Когда-то составил хрестоматию по ведической литературе - точно помню. आर्यः a:rya "благородный" и अरिः ari "враг" - разные слова. Общее между ними только звук "r", остальные звуки разные.
не понял, а что Вас не устраивает в их вполне очевидной родственности? А в иранских вообще-то *arya- с кратким а, это тоже другое слово?
"общее"-"необщее" - это вообще не аргумент в этимологии. В русском род и украинском рiд вообще нет ни одного общего звука.
Почему не мог? В смысле, это любознательный вопрос. На такой вывод наталкивает очень серьезное расхождение в одном из важнейших моментов в религии ушедших ариев и оставшихся. У тех и у других боги подразделяются на 2 противостоящих лагеря: асуров и дэвов. Так, у оставшихся асуры - это хорошие боги, как ангелы, а дэвы - плохие, как демоны (Ахура-Мазда - хороший). Понятие плохих дэвов есть и у тюркских народов, например, у татар (дию). У ушедших наоборот: дэвы - хорошие, асуры - плохие. Если такое расхождение появилось у части ариев во время единого их проживания, не думаю, чтобы они ужились бы вместе, учитывая ту важную роль, какую религия играла в их жизни.
Вы смотрите на результат, а надо смотреть на процесс.
1) В Ригведе еще асуры не несут чаще всего в себе негативного смысла, а это уже явный период раздельного существования. Вывод: негация асуров развилась постепенно на собственно индийской почве независимо от иранцев.
2) Скифам известен Авдев (Семь дэвов). Это не демоны, а именно боги. Иранцы вполне почитали дэвов. Негация дэвов - это наследие зороастризма и только его (тем более что запрет почитания дэвов традиция прямо ставит в заслугу Заратуштре). С дэвопоклонничеством борется еще Ксеркс, а это уже очень далеко от индоиранской общности. Вывод: низведение дэвов до демонов у иранцев - явление заведомо более позднее, чем распад арийской общности, связанное с конкретной религией и конкретным её успехом и никак не зависящее от индийцев.
Так что не стоит прилагать к столь древним временам более поздние прямолинейные схемы.