СБОР И ПЕРЕДАЧА ХАДИСОВ
© 2007 - All Rights Reserved
Передача хадисов при жизни Пророка
Таким образом, необходимость передачи сообщений о действиях и словах Пророка другим людям возникла еще при его жизни. Фактически, Пророк сам имел обыкновение давать указания относительно передачи того, чему он учил. Так, когда в первые дни пребывания в Медине к нему пришла делегация от племени рабиа, после беседы с ними он передал им следующее указание:
"Запомните это, и передайте другим, которые за вами".
И в другом случае:
"Вернитесь к своему народу и обучите их этому".
В другом сообщении говорится, что после указания мусульманам о том, что они должны ценить жизнь друг друга, он добавил:
"Те, кто здесь присутствуют, пусть передадут это сообщение тем, кого здесь нет".
Существует множество исторических свидетельств о том, что когда какой-либо народ принимал Ислам, Пророк посылал к нему одного или двух своих посланцев, которые не только обучали их Священному Корану, но и объясняли, как указания Священной Книги выполнять в жизни. Люди также сами приходили к Пророку и просили у него, чтобы он послал к ним людей, которые могли бы обучить их Корану и Сунне.
Сподвижники Пророка хорошо осознавали, что они должны следовать примеру Пророка, если по тому или иному поводу не было точного указания в Священном Коране. Тирмизи и Абу Дауд передают, что когда Му'аз ибн Джабаль был назначен наместником Йемена, и его спросили, чем он будет руководствоваться в своих суждениях, он ответил: "Книгой Аллаха". Когда его дальше спросили, что он будет делать, если не найдет указаний в Книге Аллаха, он ответил: "Я буду руководствоваться Сунной Посланника Аллаха". Таким образом, Сунна была авторитетным источником для руководства еще при жизни Пророка.
Запись хадисов при жизни Пророка
Таким образом, вышеописанное отвергает распространенное на Западе мнение о том, что необходимость Сунны и вступление хадисов в законодательную силу произошли только после смерти Пророка. Также предания о том, что сказал и делал Пророк, не были только воспоминаниями сподвижников. Сподвижники не только следовали во всем примеру и словам Пророка, но и старались сохранить все это на бумаге. Необходимость Сунны, ее законодательная сила и ее сохранение берут начало еще при жизни Пророка. Сподвижники хорошо понимали, что все эти знания им необходимо сохранить для будущих поколений. Абу Хурайра сообщает, что когда один из сподвижников пожаловался Пророку на то, что не может запомнить то, что услышал от него, Пророк посоветовал ему воспользоваться помощью своей правой руки, т.е. чтобы он записывал. Также хорошо известно сообщение Абдуллы ибн Амра:
"Я записывал все, что слышал от Священного Пророка, стараясь потом запомнить все это. (Когда некоторые люди стали возражать против этого) я сообщил об этом Пророку, и он сказал: "Записывай, ибо я говорю только правду".
Его слова подтверждает Абу Хурайра:
"Никто из сподвижников не сохранил хадисов больше, чем я, но Абдулла ибн Амр – исключение, так как он записывал, а я – нет".
В год победы над Меккой Пророк читал проповедь по поводу того, как один человек убил другого из-за старой обиды. Когда проповедь закончилась, к нему подошел один человек из Йемена и попросил Пророка, чтобы ему записали слова Пророка по этому поводу. И Пророк дал соответствующие указания. Все это показывает, что хотя и хадисы в основном запоминались и передавались устно, но при необходимости, и записывались.
Почему хадисы обычно не записывали
Сообщается, что Пророку одно время не нравилось, что хадисы записывают. Так, Абу Хурайра сообщает:
"Однажды Пророк Аллаха подошел к нам, когда мы записывали хадис, и спросил: "Что это вы пишете?" Мы ответили: "Хадис, который мы услышали от тебя". И он сказал: "Что за книга, помимо книги Аллаха?"
Неодобрение в данном случае явно связано с опасением Пророка, что хадисы могут перепутаться со словами из Священного Корана. По сути, ничего плохо в том, что записывали хадисы, не было, и Пророк никогда этого не запрещал. Напротив, мы знаем о случаях, когда он сам давал указания записать хадис. Кроме того, его письма и договора тоже записывались. То есть, он ни в коем случае не считал, что записывать что-либо, кроме Священного Корана – это плохо. Единственное его опасение состояло в том, чтобы люди не перепутали его собственные слова с божественными словами Священного Корана.
Память – лучшее хранилище знаний
Память была наилучшим средством для сохранения хадисов. Даже Священный Коран был сохранен в памяти в дополнение к тому, что он записывался. Фактически, если бы Коран не сохранялся в памяти людей, а только записывался, он не смог бы дойти до будущих поколений в своем первозданном виде. Чтобы быть уверенным в сохранении чистоты текста Корана, была призвана на помощь память. Арабы обладали удивительной памятью и хранили в ней множество вещей. В памяти арабов сохранилась прекрасная поэзия доисламской арабской поэзии. Практически, до Ислама к записям прибегали редко, и память была основным и надежным источником сохранения информации. Один человек мог по памяти рассказать сотни и тысячи стихов. Кроме того, они помнили имена всех тех людей, которые передали им знание этих стихов. Асмаи, более поздний передатчик, рассказывает, что уже до совершеннолетия он выучил двенадцать тысяч стихов наизусть. Он же приводит в пример Абу Дамдама, который за один присест мог рассказывать стихи сотен поэтов. Ши’би говорит, что он знал наизусть столько стихов, что мог бы рассказывать их беспрерывно в течение месяца. Эти же стихи послужили основой арабской лексикологии и даже арабской грамматики. Среди сподвижников Пророка были много знающих тысячи стихов доисламской поэзии наизусть, например, Аиша, одна из его жен, да будет ею доволен Аллах. Знаменитый Бухари полагался только на свою память, чтобы запомнить 600 000 хадисов, и многие исправляли свои хадисы по его наследию.
Сбор хадисов. Первый этап
Таким образом, первые шаги для сохранения хадисов были предприняты еще при жизни Пророка. Однако не все его последователи были в этом заинтересованы и не у всех была такая возможность. Каждому из них ежедневно приходилось думать о том, чтобы выжить, и кроме того, они испытывали нападки со всех сторон. И в то время была группа учеников, называвшаяся асхаб ас-суффа, которые жили в мечети и специально готовились к тому, чтобы обучить вере племена в окрестностях Медины. Некоторые из них ходили на рынок, и зарабатывали там себе немного на жизнь, другие даже об этом не заботились. Самым знаменитым среди них был Абу Хурайра, который любыми способами старался быть всегда рядом с Пророком и запоминал все, что говорил или делал Пророк. Он был среди первых, кто старался сохранить хадисы. Сам он однажды сказал:
"Вы говорите, что Абу Хурайра искусен рассказывать хадисы от Святого Пророка, и вы говорите, почему мухаджиры и ансары не рассказывают столько хадисов, сколько Абу Хурайра. Дело в том, что пока наши братья мухаджиры занимались торговлей на рынке, я оставался рядом с Пророком, как только набивал свой живот. Так что, пока они отсутствовали, я присутствовал, и я помнил то, что они забывали. И пока наши братья ансары были заняты на своих участках, я был беднейшим из бедных обитателей суффы, так что я запомнил и то, что они забыли". (Бухари, 34:1)
Другой сподвижник Тальха ибн Убайдулла говорил об Абу Хурайре:
"Несомненно, он слышал от Пророка то, чего мы не слышали. Причина была в том, что он был бедным человеком, у которого ничего не было, и поэтому он был постоянным гостем у Пророка".
Мухаммад ибн Аммара сказал:
"Он сидел в обществе больше десяти старых сподвижников Пророка, и начал говорить какое-то высказывание Пророка, которое они не знали, так что они спрашивали его снова и снова, пока не получали удовлетворение.Он повторял им высказывание снова и снова, и я убежден, что у Абу Хурайры память была лучше всех".
В другом сообщении говорится:
"При жизни Пророка люди говорили, что Абу Хурайра рассказывал многие его высказывания. Так, Абу Хурайра спросил одного из них, какие суры Пророк читал во время своей ночной молитвы вчера. Тот не смог ответить, и Абу Хурайра перечислил все эти суры". (Бухари, 21:18)
Это показывает, что он не только имел прекрасную память, но и старался сохранить в памяти все, что он видел или слышал.
Аиша, жена Пророка, да будет ею доволен Аллах, тоже была одной их тех, кто старался сохранить сунну Пророка. У нее была прекрасная память, кроме того она обладала очень ясным пониманием, и не принимала ничего, что она не могла понять. Она снова и снова задавала вопросы Пророку, если что-либо ей было не до конца ясно. Другими сподвижниками, которые старались сохранить наследие Пророка были Абдулла ибн Омар и Абдулла ибн Аббас, а также Абдулла ибн Амр, который старался все записывать. Кроме тех, кто специально этим занимался, каждый из сподвижников старался сохранить в своей памяти все, что он услышал или увидел от Пророка. Умар, который жил примерно в трех милях от Медины, договаривался со своим соседом, чтобы тот через день замещал его, так что каждый из них рассказывал другому то, что произошло в его отсутствие. И что важнее всего, сам Пророк обязывал остальных, чтобы они передавали его слова другим. "Пусть присутствующие сообщат отсутствующим", говорил он в конце многих своих высказываний.
Из всего этого ясно, что сбор хадисов начался еще при жизни Пророка, и это был первым этапом сбора хадисов.
Сбор хадисов: Второй этап
После смерти Пророка начинается второй этап сохранения сунны и сбора хадисов. Теперь решение по любому вопросу нужно было выносить или опираясь на Священный Коран, или на Сунну, и поэтому принятые таким образом суждения получили широкое распространение. Есть несколько записанных случаев, когда претензия на права была заявлена на основании слов Пророка, и тогда искали доказательства верности этого высказывания. Так, Кабиса сообщает, что одна бабушка умершего человека пришла к Абу Бакру и заявила свои права на наследство. Абу Бакр сказал, что он не нашел подходящего ответа ни в Священном Коране, ни в Сунне, и обещал провести поиски необходимых сведений. В этих поисках Мугира сообщил ему, что Пророк давал бабушкам одну шестую часть имущества. Абу Бакр сказал ему, чтобы он привел еще одного свидетеля, который подтвердил бы правоту его слов. Слова Мугиры подтвердил Мухаммад ибн Маслама. И тогда относительно бабушки было вынесено соответствующее решение.
Фатима, дочь Пророка, да будет ею доволен Аллах, заявила свои права на наследство Пророка . В этом случае Абу Бакр привел высказывание Пророка:
"Мы, пророки, не оставляем наследства. Что бы мы н оставили, это только благотворительность". (Бухари, 85:3) И претензия Фатимы была отклонена.
Такие инциденты происходили ежедневно, и помогали просеять правду о высказываниях Пророка.
Таким образом, происходила двойная работа: не только устранялось какое-либо сомнение в достоверности хадиса, но и этот хадис получал широкое распространение и передавался другим. Ислам распространялся по миру, становилось все больше и больше людей, которые никогда Пророка не видели, но очень хотели узнать, что это за человек, что за сила кроется за его учением, которое оживила мертвеющий кругом мир. Удивительные достижения, которые Ислам достиг за столь короткое время и растущая популярность самого Пророка были именно теми причинами, которые способствовали к сохранению достоверных сведений о нем. Он и его вера не только приобрели невиданное доселе значение в Аравии за двадцать лет его реформаторской деятельности, но и в течение десятилетий после его смерти они были важнейшими мировыми факторами, и все, что относилось к нему, было предметом обсуждения среди арабов и неарабов, среди друзей и врагов. Если бы сама его личность оказалась в забытии в течении столетия, а потом вновь стала популярной, то вероятно, многое из того, что он сказал и совершил, было бы потеряно для мира, а последующие поколения передавали бы другим необоснованные преувеличения. Но дело было совсем иначе. За менее чем четверть века он поднялся от самого скромного положения до высших высот, которые только можно вообразить, поэтому, любое событие из его жизни немедленно становилось достоянием широких масс.
Кроме того, был еще один очень важный фактор, который дал толчок к изучениям хадисов сразу после смерти Пророка. Для сподвижников вера, которую принес Пророк, была бесценным сокровищем – это было то, что они ставили выше всего на свете. Ради нее они пожертвовали близкими и своими занятиями, ради нее они шли на смерть и нести это божественное благословение другим было целью их жизни. В их ушах постоянно звучал призыв и завещание Пророка:
وليبلغ الشاهد الغائب! – "Пусть тот, кто присутствует здесь, сообщит об этом отсутствующим!".
Они шли на восток, на запад, на север, и куда бы они не отправлялись, они несли с собой Коран и Сунну. Каждый, кто знал хотя бы один факт из жизни Пророка, считал своим долгом довести это до сведения других. Такие личности как Абу Хурайра, Аиша, Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Омар, Анас ибн Малик и многие другие, которые сохранение хадисов сделали целью своей жизни, стали людьми, к которым стекались тысячи людей со всего огромного государства, чтобы узнать о Пророке и о вере. Их жилища фактически стали центрами распространения знаний о хадисах. Только у одного Абу Хурайры были 800 учеников. Дом Аиши, да будет ею доволен Аллах, посещали сотни пылких искателей знания. Так же велика была слава Абдуллы ибн Аббаса, и, несмотря на свой молодой возраст, он занимал важное место среди советников халифа Умара благодаря своим знаниям Корана и Сунны. Точно так же жилища многих других сподвижников спонтанно становились центрами обучения и распространения знаний. Стремление к знаниям в новом поколении было столь велико, что люди преодолевали огромные расстояния, чтобы получить сведения только об одном хадисе.
Сбор хадисов: Третий этап
После того, как ушло из жизни поколение, лично видевшее и слышавшее Пророка, начался третий этап сбора хадисов. Хадисы стали собственностью разных учителей, преподававших в разных центрах проссвещения. Конечно, ни на одном центре нельзя было узнать о всех хадисах, так как сподвижники Пророка разошлись по всему свету. На этом этапе запись хадисов стала более обычной. Хадисов в разных центрах хранилось очень много и, кроме того, было трудно запомнить цепь всех передатчиков, так что запись хадисов стала просто настоятельной необходимостью. К этому времени письменность и книги распространились по всему обширному исламскому государству. Более того, не было опасности, что хадисы могут перепутаться с аятами Корана. Однако, следует учесть, что на этом этапе хадисы записывали только для того, чтобы поддержать то, что хранилось в памяти. То, что хадис хранился в рукописях конкретного человека, вовсе не доказывало его достоверности, что можно было доказать только установив надежного передатчика. Умар ибн Абдулазиз, более известный как Умар II, халиф династии омейядов, правивший в конце первого века по хиджре, был первым человеком, издавшим определенные постановления, чтобы составили сборники хадисов. Он писал Абу Бакру ибн Хазму:
"Найди высказывания Пророка и запиши их, ибо я боюсь потери знания и исчезновения ученых; и принимай только настоящие хадисы Пророка. Люди должны сделать знание достоянием общественности и сидеть вместе, чтобы незнающий мог придти и узнать от них, ибо знание не можеть исчезнуть, пока оно является достоянием всех людей".
Абу Бакр ибн Хазм был тогда правителем Медины и он говорил, что это указание халифа было отправлено и в другие исламские центры просвещения. К сожалению, халиф Умар ибн Абдулазиз вскоре после этого умер и в его время ни одного сборника хадисов не успели составить.
Сбор хадисов: Четвертый этап
К середине второго века по хиджре стали появляться первые записанные сборники хадисов. В разных центрах сотни учеников изучали хадисы, но с каждым новым учителем все труднее и труднее становилось сохранить в неприкосновенности тексты хадисов и цепь их передатчиков. Составление сборников хадисов стало настоятельной необходимостью. Первыми авторами таких сбоников были Абдулмалик ибн Абдулазиз ибн Джурайдж, Раби' ибн Сухайб и Са'ид ибн Абу 'Аруба. Все они умерли в середине второго века по хиджре. Другими авторами книг по хадисам во втором веке были Малик ибн Анас и Суфьян ибн 'Уяйна в Медине, Абдулла ибн Вахб в Египте, Ма'мар и Абдурразак в Йемене, Суфьян Саури и Мухаммад ибн Фузайль в Куфе, Хаммад ибн Сальма и Раух ибн 'Убада в Басре, Хушайм ибн Васит и Абдулла ибн Мубарак в Хорасане. Наиболее известным сборником из этих авторов в наши дни является "Муватта" Малика ибн Анаса. Однако все эти книги были далеко не исчерпывающими источниками хадисов, так как их авторы прежде всего стремились собрать только хадисы, относящиеся к повседневной жизни мусульман. Высказывания Пророка о вере, знании, войнах, его комментарии к Корану, хадисы о жизни Пророка и многое другое в эти сборники не были включены. Кроме того, каждый автор собрал только те хадисы, которым обучали в центре, в которои он работал. Даже сборник "Муватта", который по достоверности стоит наряду со сборниками Бухари и Муслима, содержит только хадисы, которые были переданы жителями Хиджаза. Таким образом, все эти сборники были не полными, но большим шагом вперед в деле составления сборников хадисов.
Сбор хадисов: Пятый этап
Работа по сбору хадисов было завершена в третьем веке по хиджре. Именно тогда были сделаны два вида сборников хадисов: "Муснад" и "Джами'", или "Мусаннаф". "Муснад" был более ранним видом, а "Джами'" – более поздним. Слово "Муснад" происходит от арабского слова سند – санад – "источник, авторитет", а термин иснад в хадисе означал установление сподвижника Пророка через цепь передатчиков хадиса, на авторитете которого основывался хадис. Сборники хадисов под названием "Муснад" были составлены не по теме хадисов, а по имени сподвижника, на чьем авторитете хадис основывался. Наиболее известным сборником этого вида является "Муснад" имама Ахмада ибн Ханбаля, который содержит около 30 000 хадисов.
Однако честь доведения сборников хадисов до совершенства принадлежит видам сборников хадисов под названием "Джами'" или "Мусаннаф". В сборниках "Джами'" хадисы собраны по темам и более критично составлены. Наиболее известные сборники этого вида среди суннитов – это сборники хадисов Бухари, Муслима, Абу Дауда, Тирмизи, ибн Маджа и Насаи.
ХАДИСОЛОГИЯ В ЭПОХУ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХАДИСОЛОГИИ
Последователи ( طابِعُون ) - это мусульмане, которые жили в эпоху сподвижников Пророка, являлись их учениками и получали от них знания. Последователи внесли неоценимый вклад в исламскую веру. Все они с детства посвятили себя изучению Священного Корана и сунны Пророка, искоренению невежества среди людей. Основы большинства исламских наук были заложены в эпоху последователей.
С расширением границ исламского государства от западного побережья Африки до Китая, началась миграция сподвижников Пророка в новые земли в качестве государственных представителей или эмиссаров для объяснения исламской веры населению присоединенных к халифату земель. Со временем, в некоторых городах их становилось достаточно много, и вокруг них объединялись ученики, стремящиеся к новым знаниям и к тем прогрессивным идеям, которые нес Ислам. Так постепенно появлялись различные центры знаний, среди которых особое значение приобрели Медина, Мекка, Куфа, Басра, Сирия и Египет.
В Медине, в первой столице исламского государства, Пророк провел большую часть своей жизни, вследствие чего здесь поселились и прожили многие его сподвижники. Самый крупный центр знаний сложился именно здесь, и Медина была известна еще под другим названием - Дар-ас-Сунна - “Дом наследия Пророка”. Здесь получили знания такие известные последователи, как:
Саид ибн аль-Мусаййиб (умер в 712 г.) Сулейман ибн Ясар (712 г.)
Урва ибн аз-Зубайр (713 г.) Салим ибн Абдулла ибн Омар (724 г.)
Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр (730 г.) Нафи (735 г.)
Ибн Шихаб аз-Зухри (742 г.) Абу-з-Зинад (748 г.)
Многие сподвижники проживали и в колыбели Ислама - в городе Мекка. Здесь располагалась Кааба, сюда приезжали очень много паломников, которые часто оставались жить в Мекке для получения знаний от сподвижников. Здесь получили знания:
Муджахид (721 г.) Тавус ибн Кайсан (724 г.)
Ата ибн Абу Рабах (733 г.) Мухаммад ибн Муслим (746 г.)
Куфа приобрела особое значение после того, как при праведном халифе Али стала столицей исламского государства. В центре знаний, основанном известным сподвижником Абдуллой ибн Масгудом, получили знания знаменитые последователи:
Алькама ибн Кайс (682 г.) Масрук ибн аль-Аджда (683 г.)
Убайда ибн Амр ас-Сальмани (692 г.) Асвад ибн Йезид (695 г.)
Аль-Харис ибн Кайс (715 г.) Ибрахим ан-Нахаи (715 г.)
Амир ибн Шарахиль аш-Шааби (722 г.)
В Куфе получил свои знания и основатель ханифитского мазхаба Абу Ханифа ан-Нугман ибн Сабит (767 г.)
Разрешение записывать хадисы сподвижники Пророка получили еще при его жизни. Хадисы большей частью запоминались наизусть и передавались дальше. Один из сподвижников Пророка, Абдулла ибн Амр ибн аль-Ас составил свиток, включающий около 1000 хадисов.
При жизни последователей хадисы записывались чаще: в основном, с целью сравнения с другими вариантами и для заучивания. Наиболее значительным сборником эпохи последователей является сборник Хаммама ибн Мунаббиха, передававшего хадисы со слов сподвижника Абу Хурайры. Именно на него большей частью опирались при составлении своих сборников знаменитые мухаддисы аль-Бухари и Муслим.
Впервые на государственном уровне хадисы стали собирать по высочайшему указу Омара ибн Абдулазиза, халифа-правнука сподвижника Пророка Омара ибн аль-Хаттаба (681-720). Наиболее известным сборником этого периода является Муватта имама Малика ибн Анаса.
К III веку по хиджре хадисы были должным образом классифицированы, и сложились 6 наиболее известных в наше время сборников хадисов:
1. “Сахих” аль-Бухари (ум.256 г.х.)
Здесь приводятся 7275 хадисов (если исключить повторяющиеся, то 4000). Сборник аль-Бухари является наиболее почитаемым источником для мусульман после Священного Корана. Иснады хадисов аль-Бухари соответствуют самым высоким требованиям и их передатчики заслуживают самого большого доверия.
2. “Салих” Муслима (ум.261 г.х.)
Сборник Муслима включает в себя 12000 хадисов (с исключением повторяющихся – около 4000).
Ни аль-Бухари, ни Муслим не ставили перед собой задачу собрать все достоверные хадисы. Напротив, в них отсутствует довольно большое количество достоверных хадисов, которые можно найти в таких надежных и известных сборниках как:
3. “Сунан” Абу Дауда (ум. 257 г.х.)
4. “Сунан” ат-Тирмизи (ум. 279 г.х.)
5. “Сунан” ан-Насаи (ум. 303 г.х.)
6. “Сунан” ибн Маджа (ум. 273 г.х.)
Кроме этих наиболее известных книг, имеются также сборники под названием “Сахих” ибн Хузаймы и ибн Хиббана, “Сунан” ад-Даракутни и аль-Байхаки, и другие.
Эти сборники разбиты на главы, которые рассматривают тот или иной вопрос фикха.
Для защиты хадисов от измышлений и ошибок исламские ученые тщательно проверяли достоверность доходивших до них сообщений. Они устанавливали, достоин ли доверия человек, донесший им сообщение, выясняли, сам ли он слышал или видел то, что сообщал; от кого он услышал данное сообщение и достоин ли доверия тот, от кого он его услышал. Если выяснялось, что все источники сообщения достойны доверия, то хадис принимался. Текст хадиса назывался “матн”, а цепь передатчиков хадиса от последнего до первого назывался “иснад”- “опора; доказательство; источник”. Таким образом, передатчики хадисов стали говорить:
“Передал мне такой-то от такого-то, которому сообщил такой-то...”
Если представить, что кому-то вздумалось бы сфальсифицировать хадис, снабдив его соответствующим иснадом, то он сам автоматически становился одним из звеньев иснада. И тогда нетрудно было установить имя фальсификатора. Таким образом, иснад одновременно являлся надежным заслоном защиты хадисов от лжи и фальсификации.
Важную роль при этом играл раздел хадисологии علم الجرح و التعديل - ğильм аль-джарх ва-т-таğди:ль – “наука отвода и подтверждения”. Изучая степень достоверности хадиса, эта наука собирала всю информацию о рави - передатчике хадиса. Она устанавливала его личностную характеристику: насколько он правдив, не было ли в его жизни отклонений от Ислама, каким авторитетом он пользовался среди верующих, и т.д. Затем хадис сравнивался с подобным же хадисом, полученным по другим источникам, и устанавливалось, нет ли каких-либо расхождений в тексте. Если расхождений в тексте и иснаде было много, то хадис признавался слабым или вообще отвергался.
Давалось подробное обоснование (таgди:ль) причин, почему тот или иной хадис принимается или отвергается.
*****