У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



АЛЖИР

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Алжир - не арабская страна, находящася в Северной Африке. Однако коренное население Алжира состоит из арабов и близких им по культуре берберов. Подавляющее большинство алжирцев - мусульмане суннитского толка.

Тема открыта по просьбе Tassekurt.

Tassekurt написал(а):

Хочется написать об Алжире и, особенно, о прекрасном горном регионе под названием  "Кабилия", но специальной темки нет. Может быть, откроете?

2

Amal, спасибо за темку.

Как принято на этом форуме, напишу немного о стране в целом и о её столице.

Итак, Алжир (Алжирская Народная Демократическая Республика), как известно, - государство, расположенное в Северной Африке.

Карта Алжира

Общую информацию об этой стране можно прочитать, например, здесь:
"Алжир. Кратка справка"

    Алжир принадлежит к числу стран, которые в течении веков становились родиной для представителей различных народов.
Как только не называют Алжир: "мост между западной и восточной цивилизациями", "сердце Магриба"...
Территория, на которых находится современный Алжир, с древнейших времён были населена как местными, так и пришлыми народами. Эти земли были тесно связаны с остальными территориями Северной Африки.
Магриб стал приютом для финикийцев, основавших здесь свои колонии ( одной из которых был знаменитый Карт-Хадашт ); римлян, сделавших Магриб житницей Рима и подаривших миру Святого Августина, Тертуллиана, Апулея; вандалов; византийцев; арабов,совершивших поистине переворот в религиозных верованиях берберов; турок, и, наконец, французов, пытавшихся привить европейскую культуру к "алжирскому дереву.

Современная алжирская культура- это синтез  разнокачественнных элементов, создающих в своем сочетании нечто неповторимое. Великий  поэт Абд аль-Хамид Бен Бадис писал: "Алжирцы- арабы по языку, берберы по крови и мусульмане по религии". Исследователь Дермангем видит «алжирское» в переплетении двух душ- берберской и арабской: "… берберская душа, душа одной из самых древних рас, неистовая и угнетенная, упямая и противоречивая, …душа арабская, восточная - более податливая, особенно чувствительная к красотам окружающего мира". Действительно, берберы и арабы - два этноса, составляющих основной процент  населения Алжира. Каждый из них имееет свою самобытную культуру. И для араба и для бербера, Алжир - единственная родина, которую они готовы защищать до последней капли крови. (текст мой :))

Столица Алжира - город Алжир.

Вот, как описывал этот город Ги де Мопассан:
"Волшебная картина, неожиданная, чарующая душу! Алжир превзошел мои ожидания. Как прелестен этот белоснежный город при ярком дневном свете! Вдоль пристани тянется громадная терраса, поддерживаемая изящными аркадами. Над нею высятся большие европейские гостиницы и французский квартал, а еще выше взбирается по уступам арабский город — нагромождение причудливых белых домиков, прилепившихся друг к другу и разделенных улицами, похожими на светлые подземные ходы. Верхний этаж каждого здания подпирают ряды столбов, выкрашенных в белый цвет; крыши соприкасаются. Неожиданные спуски открывают доступ к жилым подвалам, таинственные лестницы ведут к жилищам...

Вид на город с мола восхитительный. Восторженно любуешься сверкающим водопадом домов, словно скатывающихся друг на друга с вершины горы до самого моря. Кажется, что это пенистый поток, где пена какой-то сумасшедшей белизны; но вот пена как бы еще более сгущается — то горит на солнце ослепительная мечеть..."

Город был основан в 10 в. на месте развалин небольшого римского порта Икозиум.

До начала 16 в. входил последовательно в состав государств Фатимидов, Альморавидов, Альмохадов, Зайянидов.

В 16 в. стал центром созданного Хайраддином Барбароссой в Северной Африке государства, номинально зависевшего от Османской империи.

В 1830 французы захватили город, превратив его в административный центр колонии Алжир.

В годы 2-й мировой войны 1939—45 Алжир (город) был штаб-квартирой союзного командования на Средиземном море.

Во время Национально-демократической революции в Алжире (1954—62)  являлся одним из центров подпольного патриотического движения.

С 1962 — столица Алжирской Народной Демократической Республики.

Город расположен амфитеатром на западном берегу Алжирского залива у подножия и по склонам холмов. Много садов и парков. Сохранились касба-крепость (турецкого времени), Большая мечеть (1096) с минаретом (1323), мечеть-усыпальница Сиди Абдаррахман (1611), мечеть Джами аль-Джедид (или мечеть Рыбаков, 1660) и др.. В новом, европейского типа городе, разросшемся главным образом к югу от старого: Дом правительства (1930, архитекторы Ж. Гьошен, братья Перре); жилые дома 22-этажный «Аэро абита» (П. Бурлье, Л. Микель и др.) и Лафайет (высота 75м, М. Соливер и Казале), Дом радио и телевидения (П. Турнон и М. Жоли) — все 1950-х гг. После 1962 строятся новые жилые кварталы.  (по мат-м всемирной паутины и просто книг  :))

3

Хочу поделиться несколькими моими фотографиями, которые я сделала в местах, где я живу.

Итак, Кабилия благая...

Инша Аллах, у меня получится их прикрепить ))

4

Сегодня напишу немного об автохтонах Магриба - берберах...

       Ученые не пришли к единому выводу относительно происхождения берберского этноса. Существуют несколько теорий, одна из которых гласит, что автохонное население Магриба сложилось в результате смешения аборигенов Атласской области (об их существовании свидетельствуют памятники верхнего палеолита) с насельниками Сахары, продвигавшимися, по мере превращения ее в пустыню, на север.
Большую роль в доисторический период играли миграции с востока: из районов Нубии и Верхнего Египта, Передней Азиии и, возможно, из более отдаленных областей. Специалисты связывают появление в Магрибе стоянок людей, занимавшихся охотой с применением лука и собиранием наземных моллюсков (IX - V тыс. до н. э.) с миграциями с Кавказа (либо с Иранского нагорья). Они также отмечают наличие контактов с Иберийским полуостровом (отсюда в западные районы Северной Африки проникла металлургия бронзы и меди).
        Исследователь Сахары Р. Капо-Рей с помощью лингвистической карты (на которой отображена цепь оазисов от Египта до юга Туниса, где проживают носители различных диалектов берберского языка) отмечает "этапы вторжения" пришельцев из Азии. Теория эта совпадает с арабскими преданиями (согласно арабским преданиям, берберы являются выходцами из Южной Аравии, их легендарным предком считается Джамут (Голиаф)).. Ученый считает, что именно они стали первыми протоберберскими племенами, принесшими в Сахару элементы капсийской культуры.

Существует точка зрения, согласно которой Восточный Магриб является самостоятельным, хотя и второстепенным, центром возникновения первичного земледелия. М. Ф. Видясова приводит примеры археологических находок IV тыс. до н. э., свидетельствущих о наличии начатков земледелия и скотоводства, а также о появлении
керамики. "В дальнейшем, благодаря притоку пастушеских племен Сахары, которая во втором тысячелетии до нашей эры окончательно трансформировалась в пустыню, в Атласской области быстро совершенствовались навыки табунного скотоводства; не случайно, со временем, становится столь знаменитой нумидийская конница, состоящая из ливо-берберов, живших на территории современного Северного Алжира".  С юга проникали негроиды, которые оседали в полосе оазисов. Здесь в результате миксации образовался особый тип темнокожих берберов.

Некоторые моменты этногенеза .
                 
         Древние египтяне называли коренных жителей Магриба - предков современных берберов - "Те-хену", а греки - ливийцами. "Они ни по образу жизни, ни по роду занятий не были едины: пришельцы из Сахары вели кочевой образ жизни, горцы и обитатели долин были оседлыми". Ливийцы жили к западу от долины Нила уже в IV - III тыс. до н. э.. Они говорили на языке ливо-берберской ветви семито-хамитской группы, который имел свой алфавит ( современный вариант - "тифинаг").
        В IX в. до н. э. финикийцы - выходцы из города Тира, основавшие в 825 - 823 гг. до н. э. на побережье Северной Африки колонию Карт-Хадашт (что в переводе означает "Новый город") встретились здесь уже с берберами.
Этноним "бербер"происходит от арабского слова "البربر"(древнейшее самоназвание берберов - "imazighen"). Группы берберов, живущие в различных областях Магриба отличаются по своим антропологическим признакам. Француз Жюльен, автор известнейшей "Истории Северной Африки" считает, что берберы, исходя из антропометрических характеристик, произошли от двух типов - "человека Мешта аль-Арби" и "протосредиземноморца".
      Пестроту антропологических признаков некоторые исследователи связывают с притоком европейских племен, пересекших Гибралтар в доисторическую эпоху в более поздний период. Р. Г. Ланда пишет о переселении в Магриб "еще на рубеже XII - XIII вв. до н. э. выходцев с островов Сардиния и Сицилия, этрусков и других древнейших племен или же "народов моря", среди которых были и эгейские (протогреческие) племена".  М. Ф. Видясова пишет, что еще в XIX веке этнографы находили в говорах берберов Кабилии и местной топонимике корни славянских слов. Исследовательница связывает этот факт с Великим переселением народов.Однако, факты такого рода недостаточно изучены и доказаны, а, порой, численность ассимилированных берберами пришельцев недостаточно велика для того, чтобы говорить об изменениях в этническом комплексе.
Обратное наблюдается в случае с населением Римской Африки. Там на основе ливо-берберо-финикийско-греко-римского субстрата сложился особый этнический тип - "афарик". Именно "афарик" составляли основную массу жителей Восточного Магриба, слившихся в процессе арабизации с выходцами с Востока.

   Таким образом, процесс формирования и развития берберского этноса представляется достаточно запутанным и сложным. Единого мнения о том, как сложился этнос, в мировой науке не существует (особенно это касается сахарских берберов ), а приведенные теории подтверждают этот факт.
Научно доказанным фактом является то, что берберский этнос сложился на основе ливийского субстрата.

5

Просто очень красивые женщины Кабилии в национальных костюмах (фотографии - не мои).

Здесь можно прочитать о традиционном наряде кабильских женщин - "Taqendurt" (на французском языке):

А здесь можно увидеть целую коллекцию этих нарядов:

6

Так, судя по этим фотографиям, они больше европейцы, чем африканцы, получается? Некоторых и азиатками-то не назовешь... Чем-то Карпаты и Венгрию напоминает одежда, а фарфор (или там глина?) - американских индейцев...

7

Берберы Северной Африки отличаются как внешне, так и особенностями традиционной культуры.
Они делятся на несколько этнографических групп.

На территории Алжира
Кабилы
القبائل   laqvael
Прибрежные горные области
Джурджуры и Бабора.

Шавиййя                                                                         
chaoui
Горы Сахарского Атласа.
                 
Туареги     
itarguiyen
Кочевники Сахары.
                 
Мзабиты
imzaviyen
С X века – в северосахарских
Мзаб. Замкнутая религиозная община ибадитов.

                                         
На территории Марокко

Риф          
ariph
Область Риф на севере страны.

Имазиган    
imazighen
Горы Среднего Атласа.

Шлех        
chalhi
Горы Среднего, Высокого Атласа и Антиатласа + долина реки Сус («суси»).

И антропологических типов (привожу классификацию по Бертолону и Шантру.

Характеристики: типы 1, 2. 3
Глаза: темные, темные, голубые.
Рост: невысокий, невысокий, высокий.
Форма черепа: долихоцефал, брахицефал, долихоцефал.
Волосы: черные, каштановые, русые.
Кожа: темная, темная, белая.
Пигментация: красно-коричневая, желтая, розовая.
Нос: широкий, широкий, узкий.
Сходен с : 1) средиземноморской расой; 2) с курдами Малой Азии; 3) нордической европейской расой.

В Кабилии можно встретить большое количество людей со светлой кожей, русыми  (!) и тёмно-русыми волосами, светлыми глазами (синими, голубыми).
Однако, большая часть= всё-таки тёмноволосые, с карими глазами, выдающимся носом.

8

Платье такого типа появилось в 20-м веке, всвязи с появлением различных промышленных тканей. До этого, платье было из домотканных (шерстяных) тканей. Обычно, белого цвета.
(фотографии и иллюстрация конца 19-го века)

9

О берберской глиняной посуде...

Есть чудесная виртуальная выставка под названием "Ideqqi, arts de femmes berbères" ("Ideqqi: искусство берберских женщин"). Там, кроме замечательной презентации можно найти интересную инфу о берберской глиняной посуде и её роли в культуре.

Выставка (надо кликнуть по надписи "Découvrez l'exposition virtuelle Ideqqi !")

:)

10

Anthony Ham, Anthony Sattin, Nana Luckham, "Algeria (Country Guide)"
Lonely Planet | 2007 | ISBN: 1741790999 | 256 pages | PDF | 7,6 MB

Скачать:

11

Спасибо! Очень приятно окунуться в мир своего далёкого детства! А из тех кто там жил или живёт сейчас, кто подскажет, как по-русски назвать плоды кактуса (помню по-алжирски произносилось как "гендия"?) Так вкусно это было!

12

Eli написал(а):

как по-русски назвать плоды кактуса

Такие?

Это плоды опунции. :)

13

Да! почти такие! Спасибо! Правда в продажу они поступали ярко желтыми/оранжевыми и с колючками. Мне тогда было 6-8 лет, но вот только сейчас задумалась: как же они продаались тогда со всеми колючками? Конечно, я тогда была малышкой и чистили их родители... но представьте: в каждой точке этой - по колючке! ... Когда я в середине 80х вернулась в Союз, одноклассницы меня спрашивали, что там было необычного, такого чего нет у нас? И среди прочего я пыталась описать вкус гендии (опунции:) Как описать то, что никто не видел? Выглядело это так: сочная желтая мякоть, похожая на персик и сливу, но еще вкуснее с мелкими семечками, похожими на помидор. Сейчас это легче описывать, т.к. можно провести ассоциацию со вкусом киви, личи, но всё равно это не то. А как бы Вы дополнили это описание для тех, кто никогда не видел и не пробовал эти плоды? или это безнадежное дело:)?

14

Улед сиди Наиль (Улед Наиль) / Ouled Naïl

Улед Наиль - крупнейшее племя Алжира, история которого уходит в далекое прошлое.

Мухаммад (по прозвищу Наиль) сын Абдаллы (по прозвищу Аль-Харфуши) сына  Мухаммада сына  Ахмада сына Масуда сына Исы сына Ахмада сына Абдельвахида сына Абделькарима сына Мухаммада сына Абдессаляма сына Мушиша сына Абу Бакра сына Али сына Харима сына Исы сына Саляма сына Мизвара сына Хайдара сына Мухаммада сына Идриса Аль-Азхара сына  Идриса Аль-Акбара сына Абдаллы Камиля сына Аль-Хасана Аль-Мусанни сына  Аль-Хасана Ас-Сабита сына Али ибн Абу Талиб и Фатимы дочери  Мухаммада  (САС).

Мухаммад бен Абдалла родился  в период между 1484 и 1504 гг. в провинции Фиджиг в Марокко. В течении нескольких лет он был примерным учеником шейха Абу Аббаса Ахмада бен Йюсифа Аль-Мальяни. Когда пришло время экзамена, шейх Ахмад бен Йюсиф попросил от своих учеников принести себя в жертву, при этом убить их должен был сам шейх. Большинство учеников сбежало:  из 70 осталось лишь 7, в числе которых был Мухаммад бен Абдалла. После  этого он получил (نال – «nala») от шейха благословение и стал называться Наиль (نائل). Сиди Наиль по велению шейха переселился в горы Алжира, где стал основателем племени Улед сиди Наиль ("дети сиди Наиль").

Спустя много веков, члены племени служили вдохновением многих западных писателей, художников и музыкантов. Наиболее известным художником, вдохновленным Улед Наиль, был Этьен Дине, который провел долгое время в деревне Бу-Саада и, через свои работы, сделал племя известным всему миру. Этьен Дине впервые приехал в Алжир в 1884, и последующие 45 лет прожил путешествуя между Алжиром и Францией. После смерти жены, он обрел в  деревне Бу-Саада душевный покой, изучил язык ее обитателей и, совместно со своим другом Хаджжем бен Слиманом, написал книгу с интригующим названием «Хадра, танцовщица Улед Наиль». Живя в деревне Бу-Саада, Этьен Дине принял ислам (его новое имя – Хаджж Нарседдин), что оказало существенное влияние на его творчество. Французский художник был влюблен в грацию жителей Алжира, их культуру и религию. После смерти тело Этьена Дине было перевезено из Парижа в Алжир и захоронено в деревне Бу-Саада.

Своей известностью племя обязано танцовщицам. В 12-летнем возрасте девочки Улед Наиль покидали свои родные дома в горных деревнях и направлялись в города и оазисы, чтобы зарабатывать танцами и сопутствующими услугами себе приданое, после чего большинство из них возвращалось в родные деревни и благополучно выходило замуж. Однако, были и те, кто выбирал жизнь танцовщицы, обеспечивавшую финансовую независимость и больше свободы.

До середины 20в. костюм танцовщиц Улед Наиль оставался неизменным и поражал своей необычностью. Многослойные одежды с поясом покрывали слои монист из золота или серебра. Высокие головные уборы танцовщиц были украшены монетами и перьями страуса, глаза сильно подведены сурьмой, на руках красовались серебряные браслеты с острыми шипами, которые могли служить для самообороны. Их ноги были разукрашены хной, волосы умащены маслами и заплетены в косы, а лица украшали племенные татуировки. В то время, как большинство женщин Алжира носили закрытую одежду, представительницы Улед Наиль ходили с непокрытой головой, курили табак и марихуану,  спали с кем хотели. Но доля Улед Наиль не была легкой: это были всего лишь уязвимые женщины, которые, порой, расплачивались жизнью, за свои тяжелые золотые украшения.

Американский танцор Тед Шон о танце Улед Наиль:
«Этот танец не соблазняет просто потому, что ничего не оставляет воображению. Бесстыдный и животный, он отталкивает белого зрителя настолько, что тот уже не в состоянии оценить феноменальное мастерство, с которым эти женщины владеют теми частями тела, которыми мы не в состоянии даже пошевелить».