Арабы: инструкция по обращению.
Собственно, статья:
Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура » Вопросы философии, психологии » Этнопсихология арабского мира
Арабы: инструкция по обращению.
Собственно, статья:
На счет времени, не могу согласиться. В данном случае было бы уместнее говорить о пунктуальности или упорядоченности времени. Время вообще как онтологическая категория для арабов имеет особое значение, оно непознаваемо, т.к. сущность его в сущности Аллаха. Именно поэтому глупо пытаться подчинить себе время при помощи часов или распорядка дня.
Время вообще как онтологическая категория для арабов имеет особое значение, оно непознаваемо, т.к. сущность его в сущности Аллаха. Именно поэтому глупо пытаться подчинить себе время при помощи часов или распорядка дня.
А разве европейцы пытаются подчинить время с помощью часов?
Очень интересна арабская в частности, и исламская вообще психология в бизнесе. Ислам запрещает брать проценты, поэтому исламские банки работают на совершенно ином принципе - соучастие в прибыли. Но для этого надо очень детально вникнуть в финансовую ситуацию человека и давать ему не кредиты вообще, а целевые кредиты или даже микрокредиты. Такой способ работы особенно удобен при кредитовании бедных, так как даёт почти 100% гарантию а) успешности, б) возврата кредита. На Западе подобное бывает крайне редко, там банки ориентированы в основном на средний и высший слой, а не на бедных. И тем более на Западе никто не станет заморачиваться изучением финансовой ситуации мелких клиентов, это входит в сферу ответственности клиента, а не банка.
Кое-что об Исламе и Бизнесе
***
Все, что делает мусульманин, неразрывно связано с его непоколебимой верой в существование жизни после смерти и в предстоящую там необходимость дать отчет во всех своих земных делах.
В доисламский период, называемый джахилией, употребление алкогольных напитков среди арабов было делом обычным. Продажа алкогольных напитков была распространена повсюду. Она давала большие доходы и экономика в значительной степени зависела от этих доходов. Какие возможности дают большие доходы никому объяснять не нужно – это средство личного общественно-политического могущества. Пророк Мухаммад объяснил своим сподвижникам вред, который несет алкоголь и постепенно устранял его распространение. Для сподвижников было нетрудно вынести огромные финансовые потери из-за прекращения продажи алкогольных изделий, так как они руководствовались своей безупречной верой, осознанием существования жизни после смерти и необходимости дать отчет пред ликом Аллаха в день Воскресения. Абдулла ибн Умар передает, что когда были ниспосланы аяты
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالانصَابُ وَالازْلامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ. إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاء فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَن ذِكْرِ اللّهِ وَعَنِ الصَّلاةِ فَهَلْ أَنتُم مُّنتَهُونَ. \المائدة، 90-91\
"О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, азартные игры, жертвоприношения на каменных жертвенниках и гадание по стрелам — скверные деяния, внушаемые шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и совершения молитвенного обряда. Устоите ли вы перед ними?" \Аль-Ма'ида, 90-91\
сподвижники немедленно подчинились и навсегда отказались от употребления вина и его продажи. Легко ли поступить так же в наше время? Легко, если вера для нас дороже денег. Если деньги дороже веры, то очень трудно. Во многих сборниках хадисов первым приводится следующий хадис Пророка :
"Поистине, дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести".
Бизнесмен, считающий себя мусульманином, может регулярно совершать молитвы, совершить хадж, приносить жертвоприношения и совершать разного рода благотворительные взносы, но если он ведет свой бизнес не в соответствии с законами Ислама, все его добрые дела и добрые намерения мало что значат, так как его бизнес – это то, чем он живет каждый день, от чего питается не только он сам, но и его семья.
Ислам является полноценной и всеохватывающей религией, которая дает четкое руководство во всех сферах жизни. Мы можем сравнить исламскую экономику с экономикой социализма и капитализма и сами сделать выводы.
И социализм, и капитализм являются абсолютными экономическими системами, которые не касаются других сфер жизни человека. Основная их цель – установление мощной экономики. В Исламе же экономика – это лишь один из многих сторон жизни, тем не менее она работает гораздо успешнее, чем социалистическая и капиталистическая.
Успех и процветание исламской экономики очевидны из четырех основных аспектов экономики:
1. Определение приоритетов;
2. Распределение ресурсов;
3. Распределение доходов;
4. Развитие и полномочия.
При социализме правительство контролирует приоритетные отрасли развития, распределение ресурсов и доходов и развитие. Никакое частное лицо не имеет никаких прав ни в одном из этих четырех аспектов экономики, так как личные предпочтения могут привести к нарушению равновесия в потребностях и в обеспечении товарами. Не прошло и столетия, как эта система доказала свою несостоятельность и в конце концов привела к краху российской экономики, свидетелями чего мы сегодня являемся. Президент Михаил Горбачов поэтому сказал, что социализм следовало бы испытать на какой-нибудь маленькой африканской стране, а не на огромной территории России.
Капиталистическая система также имеет массу недостатков. Она действительно гарантирует личные права человека, но без всяких моральных ограничений. Это в свою очередь ведет к множеству безнравственных поступков в экономике, что влияет и на остальные аспекты жизни.
В Исламе же каждой отдельной личности даются личные права, но с моральными и юридическими ограничениями. Эта божественная система выдержала испытание временем в течение 1400 лет и является наиболее успешной и процветающей системой. Все это мы пишем не для того, чтобы мы здесь в России немедленно перешли на исламскую экономику, а чтобы поняли ее, изучили и взяли из нее для себя то хорошее, что в ней есть и применимо у нас без создания какого-либо хаоса или принуждения.
В дополнение к тому, что уже говорилось выше в этой книге, еще раз вспомним, что в Исламе доходы и зарабатывание на жизнь могут происходить следующими средствами:
Фарз (فرض) – то, что обязательно;
Харам (حرام) – запретное;
Мустахаб (مستحب) – желательное;
Мубах (مباح) – дозволенное.
Если у человека нет никаких источников дохода и ему необходимо содержать себя и свою семью, то для него зарабатывать на жизнь обязательно (фарз). Если он отказывается работать и от этого страдает его семья и он сам, то он будет грешен из-за того, что отказывается выполнять обязательное действие по Исламу.
Иметь хорошие заработки, приличные доходы и вести себя высокомерно и горделиво – это харам.
Достаточно хорошо зарабатывать, иметь неплохие доходы и помогать бедным и нуждающимся – это мустахаб.
Зарабатывать на жизнь, чтобы поддержать свое человеческое достоинство и честь, не просить подаяний – это мубах.
Аллах сказал:
فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ وَاسْمَعُوا وَأَطِيعُوا وَأَنفِقُوا خَيْرًا لانفُسِكُمْ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ. إِن تُقْرِضُوا اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا يُضَاعِفْهُ لَكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْ وَاللَّهُ شَكُورٌ حَلِيمٌ. عَالِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ. (التعبن، 16-18)
"Так бойтесь же Аллаха, насколько можете, слушайтесь Его, будьте покорны и расходуйте во благо себе. А те, кто избавился от опасности собственной скупости, — они и есть преуспевшие. Если вы дали Аллаху хороший заем, Он вернет вам вдвойне и простит Вас, ибо Аллах — Великодушный, Щедрый, Ведающий сокровенное и явное, Великий, Мудрый". (Ат-Та'бан, 16-18)
Исламские ученые объясняют, что самый лучший способ зарабатывать себе на жизнь – это бизнес (تجارة – тиджара), сельское хозяйство и сочинения исламских книг. Занимаясь бизнесом,торговлей и сельским хозяйством, человек исполняет собственные нужды и нужды других людей. Когда человек пишет или распространяет исламские книги, он учится сам и обучает других. За все это человек получает награду в обоих мирах – в этом и в потустороннем.
Однако, перед тем, как заняться бизнесом, человек должен хорошо знать исламскую законодательность – фикх. Праведный халиф Умар говорил:
"Тому, кто плохо знает законы веры, не следует заниматься торговлей на наших рынках".
Али ибн Талиб подкрепляет его слова:
"Если деловой человек не является факихом (знатоком законов бизнеса и торговли), то он потонет в лихве".
Если бизнесмен по каким-то причинам не может стать таким знатоком законов, то ему следует иметь своего консультанта, который хорошо знает эти законы и может дать квалифицированный ответ по любому деловому шагу бизнесмена. Благословенность такого шага со стороны любого бизнесмена трудно переоценить.
Человек по своей природе – большой спорщик и готов спорить когда угодно, где угодно и по любому поводу. При составлении договоров и контрактов следует обратить особое внимание на это качество людей и предпринять все необходимое, чтобы после составления контракта никаких поводов для спора между партнерами не оставалось. В Священном Коране есть описание подобного спора, который возник между двумя соседами во времена пророка Дауда :
وَهَلْ أَتَاكَ نَبَأُ الْخَصْمِ إِذْ تَسَوَّرُوا الْمِحْرَابَ. إِذْ دَخَلُوا عَلَى دَاوُودَ فَفَزِعَ مِنْهُمْ قَالُوا لا تَخَفْ خَصْمَانِ بَغَى بَعْضُنَا عَلَى بَعْضٍ فَاحْكُم بَيْنَنَا بِالْحَقِّ وَلا تُشْطِطْ وَاهْدِنَا إِلَى سَوَاء الصِّرَاطِ. إِنَّ هَذَا أَخِي لَهُ تِسْعٌ وَتِسْعُونَ نَعْجَةً وَلِيَ نَعْجَةٌ وَاحِدَةٌ فَقَالَ أَكْفِلْنِيهَا وَعَزَّنِي فِي الْخِطَابِ. قَالَ لَقَدْ ظَلَمَكَ بِسُؤَالِ نَعْجَتِكَ إِلَى نِعَاجِهِ وَإِنَّ كَثِيرًا مِّنْ الْخُلَطَاء لَيَبْغِي بَعْضُهُمْ عَلَى بَعْضٍ إِلا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ... (ص، 21-24)
"Слышал ли ты повествование о затеявших тяжбу, которые перелезли [к Давуду] через стену святилища? [О том], как они вошли к Давуду и как он испугался их? Они сказали ему: "Не бойся, [мы] — двое тяжущихся. Один из нас нарушил закон, [причинив зло] другому. Рассуди же нас по справедливости, не отступай от правды и выведи нас на верную дорогу. Воистину, этот [человек] — мой брат [по вере]. У него девяносто девять овец, у меня же — одна овца. Он сказал: "Уступите мне!" — и одолел меня в пререканиях". [Давуд] ответил: "Он поступил по отношению к тебе противозаконно, требуя присоединить твою овцу к своим. Ведь многие сотоварищи поступают противозаконно по отношению Друг к другу, кроме тех, которые уверовали, вершили добрые дела…" (Сад, 21-24)
По исламским законам, по возможности, спора следует избегать всегда. В партнерских отношениях очень важно, несмотря на то с кем вы имеете дело – с членами своей семьи или с посторонним человеком – всегда четко изъясняться и быть справедливым. Это означает, в частности, не подписывать контракт, если в нем четко не оговорены все интересующие вас вопросы. Сюда относятся тип партнерства, вложение капитала, распределение доходов и срок действия контракта. Любая двусмысленность в пунктах контракта может привести к спорам, а такое партнерство недопустимо. Если человек сам плохо разбирается в составлении контрактов, то ему обязательно следует проконсультироваться со специалистом.
Иногда случается, что один из партнеров хочет аннулировать контракт до срока его истечения, что может в целом плохо отразиться на партнерстве. К примеру, Ахмад и Зейд вложили в дело по $ 5000 сроком на 5 лет. Через год Ахмад решил аннулировать контракт, что может нанести ущерб делам Зейда. В таких случаях партнеры могут договориться, что контракт можно будет аннулировать только с согласия обеих сторон.
Бывает и так, что обе стороны вкладывают в дело одинаковую сумму денег, но одна из них практически занимается делом и активно работает, а другая – ничего не делает. В таких случаях также следует оговорить, что активно работающая сторона либо будет получать ежемесячную оплату за свой труд, либо больший процент с доходов.
Многие бизнесмены покупают машины и оплачивают их стоимость через банк. По исламским законам, это недопустимо, так как в этом случае покупатель невольно участвует в деле, приносящем проценты. Одновременно это создает проблему и для исламских торговцев машинами, так как и они косвенно вовлекаются в это. Аллах сказал:
أَلَمْ تَرَ أَنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الارْضِ مَا يَكُونُ مِن نَّجْوَى ثَلاثَةٍ إِلا هُوَ رَابِعُهُمْ وَلا خَمْسَةٍ إِلا هُوَ سَادِسُهُمْ وَلا أَدْنَى مِن ذَلِكَ وَلا أَكْثَرَ إِلا هُوَ مَعَهُمْ أَيْنَ مَا كَانُوا ثُمَّ يُنَبِّئُهُم بِمَا عَمِلُوا يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّ اللَّهَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ. (المجادلة، 7)
"Неужели ты не знаешь, что Аллах ведает и то, что на небесах, и то, что на Земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; между пятью, чтобы Он не был шестым; не бывает тайной беседы между меньшим или большим количеством людей, чем перечислено, без того, чтобы Он не был с ними, где бы они ни находились. А потом в День воскресения Он поведает им о том, что они творили: ведь Аллах знает все сущее". (Аль-Муджадаля, 7)
Однако по исламским законам, мусульмане, живущие в немусульманских странах, должны жить по законам своей страны. Если кто-то из мусульман нарушит закон и будет привлечен к уголовной ответственности за это, то это создаст плохую репутацию для мусульман в целом и для Ислама.
Часто можно услышать от наших бизнесменов, что вести дела в немусульманской стране, соблюдая исламские законы, невозможно. Хотелось бы ответить, что в Исламе разработаны разумные законы для всех случаев жизни, и бизнесмены, живущие в немусульманской стране, не являются исключением. Можно успешно вести свои дела в соответствии с законами Ислама и не бояться, что вас назовут "муджахидом" или "исламским эксремистом".
И вот еще некоторые советы:
1. Сделайте получение доходов своей второстепенной целью.
Первая цель исламского бизнесмена – это не наживаться на нарушении законов Аллаха . Стремление к получению доходов – это хорошая цель и никто ее не осуждает, но она должна быть вторичной целью. Осуществление в жизни исламских законов чести, верности и доброго отношения к своим покупателям – гарантия успеха для любого бизнесмена-мусульманина.
2. Храните честь и верность.
Пророк сказал, что честные и верные торговцы (бизнесмены) окажутся в раю среди пророков, праведников и святых (умерших мученической смертью за веру). Честь и верность – это самые необходимые качества для успешного ведения дел. Это означает и построения отношений доверия с покупателями, которые готовы стать вашими постоянными клиентами, что невозможно сделать с помощью лжи, обмана и неоправданного повышения цен.
3. Будь открытым для критики.
Хотя это может восприниматься как "горькая пилюля", готовность воспринимать критику относительно своего выпускаемого продукта, его дозволенности или совершаемого бизнеса показывает желание работать с клиентами. Это помогает к установлению доверительных отношений с ними. Следует всегда помнить, что если клиент критикует продукт, то он имеет полное право на это. Мы все ответственны за все, что делаем пред ликом Аллаха, ничто невозможно скрыть от Него, и если бизнесмен обманывает своих клиентов, то должен знать, что рано или поздно это раскроется, и тогда он может потерять не только клиентов, но и свое доброе имя. Дозволенный бизнес – это не просто механизм для зарабатывания денег, но и учреждение, к которому обращается ближайшая исламская община. Поэтому он должен соответствовать не только государственным и федеральным стандартам, но и Корану и Сунне.
4. Соблюдай чистоту.
Особенно это касается мясных лавок, где продают мясо животных, зарезанных с соблюдением мусульманских обычаев (мясо-халяль), и где всегда присутствует кровь. Это относится не только к тем местам, которые открыты глазам покупателей, но и к складам, подсобным помещениям, и т.д. Пророк сказал:
"Чистота ведет к вере, а вера ведет верующего в рай".
5. Ставь перед собой большие цели.
Не успокаивайтесь на том, что открыли один магазин-халяль в своем районе. Думайте шире. Улучшайте оборудование в своем магазине, ассортимент, обслуживание и размеры прибыли. Подумайте о создании совместного склада товаров с другими бизнесменами в своем районе. Это снизит накладные расходы и, в конечном итоге – цены на товар для покупателей.
6. Сотрудничайте с другими в своей сфере бизнеса.
Не всегда это дается легко. Часто бывает, что соперничество, конкуренция и стремление подчинить себе лично весь местный рынок оказываются сильнее здравого смысла. Это не тот принцип, по которому должен жить бизнесмен-мусульманин. Следует помнить не только о братстве всех мусульман, но и о братстве всех людей. К сожалению, еще бывает, что понятия "братвы" для кого-то оказываются сильнее понятий братства. Подумайте о том, чтобы создать ассоциацию с другими бизнесменами, которые могут вместе сесть, поделиться опытом и научиться сотрудничать. Подобное мирное сотрудничество всегда всем выгодно, а от злобной конкуренции ни для кого ничего хорошего нет, включая потребителей.
7. Не продавайте недозволенное (харам).
Не все, что продают бизнесмены-мусульмане, является дозволенным. Если им сказать, что они грешники или вовсе не имеют права называться мусульманами, то они принимают это как оскорбление, но в то же время считают не оскорблением Ислама продажу свинины, алкогольных изделий, порножурналов и видеофильмов. Это все равно, что каждый день продавать по кусочкам свою веру и человеческое достоинство. Продавать обыкновенный товар (например, мясо) по завышенной цене только за то, что этот товар изготовлен с соблюдением исламских традиций – тоже харам.
Выбор за вами.
СОВЕТЫ ЗАНИМАЮЩИМСЯ БИЗНЕСОМ В ИСЛАМСКИХ СТРАНАХ
В наше время много фирм и компаний, которые сотрудничают с фирмами в мусульманских странах. Иногда возможное успешное сотрудничество заканчивается крахом из-за элементарного незнания местных обычаев. Восток, как известно, дело тонкое… Деловые ситуации в исламских странах могут быть такими же разнообразными, как и полтора миллиарда многонационального населения, живущего в них.
При назначении деловых встреч с бизнесменами из мусульманских стран необходимо правильно выбрать время, чтобы оно не совпало с каким-либо мусульманским праздником, временем молитвы или временем сна. Помните, что пятница для мусульман в исламских странах – священный день, когда все дела отменяются, причем многие прекращают их еще в четверг. Практически, полноценными рабочими днями являются пять дней с субботы до среды включительно.
Нужно обратить внимание, чтобы на товарах не было никаких знаков, оскорбительных или неприятных для мусульман. Пример: в 1997 г. одна американская компания была вынуждена вернуть из своих магазинов тысячи пар обуви из-за того, что на них было изображены языки пламени, которые напоминали арабское слово "Аллах" - الله. По арабской традиции, ноги считаются нечистыми, и мусульмане восприняли это как осквернение и отказывались вообще что-либо покупать в этих магазинах. Из стран с подавляющим мусульманским населением только Турция является секуляристским государством - в остальных странах религия не отделена от государства, и любое осквернение может вызвать мгновенную многотысячную бурю протеста, а незначительные поступки с точки зрения западного человека могут повлечь за собой серьезные последствия. Следует помнить, что в исламских странах вера и исламские законы пронизывают все уровни общества, включая бизнес, с незначительными различиями в разных странах. Мусульмане рассматривают свои законы неразрывно от божественного откровения и стараются строго их соблюдать.
Имя Аллаха – самое священное слово для мусульман и его произносят и пишут с искренним благоговением. В некоторых африканских школах, где не хватает бумаги для учащихся, школьники пишут на дощечках чернилами, а потом смывают. Если на такой доске было написано имя Аллаха , то после того, как чернила смоют, чернила с почтением убирают в безопасное место, дабы случайно их не осквернить. На государственных флагах Саудовской Аравии и Ирака имеются изречения, содержащие слово "Аллах", поэтому к этим флагам мусульмане относятся с особым почтением. Поэтому и происходит постоянный конфликт, когда футбольная команда Саудовской Аравии проходит квалификационный турнир для участия в игре на мировой кубок. Кто-то постоянно разукрашивает футбольный мяч государственными флагами стран-участников мирового кубка, но для мусульман пинать ногами мяч, где присутствует имя Аллаха – вещь недопустимая. Или было так, что кто-то выпустил вино в честь мирового первенства по футболу с изображением флага Саудовской Аравии на бутылке. Комментарии тут излишни.
Конечно, не все мусульмане, как и не все христиане, строго соблюдают исламские законы, Аллах им судья. Например, некоторые мусульмане-бизнесмены могут пить вино со своими западными партнерами. Но из таких отдельных случаев не следует делать общие выводы. Турецкий бизнесмен, пьющий вино в России, может никогда этого не делать у себя на родине и дома. Поэтому, если турок, с которым вы как-то пили вместе вино в России, пригласит вас домой в гости, и вы придете с бутылкой дорогого вина, не думайте, что очень обрадуется.
Другая отличительная черта мусульман – это скромность. Если вы приехали в страну с подавляющим мусульманским населением, важно, чтобы вы были одеты соответствующим образом. Это значит, что вы не просто должны прикрыть свое тело одеждой. Узкая и прилегающая одежда недопустима. Особенно это касается женщин, которым лучше предпочесть широкие платья, покрывающие все места тела, которые могут вызвать интерес мужчин. Это очень важно в Саудовской Аравии, где религиозная полиция на улице может без всякого предупреждения хлестнуть кнутом по открытым частям тела. То, что вы иностранный гражданин, ничего не значит. Даже в рекламных картинах люди должны быть прилично одеты, а еще лучше – чтобы вообще не было изображения людей.
Необходимо осмотрительнее высказываться относительно палестинско-израильского конфликта и оккупации Ирака силами НАТО, а еще лучше – вовсе избегать этой темы. Особенно это касается тех бизнесменов, которые работали в прошлом или продолжают работать с израильскими и американскими фирмами. Имейте в виду, что если вы раньше бывали в Израиле, то со въездом в некоторые арабские страны у вас могут возникнуть проблемы. Поэтому, многие, въезжая в Израиль, просят не ставить штампа в загранпаспорте. Израильским таможенникам это известно, и они не возражают.
Прежде чем начинать какие-то долгосрочные деловые отношения с партнерами из мусульманских стран, необходимо также хотя бы в общих чертах представлять различные ответвления в Исламе. Два главных ответвления – это сунниты и шииты. Большинство мусульман мира – сунниты. Шииты составляют большинство населения только в Иране и в Ираке. По основным положениям веры сунниты от шиитов ничем не отличаются, различия имеются только в разных догматических положениях и в исламском законодательстве (фикх). Страны со строгим соблюдением исламских законов есть среди обоих ответвлений. Например, Саудовская Аравия (сунниты) и Иран (шииты).
Бизнесмены, хорошо знающие основные столпы Ислама и их взаимосвязь с деловыми сделками, имеют больше шансов достичь успеха в исламских странах. Необходимо также помнить следующие принципы, которые являются незыблемыми в деловых отношениях:
• Контракты должны быть справедливыми для всех участвующих сторон. Партнерство всегда предпочтительнее иерархических претензий.
• Спекуляция запрещена. Например, запрещено хеджирование, то есть заключение сделок на срок по продаже или покупке иностранной валюты.
• Интерес запрещен. Это наиболее характерная черта исламского финансирования. В реальной жизни случаются отклонения от этого закона, но теоретически он всегда присутствует.
• Всегда следует сочувствовать тем, у кого дела идут плохо – даже если вы их не знаете и разговор происходит заочно. Ни в коем случае нельзя оказывать давление на фирмы и компании, которые испытывают финансовые или другие затруднения. На Востоке не принято бить упавшего, как это нередко бывает на Западе.
Если вы занимаетесь бизнесом в исламских странах, как и везде, важное значение имеют ваши связи. Кого вы конкретно знаете – это ключ, открывающий для вас многие двери. Долгосрочные отношения с известными лицами и компаниями, как и у нас, внушают доверие. Важен также ваш банковский капитал. Мусульманские бизнесмены почти мгновенно могут получить о вас большую часть интересующей их информации – "сарафанное радио" там работает безупречно, и если вы где-то успели себя проявить с отрицательной стороны, то достичь успеха в переговорах будет очень трудно.
Мусульмане – очень гостеприимный народ. Вам могут оказать поистине королевский прием, приглашать за свой счет в лучшие рестораны, но помните: вас не только угощают – вас одновременно и изучают.
В отличие от нашего служебного персонала, работники офисов и администрации в мусульманской компании могут оказаться неожиданно для вас очень влиятельными и недооценивать их нельзя. Человек, который вас встретил в аэропорту или который скромно беседует с вами в приемной, может оказаться родственником или доверительным лицом человека, к которому вы приехали для проведения переговоров. Любой глава фирмы, будь он хоть мультимиллиардером, заинтересован в том, чтобы к нему все относились с уважением и чтобы люди в его компании работали с усердием. Поэтому он никогда не будет разговаривать с пренебрежительным или высокомерным тоном не только со своими рядовыми работниками, но и с простыми официантами в ресторане.
Если вы умеете говорить по-арабски, на урду, на персидском или на турецком, то это хорошо. Но говорить на них следует только в неформальной обстановке, а деловые переговоры обязательно следует проводить на английском языке. Иначе ваши мусульманские партнеры посчитают, что вы невысого мнения относительно их знания английского языка. Обычно мусульманские бизнесмены получают экономическое образование зарубежом – в США, Великобритании, Франции, Германии или Австралии. Знание английского языка – это символ их статуса.
Как ни удивительно, в некоторых исламских странах женщины в деловых переговорах достигают большего успеха, чем мужчины. К женщинам-бизнесменам относятся особенно – чуть ли не как "третьему полу", поскольку большинство компании посылают для деловых переговоров мужчин, уверенные, что их в исламской стране примут лучше. Однако часто бывает, что женщины быстрее сближаются с исламскими партнерами. "Место женщины на кухне" – этот закон соблюдается не во всех восточных странах.
Существует много других особенностей в каждой мусульманской стране, перечислять которые здесь не представляется возможным.
*****
В заключение хотелось бы сказать, что бизнес в соответствии с Исламом имеет много сторон и тонкостей, которые следует учитывать соответственно ситуации, времени и месту. Важнейшая особенность ведения дел по Исламу – это обеспечение блага всех сторон, участвующих в делах или в отдельном случае. Цель любой фирмы или компании, соблюдающей исламские законы в своих делах – это повышение собственного благополучия, благополучия всех своих работников, вклад в укрепление экономики свой страны и общественного благополучия.
Аллах сказал:
قُلْ إِنَّنِي هَدَانِي رَبِّي إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ دِينًا قِيَمًا مِّلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا وَمَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ. قُلْ إِنَّ صَلاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ. لا شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَاْ أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ. قُلْ أَغَيْرَ اللّهِ أَبْغِي رَبًّا وَهُوَ رَبُّ كُلِّ شَيْءٍ وَلا تَكْسِبُ كُلُّ نَفْسٍ إِلا عَلَيْهَا وَلا تَزِرُ وَازِرَةٌ وِزْرَ أُخْرَى ثُمَّ إِلَى رَبِّكُم مَّرْجِعُكُمْ فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ فِيهِ تَخْتَلِفُونَ. وَهُوَ الَّذِي جَعَلَكُمْ خَلائِفَ الارْضِ وَرَفَعَ بَعْضَكُمْ فَوْقَ بَعْضٍ دَرَجَاتٍ لِّيَبْلُوَكُمْ فِي مَا آتَاكُمْ إِنَّ رَبَّكَ سَرِيعُ الْعِقَابِ وَإِنَّهُ لَغَفُورٌ رَّحِيمٌ. (الأنعام، 161-165)
"Скажи: "Воистину, мой Господь вывел меня на прямой путь посредством истинной религии, веры Ибрахима-ханифа. А он не был многобожником". Скажи: "Воистину, моя молитва, мое поклонение, жизнь моя и смерть — во власти Аллаха, Господа миров, наряду с которым нет иного божества. Такая вера велена мне, и я — первый из предавшихся Ему". Скажи: "Неужели я стану признавать Господом кого-либо кроме Аллаха? Ведь Он — Господь всего сущего". И что бы ни совершил человек, только он в ответе за все. И никто не понесет ноши другого. А затем к Господу своему вы будете возвращены, и Он разъяснит вам то, в чем вы не соглашались друг с другом. Это Он сделал вас наследниками Земли и возвысил по степеням одних над другими, чтобы испытать вас в том, что Он даровал вам. Воистину, Он скор в наказании, и, воистину, Он — Прощающий, Милосердный". (Аль-Ангам, 161-165)
*****
Ну по поводу "подчинения времени с помощью часов" у европейцев... в Общем-то можно сказать, что есть такой момент.
На сегодняшний день самый большой доход крупнейшей Кельнское издательство Taschen получает именно от продаже различного количество книг по целевому планированию, по составлению графика на день и т.д. Сегодня большинство людей живет с запланированными вперед датами на неделю, месяц, а то и больше. Планировать что-либо на неделю вперед с арабом крайне сложно.
Кстати, для европейцев и для христианства вообще характерна линейность в восприятии времени, и четкость с этим связанная. В 16 веке по указу папы Римского была даже составлена Библия, в который были созданы отдельные поля с датами и временем, когда родился Адам, когда Ева говорила со змием, когда Каин убил Авеля и т.д. Крайне забавная редакция, кстати. Да и вообще, если посмотреть на Библию - это хронологическое упорядоченное изложение мировой истории от сотворения мира, и до Страшного суда.
Как ни удивительно, в некоторых исламских странах женщины в деловых переговорах достигают большего успеха, чем мужчины. К женщинам-бизнесменам относятся особенно – чуть ли не как "третьему полу", поскольку большинство компании посылают для деловых переговоров мужчин, уверенные, что их в исламской стране примут лучше. Однако часто бывает, что женщины быстрее сближаются с исламскими партнерами. "Место женщины на кухне" – этот закон соблюдается не во всех восточных странах.
Elion, эта часть Вашего рассказа звучит так необычно, т.к. во всех источниках, с которыми я знакома, наоборот говорится о недопустимости присутствия женщин на деловых переговорах. Можно узнать источник информации?
т.к. во всех источниках, с которыми я знакома, наоборот говорится о недопустимости присутствия женщин на деловых переговорах
Источники источниками, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Путешествие по арабским странам - более ценный источник информации, чем мнения об этом тех людей, которые никогда в арабских странах не бывали
Источники источниками, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Путешествие по арабским странам - более ценный источник информации, чем мнения об этом тех людей, которые никогда в арабских странах не бывали
Значит в данном случае источник - личный опыт))))
Вы здесь » Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура » Вопросы философии, психологии » Этнопсихология арабского мира