То, что электроны и протоны разумны - не новость, конечно. Как бы клетка могла существовать, если бы не имела элементарного разума? Вообще-то, насчет элементарности - это только наши предположения. В ожидании дальнейшего изложения мыслей Владиславза, хотел бы привести следующее из упанишад (Упанишады — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути - устной передачи. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Всевышнего. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед — поэтому их также называют "веданта" (конец, завершение Вед; не путать с философской системой веданты).
Упанишады об эволюции человека. Зачем нам нужны Веды?
Упанишады описывают эволюцию человека через 5 стадий, называемых "кошами" (कोष - вместилищами):
Аннамая- коша
Пранамая- коша
Маномая- коша
Виджнянамая- коша
Анандамая- коша
1.Первая стадия аннамая- коша (вместилище, сотворенное из пищи) подразумевает стадию жизни, когда она проявляется в виде обмена веществ- строения и разрушения клеток в результате метаболизма и анаболизма. Эти два химических процесса являются причиной зарождения жизни типа амебы. По терминологии упанишад, структура тела амебы- это и есть аннамая- коша.
2.При дальнейшем развитии жизнь приобретает дыхание. Это вторая стадия жизни- пранамая- коша (вместилище, сотворенное из жизненной энергии). Однако, появление дыхания- это еще не полное проявление жизни.
3.Когда появившаяся жизнь начинает думать, наступает третья стадия жизни- маномая- коша ( вместилище, сотворенное умом).
Жизнь развивается дальше, но современные йоги утверждают, что до сих пор она развита на земле только до этой стадии. Впереди у нас еще две стадии:
4.Виджнянамая- коша (вместилище, сотворенное из истинного знания) и
5.Анандамая- коша (вместилище, сотворенное из блаженства).
Так же, как на стадии маномая, жизнь должна думать, чтобы быть, так и после полного развития и достижения стадии анандамая жизнь постоянно пребывает в состоянии блаженства: нет ни печали, ни боли, ни каких-либо других отрицательных ощущений. На этой стадии завершается цель эволюции и, выражаясь языком упанишад, человек превращается в "дэвату"- божественное существо, закончившее цель своей эволюции в этом мире, и готовое перейти в другой, более высокий мир с другими пространственно-временными и духовными законами. Каким же образом это достигается?
Если мы хотим внести в нашу жизнь как можно больше божественных качеств, то нам не следует пренебрегать сокровищницей мировой культуры - Ведами.
Всю нашу жизнь мы слышим, что божественная жизнь- это жизнь согласно указаниям священных писаний. Люди на Западе больше знакомы с Библией и Кораном. Веды же большинство людей считают писанием, предназначенным только для индусов. Но здесь происходит смешение понятий : вера индусов- это индуизм, а Веды- достояние всего человечества, как и все другие священные писания. Иначе Библия была бы книгой только для евреев, а Коран- священным писанием, предназначенным только для арабов. Для жителей Запада бывает настоящим откровением, когда они обнаруживают, как много ведических духовных истин почти дословно перекликаются с библейскими и кораническими.
Все религии, общества и организации проходят в своем развитии через следующие последовательные этапы:
1.Сначала Учение и Практика составляют единое целое, а человек живет в соответствии с тем, что проповедует.
2.Затем очертания Учения начинают размываться, а Практика, наоборот, становится ярче, всё больше и больше затмевая Учение.
3.Учение забывается полностью, а Практика процветает со всеми своими разработками безотносительно к первоначальному Учению.
4.На месте образовавшейся пустоты начинается новое движение за возрождение забытого Учения.
Попробуем проследить за историей Вед, руководствуясь этими принципами.
1- Когда-то очень давно появилось учение Вед, и люди жили тогда в соответствии с тем, к чему они призывали. Воспоминания об этом сохранились в понятии "Сатъяюга"- "золотой век Истины".
2- Постепенно ведическое учение стало забываться, а его место стали занимать различные традиции и обычаи.
3- Веды забылись и остались только традиции и обычаи (Практика). Люди забыли, что первоначально содержалось в Ведах и запомнили только внешнее- т.е., слова и традиции. Они помнили, что Бог раскрыл какие-то истины, а какие именно и как- это уже забылось. Они просто говорили о Ведах и передавали их тексты, не вникая в смысл слов. Но какие бы обычаи и традиции они затем ни придумывали, они всегда связывали их для пущей важности с Ведами. Почему шудрам нельзя читать ведические тексты? А потому, что где-то в Ведах так сказано! Почему женщина должна войти в костер после смерти мужа? Потому что так велено где-то в Ведах!
На Веды стали ссылаться по любому абсурдному поводу. Как реакция на это, возникло антиведическое движение. Над Ведами стали просто смеяться. Глава этого движения Каутса провозгласил, что Веды вообще бессмысленны.
Видя, что движение Каутсы набирает силу, некоторые просвещенные люди того времени, такие как Саяна, Махидхара и другие начали усилия по возрождению ведического учения. Но их интерпретация Вед была столь неудачной, что оказалась еще хуже, чем антиведическая пропаганда Каутсы и ему подобных.
4- Истинное возрождение Вед началось с махариши Даянанды. Чем же отличалась его интерпретация Вед?
Существуют 2 таких метода: статический и этимологический- соответственно "рудхивада" и "парампаравада". Согласно этимологическому методу "парампара", ведические мантры не следует понимать в традиционном значении слов. Например, Индра вовсе не означает традиционного индусского бога, упоминаемого в пуранах. Махариши Даянанда считает, что его следует воспринимать как Бога всей вселенной, а понимание Индры как второстепенного божества появилось гораздо позже-когда утвердилась религия брахманизма. То-есть, чтобы понять слово, нужно обратиться к его этимологическому корню- к нирукте, а не идти на поводу более поздних интерпретаций. Сначала единство, затем- многообразие. Здесь действует тот же общефилософский принцип.
Этимологический принцип побудил некоторых энтузиастов искать в Ведах сведения по естественным наукам. Какие-то сведения в них действительно есть, но не следует думать, что Веды содержат все знания о естественных науках, ибо Веды, прежде всего,- это священное писание, предназначенное для того, чтобы способствовать духовному росту человека.
Бог дал человеку разум, чтобы он мог исследовать мир вокруг себя. Каким был бы смысл жизни человека на Земле, если бы все сведения были для него где-то заранее записаны на все времена вперед?
Веды подразделяют знание на два вида : материальное и духовное. В ведической терминологии первое называется "авидъя" (незнание, поскольку естественные науки постоянно изменяются и то,что вчера было правдой, завтра может оказаться неправдой). Таким знанием, подверженным постоянным изменениям занимаются упаведы- приложения к Ведам. Предметом же Вед является " видъя"- вечное и неизменное духовное знание.
Это вовсе не означает, что ведический взгляд на жизнь пренебрегает материальным. И материальный мир, и физическое тело признаются как существующая реальность. Во всем физическом поддерживается жизнь благодаря присутствию в нем духовного элемента. Все блага материального мира Бог дал на пользование человеку, но квинтэссенцией ведической мысли является призыв:
"Будь наслаждающимся, а не предметом наслаждения; будь хозяином, а не рабом; живи в мире, но не будь привязан к нему!"
***