейнов. - Стокгольм : ИД CA&CC Press, 2006. - 336 с. : табл. ; 24,5 см. - на русском и арабском языках. - ISBN 91-975953-3-0 : 20.00 AZN
ГРНТИ 21.15.47
02.15.31
ББК 86.38 + 87.2
Кл.слова (ненормированные):
коранические стихи -- хадисы
Аннотация: Книга содержит два арабоязычных памятника средневековой духовной культуры, принадлежащих перу известного мыслителя, теоретика исторически связанного с Азербайджаном суфийского братства "халватиййа" Шейха Моллы Юсуфа Мускури Ширвани. Наряду с арабскими оригиналами трактатов, издание включает их факсимиле, перевод на русский язык, а также приложения, содержащие научно-справочные материалы и исследование мировоззрения Ю. Мускури.
5.ИМАДЕДДИН НАСИМИ (ум. 1417 г.) Мистик (хуруфит). Хуруфизм выделяют из суфизма, но по сути, это одно и тоже. Родился в Шемахе (Азербайджан), казнен в Алеппо. Писал на тюркском. Например:
Məndə sığar iki cahan, mən bu cahana sığmazam
В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь
В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь:
Я суть, я не имею места — и в бытие я не вмещусь.
Все то, что было, есть и будет, — все воплощается во мне,
Не спрашивай! Иди за мною. Я в объясненья не вмещусь.
Вселенная — мой предвозвестник, мое начало — жизнь твоя. —
Узнай меня по этим знакам, но я и в знаки не вмещусь.
Предположеньем и сомненьем до истин не дошел никто:
Кто истину узнал, тот знает — в предположенья не вмещусь.
Поглубже загляни в мой образ и постарайся смысл понять, —
Являясь телом и душою, я в душу с телом не вмещусь.
Я жемчуг, в раковину скрытый. Я мост, ведущий в ад и в рай.
Так знайте, что с таким богатством я в лавки мира не вмещусь.
Я самый тайный клад всех кладов, я очевидность всех миров,
Я драгоценностей источник,- в моря и недра не вмещусь.
Хоть я велик и необъятен, но я Адам, я человек,
Я сотворение вселенной, — но в сотворенье не вмещусь.
Все времена и все века — я. Душа и мир — все это я!
Но разве никому не странно, что в них я тоже не вмещусь?
Я небосклон, я все планеты, и Ангел Откровенья я.
Держи язык свой за зубами, — и в твой язык я не вмещусь,
Я атом всех вещей, я солнце, я шесть сторон твоей земли.
Скорей смотри на ясный лик мой: я в эту ясность не вмещусь.
Я сразу сущность и характер, я сахар с розой пополам,
Я сам решенье с оправданьем, — в молчащий рот я не вмещусь.
Я дерево в огне, я камень, взобравшийся на небеса.
Ты пламенем моим любуйся, — я в это пламя не вмещусь.
Я сладкий сон, луна и солнце. Дыханье, душу я даю.
Но даже в душу и дыханье весь целиком я не вмещусь.
Старик — я в то же время молод, я лук с тугою тетивой.
Я власть, я вечное богатство, — но сам в века я не вмещусь.
Хотя сегодня Насими я, и хашимит и корейшит,
Я — меньше, чем моя же слава, — но я и в славу не вмещу.
__________
6.Нельзя не упомянуть и орден Сафавия, основанный шейхом Сафиаддином в XIII в Южном Азербайджане (Ардебиле). Его последователи (кызылбаши) привели на трон шаха Исмаила Сефеви в XVI и положили начало двухсотлетнему правлению Сефевидов в Азербайджане и Иране.
В годы сталинизма суфизм в Азербайджане был практически искоренен. Но после крушения СССР вновь возродились некоторые течения, в том числе братство Бекташи, в чем видно влияние эмиссаров из Турции (хотя в самой Турции орден Бекташи был запрещен). Местные суфии ведут изолированный образ жизни и особенно не проявляют себя в религиозной, культурной и общественно-политической жизни страны. Просто изредка встречаешь людей, называющих себя суфиями, но не пытающихся пропагандировать свои взгляды.