У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ширваншахи (VI-XVI вв) и их роль в истории Азербайджана.

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

ЗАБЫТЫЕ ШИРВАНШАХИ

Фарид АЛЕКПЕРЛИ

Газ. «Зеркало», № 225, суббота, 29 ноября 2003, с.27

(фрагмент статьи)

____________________________________________________
 
Ш И Р В А Н Ш А Х И

Огромную роль в истории Азербайджана сыграло государство Ширваншахов. Возникнув в III веке как небольшое феодальное владение, находящееся в вассальной зависимости от иранских Сасанидов, оно к IX веку превратилось в довольно сильное независимое государство, просуществовавшее до середины XVI века в границах современной Азербайджанской Республики, и в течение этого времени ни разу не терявшее своей независимости. Столица Азербайджана  — город Баку впервые был провозглашен столицей именно Ширваншахами в XII веке.

Единственный в Баку средневековый шахский дворец — символ государственности — также был возведен ими в XV веке. В течение 700 лет Ширваншахи чеканили собственную монету, имели армию, флот, правительство и другие атрибуты средневекового государства. Несмотря на разрушительные нашествия монголов и Тимура, в течение этого периода ни одно государство не смогло полностью покорить  владение Ширваншахов и включить его в свой состав. Ширванский двор покровительствовал великим поэтам и ученым Азербайджана — Хагани Ширвани, Низами Гянджеви, Фалаки Ширвани, Муджириддину Бейлагани и др. В государстве Ширваншахов жил и творил один из первых великих тюркоязычных поэтов, философов и мистиков Востока —  Имадеддин Насими (XIV в.), гордость не только Азербайджана, но и всего тюркского мира.

Этнический состав населения был пестрым. Территорию Ширвана населяли кавказские племена (потомки древних албан), ираноязычные таты, арабские колонисты и тюркоязычные огузы и кипчаки.  Повседневным языком населения и двора сначала были арабский и персидский, а впоследствии  тюркский. Например, родная дочь одного из наиболее могущественных Ширваншахов, Минучихра III, носила поэтическое тюркское имя Алчичек, что в переводе с азербайджанского значит «Аленький цветочек».

ШИРВАНШАХ ШАХРИЯР
(упоминается в связи с событиями 642 г.)

Один из древних доисламских Ширваншахов и первый Ширваншах, чье имя сохранилось в истории. В 642 году, когда арабы вторглись в Ширван, Ширваншах Шахрияр встретил их у города Дербент с приглашением к миру и союзу: «Я нахожусь лицом к лицу со свирепыми врагами и различными народами, имена которых недостойны даже упоминания. Я не имею ничего общего ни с жителями Кавказских гор, ни с армянами, и сегодня я — один из вас, моя рука — в вашей руке». При Ширваншахе Шахрияре жители Ширвана начали в массовом порядке отказываться от зороастрийской религии и принимать ислам. Тогда же стали строиться первые в Северном Азербайджане мечети.

ШИРВАНШАХ ХАЙСАМ БЕН ХАЛИД
(вступил на престол в 861 г.)

Боролся против гегемонии Арабского халифата. Создал сильную армию, насчитывающую до пятидесяти тысяч пехотинцев и десяти тысяч всадников. Столицами Хайсама были города Шамаха и Дербент. Он положил начало династии Мазияадидов, которая непосредственно и в лице своих ответвлений (династий Кесранидов и Дербенди) продолжала править государством Ширваншахов на протяжении всей последующей его истории, то есть 677 лет.

ШИРВАНШАХ ФАРИБУРЗ I ИБН САЛЛАР
(вступил на престол в 1063 г.)

Фарибурз I, известный как покоритель горцев, был великим государственным деятелем, который контролировал не только весь Северный Азербайджан, включая Карабах и Гянджу, но также завоевал значительную часть Северного Кавказа и Дагестана — Кумык и Сулвар, вплоть до страны аланов (Осетии). Источники сообщают, что Фарибурз I покорил также лезгин и грузин. Вся жизнь Фарибурза I прошла в завоеваниях соседних земель.

ШИРВАНШАХ МИНУЧИХР III ВЕЛИКИЙ
(1120—116О гг.)

Потомки присвоили Минучихру III имя «Великий», настолько огромным был его вклад в укрепление Ширванского государства. Этот правитель заключил династический брак с Тамар — дочерью грузинского царя Давида Строителя. Сам Минучихр III не уступал Давиду по размаху предпринимаемых им строительных работ. Он неустанно возводил крепости и новые поселения по всей стране. В частности, он впервые окружил город Баку мощными крепостными стенами. Об этом свидетельствует надпись, найденная на одной из крепостных стен: «Приказал построить эту городскую стену царь возвеличенный, премудрый, справедливый, победоносный, побеждающий, Муджахед (воитель за веру), гордость религии и державы, опора ислама и мусульман, Хакан, величайший, Ширваншах Минучихр ибн...». К числу грандиозных проектов Минучихра III относится то, что он вновь отстроил разрушенную стихией плотину Багилани на Куре. Был Минучихр III известен и своими военными победами над кыпчаками, вторгавшимися в Азербайджан с севера. Но более всего он вошел в историю как меценат, покровитель наук и искусств. При дворе Минучихра III собирались известнейшие поэты, ученые, философы и богословы Ближнего Востока, в частности, поэты, создавшие азербайджанскую школу персоязычной поэзии: Абу-л-Ала Гянджеви, Хагани Ширвани, Фалаки Ширвани, Муджириддин Бейлагани и др. В частности, корифей восточной поэзии Хагани получал от Минучихра не только бесчисленные награды и подарки, но и жалованье в 30 тысяч дирхемов в год, а также имел собственное поместье. В годы правления Минучихра в местечке Мелхем под Шамахой была основана медицинская академия под руководством выдающегося врача Кафияддина Омара. Правление Минучихра III и его сына Ахситана I справедливо называют золотым веком Ширвана.

ШИРВАНШАХ АХСИТАН I ИБН МИНУЧИХР III
(1160—1196 гг.)

Царствование Ахситана I вошло в историю как эпоха грандиозного подъема в экономике и культуре Ширванского государства. В годы его правления процветали города, ремесла и торговля. Поскольку матерью Ахситана была грузинская царица Тамар, принявшая ислам, с Грузией были установлены тесные союзнические отношения. Сам Ахситан был женат на Исматаддин — дочери грузинского царя Георгия III. Византийский император Андроник Комнен являлся двоюродным братом Ахситана I (сын тетки по матери) и часто гостил в Ширване. В критические моменты три родственных монарха помогали друг другу. Именно войска Ахситана подавили мятеж царевича Демпы в Грузии и помогли царю Георгию III сохранить свой престол. В 1174 году коалиция ширванских, византийских и грузинских войск нанесла поражение русам, пиратам-бродникам, 73 корабля которых атаковали город Баку. Русы были разбиты, а их флот уничтожен. Ведущую роль в этой победе сыграли ширванские войска. Ахситан уделял огромное внимание усилению обороноспособности своего государства и был известен как строитель башен и крепостей. Построенные им на Абшероне башни и крепости сохранились до наших дней. В 1175 году Ахситаном I была построена знаменитая Девичья башня в Баку (некоторые ученые полагают, что Ахситан лишь отреставрировал более древнее сооружение), а в 1187 году — четырехугольная башня в Мардакян. В 1192 году Шамаха была разрушена страшным землетрясением, и Ахситан I перенес столицу в город Баку. Таким образом, 811 лет назад Баку впервые был объявлен столицей нашего государства.

ШИРВАНШАХ ФАРИБУРЗ III
(вступил на престол в 1225 г.)

Этот выдающийся шах и полководец сумел отстоять национальную государственность и фактическую независимость Ширвана в годы страшного монгольского нашествия — в 1231 году, когда многие государства и правящие династии Востока были буквально сметены с лица земли. Платя дань монголам, Фарибурз III, в отличие от большинства других восточных владык, продолжал чеканить монеты со своим именем и титулами, даже не упоминая монгольского кагана. В 1234 году по приказу Фарибурза III был возведен грандиозный оборонительный замок в Баиловской бухте близ Баку. Замок был облицован 800 огромными каменными плитами, где приведена вся генеалогия Ширваншахов. При нем также был возведен выдающийся архитектурный памятник — мавзолей на реке Пирсагат.

ШИРВАНШАХ ИБРАХИМ I ИБН СУЛТАН МУХАММАД
(1382—1417 гг.)

Ибрахим I (шейх Ибрахим) царствовал в период ожесточенной борьбы за Азербайджан между войсками Тимура, Золотой ордой и другими завоевателями. Благодаря его искусной политике Ширван, в отличие от многих других стран Востока, не был опустошен и разрушен полчищами Тимура. После смерти Тимура шейх Ибрахим попытался присоединить к Ширвану Южный Азербайджан. В мае 1406 года он взял Тебриз, где проявил себя как мудрый и справедливый правитель.  Однако объединенное  государство просуществовало недолго. Вскоре многочисленное войско султана Ахмеда Джелаирида вынудило Ибрахима I оставить Тебриз. Время правления шейха Ибрахима отмечается возрождением городской культуры, искусства и поэзии.

ШИРВАНШАХ ХАЛИЛУЛЛАХ I ИБН ШЕЙХ ИБРАХИМ
(1417—1465 гг.)

При Халилуллахе I была возведена основная часть ансамбля Дворца Ширваншахов в Баку, а также построены многочисленные караван-сараи, бани, овданы и другие объекты по всему Ширвану. При дворце Халилуллаха I в Баку возникла своего рода академия, где трудились ученые и мыслители со всего Азербайджана. Наиболее знаменитым ученым был философ-суфий Сайид Йахйа Бакуви, к которому стекались множество учеников со всех концов света. Известным поэтом-лириком был живший в бакинском дворце Бадр Ширвани. В 1460 году в Ширван вторглась десятитысячная армия войска Джунейда Сефевида из южноазербайджанского города Ардебиль. Ширваншах Халилуллах I разгромил войско Сефевидов и убил шейха Джунейда. Это событие положило начало кровной вражде между Сефевидами и Ширваншахами, что привело в дальнейшем к падению Ширванского государства.

ШИРВАНШАХ ФАРРУХ ЙАСАР
(1465—1500 гг.)

Этот последний из великих Ширваншахов наладил тесные дипломатические отношения с Османской Турцией и Россией. Фаррух Йасар направил в Стамбул, ко двору великого султана Мехмета II Завоевателя своего посла Зияддина Юсуф бека, преподнесшего султану в качестве подарка 24 кг золота и серебра, чтобы тот заказал себе из них кольчугу и латы. Однако ни Москва, ни Стамбул не помогли Фарруху Йасару, когда шейх Хейдар Сефевид из Южного Азербайджана вторгся в Ширван, стремясь отомстить Ширваншахам за убийство своего отца, шейха Джунейда.

Захватив Шамаху, Сефевиды начали безжалостно мстить, убивая всех жителей подряд. Тем не менее, в 1488 году армия Фарруха Йасара разгромила захватчиков, а сам шейх Хейдар так же, как в свое время и его отец, был убит и обезглавлен.

Однако ширвано-сефевидская вендетта на этом не закончилась. Очередной сефевидский шейх Исмаил (будущий великий шах Исмаил I, известный еще и как классик азербайджанской поэзии Хатаи), движимый чувством мести за отца Хейдара и деда Джунейда, двинулся походом на Ширван. В 1500 году ему удалось разгромить двадцатишеститысячную армию Фарруха Йасара. Сам престарелый Ширваншах был обезглавлен, а голова его брошена к ногам Исмаила, который затем приказал умертвить всех пленных ширванцев. Таким образом он почти завершил «семейную сверхзадачу Сефевидов» — полное уничтожение государства Ширваншахов. Однако ширванцы продолжали сопротивляться. В 1501 году Исмаил Сефеви после продолжительных и кровопролитных сражений овладел неприступной крепостью Баку и, ворвавшись в усыпальницу Ширваншахов, приказал вскрыть могилы Ширваншаха Халилуллаха (убийцы его деда Джунейда), а также его близких и сжечь их останки на костре. Сын Фарруха Йасара Ширваншах Газибек был вынужден признать себя вассалом Исмаила и продолжал управлять своим сильно ослабевшим государством. В 1538 году после ряда восстаний в Ширване наследник шаха Исмаила шах Тахмасиб объявил династию Ширваншахов низложенной, а Ширван — рядовой провинцией (вилаятом) государства Сефевидов.

Последний Ширваншах Шахрух был взят в плен и тайно казнен в Тебризе в 1539 г. Так был положен конец почти тысячелетней истории государства Ширваншахов. Несколько народных восстаний и мятежей, руководимых родственниками Ширваншахов, были жестоко подавлены Сефевидами. Как справедливо отмечает историк Сара Ашурбейли: «Несмотря на героическую борьбу за свою независимость в течение десяти веков, государство Ширваншахов после 1538 года фактически перестало существовать, оно пало под ударами войск появившегося на исторической арене сильного азербайджанского Сефевидского государства, и от этой династии не осталось даже следа, кроме только одного имени».

_________________________________________

© Фарид Алекперли, 2008.

2

Faridbey, возникло несколько вопросов.

Faridbey написал(а):

Возникнув в III веке как небольшое феодальное владение, находящееся в вассальной зависимости от иранских Сасанидов

В каких источниках упоминаются ширваншахи столь раннего периода? Шахрияр упоминается в источниках именно как ширваншах?

3

Великолепная тема! Обязательно поддержу.

4

Badkubi написал(а):

В каких источниках упоминаются ширваншахи столь раннего периода? Шахрияр упоминается в источниках именно как ширваншах?

Цитата из САСАНИДСКАЯ ТИТУЛАТУРА ПРАВИТЕЛЕЙ КАВКАЗА ПО АРАБО-МУСУЛЬМАНСКИМ ИСТОЧНИКАМ
А.К.Аликберов. http://www.karabah88.ru/history/azerbaidjan/23.html

"Появление сасанидских титулов закавказских правителей Ибн Хурдадбих относит ко времени Ардашира, а титулов «царей гор» (мулук ал-джабал), т.е. удельных владетелей на Северном Кавкзае – с деятельностью Хосрова I Ануширвана. Среди присоединенных к Ирану областей, где правили шахи, не принадлежавшие к роду Сасанидов, «письмо Тансара» упоминает «пограничные области», страну аланов, «области Запада» и Хорезм; причем в источнике специально подчеркивается, что «шахами никого звать не должно», кроме представителей рода Сасанидов и правителей указанных областей. Пограничные области в контексте сообщений ряда других источников соответствуют Дарбанду и владениям шахов, правивших в горах Кавказа: ширваншаха, джуржаншаха, филаншаха, табарсараншаха и др."

___________________________

Согласно Табари и Балазури, когда к Дербенту в 22 г. х. (642/643 гг.) подошли арабские войска, в городе сидел малик, которого одни источники называют Шахрбараз, а другие — Шахриаяр. Шахрбараз сдал Дербент Абд ар - Рахману ибн Раби'а на условиях освобождения от дани и обязанности защищать Дербент от северных врагов.

5

Много интересного о ширваншахах сообщают сами ширванские авторы, грузинские летописи, в частности "Картлис Цховреба", где повествуется о династических браках грузинских царей с ширваншахами (для этого, грузинские принцессы принимали ислам). О них пишут европейские путешественники, арабские и персидские авторы. Великий ширванский поэт Хагани Ширвани приводит много сведений о ширваншахах. О них говорится в Османских и Российских источниках, в частности у Афанасия Никитина. Исторические источники упоминают о российском после в Ширване Василии Папине. Имена Ширваншахов высечены на архитектурных памятниках Баку, их генеалогия отображена на огромных каменных плитах Баиловского замка (XIII в), именные доспехи ширваншахов хранятся в музеях мира, в том числе в Топкапы и в Аскери музее в Стамбуле.

Например, обнаруженный в результате обвала в одной из полубашен северной крепостной стены большой камень с высеченной на ней надписью сообщает о строительстве городской стены Баку Ширваншахом Минучихром III (годы правления 1120-1160): "... Приказал построить эту городскую стену мелик возвеличенный, премудрый, справедливый, победоносный, побеждающий, муджахид (воитель за веру), гордость религии и державы, опора ислама и мусульман, хакан величайший, Ширваншах великий Абул-л-Хайджа Минучихр..."

Хагани Ширвани сообщает о строительстве Минучихром III внушительной плотины Багилани на Куре. Другой ширванский придворный поэт Бадр Ширвани сообщает много биографических данных о генеалогии ширваншахов. В частности, мать ширваншаха Халилуллаха I носила имя Бике ханум ("Бике" по-тюркски "принцесса"). По сведениям Бадра Ширвани, правителем Баку в годы ширваншаха Халиллуха был его родной брат Газанфар (1398-1443), который построил в Бакинской крепости ряд сооружений: в 1428/29 - одну из башен (гала) и чешме (источник, один из кяхризов), другую башню и в 1438/9 г баню, видимо, дворцовую.

Хагани Ширвани в оде шаху Ахситану (годы правления 1160-1196/7) пишет о победе Ахситана I над флотом пиратов-бродников "русов", вторгшихся в Баку с моря: "Сабля шаха Ахситана грозно разметала вражеские корабли... Казалось, что идет посев рубинов и покос голов. Причем падающие тела кричали: "Пощади!"... Одна половина врагов была умерщвлена, другая, разбитая, обратилась в бегство".

Итальянский путешественник Амброджо Контарини сообщает о государстве Ширваншахов следующее: "1 ноября 1475 г. мы приехали в Шемаху, город Ширваншаха, правителя Мидии. В этом именно месте выделывают таламанскии шелк, а также различные изделия из шелка, типа легких тканей, но особенно много атласов. Этот город не так велик, как Тебриз, но, по моему суждению, он гораздо лучше его во всех отношениях. Здесь изобилие продовольствия. Пока мы жили в этом городе, мы встретили Марко Россо, посла великого князя Московского... 6 ноября мы уехали оттуда вместе с Марком и направились в Дербент, город того же Ширваншаха, на границе с татарскими степями".
http://www.vostlit.info/Texts/rus10/...frametext1.htm

В Стамбульских Музеях Топкапы и Аскери хранятся именные доспехи ширваншахов, захваченные в свое время шахом Исмаилом Сефеви, а затем утерянные им после чалдыранской битвы, которую он проиграл Османам. Немецкий ученый Людвиг Клаус дал описание двух именных кольчуг и трех шлемов Ширваншахов из Аскери музея. Самым древним из описываемых предметов является кольчуга ширваншаха Кейгубада (1317-1367). На кольчуге четко читается: ширваншах Кейгубад и надпись на арабском языке: Добейся в сражении блистательной победы.

Вторая кольчуга принадлежит ширваншаху Халилуллаху ибн Ибрагиму (1417-1464). Она сделана из дамасского серебра. На ней выгравировано много цитат религиозного содержания и надпись: Сахиби Султан Халилуллах.

Шлем ширваншаха Фаррух Ясара изготовлен с высоким мастерством. На нем имеются дата и надпись: Изготовлена в честь властелина в 1486 г.

Сохранились ширванские монеты. Высокопробные монеты - тенги Ширваншахов - обращались по всему Закавказью, играя роль всеобщих платежных средств.

Имеются и примеры частной переписки ширваншахов. В частности, сохранилось цветистое письмо визиря государства Ильхандов со столицей в Тебризе, историка и врача Рашидаддина ширваншаху: "ПИСЬМО, НАПИСАННОЕ ВЕСНОЙ К ШИРВАНШАХУ — ГОСУДАРЮ ШАБРАНА И ШЕМАХИ — С ПРИГЛАШЕНИЕМ ЕГО В СОЗДАННЫЙ [РАШИД АД-ДИНОМ] САД ФАТХАБАД.... В такое время года... сердце страстно желает быть в саду, а душа стремится на луг, чтобы какое-то время мы [могли] посидеть на ковре удовольствия и пение и трели соловьев развеселили наше грустное сердце и нашу печальную душу. Надо, чтобы завтрашнему дню — да будет начало [его] ликованием, а окончание добрым и радостным!—была оказана честь Вашим приездом, потому что глаза наши смотрят на дорогу ожидания, а уши жаждут уведомления. Полустишие: Все приготовлено, только ты нужен. Да будут шатры вашего счастья укреплены вервиями великолепия и столбами величия. Во имя пророка и его потомков! Мир вам!"

Сохранилось огромное множество и других исторических свидетельств и документов о ширваншахах.

6

В каких источниках упоминаются ширваншахи столь раннего периода? Шахрияр упоминается в источниках именно как ширваншах?

Балазори. Книга Завоеваний. Завоевание Армении.

Мовсес Каланкатуаци «История страны Алуанк». Книга вторая, глава XVII. О племени Миhрана, происходившего из рода Хосрова Сасанида, ставшего владетелем страны Алуанк

7

Признаюсь, я не вполне понял, какое отношение имели гирдманские князья к Ширваншахам, разве что, тоже были по происхождению персидскими аристократами. Ведь по "истории" Моисея Калакантуйского, речь идет о роде Джаваншира - разве он был доисламским ширваншахом?

А вот у Балазури очень интересные сведения.

8

Гирдыман и есть часть Ширвана.

9

А где располагался исторический Гирдман?

Но сведения Балазури входят в противоречие с "Историей" Моисея Калакантуйского.

10

Gilavar написал(а):

А где располагался исторический Гирдман?

Относительно локализации Гирдмана имеется 3 точки зрения.Одни локализуют его в районе рек Ахсу и Гирдыман (И.Алиев,Ф.Османов),другие - на территории современного Казахского района (С.Т.Еремян),а по мнению третьих - это территория современного бассейна р.Шамхорчай и Кедабекского района(З.М.Буниятов).
Возможно,что Гирдман был расположен на северо-западе Кавказской Албании,на территории правобережья Куры,у границ армянских и грузинских земель.А позднее по мере расширения пределов своих владений и усиления своего могущества Михраниды распространили свои владения и на правый берег Куры,в бассейне рек Гёйчай - Гирдыманчай - Ахсу (территория совр.Исмаиллинского района).

11

Спасибо. :-)

12

sarhan написал(а):

Возможно,что Гирдман был расположен на северо-западе Кавказской Албании,на территории правобережья Куры,у границ армянских и грузинских земель.

Вполне возможно. Это княжество также известно под названием Гардман Гардабани. Сейчас существует г. Гардабани и Гардабанский район в Грузии.

13

Во всяком случае, до сих пор в Азербайджане  существует река под названием Гирдыманчай.

http://www.skitalets.ru/books/vost_kavkaz/girdiman.htm

Вряд ли она не имеет никакого отношения к исторической области Гирдман.

14

Faridbey написал(а):

Один из древних доисламских Ширваншахов и первый Ширваншах Шахрияр

Он был самостоятельным правителем или просто феодалом,владевшим Ширваном?

15

sarhan написал(а):

Он был самостоятельным правителем или просто феодалом,владевшим Ширваном?

Он был вассалом Сасанидов.

16

Вне всякого сомнения - вассал. Вся шахи окраин - бывшие вассалы Сасанидов. Все эти Гиланшахи, Ширваншахи, Дербентшахи и пр.