Хотел поделиться еще одной ссылкой, посвященной, по-моему, довольно интересной религиозной общине - йезидам, которых еще принято называть дьяволопоклонниками. Сайт немецкоязычный, но есть и материалы на курдском языке.
http://www.yeziden-colloquium.de/
Йезиды
Сообщений 1 страница 20 из 24
Поделиться12008-03-01 12:28:33
Поделиться22008-03-02 22:36:10
Непонятно только, каким боком информация о дьяволопоклонниках относится к арабской и мусульманской культуре...
Поделиться32008-03-02 23:20:51
Это точно. Никак не относится. Поэтому переношу тему в раздел "Ближний восток - разное".
Поделиться42008-06-01 19:03:03
Я бы возразил. Имеет отношение, и самое прямое. Езиды - типичная антикультура, т.е. имеющая значение не столько самостоятельное, сколько как отрицание некоей общепризнанной культуры. Как европейская демонология не была самостоятельной религией, а паразитировала на католической традиции, так и езиды, по сути, плоть от плоти исламского мира. Насколько я себе представляю - по рассказам курдов - езиды были на Ближнем Востоке чем-то вроде мафии, выполнявшей наиболее грязную работу для местных правителей, и их "особенная религия" была как раз чем-то вроде легального прикрытия для того, чтобы заниматься подобной работой. Езидов боялись, и в то же время в их услугах нуждались. В свою очередь, езидская община представляла и, видимо, до сих пор представляет собой нечто вроде мафии. Браки с представителями иных общин - прежде всего с мусульманами - считаются крайне нежелательными. Причина простая: через брак получится "вынос сора из избы", и посторонние узнают о езидах то, что им знать не полагалось. В Интернете можно найти кадры, сделанные несколько лет назад, как иракские езиды убивают девушку из своей общины, решившую выйти замуж за мусульманина. Но Ирак Ираком, а в России у езидов тоже довольно суровая круговая порука, насколько могу судить по знакомству с судебной практикой.
Поделиться52008-06-01 19:10:40
Пусть даже так: оно нам нужно здесь - на сайте, посвященному прекрасному?
Поделиться62008-11-14 06:19:57
Дмитрий
Elion
Религия езидов носит закрытый характер, плохо изучена и опирается в основном на устную традицию. Имеются две священные книги - Китаб аль-Джальва («Книга откровения») и Масхафе раш («Чёрная Книга»).
Их вероучение окончательно сложилось к 14-15 вв., вобрав элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства.
Образ Мелек-Тауза (ангела-павлина) занимает в езидизме - один из главных. Некоторые считают, что Мелек-Тауз - олицетворение зла, а, соответственно, езиды - поклонники дьявола, но это - нелепые вымыслы, не имеющие ничего общего с действительными представлениями езидов об этом божестве. Мелек-Тауз - первый из семи ангелов, созданных Богом. Езидизм терпимо относится к другим религиям, считая, что в каждой из них есть своя доля правды. В Ираке находится святыня всех езидов - Лалеш.
Отредактировано Sekhmet (2008-11-14 06:20:39)
Поделиться72008-11-14 08:34:55
Езиды - типичная антикультура, т.е. имеющая значение не столько самостоятельное, сколько как отрицание некоей общепризнанной культуры.
Признаюсь, с религиозной системой йезидов знаком не слишком хорошо.
В Интернете можно найти кадры, сделанные несколько лет назад, как иракские езиды убивают девушку из своей общины, решившую выйти замуж за мусульманина.
Я видел запись этой бойни. Смотреть без содрогания невозможно.
Вдобавок, гнусное кощунство - убийство несчастной сопровождается чтением сур Корана.
Поделиться82009-01-13 22:03:25
езиды, по сути, плоть от плоти исламского мира.
Ошибочное мнение. Езидизм, как религия поклонения павлину, упоминается уже в 5 в. н. э. у Езника Кохбаци.
Поделиться92009-01-14 05:24:26
Ошибочное мнение.
Насколько я понял, речь шла не о временных приоритетах, а о ментальной взаимосвязи...
Езидизм, как религия поклонения павлину, упоминается уже в 5 в. н. э. у Езника Кохбаци.
Очень любопытно. Не могли бы вы привести источник. Это греки?
Поделиться102009-01-14 12:39:32
Религия езидов носит закрытый характер, плохо изучена и опирается в основном на устную традицию. Имеются две священные книги - Китаб аль-Джальва («Книга откровения») и Масхафе раш («Чёрная Книга»).
Их вероучение окончательно сложилось к 14-15 вв., вобрав элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства.
Но в основном зороастризма?
Поделиться112009-01-15 20:00:18
О почитании павлина (который, кстати, никогда в естественных условиях на Ближнем Востоке не водился, разве что в Индии) упомянуто в «Книге опровержений» Езника Кохбаци. Видимо, йезидизм является неким синкретическим ответвлением какого-то еретического учения, вышедшего из зороастризма. Скорее всего, зурванизма.
Отредактировано Farrux (2009-01-15 20:05:19)
Поделиться122009-02-09 11:09:59
Ко мне как-то на работу хотел устроиться паренёк, который на собеседование принёс анкету, где указал, что его национальность - йезид, а вероисповедание - мусульманин. Такая вот загадочная личность.
Поделиться132009-02-09 16:04:19
где указал, что его национальность - йезид, а вероисповедание - мусульманин.
Хотя это- противоречащие друг другу факты!
Поделиться142009-02-09 16:41:30
Вот такие парадоксы самоидентификации.
Поделиться152009-03-06 14:35:29
Ув.Фаррукс,а зороастризм ведь тоже является еретическим учением по отношению к более древней иранской религии?
Я например читал,что у иранцев были представления о 4-х сменяющихся эпохах,как у индусов,только циклы гораздо короче и одинаковы.Вроде по 12000 лет,уже не помню.А в зороастризме ничего подобного нет.Также у иранцев было деление на 3 сословия,но есть ли оно в зороастризме не знаю.Знаю точно,что у ираноязычных народов до Заратуштры была другая религия.Не ведизм-индуизм конечно,но что-то похожее.А Заратуштра сыграл ту же роль,что и Будда,подменив традицию.
Поделиться162009-03-06 18:11:45
Ув.Фаррукс,а зороастризм ведь тоже является еретическим учением по отношению к более древней иранской религии?
Уважаемый Ego, настоятельно прошу аргументировать свои выводы, прежде чем делать столь смелые выводы.
Я например читал,что у иранцев были представления о 4-х сменяющихся эпохах,как у индусов,только циклы гораздо короче и одинаковы.Вроде по 12000 лет,уже не помню.
Прошу выложить ссылку, подкрепляющую Ваш аргумент.
А в зороастризме ничего подобного нет.
Я не специалист по зороастризму. Поэтому мне очень интересно знать, на основании чего Вы так решили.
Также у иранцев было деление на 3 сословия,но есть ли оно в зороастризме не знаю.
Насколько мне известно, в сасанидском обществе существовали сословия.
Знаю точно,что у ираноязычных народов до Заратуштры была другая религия.
Она называется маздаяснизм. И характерна она была только для иранцев, а не для "ираноязычных народов", среди которых были и совсем архаичные, вроде жителей Кафиристана (Нуристана).
А Заратуштра сыграл ту же роль,что и Будда, подменив традицию.
Очень смелый вывод, на уровне обобщений, претендующих, как минимум, на переворот в мировой науке. Почему Вы так решили, хотел бы я знать...
Прошу воздержаться от диффимативной риторики. На форуме присутствуют люди, исповедующие зороастризм; и Ваши пассажи оскорбляют их. Это официальное предупреждение.
С уважением,
Gilavar.
Поделиться172009-11-20 10:08:29
Йезидизм довольно сложно определить коротко и ясно, черты его своеобразны и эклектичны. Его явные гностические мотивы несколько напоминают южноиракский мандеизм. Можно было бы предположить, что йезиды - это местная северомесопотамская окологностическая секта, члены которой подверглись языковой ассимиляции со стороны курдов.
С другой стороны чисто внешняя сторона их культуры носит отпечаток сильной исламизации. Да и сам шейх Ади, происходивший из Сирии, прошёл обучение в медресе. С этой точки зрения йезиды напоминают т.н. "крайнешиитские" секты "религии" ахл-ул-хакк, распространённой среди народов, потомков буидского движения ("курдов" заза и горани), также фактически вышедшей за рамки ислама. Просто этот "выход" происходил не революционно, как у бахаев, с громким заявлением, а эволюционно в изолированных сообществах.
Во всяком случае к зороастризму йезидизм не имеет отношения. Зороастризма в нём не больше, чем в обычном народном исламе ираноязычных и тюркоязычных народов региона.
Поделиться182009-11-20 10:15:17
Ув.Фаррукс,а зороастризм ведь тоже является еретическим учением по отношению к более древней иранской религии?
А ислам - еретическое учение по отношению к арабскому язычеству? У непророческих религий не может быть ересей.
Я например читал,что у иранцев были представления о 4-х сменяющихся эпохах,как у индусов,только циклы гораздо короче и одинаковы.Вроде по 12000 лет,уже не помню.А в зороастризме ничего подобного нет.
Почитайте Бундахишн. Всё там есть. Собственно, откуда бы вы об этом ещё знали, если не из зороастрийской традиции?
Также у иранцев было деление на 3 сословия,но есть ли оно в зороастризме не знаю.
Так надо бы знать. Атраваны, ратаэштары и вастрьо-фшуянты.
Она называется маздаяснизм. И характерна она была только для иранцев, а не для "ираноязычных народов", среди которых были и совсем архаичные, вроде жителей Кафиристана (Нуристана).
Всё-таки нуристанцы - не иранцы. Ни по языку, ни по культуре. Это древняя, раньше всех отколовшаяся ветвь ариев (индоиранцев), чудом уцелевшая в горах Гиндукуша. Точнее даже, возможно, вообще не ариев, потому что в отличие от своих родственников индоариев и иранцев у них не сохранилось никаких рефлексов этого самоназвания.
Насчёт дозаратуштровского маздеизма у меня большие сомнения...
Поделиться192009-11-20 22:50:22
Всё-таки нуристанцы - не иранцы. Ни по языку, ни по культуре. Это древняя, раньше всех отколовшаяся ветвь ариев (индоиранцев), чудом уцелевшая в горах Гиндукуша. Точнее даже, возможно, вообще не ариев, потому что в отличие от своих родственников индоариев и иранцев у них не сохранилось никаких рефлексов этого самоназвания.
А я это и акцентировал. Они невероятно архаичны. Что касается более глубоких моментов - ничего по этому поводу сказать не могу. Некомпетентен есмь.
Насчёт дозаратуштровского маздеизма у меня большие сомнения...
Просто вспомнил, что в Бехистунской надписи пророк Заратуштра не упоминается. Может, это просто совпадение; может, я плохо запомнил текст. Так ведь и он сам, если не ошибаюсь, происходил из священнического сословия, так что, так что...
Поделиться202009-11-20 23:20:11
Просто вспомнил, что в Бехистунской надписи пророк Заратуштра не упоминается. Может, это просто совпадение; может, я плохо запомнил текст.
Он не упоминается и у Картира (3 в. н.э.) Это ещё ничего не значит.
Зато образ Мазды слишком абстрактен для язычества. Наоборот, в народном иранском зороастризме происходила деабстрактизация Его образа и образа Амешаспентов.