История эмира Фахр ад-Дина, по прозвищу Великий
Фахр ад-Дин был коронован в возрасте семи лет. Но он был уже достаточно разумен, чтобы ревностно отдаться изучению науки управления государством. Природная одарённость позволила ему быстро преуспеть в этом трудном деле. Вскоре он пожелал править самостоятельно. В своих амбициозных планах он проводил политику своих предшественников. Его конечной целью был Иерусалим. Он хотел вернуть власть над этим городом, вырванную у одного из его предков.
Прикрывая вначале свои предприятия тем же предлогом, который удачно служил его предшественникам, он встал сам во главе своих войск в борьбе против арабов, неустанно воюя с ними, пока не заключил их в узкие границы их земель. Сначала никто не жаловался Высокой Порте на его поступки. Наоборот, турки, вследствие огромных контрибуций, наложенных на них арабами, рассматривали Фахр ад-Дина как своего освободителя. Поэтому этот эмир стал предметом восхищения в серале султана. Его превозносили до небес. Однако этот же факт привёл к появлению у него могучих и безжалостных врагов.
Благодаря принятым мерам по тайным сношениям с сералем и диваном враждебные заговоры были разрушены. Злобные доносы пашей не достигли трона. Впрочем, эмир старался увеличить размеры выплачиваемой им дани по мере увеличения его доходов. При этом он преследовал две прекрасно обоснованные цели. Во-первых, он хотел доказать султану свою преданность. Во-вторых, он хотел, чтобы Высокая Порта закрыла глаза на обладание им узурпированной территории благодаря тому, что ей в руки стала бы попадать дань в более крупном размере, чем можно было бы взять с собственных подданных.
После этого Фахр ад-Дин дал возможность своим подданным пользоваться в течение ряда лет мирной жизнью. Он понял, что наибольшую пользу для процветания страны приносит торговля, поэтому оказывал торговле покровительство и принимал меры для привлечения иноземных купцов. Среди первых, кто воспользовался этими мерами были французы. Их пример, а также огромная прибыль, достигнутая ими, побудил другие страны последовать за ними. Вскоре друзы торговали со всеми странами Европы.
Фахр ад-Дин взимал налоги в размере двух миллионов экю, а султану платил только 60 тысяч. При этом эмир постоянно содержал войско в 25 тысяч человек.
Для предотвращения возможности угнетения одних подданных больше, чем других, Фахр ад-Дин вёл постоянный учёт всех подданных, с регистрацией их имён, возраста, способностей и талантов. Он также вёл учёт всех плодовых деревьев и виноградников, которые были обложены налогом. Он также знал число всех быков, коров, баранов и овец, с которых он также получал доход.
Фахр ад-Дин занимался науками, особенно богословием. Он также интересовался химией и изучал лекарственные травы. У него жил французский художник, оставивший ему зарисовки более чем 1500 этих трав.
Из уважения к католической церкви он не брался судить о том, что находится в ведении христианской религии. Эти дела были полностью возложены на патриарха маронитов.
Приятно изображать картину его души, когда речь идёт о его верности по отношению к друзьям и о его бережном с ними обращении. Однако он охотно прибегал к предательству и коварству, когда хотел погубить своих врагов. Никакими политическими причинами нельзя оправдать ловушки, которые он расставлял, заманивая врагов ложным проявлением дружбы, чтобы воспользовавшись их доверчивостью, своими руками вонзить им в горло кинжал. Именно такими средствами Фахр ад-Дин отделывался от тайных врагов, которые могли бы ему повредить. Примером может послужить гибель князя Бальбека. Это был турок, любимый народом, всеми соседними пашами и эмирами. Но он был тайным врагом Фахр ад-Дина. Последний выказывал Бальбеку знаки дружеского внимания. Однажды эмир притворно поведал князю свой замысел попросить у султана замок под названием Калат-эль-Франги, самую знаменитую крепость, воздвигнутую в Сирии Годфруа Бульонским. Князь Бальбек необдуманно заявил, что он ставит свою голову за то, что это не получится. Фахр ад-Дин не забыл этот ответ. Он подкупил суммой в 80 тысяч пиастров одного из членов султанского дивана. Это помогло ему получить в своё владение указанный замок. По этому случаю Фахр ад-Дин устроил праздник. Бальбек был также приглашен. По окончании пиршества Фахр ад-Дин обратился к Бальбеку: “Я говорил тебе, что получу Калат-эль-Франги.” Князь ответил, что он никогда не предвидел такого успешного исхода. Фахр ад-Дин бросается на князя, хватает его за бороду и перерезает ему горло со словами “Вспомни, как ты говорил, что если я когда-либо получу этот замок, ты отдашь свою голову”. На следующий день, для полного завершения своей мести, Фахр ад-Дин осадил крепость Бальбека, которая считалась одним из чудес Азии, и подчинил её, как и весь край, которым владел князь. Эта черта Фахр ад-Дина бесчестит его, несмотря на целый букет хороших качеств.