Хотя Канада - не арабская страна, но у нас их много, и они играют довольно заметную роль в жизни канадцев, хотя если говорить о канадских мусульманах в целом, то арабов по численности и влиянию заметно опережают пакистанцы, а сомалийцы примерно равны им по численности.
В Оттаве, где я живу, "арабскими" считаются районы Ванье (Vanier) к востоку от реки Ридо и Баррхейвен (Barrhaven) на крайнем юге города. В Баррхейвене я не бывал ни разу, а в Ванье довольно часто встречаются вывески магазинов на арабском языке, есть школы для арабских и мусульманских детей.
Важную роль в жизни Оттавы играют общинный центр Хардини и Арабско-ливанский центр помощи иммигрантам (LASSA). Нужно сказать пару слов о специфике этих организаций. В Канаде нет запутанной и сложной многоуровневой системы власти, характерной для многих стран Европы и Азии. Даже в очень крупных городах власть обычно централизована на городском уровне, а на низовом многое зависит от усилий общины. Общинные центры - это добровольные организации, где сосредоточена информация об услугах в данной общине и в целом по городу, а также часто проходят многие общественные мероприятия, работают кружки для детей и т.д. Центр Хардини в Ванье был создан богатым ливанским семейством Хардини, над ним гордо развевается огромный ливанский флаг (из-за своих размеров, впрочем, он часто рвётся).
Что касается Арабско-ливанского центра помощи иммигрантам, то опять же, арабско-ливанский он лишь по своей профильной специализации. Это означает, что араб здесь гарантированно найдёт материалы на арабском языке, с ним смогут пообщаться по-арабски - но центр может и даже обязан предоставлять иммиграционную помощь и другим группам населения, не арабам. Аналогично и с другими центрами помощи иммигрантам - Китайским, Католическим и т.д. Примечательно, что на сайте этого Арабо-ливанского центра есть раздел для армян.
По происхождению оттавских арабов можно разделить на несколько крупных групп. На первом месте, наверное, ливанцы, которые в свою очередь делятся на христиан и мусульман. Как правило, отличить их можно по тому, на каком языке они предпочитают общаться с неарабами - французском (христиане) или английском (мусульмане). На втором месте, наверное, египтяне. Дальше идут уже выходцы из остальных арабских стран, хотя в первую очередь, наверное, из бывших французских колоний - это связано со спецификой Оттавы, где официально проводится политика равноправия французского и английского. В большинстве канадских городов, наверное, ситуация иная, но я там ещё не успел побывать. Знаю, что выходцы из бывших французских колоний, в том числе арабы, на первых порах стремятся в Монреаль (квебекские цены на жильё и различные пособия весьма привлекательны для иммигрантов на стартовом этапе, но потом, когда человек раскручивается с бизнесом или задумывается об образовании для детей, всё это начинает стеснять - и налоги высоки, и к школам есть претензии, и т.п.). Довольно велики арабская и в целом мусульманская общины в Торонто.
Есть в Оттаве также заметная ливийская община. Во время недавних событий в Ливии они активно демонстрировали у парламента (разумеется, против Каддафи). Когда я первые пару месяцев посещал разные мероприятия и курсы для эмигрантов, то часто сталкивался с палестинцами.
При этом я бы отметил, что не только арабы, но и в целом приезжие в Оттаве ассимилируются довольно быстро. Если в Монреале или Торонто некоторые, бывают, всю жизнь живут, не зная толком иного языка кроме родного, то в Оттаве это не так - всё способствует довольно быстрому переходу на английский и/или французский. Общины или кварталы здесь весьма условны, требования к квалификации намного выше, чем в тех же Монреале или Торонто, и поэтому уже дети вовсю общаются по-английски или по-французски, а арабский язык годам к 20 может уйти в глубокий пассив. Бывает забавно наблюдать: группа молодых людей выглядит как арабы, носит арабские имена, жестикулирует как арабы - но при этом общается на хорошем английском, практически без акцента, и по сравнению с "настоящими" арабами ведёт себя куда сдержаннее: и жесты более плавные, и выражение на лице в основном позитивное.
Женщины и девочки могут носит здесь традиционный мусульманский хиджаб, я не слышал, чтобы это кого-то напрягало. В классе, где учится мой сын, есть несколько мусульманок, из них одна - египтянка (правда, как раз она - без хиджаба).
В общем, так. При ближайшей возможности постараюсь выложить фотографии из жизни местных арабов. Возможно, расскажу и о других мусульманах (пакистанцах, сомалийцах, турках, иранцах, афганцах и курдах).