Сила солому ломит, а хитрость и силу валит. Иной речами тих, да сердцем лих. Молчан исподтишка хватает. Вода все кроет, а берег роет. Под пеплом и жару не знать. С давних времен люди привыкли полагаться на хитрость: она и города берет, и голиафов сражает. Хитрость, как вода, подмоет любую скалу и подточит любую крепость.
Особенно ловко умеют добиваться своего китайцы. У них наблюдается настоящий «культ хитрости». Она чтится наравне с мудростью — недаром иероглиф, обозначающий «хитрость», можно перевести так же, как «мудрость». Еще пять столетий назад китайцы составили перечень, включающий 36 видов хитрости, каждая из которых была описана со знанием дела.
Вот, например, одна из таких категорий: «Прятать кинжал, сохраняя улыбку на лице». Оперируя нашими идиомами, эту разновидность хитрости следовало бы назвать «Держать камень за пазухой». Жизнь — это непрестанный поединок, и надо всегда быть во всеоружии. Не надо бряцать кинжалом, лишь настораживая врагов, надо уметь вовремя нанести удар или отразить его, не теряя улыбки, убаюкивающей противника.
Впрочем, не все категории хитрости, используемые в Китае, предполагают прямой обман окружающих. Иногда речь идет о действиях, которые — по «принципу домино» — вызовут цепную реакцию. Вот одна из таких идиом: «Воровать дрова из-под котла». Десятки обыденных ситуаций описываются этим клише, например, одна фирма переманивает сотрудников конкурирующей фирмы, стремясь ослабить ее. Когда-то так же поступали американские пионеры и следопыты: стремясь извести индейцев, они отстреливали бизонов — главный источник их пищи.
Еще одна разновидность хитрости: «Шуметь на Востоке, а нападать на Западе». Любой фокусник соблюдает это правило, стараясь отвлечь внимание зрителей пустяками, а сам в это время совершает манипуляции. Этой заповеди часто следуют полководцы, нанося удар там, где его не ждут.
Многие китайские «техники хитрости» требуют от человека, применяющего их, особой выдержки и присутствия духа. Вот прием под названием «Не мешкая, уводить овцу». Сама эта фраза диктует: «Лови момент!» От человека требуется в любой момент быть готовым что-то изменить в своей жизни.
В Китае тысячи лет уважительно относятся к хитрости. Европейские политики часто с ужасом вспоминают переговоры с «китайскими товарищами». Так, в 1992 году немецкий министр Клаус Тепфер приехал в Пекин, чтобы призвать руководство КНР к соблюдению прав человека. «Я мог бы гарантировать эти права китайскому народу, — ответил премьер-министр КНР Ли Пэн, — но, скажите, готова ли Германия ежегодно принимать на постоянное место жительства от десяти до пятнадцати миллионов китайцев?» Обсуждение прав человека в КНР сразу прекратилось, ведь западные страны тоже не могли соблюдать право на эмиграцию многих миллионов китайцев.
Так Ли Пэн, «не мешкая, увел овцу». Для этого он использовал популярный прием хитрецов: обнаружил самое слабое место в аргументах противника. Ведь права человека подразумевают также право выбирать постоянное место жительства.
Что тут скажешь еще? Хитрец должен предвидеть, что почувствует человек, которого он решил обмануть. Так что от хитреца требуется проницательность и в конце концов — мудрость. Схитрить может тот, кто сознает, насколько сложен и многообразен окружающий нас мир, насколько он труден для понимания. Если мир кажется человеку «одномерным», ему только и остается, что разводить руками, дивясь «коварству хитрецов». Таким образом, хитрость можно рассматривать как «стратегию выживания», как умение приноровиться к самым странным и разнообразным обстоятельствам жизни. Хитрость — это «высшая математика» жизни. Она доказывает, что в жизни почти нет места «прямолинейному и равномерному».
* * *
А что по-Вашему есть хитрость? И чем восточная хитрость отличается от обычной?