Дунья - художественный фильм египетского производства, 2005 г.
Производство:Catherine Dussart Productions
Режиссер: Джослин Сааб (Ливан)
В ролях: Ханан Турк - Дунья, Мухаммад Мунир - доктор Башир, Саусан Бадр - Арва, Айада Рийад - Анайат, Фатхи Абдельваххаб - Мамдух,
Халид ас-Сауи - Хазем.
Дунья (Ханан Турк) – студентка университета. Она берёт уроки поэзии, занимается восточными танцами и готовится к танцевальному конкурсу. Её мать была звездой беллиданса, и её уважительно называли «мастером». Дунья училась у того же учителя, с которым работала её мать, и в какой-то момент тот попросил девушку раскрыть себя и не копировать свою мать.
Иногда что-то мешает Дунье танцевать – её собственное тело становится вдруг чужим. Она живет разумом, тело же остается незнакомым. Дунья никогда не видела себя обнажённой. В те моменты, когда она чувствует себя незащищенной – она садится, крепко обхватив руками колени, превращаясь в комок. Чтобы раскрыться в танце Дунье нужно преодолеть то, что подавляет её чувственность. Эта проблема напрямую связана с противостоянием эротики и пуританской цензуры в арабской культуре, и особенно поэзии. В частной жизни полем битвы чувственности и страха перед ней становится женское тело, в общественной сфере это сражение переходит на страницы литературных произведений. В фильме объединены оба эти аспекта.
Визуально фильм построен на двух цветах – красном и зелёном. Дунья одета в красное на протяжении всего фильма. Её красная одежда дополнена красным шарфом матери из мягкого шифона, который она повязывает вокруг бедер во время танца. Этот шарф символически связывает Дунью с наследием её матери. Символичность красного цвета становится до боли прозрачной в кровавой сцене обрезания маленькой девочки. Это причина того, что Дунья, став в свое время жертвой аналогичного преступления, теряет связь с собственным телом. Её поза защиты – сидеть плотно обхватив руками колени – следствие обрезания.
Доктор Башир (Мухаммад Мунир) изучает эротизм в арабской литературе и постоянно претерпевает нападки со стороны тех, кто стремится разрушить все чувственное в арабской культуре. Сначала это были лишь обвинительные окрики в телепрограмме, но потом на доктора напали на улице и ослепили его. В образе врагов чувственности отчётливо видны черты исламских фундаменталистов. Сцена насильственного нападения на Бишара основана на реальных событиях: однажды на одной из улиц нобелевский лауреат Нагиб Махфуз получил удар ножом от фундаменталиста. Махфуз – пожалуй, самый знаменитый египетский писатель 20 века - был противоречивой фигурой во время подъема воинствующего фундаментализма, благодаря присутствию эротизма в его произведениях.
Башир страстно защищает «1000 и 1 ночь» от цензуры и мечтает увидеть полное издание оригинального текста. Эта книга – одно из величайших произведений не только арабской , но и всемирной литературы. Её оригинальный текст наполнен сексуальными историями. В нескольких сценах Дунья и Бишар читают классическую арабскую суфийскую поэзию, выражая связь между чувственной человеческой любовью и любовью божественной, между которыми не существует границы.
Дунья выходит замуж за своего друга, однако, брак очень быстро сталкивается со сложностями. Муж пытается контролировать Дунью и запретить ей танцевать. Дунья не может ответить на любовь мужа, и тот обвиняет ее в холодности. От проблем Дунья скрывается на крыше дома, где пишет стихи. Из окна её квартиры виден экран уличного кинотеатра – Дунья стоит у окна и бесплатно смотрит старые фильмы, что символизирует то, что она проходит сквозь жизнь отдаляясь от своих чувств.
В финальной сцене показано пробуждение Дуньи, её освобождение от запретов и обретение собственного тела. Впервые по-настоящему познав наслаждение плотской любви, она теперь находится в абсолютной гармонии со своим телом, что показано в сцене её чувственного танца на холме на фоне города. Во время танца Дунья развязывает красный шарф своей матери. Она наконец свободна...
* * *
Nibaal написал(а):Посмотрела "Черный мед".
Только некоторые эпизоды остались непонятными. Например о лошадях в начале фильма.
О лошадях. Хотели показать "пирамидную мафию" - там кого угодно почти бесплатно усадят на коня или верблюда, но потом слезать придется за дорого. Так и с Масри - его иноходец ушел в определённое место в пустыне и встал как вкопанный. Оказалось, коню нужно было сказать пароль: "Зико, иди в конюшню", и он сам побежал.