Здравствуйте, уважаемые форумцы!
Рад с вами познакомиться и поучаствовать в дискуссиях. Около месяца я просто читал различные темы, и вот, мне кажется, созрел для участия в дискуссиях.
Живу я в Питере. Интересуюсь исламским Востоком я не случайно - среди моих знакомых, с которыми я общаюсь почти ежедневно, есть и персы, и афганцы, и арабы, и курды, и жители бывших восточных республик СССР. Но помимо основной работы, у меня есть хобби - психология. В 2001-2006 гг. у меня было гораздо больше свободного времени, чем сейчас, поэтому своим хобби я увлёкся довольно основательно - и в конференциях участвовал, и исследования публиковал, и даже брал интервью у зарубежных психологов. Сейчас, к сожалению, такой возможности уже нет.
Но по ходу я сделал интересное наблюдение. Как мне показалось, в исламских странах психология как наука находится либо в самом зачаточном состоянии, либо даже вовсе не приветствуется - примерно как генетика при Сталине. Скажем, в Иране психологию стали преподавать незадолго до свержения шаха, при Хомейни вновь запретили, и только относительно недавно возобновили преподавание. Из всех исламских стран наиболее продвинутые психологи, как мне показалось, в Турции - и то, это относительно, поскольку в мировой психологии мусульманские имена встречаются исключительно редко, я бы сказал, примерно одно на тысячу.
Мне стало интересно - почему?
Как мне показалось (я могу ошибаться), одна из причин - глубоко консервативные традиции исламской культуры. Американская же культура пугает мусульман в первую очередь тем, что в ней неустойчивы почти все основные устои, привычные для мусульманина. Американец относительно легко (естественно, приложив определённые усилия) меняет свой социальный статус, социальную среду, отношения. В арабском же или персидском мире социальные отношения относительно стабильны и связаны большим количеством ритуалов, которые вырабатываются с детства и доводятся до автоматизма. Скажем, тот же развод - формально, арабу развестись даже проще, чем американцу, просто сказал три раза "уходи" при свидетелях, и всё тут. Фактически же, семья для араба - это такой глобальный контракт, разрывать который он раз десять и сто подумает.
Американская "прикладная психология", по сути, даёт рецепты того, как мелкими и крупными интригами, которые за зло не считаются, влиять на своё социальное окружение, менять или маскировать свой социальный статус. В консервативном же обществе сами по себе разговоры на эту тему считаются неприличными. Но и академическая психология, как мне кажется, представляет собой не меньший вызов для исламской культуры. В Европе психология возникла в эпоху тотального кризиса католической церкви, когда она стала слишком "беззубой", чтобы карать за отступничество, чтобы защищать свою монополию на решение душевных проблем. Ислам же для арабов и для персов остаётся до сих пор не просто религией и законом, а образом жизни. А значит - конкуренция здесь невозможна.
Насколько я прав в своих наблюдениях? И более узкий вопрос: приходилось ли вам встречать в исламских странах литературу по психологии? Или с ней так же туго, как в СССР до перестройки?