Sacatecah написал(а):профессор гранде упоминает следующее : "в некоторых поэтических древнееврейских текстах число "семь" часто употребляется в обобщающем значении "некоторое немалое число","неоднократно", иногда в двойственном числе "sibataiim".Например в выражениях "семикратно будет отомщен, семикратно очищенное серебро, семь раз упадет и один поднимется".
думаю, что вероятно когда-то давно говорили "семь", а подразумевали некое не очень большое количество ( до десяти, как ворма множественного числа малого количества в арабском.не знаю есть ли такая в иврите). Вопрос требует анализа...
Что касается источников, приведенных Вами выше от имени Гранде, то они как раз хорошо известны:
וַיֹּאמֶר לוֹ ה' לָכֵן כָּל-הֹרֵג קַיִן שִׁבְעָתַיִם יֻקָּם
«И сказал ему Всевышний: Посему каждый, кто убьет Каина, семижды отомщен будет»
(Берейшит/Бытие гл. 4, ст. 15)
אִמְרוֹת ה' אֲמָרוֹת טְהֹרוֹת כֶּסֶף צָרוּף בַּעֲלִיל לָאָרֶץ מְזֻקָּק שִׁבְעָתָיִם
«Речения Всевышнего – речения чистые, серебро переплавленное в тигеле, в земле, семикратно очищенное»
(Теѓилим/Псалмы гл. 12, ст. 7)
כִּי שֶׁבַע יִפוֹל צַדִּיק וָקָם וּרְשָׁעִים יִכָּשְׁלוּ בְרָעָה
«Ибо семижды падает праведник и подымается, а злодеям преткновением является зло»
(Мишлей/Притчи Соломона гл. 24, ст. 16)
Только форма «семижды», упомянутая Вами раньше, читается не как "sibataiim", а как «шив’ата́им» (שִׁבְעָתַיִם).
Однако из всего этого никак не следует, что число «семь» было «запредельным», в смысле, что дальше него считать не умели. Во всех этих (и многочисленных других) примерах оно действительно выражает множество – но это не множество предметов, а множество раз, временных отрезков, мер (в смысле: «семижды отомстится» - семикратной мерой) и т.п. Т.е. множество в абстрактном смысле слова.
Но с учетом начинающего Тору повествования о семи днях творения, такое использование числа семь и не удивительно (даже без того, чтобы вводить крайне странное и неправдоподобное объяснение, что считать древние семиты умели только до семи).