fereshte написал(а):Статья на английском языке, я ее перевела, но решила выложить то, что, на мой взгляд достойно внимания для интересующихся данной темой.
Фереште, это очень тенденциозная статья. Вдобавок, в ней есть элемент диффимации, скрытый от глаз постороннего наблюдателя. Увы, Вас ввели в заблуждение. Постараюсь обосновать свои слова.
fereshte написал(а):«Происхождение персидского стиля танца идет от древнего фольклора. В 478 г. до н.э. древний персидский танец записал греческий историк Геродот. Он описывает о том, что у Персии был широкий культурный обмен с древним миром, особенно с Египтом и Грецией. Греческих художников доставляли во двор персидского императора, персидских танцоров отправляли в Грецию. Правящие тогда династии всячески поощряли продвижение форм искувсства.
Увы, еще одно прозвище Геродота, известное менее, чем "отец истории" - "отец неправды". Он допускал многочисленные вольности в подаче материала. Достаточно вспомнить его версию постройки великих пирамид на плато Гизы: он уверял, что пирамида Хуфу (Хеопса) была построены на деньги, вырученные от торговли собственным телом дочери фараона, причем на дополнительные подарки щедрых клиентов она построила пирамиду поменьше. Добавлю, что Геродот в Иране не был - он путешествовал на территории Малой Азии, значительная часть которой тогда контролировалась персами.
Никаких сведений о поддержке культурного развития общества со стороны персидских владык нет. Нет ни одного имени персидского ученого, философа, ритора, врача. Никакого сравнения с обществами семитов Египта, Междуречья, Палестины, Древней Греции. Флот у персов был финикийский, мастера - греческие, писцы - арамеи. Никаких сведений о существовании утонченных светских дворцовых танцев. Возможно, они были, так как персы того периода были люди изнеженные ("роскошь персов мне ненавистна" (с)). Но, опять-таки, приходится опираться на греческие источники, ибо своих персидская цивилизация не имеет - покойный Освальд Шпенглер недаром назвал древнеперсидскую культуру неисторической.
В этом высказывании чувствуется рука "патриотов", старательно трактующих всю историю Ирана после вхождения в лоно магической исламской цивилизации в черных красках.
fereshte написал(а):Религия того времени называлась митраизмом (Mithraism), и исповедывала поклонение богу солнца и света – Митре.
Это очень спорный тезис. Нет никаких данных о том, что иранцы поклонялись исключительно Митре - это позднеантичный, причем, римский феномен, полученный через парфян. Невозможно даже понять, были ли древние персы зардошти - на Бехистунской скале нет ни одного упоминания пророка Зардушта. Скорее всего, маздаяснийцы - Ахура Мазда упоминается неоднократно. И - крайне враждебное отношение к дэвам в знаменитом "кодексе".
fereshte написал(а):К сожалению, со временем персидскую империю настигли столетия политической неустойчивости, гражданской войны и окупации соседними государствами – сначала арабами, затем монголами.
Здесь автор статьи намеренно лукавит. Между ахеменидами и арабским вторжением идет гигантский временной интервал, в ходе которого Иран сначала прекратил свое существование, как государство (эллинистический период), затем возродился в виде Сасанидов. Налицо неуклюжая попытка построить достославную теорию "пяти тысяч лет непрерывной государственной традиции" - любимый конек националистов.
Тезис с монголами вообще содержит бездну смыслов. Между арабами и монголами лежит период национальных персидских государств, вроде Зияридов, затем - длительный тюркский (сельджуский) период. Это - время высочайшего цивилизационного взлета Ирана - период Фирдоуси, Омара Хайяма, Хагани Ширвани, Низами Гянджеви, везира Низам-аль-мулька. Период "Низамиййе" и обсерваторий.
Монгольское завоевание проходило в русле многовекового тюркского нажима на Иран - в его войске было много тюрков. Они многое разрушили, но многое же построили - например, Султаниййе. Туркоманы - предки азербайджанских и анатолийских тюрок создали на территории Ирана устойчивые государственные образования, где успешно развивалась экономика, наука и исскуства.
Наконец, самая замечательная тюркская династия Ирана, - Сефевиды, - фактически, заново воссоздали иранскую государственность, ибо шах Исмаил Хатаи объявил себя наследником шаха Гуруша.
Все это тоже благополучно пропущено. Ведь это мешает созданию "идеальной модели"...
fereshte написал(а):Персидская политическая и культурная идентичность сильно пострадала, а персидские традиционные танцы фактически исчезли.
"Ну, это исповедь озлобленного гота" (с) Л. Н. Гумилев.
Дворцовые танцы вошли в моду после катастрофы, случившейся с шахом Фирузом - то есть, в пятом веке от Р.Х. Изгнанные византийцами ученые из Афинской Академии принесли в Иран свет античной науки. Тогда же сложился знаменитый сасанидский силуэт - вы можете их увидеть на современных персидских и азербайджанских танцовщицах. При Ануширване Справедливом среднеперсидское общество достигло пика своего развития. Тогда же были разработаны очень многие танцевальные па, благополучно пережившие все потрясения и нашествия. Но вновь... удивительная забывчивость о расвете танцевального исскуства при Сефевидах и Каджарах. Все это отражено на фресках в Исфахане, в станковой каджарской живописи. Полагаю, не помешает открытие специальной темы, посвященной этому феномену.
Ведь они были тюрки. А это опровергает теорию о их дикости и культурной отсталости, которую с похвальной неустанностью повторяют (эти) господа.
fereshte написал(а):Иранские женщины стали рабынями, их продавали на базарах новые завоеватели и заставляли исполнять эротические танцы.
Автор застенчиво не упоминает о доисламских персидских традициях, порой, весьма странных и страшных... Ислам уничтожил эти позорные обычаи и даровал персидским женщинам права.
Фраза о жестоких завоевателях, которые "заставляли исполнять эротические танцы" вообще, ввела меня в глубокую задумчивость
fereshte написал(а):Это было позором, так как ни один мужчина не хотел бы видеть свою женщину, танцующую для незнакомца.
Жену - вряд ли. Гетеру, свободную женщину из Харабата - почему бы, нет? Разве не было феномена Мехсети Гянджеви...
fereshte написал(а):Вот почему отношение иранских мусульман к танцу стало более консервативным, по сравнению с остальными мусульманскими странами.
Совершенно ошибочный тезис, исходящий из реалий исламской революции и не имеющий непосредственного отношения к историческому исламу.
fereshte написал(а):Ислам запретил танец.
Он многое запретил. Многое дозволил. Любая цивилизация имеет свои рамки и ставить это ей в укор - некорректно.