Исламская мода - какая она?
У многих произносящих слово "ислам" воображение рисует женщин в парандже, мужчин в тюрбанах с бородой, ну в общем, много чего рисует. Словосочетание "ислам и мода" и вовсе режет ухо. Как это? Одни удивляются: "Разве паранджа может быть модной?", другие, поддавшись исламофобии, говорят о грозящей подиуму катастрофе в случае появления там чего-нибудь с исламской атрибутикой.
Давайте познакомимся с лекцией "Мода и ислам" Александра Васильева, известного российского историка моды. И тут же оговоримся, что под словом "мода" следует понимать и одежду, и стиль жизни.
Уже в двенадцатом веке, времени крестовых походов, "восточная тема" стала входить в моду. Васильев пишет, что в то время на территории, где сейчас находятся Ливан и Сирия появились христианские государства - различные маркизаты, герцогства, которыми руководила европейская аристократия.
Готика. Интересная деталь- оказывается, готический стиль в архитектуре, который был популярен в Средневековье на Ближнем Востоке известен был в том же двенадцатом веке. Правда, европейцы об этом не очень любят говорить. Великолепие стрельчатых арк и заостренных форм куполов - всё это было позаимствовано в архитектуре мечетей и минаретов. И, кстати, готические формы в двенадцатом веке именно поэтому были под запретом католического духовенства. Спустя век запрет был снят. А к какому веку относится самый расцвет готического стиля? Правильно, к четырнадцатому - пятнадцатому векам.
Ковры, шелка и специи. В эпоху раннего Средневековья Европа о шёлке и ведать не ведала. Персидские роскошные ковры, муслин и дамаск (ткань на которую нанесен матовый и блестящий рисунок), различные специи - корицу, гвоздику и перец, из своих походов привозили крестоносцы.
Средства личной гигиены. Васильев утверждает, что первые публичные бани появились на Востоке. (А как же Древний Рим и Греция? - но это так, мысли вслух...). Так вот, ввиду того, что европейцы пускали в бани и мужчин, и женщин одновременно, в Европе того времени это не прижилось. Повезло женщинам - им перепала краска для подведения глаз и бровей, а также помада. Мужчинам понравились опасные бритвы, привезенные крестоносцами из своих походов. Ими обривали не только голову и лицо, но и остальные части тела, так как в то далёкое время, бритьё было самым лучшим средством против вшей.
Всего через пару столетий драпированные головные уборы в виде тюрбана смело вошли в европейскую моду. Даже монахини проявили фантазию, превратив свой головной убор в нечто на манер паранджи.
Таким образом, восточная мода на протяжении почти трех веков уверенно держалась в Европе. Однако в 1492 г. Христофор Колумб открыл Америку. Торговые пути были перемещены в Атлантику и вовсю началась торговля с только что открытым континентов. О Востоке забыли примерно до середины семнадцатого века.
Времена оттоманской империи. Когда Европа была захвачена торговлей с новым континентом, вероломные турки захватили Византию и основали оттоманскую империю. Вену турки осадили в середине семнадцатого века и всё турецкое тут же стало модным. Почему то так... С турками в Европе появился жюстокор - это такая интерпретация турецкого кафтана, который был ниже колен длинной и имел застежку с мелкими пуговицами. Потом его стали носить и в России, с подачи Петра Первого. Одновременно в моду вошёл и мужской жилет, который является интерпретацией национальной турецкой одежды.
Теперь о прекрасных маркизах.)) Маркиза де Помпадур, являвшись любимой фавориткой короля Людовика Пятнадцатого, задавала тон моде в восемнадцатом веке. Отказавшись от ношения корсета в домашней обстановке, она носила свободные блузки и шаровары, сшитые из муслина, который по заказу привозили прямо из Турции. Стиля "тюркери" придерживались самые именитые персоны того времени. Тогда же восточная тема проявилась и в ювелирных украшениях и стало модным сочетание разноцветных камней в одном ювелирном украшении. Тогда же в моду вошли и низкие угловые диваны, которые и по сей день из неё не вышли.
Примечательно что Европа примерно лет на сорок отставала от Англии, и именно Англия в то время задавала тон модным тенденциям. Сначала англичанки перестали пудрить свои волосы, а уже к 1760 г. фижмы ушли из моды. Дамы в Европе еще 40 лет считали подобное модным. В Европе также воспринимались и тенденции современности в моде. Однако особенным образом. Тюркский стиль узнаваем в свободных халатах, которые имели отделку из горностая, а также в ассиметричных декольте. Усы вот только не получилось вернуть в моду)).
Ткань с рисунком в полоску в середине восемнадцатого века считалась самой шикарной. Ею не только обивали стены гостиных, спален и столовых, но и делали из неё обивку для мебели. Многие из нас уверены в её английском происхождении, но это не так.)) Турецкий массаж, кстати, тоже вошёл в моду в это время.
Кашемировые шали вкупе с наполеоновскими войнами. Мода на кашемировые шали вошла с 1780 г. с легкой руки Жозефины - супруги Наполеона и поначалу кашемировые шали могли себе позволить только избранные персоны. Лишь 10 лет спустя они стали продаваться во Франции, а затем и по всей территории Европы.
С приходом романтизма, ознаменовавшим конец эпохи Наполеона интерес к восточной, мусульманской культуре стал постепенно угасать.
Греция, находившаяся под владычеством Турции с середины шестнадцатого века, в конце века восемнадцатого стала бороться за своё освобождение. Тогда греческий народ был поддержан большинством европейских стран. И тут... интерес к мусульманской культуре снова появился.)) Усы, чубуки, турецкие костюмы, бархатные туфли с вышивкой - всё это вошло в моду с лёгкой руки лорда Байрона. Тюрбан в 1825-1840 гг. был наимоднейшим головным убором. Но он изменился - стал задрапированным на жесткой тулье и его не нужно было каждый раз драпировать перед "выходом в свет". В то время самыми модными тканевыми рисунками были полоска, мелкий турецкий цветок и кашмирский огурец на форе темно-красного кумача.
О, Восток: гурии и враги. Интерес к Востоку был пристальным с 1840 г. Правильно, благодаря существовавшим и процветавшим в ту эпоху колониям. Восток представлялся европейцам как эдакое великое царство любви и лени, горы вкуснейших плодов и блюд, восточных красавиц и непременно, всеобязательно - мистицизма. Если дома нужно было блюсти суровую пуританскую мораль, то восток - уже одно это слово позволяло расслабиться. Восточные женщины воспринимались как гурии,которые дарили наслаждение, а восточные мужчины воспринимались как злейшие враги.
Светильники в форме куполов из алебастра и паласы на всю комнату, непременно в полосочку (!) незаметно тоже вошли в моду. В таком "полосатом" помещении надлежало располагаться на низком диванчике, предаваться мечтам и курить. Причём курить стали и дамы.
С открытием в Англии железнодорожного движения и его развитием, можно было начинать путешествовать по миру и привозить сувениры. Поэтому люди во второй половине девятнадцатого века вовсю предавались этому занятию. В качестве сувениров они привозили различные статуэтки, подсвечники, расписные шкатулки и, конечно, слоников. В моду входят эклектичные интерьеры, когда всего понемножку. В конце девятнадцатого века были изобретены анилиновые красители. Это открытие наполнило мир моды разными цветами: бежевым, розовым, голубым, лиловым... Ну а турецкий костюм в конце девятнадцатого века превратился в маскарадный.
Двадцатый век. Одним из знаменитейших дизайнеров и художников тканей был Марианно Фортуни, живший в начале двадцатого века в Венеции. Платья его работы носили такие женщины как Айседора Дункан и Сара Бернар. А сам Марианно любил облачаться в восточные костюмы и придумал моду, которая из моды так и не вышла. Поль Пуаре был другим законодателем моды в то время. Именно он освободил от корсета женщину и создал "платье-рубашку". Пуаре, покорившись влиянию балета "Шахерезада" Римского-Корсакова создал шикарную восточную модную коллекцию: с юбками-абажурами, туниками и тюрбанами. А бал, устроенный им в 1913 г. - бал 1002 ночи, положил начало моде на балы в турецком стиле.
Первая мировая, 1917 г. и Восток не в моде. В России в 1917 г. началось отступление белогвардейской армии на юг, затем в Крым, и наконец, в Константинополь. Цвет русской аристократии находился в этой первой эмигрантской волне. Тут возникла Константинопольская мода. Это был потрясающий микс запада и востока. Вуалевые шарфики напоминали паранджу, но юбки стали значительно короче. В 1917 г. Петербург был самой стильной европейской столицей.
Восточную моду приносят кинозвезды и... шпионы. Война всё идет и восточная тема снова начинает входить в моду. Приходит она в этот раз с экранов. В это время кино покоряет сердца и умы многих и начинают появляться первые кумиры того поколения. Вклад Великобритании в новое дыхание восточной моды был внесен созданием шпионского персонажа - полковника Томаса Эдварда Лоуренса (Лоуренса Аравийского), явившегося прототипом Джеймса Бонда. Лоуренс Аравийский, занимаясь созданием отрядов повстанцев, был голубоглазым блондином, носившем бурнус. У него, загорелого, было наполовину закрыто лицо и он свободно владел арабским языком, настолько свободно, что за бедуина сходил элементарно просто.))
Время фараонов пришло. Когда начался бум на буквально всё египетское? Правильно, после того как археологической экспедицией в 1912 г. была открыта гробница Тутанхамона и супруги его. Зажиточные туристы привозили из Египта платья каирской работы: из крупного тюля с вплетёнными в него серебрянными нитями. Знаете сколько весило подобное платье? Шесть-семь килограмм! Но оно великолепно поддерживало форму.
В начале тридцатых годов восточный стиль был вытеснен стилем art deko и была предпринята попытка по возрождению тюрбана, но теперь уже в качестве головного убора для женщин. Однако не получилось...
Тюрбан был весьма кстати в период войны и потому вернулся в моду. Ведь в военное время и шампуни, и шляпки были в дефиците, и немытые волосы под тюрбаном очень легко и удобно было упрятывать.
Да здравствуют хиппи! Когда война закончилась, в Европе стали искать новый облик. И о Востоке опять забыли... Но ненадолго. С появлением движения хиппи набивные платья, купонные ткани и афганские одежды вошли в новую моду.
Восток - дело тонкое
В нынешнее время без восточного влияния не обходится ни одна европейская коллекция. От политической обстановки в мире это никак теперь не зависит, всё зависит от именитых кутюрье, которые задают моде тон. Наверное, не стоит ни преуменьшать, ни преувеличивать влияние исламской, мусульманской культуры на моду во всём мире. Влияние это не абсолютно, хотя и бесспорно.
© Амаль Раида для форума Амальград (редакция 2011 г.)