У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Фахр ад-Дин

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Эмир Фахр ад-Дин Второй по прозвищу Аль-Кабир (Великий) родился в 1572 и умер в 1635 году. В Европе был известен как Факардин (Facardin). Происходил из знатного курдского рода Ман (Ma’n), принадлежавшего к друзам и правившего Ливаном в течение двух столетий и при шести эмирах. Впервые в истории объединил друзскую и маронитскую общины Ливана под личным управлением. Часто почитается как отец современного Ливана.
По смерти его отца Куркумаза (Qurqumâz) в 1585 году разразилась гражданская война между двумя основными религиозно-политическими партиями в регионе — Кайси и Ямани. После того как Фахр ад-Дин и его партия Кайси победили в 1591 году, он принял решение объединить две постоянно враждующие общины — маронитскую и друзскую. Хотя и друз по религии, он получил поддержку со стороны христиан-маронитов (ныне Северный Ливан), которые отвергли тирана Юсуфа Сайфа. Фахр ад-Дину пришлось вести семилетнюю борьбу за верховную власть. Эта борьба была осложнена тем, что османы (номинальные правители) сначала были союзниками Фахр ад-Дина, а потом Юсуфа Сайфа. Наконец, после поражения Юсуфа Сайфа в 1607 году османы признали власть Фахр ад-Дина.
Однако будучи всё-таки не уверенным в поддержке османов, он вступил в союз с Тосканой в 1608 году. Укрепление связей с Тосканой вызвало опасение у османов, которые вынудили Фахр ад-Дина отправиться в изгнание (1614–18). По возвращении он примирился со своим старым соперником Юсуфом Сайфа, закрепив примирение брачными узами.

Фахр ад-Дин продолжал проводить политику территориальной экспансии, захватив к 1631 власть над Сирией, Ливаном и Палестиной до горы Карамель. Султан Мюрат 4-ый решил разрушить его планы. Фахр ад-Дин терпит поражение в битве при Сафаде (Галилея), в которой гибнет его сын Али (1633). Фахр ад-Дин укрывается в горах Ливана, где попадает в плен в 1634 году. Его отвозят в Стамбул, где казнят вместе с его семьёй 13 апреля 1635 года. Власть в Ливане переходит в руки эмиров Шихаба (Shihāb), суннитов.
Хотя владения Фахр ад-Дина распались после его смерти, союз друзской и маронитской общин сохранился.
Основной источник:
"Fakhr ad-Dīn II." Encyclopædia Britannica from Encyclopædia Britannica 2007 Deluxe Edition. (2009).

2

Установление отношений между Медичи и Фахр ад-Дином восходят ко времени Фердинанда Первого Медичи (годы правления 1587-1609). Англия, Испания, Франция, Тоскана, республики Венеция и Генуя, а также города Нидерландов соревновались за право вести торговлю в восточном Средиземноморье. Их суда привозили товары в порты Бейрута, Сидона и Тира, принадлежавшие Фахр ад-Дину. В 1608 году Фердинанд Первый договорился с Фахр ад-Дином о том, что последний может безопасно проехать в Тоскану. Фердинанд Первый умер 7 февраля 1609 года, но его сын Козимо Второй Медичи (годы правления 1609-1621) продолжил поддерживать отношения с Фахр ад-Дином.
Об этом тайном союзе узнал Ахмад Хафиз, османский губернатор Дамаска. Это привело к тому, что во владения эмира была направлена карательная экспедиция. Фахр ад-Дин принял решение о том, чтобы отправиться в изгнание. Он выехал из Саида с молодой женой и свитой из 75 человек. Он отправился в Италию, оставив свою мать Ситт Насаб (из царского дома Тан-нух) и младшего брата Юниса для управления страной. Фахр ад-Дин прибыл в Ливорно 3 ноября 1613 года. Великий герцог приветствовал его специальным посланием и отправил для его встречи делегацию во главе с первым секретарем Лоренцо Узимбарди.
Прибытие эмира во Флоренцию описано в хронике его царствования, приписываемой перу Ахмада аль-Халиди ас-Сафади (умер в 1624). После посещения Пизы и ночевки на Вилле Амброджиана Фахр ад-Дина приветствовал дядя Великого Герцога Дон Джованни Медичи, на карете которого эмир отправился в Палаццо Питти. Там Козимо Медичи с женой и свитой устроил приём эмира с Хребта Ливан в большой приемной зале. Находясь во Флоренции, эмир с семьей пребывали в Палаццо Веккьо. Но его основной резиденцией до мая 1614 года был Ливорно. В июне 1614 года он переехал в Палаццо Медичи Риккарди, где он жил до конца июля 1615 года.
Согласно упомянутой хронике, Фахр ад-Дин в 1615 году выехал из Флоренции в Мессину по приглашению герцога Оссуна, вице-короля Испании в Сицилии (Испания в то время воевала с османами). Герцог приветствовал эмира и предоставил ему резиденцию с видом на гавань. По просьбе эмира герцог помог ему организовать разведывательную экспедицию на Хребет Ливан, однако свою семью и свиту он оставил в Мессине. На обратном пути в Сицилию эмир сделал остановку на Мальте, где его приняли с большой помпой. Тем временем вице-король переехал в Палермо, и Фахр ад-Дин последовал за ним туда, а затем в Неаполь, где он оставался до 1618 года, когда он наконец смог вернуться на Хребет Ливан после того, как был убит великий визирь Нассах-паша и Хафиз лишился своего поста. Новый великий визирь Мухаммад-паша был союзником Фахр ад-Дина. В течение всего остального времени своего правления Фахр ад-Дин поддерживал связи с Папой Урбаном VIII, семейством Медичи и Испанией.
С этого времени эмир Фахр ад-Дин ибн-Куркмаз аль-Макани часто упоминается путешественниками в Святую Землю, историками и географами.

3

Портрет Фахр ад-Дина

4

История эмира Фахр ад-Дина, по прозвищу Великий
Фахр ад-Дин был коронован в возрасте семи лет. Но он был уже достаточно разумен, чтобы ревностно отдаться изучению науки управления государством. Природная одарённость позволила ему быстро преуспеть в этом трудном деле. Вскоре он пожелал править самостоятельно. В своих амбициозных планах он проводил политику своих предшественников. Его конечной целью был Иерусалим. Он хотел вернуть власть над этим городом, вырванную у одного из его предков.
Прикрывая вначале свои предприятия тем же предлогом, который удачно служил его предшественникам, он встал сам во главе своих войск в борьбе против арабов, неустанно воюя с ними, пока не заключил их в узкие границы их земель. Сначала никто не жаловался Высокой Порте на его поступки. Наоборот, турки, вследствие огромных контрибуций, наложенных на них арабами, рассматривали Фахр ад-Дина как своего освободителя. Поэтому этот эмир стал предметом восхищения в серале султана. Его превозносили до небес. Однако этот же факт привёл к появлению у него могучих и безжалостных врагов.

Благодаря  принятым мерам по тайным сношениям с сералем и диваном враждебные заговоры были разрушены. Злобные доносы пашей не достигли трона. Впрочем, эмир старался увеличить размеры выплачиваемой им дани по мере увеличения его доходов. При этом он преследовал две прекрасно обоснованные цели. Во-первых, он хотел доказать султану свою преданность. Во-вторых, он хотел, чтобы Высокая Порта закрыла глаза на обладание им узурпированной территории благодаря тому, что ей в руки стала бы попадать дань в более крупном размере, чем можно было бы взять с собственных подданных.
После этого Фахр ад-Дин дал возможность своим подданным пользоваться в течение ряда лет мирной жизнью. Он понял, что наибольшую пользу для процветания страны приносит торговля, поэтому оказывал торговле покровительство и принимал меры для привлечения иноземных купцов. Среди первых, кто воспользовался этими мерами были французы. Их пример, а также огромная прибыль, достигнутая ими, побудил другие страны последовать за ними. Вскоре друзы торговали со всеми странами Европы.
Фахр ад-Дин взимал налоги в размере двух миллионов экю, а султану платил только 60 тысяч. При этом эмир постоянно содержал войско в 25 тысяч человек.
Для предотвращения возможности угнетения одних подданных больше, чем других, Фахр ад-Дин вёл постоянный учёт всех подданных, с регистрацией их имён, возраста, способностей и талантов. Он также вёл учёт всех плодовых деревьев и виноградников, которые были обложены налогом. Он также знал число всех быков, коров, баранов и овец, с которых он также получал доход.
Фахр ад-Дин занимался науками, особенно богословием. Он также интересовался химией и изучал лекарственные травы. У него жил французский художник, оставивший ему зарисовки более чем 1500 этих трав.
Из уважения к католической церкви он не брался судить о том, что находится в ведении христианской религии. Эти дела были полностью возложены на патриарха маронитов.

Приятно изображать картину его души, когда речь идёт о его верности по отношению к друзьям и о его бережном с ними обращении. Однако он охотно прибегал к предательству и коварству, когда хотел погубить своих врагов. Никакими политическими причинами нельзя оправдать ловушки, которые он расставлял, заманивая врагов ложным проявлением дружбы, чтобы воспользовавшись их доверчивостью, своими руками вонзить им в горло кинжал. Именно такими средствами Фахр ад-Дин отделывался от тайных врагов, которые могли бы ему повредить. Примером может послужить гибель князя Бальбека. Это был турок, любимый народом, всеми соседними пашами и эмирами. Но он был тайным врагом Фахр ад-Дина. Последний выказывал Бальбеку знаки дружеского внимания. Однажды эмир притворно поведал князю свой замысел попросить у султана замок под названием Калат-эль-Франги, самую знаменитую крепость, воздвигнутую в Сирии Годфруа Бульонским. Князь Бальбек необдуманно заявил, что он ставит свою голову за то, что это не получится. Фахр ад-Дин не забыл этот ответ. Он подкупил суммой в 80 тысяч пиастров одного из членов султанского дивана. Это помогло ему получить в своё владение указанный замок. По этому случаю Фахр ад-Дин устроил праздник. Бальбек был также приглашен. По окончании пиршества Фахр ад-Дин обратился к Бальбеку: “Я говорил тебе, что получу Калат-эль-Франги.” Князь ответил, что он никогда не предвидел такого успешного исхода. Фахр ад-Дин бросается на князя, хватает его за бороду и перерезает ему горло со словами “Вспомни, как ты говорил, что если я когда-либо получу этот замок, ты отдашь свою голову”. На следующий день, для полного завершения своей мести, Фахр ад-Дин осадил крепость Бальбека, которая считалась одним из чудес Азии, и подчинил её, как и весь край, которым владел князь. Эта черта Фахр ад-Дина бесчестит его, несмотря на целый букет хороших качеств.