Быть может потому-то и закрыты пока двери в мир иной...
А то. Если все мироздание контролируется, то кто такие земляне, чтобы быть исключением?
Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура » Вопросы философии, психологии » Наука и религия
Быть может потому-то и закрыты пока двери в мир иной...
А то. Если все мироздание контролируется, то кто такие земляне, чтобы быть исключением?
Однако древнейшим учением, отрицавшим наличие у человека души могущей жить отдельно от тела был древний иудаизм и Старый Завет. Возможность жизни после смерти в них рассматривается только в результате воскрешения в том же телесном виде.
Скажем, не древнейшее, а одно из древнейших религиозных учений. Впрочем, не в этом суть.
И тогда наличие души отдельно от тела не отрицалось, насколько я знаю. Другое дело, что душа через некоторое непременно принимает материальный облик.
Дальше излагаю не с точки зрения Торы - боюсь ошибиться.
Но есть промежуток времени, в котором душа пребывает вне материального тела. Об этом же свидетельствуют множество людей, пережившие NDE в разных частях Земли. С исламской, индуистской буддистской точки зрения это временное обиталище душ без материального (в нашем понимании) тела носит название "барзах", "бардо", "антарикша" соответственно. Родственники собираются в одном месте. Вопрос: почему? Почему их сразу не рассортируют и не отправят кого куда?
Ислам говорит, что в день Воскресения люди приобретут прежние тела, но оговаривается, что при внешнем сходстве эти тела будут обладать и некоторыми другими новыми свойствами, характерными для того мира, того измерения...
Вообще, любой разум, существующий в тонких измерениях, стремится к проявлению и в материальном. Или же он уже обладает свойством управлять материей и может свободно перемещаться из т.н. тонких измерений в грубо-материальные, при необходимости принимая любой материальный облик.
इति मुनयोऽवदन् - "Так сказали мудрецы".
Однако древнейшим учением, отрицавшим наличие у человека души могущей жить отдельно от тела был древний иудаизм и Старый Завет. Возможность жизни после смерти в них рассматривается только в результате воскрешения в том же телесном виде.
По-видимому, Вас просто неверно проинформировали на данный счет.
Если под "Старым Заветом" Вы подразуемаете Танах, а под "жизнью души отдельно от тела", существование души после смерти тела, то вот Вам цитата оттуда как раз об этом:
וְיָשֹׁב הֶעָפָר עַל-הָאָרֶץ כְּשֶׁהָיָה וְהָרוּחַ תָּשׁוּב אֶל-הָאֱלֹהִים אֲשֶׁר נְתָנָהּ
"И вернется прах в землю, как он был, а дух возвратится к Б-гу, Который дал его".
Коѓелет (Эклизиаст 12:7)
А вот вoскрешение в Танахе в явной форме как раз не упоминается и вся доктрина иудаизма, связанная с этим, относится к Устной Торе.
Отредактировано Ernster (2010-04-22 01:11:46)
Жизнь после смерти - очень важный вопрос, по сути, именно во взглядах на него, расходятся наука и вера, именно по отношению к этому вопросу верующий отличается от неверующего. Поэтому, то, что ниже - это не только об отношении философии и науки к проблеме жизни после смерти, это об их отношении к вере вообще.
Если важный -- давайте обсуждать. Философию можно не принимать в расчёт -- это сплошная поэзия мысли, а не сама мысль. А наука настолько рассосредоточилась, что её уже не собрать в одной голове.Поэтому спрашивать уже не с кого, только, что сам накопаешь, то и твоё.
Взвешивание души человеческой – это профанация. Этот эксперимент не даст ничего, кроме ошибки, если не обеспечить его чистоту. Технически такой эксперимент возможен, но те взвешивания, о которых я читал и слышал, проводились либо невеждами в технике эксперимента, либо мошенниками. Два последовательных взвешивания тела человека всегда дадут убыль веса, равную не весу отлетевшей души, а весу испарившейся с поверхности тела влаги.
То, что медики называют смертью, ею не является. Смертью они называют то состояние человека, когда они получают юридически право перестать бороться за его жизнь. Сердце может остановиться, дыхание прерваться, энцефалограф может ничего не показывать, но это не значит, что жизнь человека прекратилась. Она может проявляться на очень низком уровне, то есть за пределами чувствительности прибора. Разве не было случаев, когда голые покойники, если их прежде не выпотрошили, сами возвращались из морга. Холод всегда действует бодряще и оживляюще. С охлаждением немного уменьшается термодинамическая энтропия тела, вот оно и “оживает”.
Воспоминания о смерти очень впечатляют, но убеждают далеко не всех. Мало ли что может привидеться даже здоровому человеку во сне и наяву, а болящему, да ещё под наркозом, тем более! Я тоже мог бы кое-что рассказать из своих приключений, да не хочется отвлекаться. Немало людей, способных поверить всему и сразу. Иные удивлялись, как я могу чему-то не верить, но что я могу с этим поделать! Приходилось отмахиваться от всяких полтергейстов и прочего. Не занимали они меня.
“Барабашек” хватало и на работе так, что голова пухла. В физической лаборатории иногда случается непонятное, но было бы совершенно не профессионально списывать хоть что-нибудь из этого на “сверхъестественное”. Иногда уходило много усилий на то, чтобы докопаться до причин этого. И тогда оказывалось, что, например, мешает работа ближайшей радиостанции, о которой никто из нас не подозревал. Или двумя этажами выше сидит такой же, как я, “кудесник” и так же, как я, иногда кудесничает у себя, а у меня от этого аппаратура дурит. Она и сама по себе может взбрыкивать при неисправности, до которой тоже нужно докапываться.
Действительно, откуда в природе (в естестве) может взяться “сверхъестественное”? У всего должно быть своё место и у “сверхъестественного” тоже. Его место в области метафизики, а она с естеством, природой, физикой не пересекается. Но это отнюдь не исключает существования того и другого вне зависимости друг от друга.
Это странно, но к вере я пришёл тропой самого рафинированного рационализма. Прежде мне было непонятно, как другие могут верить. Теперь тоже непонятно. Я ведь совсем другое дело – у меня есть для этого такие твёрдые основания, которых у большинства быть не может. А потом я решил, что у каждого могут быть какие-то свои основания, до которых мне и дела нет.
Прошлый век был ознаменован великими открытиями, обнажившими “блеск и нищету” рационализма. Поэтому, если кто-то утверждает, что вера в Бога не может быть рационально обоснована, то это только говорит о том, что рационализм у него недостаточно зрелый. Я не хочу сближать науку и веру, чтобы кому-нибудь не показалось, что их можно соединить, а это будет уже прямой ересью. Я только хочу попробовать обосновать с точки зрения физики, что смерти нет,что ВСЁ, ОДНАЖДЫ ВОЗНИКШЕЕ КАК ЖИВОЕ, ПРЕБЫВАЕТ ЖИВЫМ ВОВЕКИ.
Это будет обосновано экспериментально. При этом нет нужды душить форумчан математикой по многим причинам: во-первых, я хочу быть понят всеми; во-вторых, я ещё не умею писать формулы на компьютере; да и, в-третьих, я давно уже не тот “орёл”, что был прежде. Жаль только, что я также не умею делать на компьютере рисунки. Ну, да и без них обойдёмся.
Если говорить честно, то ничего по этой части готового у меня нет. Так, есть кое-какие мысли по поводу всем известных фундаментальных физических экспериментов, которые, как мне кажется, можно сложить в довольно интересную картину. Поэтому прошу не стесняться и вмешиваться в мои рассуждения по их ходу – это может быть полезно. У меня нет какой-то особенной научной репутации, но и “на всякого мудреца довольно простоты”. Я могу нечаянно ошибиться, но обещаю быть интеллектуально честным и не хочу никому морочить голову.
И ещё – мне кажется, что лучше будет разбивать всё на краткие сообщения. Большие монологи оглушают и делают невозможным обсуждение. Сложную задачу всегда легче решить, если разбить её на множество простых.
И ещё – меня почему-то очень будоражат Ваши, Элион, сообщения по теме жизни после смерти. Мне, конечно, приходилось читать Моуди и других. Мне даже подсунули как-то “исследовательскую” работу одного молодого дарования. В ней с материалистических позиций и с медицинской точки зрения освещается эта тема, и руководителем по ней был какой-то доктор наук. Девчушку эту я немного знаю, мы работаем вместе. Она уже студентка медвуза. Я, было, хотел написать что-то вроде отзыва, да передумал. Зачем тревожить ребёнка – по медицинской части я ничего не смыслю, а она не виновата, что её руководитель сам не понимает, что жизнь после смерти никакого отношения к медицине не имеет.
Вы, Элион, такой отзывчивый человек и демонстрируете такую большую заинтересованность в развитии этой темы, что не откликнуться на это я просто не могу.
Воспоминания о смерти очень впечатляют, но убеждают далеко не всех.
Нужно ли убеждать в этом немедленно? Ведь каждый очень скоро убедится в этом лично. Чуток подождите, и уже никого убеждать не придётся. Другое дело - с чём мы (каждый) придём к этому моменту. По всей видимости, должен быть некий потенциал прижизненных дел, мыслей, поступков. Представьте, что это так. Пусть есть хоть мизерная вероятность жизни души после смерти. Неужели вы не озаботитесь, чтобы выглядеть достойно? И смысл не в том, чтобы искать чёткий ответ (ради исследовательского любопытства?) и убеждать, а в том, чтобы убедительно прожить отмеренную нам часть жизни.
И смысл не в том, чтобы искать чёткий ответ (ради исследовательского любопытства?) и убеждать, а в том, чтобы убедительно прожить отмеренную нам часть жизни.
Верные слова, Алекс. Но при этом рациональные доводы существования жизни после смерти никому не повредят. А кому-то, может, и помогут. Ведь иногда бывает, что человек вроде бы и верит, но все равно порой сомнения одолевают. Пример - случай с пророком Ибрахимом (Авраамом). Он был глубоко верующий человек и во всем подчинялся Аллаху, но тем не менее, попросил у него возможности воочию убедиться в возможности воскрешения после смерти. Дальше известная история (очень кратко): он убил нескольких птиц, разрезал их и поместил эти части в разных местах. И они ожили по повелению Всевышнего.
Это я не к тому, что воскрешение после смерти существует, а к тому, что рациональные рассуждения\доводы\доказательства никому не повредят.
И ещё – мне кажется, что лучше будет разбивать всё на краткие сообщения. Большие монологи оглушают и делают невозможным обсуждение. Сложную задачу всегда легче решить, если разбить её на множество простых.
Спасибо, Владиславз. Это будет чрезвычайно интересно послушать - посему, уже ждем с большим нетерпением.
Ведь иногда бывает, что человек вроде бы и верит, но все равно порой сомнения одолевают. Пример - случай с пророком Ибрахимом (Авраамом).
Из 5 случаев воскрешения, приведённых в суре Корова, Вы, Elion, выбрали самый мягкий. Но всё равно, представьте, что для физического опыта, доказывающего существование тонкого мира, потребуется расчленить живых птиц – уже как-то не по себе. Этот пример показывает насколько понятия мира прошлого отличаются от современных гуманизированных представлений. Остальные случаи – с людьми (умерщвление и последующее воскрешение евреев) - такого же порядка. Почему-то считается, что эти действия Аллаха служат для побуждения к занятиям естественными науками (комм. к стиху 26).
Какова же была цель знамений? Исключительно требование веры и благодарности. Опять представьте себе, что вы лично, как отец, проделываете такой воспитательный момент со своими детьми. Чтобы они были благодарны. Кроме страха, у детей вряд ли иные чувства возникнут. А ведь, Аллах и есть отец, а мы дети. И не более ли естественно отдать своим детям всё, не требуя благодарности?
Это место в Коране одно из самых сложных. «Вера без дел мертва есть». Нужно ли только верить и бесконечно благодарить творца или нужно трудится, творить, страдать – и так готовить душу к посмертной жизни (при этом не совершая первых действий)? Что будет оценено там, за гранью смерти? Сможет ли человек получить ответ на этот вопрос с помощью науки, опыта? Пока каждый решает этот вопрос по своему…
Не хотелось бы здесь развивать межконфессиональную дискуссию, но я не могу как следует отреагировать на это сообщение, так как есть непонятные для меня пункты. Что такое "стих 26"? Если вы о Коране, напомню, что Коран - не поэтическое произведение, и нельзя что-либо из Корана называть стихом - мусульманами это воспринимается как оскорбление, и иногда это слово критики Корана используют намеренно - своего рода провокация. Говорю вообще, так как уверен, что ничего подобного вы и в голове не держали. К примеру, многобожники Мекки в начале миссии Пророка усиленно распространяли слухи о том, что Мухаммад - поэт, и сам сочиняет аяты Корана, выдавая их за божественное откровение.
Второе - что это за место конкретно (сура, аят, или описание), которое вы считаете самым сложным?
"Нужно ли только верить и бесконечно благодарить творца или нужно трудится, творить, страдать – и так готовить душу к посмертной жизни (при этом не совершая первых действий)?" - что вы имеете в виду под "первыми действиями"?
"Почему-то считается, что эти действия Аллаха служат для побуждения к занятиям естественными науками (комм. к стиху 26)." - Наверное, имеете в виду воскрешение мертвых. Вопрос: Кем это считается?
"Этот пример показывает насколько понятия мира прошлого отличаются от современных гуманизированных представлений." - Чьи именно понятия? Людей? Если да, то еще под вопросом, с учетом уровня сознания древности и специфики тех исторических времен, стали ли люди лучше (гуманнее) ...
Не хотелось бы здесь развивать межконфессиональную дискуссию
Извиняюсь, был не в курсе. У меня Коран в переводе Крачковского, 2-е изд., 1990. Сура Корова идёт под цифрой 2. Далее идут тоже оцифрованные строки, стало быть - аяты. 26 - номер, под которым идёт аят. В конце книги даны комментарии к сурам (авторские, перенесены из 1 издания), тоже пронумерованы. Далее не продолжаю, чтобы не вторгаться в конфессиальный вопрос. Что до самого сложного, то оно относится ко всем религиям и не только к ним. Это вопрос, что важнее для посмертной жизни духа - чисто вера и благодарность Творцу, внешние проявления, безо всяких поступков. Или труд, творчество, поступки, активная деятельность на пользу людям, но без выражения благодарности и молитвы. Или, может быть, борьба с иноверцами? Сам я пока ответа не нашёл, потому для меня вопрос сложный.
Поднятую мной тему, наверное, стоит прервать, так как не хотелось бы, чтобы она воспринималась, как провокация. Ещё раз прошу прощения.
Это вопрос, что важнее для посмертной жизни духа - чисто вера и благодарность Творцу, внешние проявления, безо всяких поступков. Или труд, творчество, поступки, активная деятельность на пользу людям, но без выражения благодарности и молитвы. Или, может быть, борьба с иноверцами?
Для посмертной жизни духа важно, чтобы он еще при жизни не сгнил в смертной оболочке.
Это вопрос, что важнее для посмертной жизни духа - чисто вера и благодарность Творцу, внешние проявления, безо всяких поступков. Или труд, творчество, поступки, активная деятельность на пользу людям, но без выражения благодарности и молитвы. Или, может быть, борьба с иноверцами? Сам я пока ответа не нашёл, потому для меня вопрос сложный.
"Ещё раз прошу прощения" - Да всё тут в порядке, Алекс. Все это у нас в русле обсуждения, и я действительно хотел просто конкретно уяснить о чем речь. Теперь понятно.
Гилавар ответил очень хорошо, сжато и в точку - в духе афоризмов сутр йоги и веданты.
Я же скачал с сети перевод Крачковского (у меня его и не было, так как это перевод, на который полагаться нельзя по словам самого же Крачковского, да и всем мусульманам это известно). К сожалению, версии с комментариями не нашел - только текст. Речь идет об аяте:
كَيْفَ تَكْفُرُونَ بِاللَّهِ وَكُنتُمْ أَمْوَتًا فَأَحْيَـكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ ثُمَّ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ.
(28). Как вы не веруете в Аллаха? Вы были мертвыми, и Он оживил вас, потом Он умертвит вас, потом оживит, потом к Нему вы будете возвращены. (Крачковский)
28. Как вы можете не верить в Аллаха? Ведь вы были мертвыми и Он оживил вас. Потом Он умертвит вас и снова оживит, а затем к Нему вы будете возвращены. (свой перевод)
На эту тему имеется множество аятов. Ибн Аббас сказал о словах: وَكُنتُمْ أَمْوَتًا فَأَحْيَـكُمْ - "Ведь вы были мертвецами, и Он оживил вас": "Раньше вы не существовали и были ничем, пока Аллах не сотворил вас. Потом Он умертвит вас и снова оживит в день Воскресения". Затем ибн Аббас сказал: "Это похоже на утверждение Аллаха:
قَالُواْ رَبَّنَآ أَمَتَّنَا اثْنَتَيْنِ وَأَحْيَيْتَنَا اثْنَتَيْنِ. - "Они скажут: "Господи наш! Ты умертвил нас дважды и оживил нас дважды". (40:11)''
То есть умертвил нас сначала для того мира, откуда пришел наш дух (или душа), и оживил нас в этом мире на Земле, потом Он снова умертвит каждого из нас, и снова оживит в другом мире. В каком - это мы сами и готовим для себя сейчас.
Поэтому для посмертной жизни духа важно всё: и вера, и благодарность, все его поступки, слова, мысли - весь его образ жизни. Наша будущая участь - в какой именно из множества миров мы попадем, зависит от того, как мы жили здесь и что унесем с собой. Это элементарная истина. К примеру, почему убежденный большевик не может попасть в т.н. райский мир? Потому что с чего он там начнет? Бывшие граждане СССР ответят правильно: да, с создания общерайской газеты "Искра", чтобы из него возгорелось пламя - пламя гражданской войны, под лозунгом "Вся власть в раю - Совътам!", "Вера в Бога - опиум для народа!" и т.п. Или бандюган. Он не потерпит такого беспредела, чтобы всё было бесплатно, и решит взять рай под свою крышу: "А как же без крыши? Я крышую, вы платите за то, что я вам безопасность обеспечиваю... Чё, и так было безопасно? Это кто вякнул, внатуре? Ты что ли, фраер? А ну-ка подойти сюда, лох, я счас научу тебя как свободу любить!" -
Борьба с иноверцами - это экстремизм. Как с политической точки зрения, так и с любой истинно религиозной. Это тоже общеизвестно. За исключением отдельных придурков и отдельных банд придурков, истинная суть которых давно уже весьма далека от религии...
ВЕЛИКАЯ МУДРОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ АЛЛАХА В ВОСКРЕСЕНИИ
© 2006 (Приводится сокращенно)
Неверующие часто задают вопрос: Если Аллах такой справедливый, милостивый и милосердный, как вы говорите, то как же это совместить со смертью, распадом, несчастьями и разлуками, которые происходят в мире каждый день?
Во-первых, эта Вселенная полностью принадлежит Ему и Он может делать в ней всё, что пожелает. Во-вторых, что бы Он ни делал, это всегда справедливо.
Искусный портной, чтобы сшить отличный костюм, постоянно примеряет его на заказчике, поворачивает его в разные стороны, заставляет то сесть, то встать. Представьте себе, заказчик бы возмутился и заявил портному: "Что ты меня мучаешь? Хватит меня крутить и вертеть!" Так же и Аллах посылает людям разного рода неудобства, страдания, чтобы в конечном итоге получить более совершенное человечество в целом и отдельного более совершенного человека. В ответ на страдания и несчастья Он дает им соответственную награду и определенное совершенствование. Можно ли после этого сказать, что Он – несправедлив? Упаси Аллах!
Сотворенное не может выдвигать требования к своему Творцу. Единственное их право – это жить в соответствии с теми нормами, которые от него требуются. Жаловаться на Аллаха – это неблагодарность, так как Он – Тот, кто дал жизнь всему существующему. Минералы, например, не могут пожаловаться: "Почему нас не создали растениями?" Они могли бы вообще не существовать, так что им остается только благодарить Аллаха за свое минеральное существование. Так же и животные не могут пожаловаться, почему они не созданы гуманоидами. Что же касается постоянно недовольного человека, то ему можно сказать то же самое: "Дорогой, ты мог бы вообще не существовать, однако Аллах наградил тебя жизнью. Более того, он не не создал тебя ни минералом, ни растением, ни животным, а причислил к высшим своим творениям… В надежде, что ты сделаешь соответствующие выводы".
Человеку говорят: вот существуют такие и такие шаги, преодолев которые ты будешь получать награду и совершенствоваться, а если сделаешь достаточное количество таких шагов, которые под силу любому человеку на Земле, то будешь награжден вечной жизнью и блаженством и в других мирах. И если этот человек после сказанного будет жаловаться на несправедливость, то кто же несправедлив в данном случае?
Довольство тем, что имеешь, дает безопасность и награды от Всевышнего в обоих мирах, а жадность приводит только к новым потерям. Если кто-то виноват в происходящих с человеком несчастьях, то это только он сам. Так что лучше пожаловаться Аллаху на самого себя.
Каждое живое существо активно, поскольку состояние активности дает ему удовлетворение. Так что просто сама активность может оказаться удовольствием. Удовлетворение и удовольствие достигнутым указывают на определенное свершившееся совершенство. Милостивый и Милосердный Аллах чувствует довольство и гордость за тех Своих созданий, которые наиболее полно раскрывают свои возможности и достигают относительного совершенства благодаря своим активным поступкам. Эти довольство и гордость требуют постоянного круговорота творения, а творение – постоянного изменения, обновления и преобразования во Вселенной. В конце концов, эти же постоянные изменения, обновления и преобразования необходимым образом требуют распада, смерти и разлук.
После смерти ничто не уходит в абсолютное небытие – они переходят из сферы энергии в сферу знания, из видимого и смертного постоянно меняющегося материального мира в невидимый мир света и постоянства.
Самая существенная причина сотврения Вселенной – это жизнь. Конечно, эту прекрасную реальность нельзя ограничить только этим преходящим миром, полным недостатков и страданий. Можно ли представить, что Тот, Кто снабдил нас всем необходимым для существования в этом мире, Который заботится даже о мельчайшем насекомом на Земле, слышит и отвечает на наши молитвы, останется глухим к постоянным мольбам всего человечества о вечной жизни? Можно ли представить, что Он предопределил высшему Своему творению на Земле полное уничтожение?
Можно ли представить, что Всемогущий и Мудрый Создатель, обладающий бесконечным милосердием и любовью к Своему творению, любимый всем Своим творением, безвозвратно уничтожит дух и тем самым отвергнет собственное милосердие и заставит других отвергнуть его?
Тогда те, кто понимает истинную сущность жизни, кто не тратит свою жизнь впустую, сами становятся проявлениями и отражениями вечной жизни подобно тысячам сверкающих отражений на Земле, которые все указывают на один источник света.
В мире существуют различные религиозно-философские теории о том, в какой форме человек воскреснет в ином мире. Коран неоднократно подчеркивает, что человек будет иметь телесную форму. Для безграничной мощи Аллаха нет ничего невозможного.
Астроном Фламмарион в книге "Конец мира" пишет:
"Возникновение жизни во всем ее великолепии есть результат подчинения солнечной системы универсальной силе тяжести и центробежному движению. Именно сила тяжести увязывает все части мироздания, от атома и до звезд, регулирует их движение с помощью центробежной силы. Таким образом, универсальный порядок воцаряется во всем мироздании. Однако, и этот порядок неизбежно рухнет, звезды погибнут, небесные тела рассыплются подобно бусинкам разбитого ожерелья".
Инстинктивное стремление к бессмертию заложено в самой природе человека. Многие писатели, ученые и духовные деятели мира хулили жизнь в этом мире, наполненном горестью и радостью, счастьем и страданием. Многие из них публично отрицали возможность жизни после смерти и Судный день, но стремились оставить после себя добрую память о себе своими произведениями, научными работами, духовными учениями и своими поступками. Это и есть инстинктивное стремление людей к бессмертию – они действовали неосознанно по зову своей природы, в которой заложена вера в бессмертие.
Исследователь доктор Норман Винсент писал:
"Я никогда не испытывал ни малейших сомнений либо колебаний относительно вечно длящейся жизни; я верю в нее и считаю ее неопровержимым фактом. Внутренняя тяга человека к вечно длящейся жизни представляет собой одно из важнейших, положительных доказательств, которое ведет нас к пониманию этой истины".
Всеобщая инстинктивная вера в бессмертие так глубоко укоренилась в природе человека, что она, пусть незаметно, но постоянно воздействует на человеческую жизнь. Как мы уже говорили, вера в вечно длящуюся жизнь составляет неотделимую часть любой божественной религии. Бессмертие занимало такое важное место в миссии всех пророков, что они, в целом, и стремились к тому, чтобы подготовить своих последователей к следующему этапу в их вечной жизни, в котором их ждет награда или наказание, в зависимости от их поступков на Земле.
Самостоятельность человеческого духа также говорит в доказательство жизни после смерти. Мы часто говорим о духе, но многое в нем для нас остается тайной. Британский ученый Чессер пишет:
"Некоторые люди утверждают, что механические действия нашего мозга образуют эго или самость. Другие доказывают, что он состоит из мозга, а также таинственной искры, покидающей наши тела в момент смерти. Как вы знаете, философы часто размышляют о том, что есть дух, где он расположен в теле, смертен он или вечен, но ни на один из вопросов подобного рода ответа дано еще не было, невзирая на продолжающиеся попытки в этом направлении. Недавно многие исследователи взялись за решение этой проблемы с другого конца: вопрос о сущности духа они отложили в сторону как слишком сложный и туманный и обратились к изучению сущности разума или души, т.е. того, что составляет совокупность чувств, убеждений и мыслей человека" .
Материалисты считают, что духа не существует, а деятельностью мозга управляют различные химические реакции, происходящие в нем. Называть эту идею наукой как-то язык даже не поворачивается…
Дух не имеет ничего общего с психохимическими реакциями. Если согласиться с вышесказанной идеей, то получается, что человек – это механический робот, собранный из различных частей и деталей. Религия не отрицает, что в человеке присутствуют инстинктивные реакции, подчиняющиеся психофизиологическим законам, но не считает, что все действия человека можно свести к физико-математическим уравнениям. Конечно, нематериальный дух не может совершать какие-либо действия в этом материальном мире, поэтому он и помещен в материальное тело. Дух можно сравнить с электроэнергией, приводящей машину в движение – если отключить электроэнергию, машина остановится и будет представлять собой бесполезную груду металлолома.
Подобным же образом, когда человек умирает, дух выходит и отключает тело. Но сам дух не исчезает, сохраняя в себе всю информацию, опыт и знания, присущие данному человеку. Дух самостоятелен. Каждый из нас осознает его в себе самом как свое личное "Я", которое остается неизменным этим "моим Я", как бы ни менялись окружающие условия.
Всё во Вселенной – от мельчайших атомов до скоплений галактик, движется гармонично и с невероятной закономерностью только благодаря тому, что их Создатель обладает бесконечным знанием и неограниченным могуществом. Верующие в единство Аллаха и признающие, что только Он обладает абсолютным совершенством, не сомневаются также в том, что весь этот удивительнейший порядок во Вселенной имеет определенную цель.
Все религии мира основываются на ответственности человека за свои поступки. Все пророки, приходившие в разные времена к разным народам, призывали их готовиться к великому событию, которое должно было произойти во всем мироздании и которое означало бы переход к новому этапу развития. Готовиться означало использовать дарованные им Аллахом способности и возможности для продвижения по указанному Им пути, готовиться к тому неизбежному дню, когда этот виток развития Вселенной закончится и будет подведен великий итог. Цикличность развития Вселенной и воскресение человека – явления естественные и неизбежные в этом строго упорядоченном мире Аллаха. Закон, укладывающийся в схему "рождение – жизнь – смерть – рождение", является универсальным законом и касается любой вещи и любого явления. То есть, когда заканчивается один цикл существования, начинается другой. И в этом заключается великая мудрость Аллаха – Творца всего мироздания.
Все духовные и недуховные системы согласны в том, что конечная цель человека – это самосовершенствование, то есть приобретение истинных знаний и совершенствование духа. Никто не подразумевает под самосовершенствованием только совершенствование материального тела человека. Тело материально, а дух – нет. Для совершенствования материального тела в материальном мире есть все условия, но для духа – нет, так как для этого ему требуется более длительное время, чем короткая человеческая жизнь, да и другие – духовные условия. Конечно, и в этом мире дух может достичь достаточно высокого уровня, если человек ставит для себя на первом месте свой (нематериальный) дух, а не (материальное) тело.
Смерть каждого человека – это конец первого этапа его существования и новое рождение в другом мире, означающее начало новой вечной жизни. Человек оказывается в другом мире, где для него появляются новые условия для совершенствования своего духа. Движение человека по пути совершенства продолжается до тех пор, пока в потусторонней жизни он не достигнет своих конечных целей и устремлений, сливаясь в вечном и нерушимом союзе с Всевышним Аллахом.
Человеку присущи возвышенные нравственные и религиозные инстинкты, дарованные ему Аллахом . Одни люди, препочтя быстротечные материальные блага этого мира, шаг за шагом глушат эти инстинкты в себе, другие стараются максимально их совершенствовать, убежденные, что от этого зависят условия, в которых они окажутся после смерти. То есть инстинктивное стремление к вечной жизни в человеке Аллахом тоже заложено. Если считать, что после смерти нет никакой жизни, то жизнь в этом мире теряет всякий смысл. Именно вера в дальнейшую жизнь после смерти и придает смысл жизни в нашем земном мире.
Мы знаем, что различного рода преступления и жестокости совершаются в нашем мире каждый день и многие из них остаются без наказания. Некоторые страны-агрессоры вторгаются в другие независимые страны , уничтожая их жителей, природные ресурсы, сея хаос и смерть. И порабощение этих стран иногда длится десятками и даже сотнями лет. Есть преступники, которые, совершив массу преступлений, живут припеваючи до конца своих дней. Или же наказание бывает неадэкватным совершенным преступлениям. Например, за убийство нескольких человек преступник получает десять лет тюрьмы и выходит на свободу. Правда, мы знаем также достаточно примеров того, как грешники и в этой жизни частично наказываются, часто гибнут позорной и бесславной смертью.
Преступники и грешники еще при этой жизни постоянно получают различного рода предупреждения или наказания от Аллаха , Который по Своему безграничному милосердию через эти предупреждения призывает их одуматься, пока не поздно.
Другие основывают свою жизнь на заветах Аллаха , не совершают в этом мире ничего дурного, но всю жизнь живут в нужде, кое-как сводя концы с концами. В этом мире нет такой силы, которая могла бы помочь человеку полностью восстановить справедливость или же соответствующим образом вознаградить за все хорошее, что он совершил. Есть ученые и мудрецы, которые дали бесценные знания миллионам людей, есть пророки, спасшие целые нации от гибели. Есть миллионы людей, которые всю жизнь идут по пути Аллаха и жизнь которых является примером для всех. Получают ли они соответствующую награду в этом мире? Нет, да и жизнь в этом мире слишком коротка для этого.
И тогда возникает вопрос: где же бесконечная мудрость и справедливость Аллаха? Как Он может допустить все это, если мы говорим, что Он – Милостивый и Милосердный?
Прежде всего, вспомним, что Аллах всем дает свободу выбора в поступках, но предупреждает, что выбравшие путь зла и совершившие злые поступки, непременно будут наказаны. Так же и совершающие благочестивые поступки непременно получат награду за свои добрые дела:
"Кто бы ни совершил добро — хотя бы на вес пылинки, он обретет воздаяние за него. Кто бы ни совершил зла — хотя бы на вес пылинки, он обретет возмездие за него". (Аль-Зальзаля, 7-8)
"Неужели те, которые вершили злые деяния, полагали, что Мы приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные дела, что их жизнь на Земле и после смерти будет одинакова? Скверны же их суждения! Аллах создал небеса и Землю в истине и ради того, чтобы каждому человеку было воздано за то, что он вершил. И с людьми не поступят несправедливо". (Аль-Джасиа, 21-22)
То есть справедливость Аллаха и ответственность человека за все поступки в своей жизни обусловливают, что когда-то людям придется держать отчет за все. Если не все наказания и награды остаются неосуществленными в этом мире, то очевидно, что они переносятся на другой мир и на другое время.
Истинно верующие не боятся смерти, так как для них жизнь после смерти является несравненно лучшей, чем этот мир:
"Жизнь в этом мире — лишь забава и игра. И, воистину, будущий мир и есть вечная жизнь, если бы они это знали!" (Аль-'Анкабут, 64)
То есть наша жизнь в этом мире – это лишь небольшой период в вечной жизни человека. Но этот период решает, каким будет следующий. Кто-то ставит перед собой высшую цель оказаться в мире, полном милосердия Аллаха, другие упорно продвигаются к будущим вечным мукам в одном из миров ада. Каждый день нашей жизни – это выбор между этими двумя противоположными мирами. Вот если бы люди еще и помнили об этом каждый день!...
Каждый разумный человек убежден, что все мироздание и явления, управляющие им, основаны на справедливости, то есть вселенский закон Аллаха не допускает ошибок. Эта убежденность необходимым образом и приводит нас к несомненной вере в неизбежное наступление воскресения. И для этого не нужны никакие научные доказательства, хотя в наше время наука все больше и больше склоняется к принятию идеи продолжения жизни после смерти.
Мы предвидим каверзный вопрос: Хорошо, если все мироздание основано на законах справедливости, то почему же мы не видим этого в своем мире? Почему жизнь человечества в наше время никак нельзя назвать основанной на принципах справедливости?
Ответ: Исключений принципа справедливости в мироздании нет. Он проявляется в том числе и жизни человечества. Дело в том, что люди отличаются от других существ и явлений тем, что Аллах дал им свободу выбора. Люди по своему выбору привели человечество в то состояние, в котором оно сейчас находится. Чья вина в том, что жизнь на Земле такова, какова она есть? Или вы назовете это несправедливостью?
И еще одно дополнение к сказанному: есть некто, который поклялся, что всеми способами будеть сбивать людей с пути справедливости:
"(Иблис) взмолился: "Дай мне отсрочку до того дня, когда будет воскрешены [люди] ". [Аллах] сказал: "Воистину, ты в числе тех, кто получил отсрочку". [Иблис] сказал: "За то, что Ты отвратил меня [от пути истины], я буду мешать им [следовать] по Твоему прямому пути. Я непременно буду являться к ним спереди, сзади, справа и слева, и Ты убедишься, что большинство из них неблагодарны [Тебе]". (Аль-Аграф, 14-17)
Как известно, Иблис никого не заставляет сходить с правильного пути. Он только уговаривает, а люди соглашаются добровольно. В чем же тут несправедливость?
Таким образом, если взять жизнь на Земле в целом, то она тоже развивается по всеобщим законам справедливости. Потом, не следует какой-то принцип загонять в узкий и ограниченный круг. Поскольку жизнь не завершается только пребыванием человека на Земле, то завершение одного цикла справедливости может начаться на Земле, а завершиться через тысячи или миллионы лет в другом мире. Жизнь на Земле – это только одна глава долгой истории человечества, длящейся бесконечно.
Понимание неизбежного осуществления справедливого суда в порядке вещей в мироздании приводит нас к осознанию того, что неминуемо наступит день, когда всем придется отчитываться по этому высшему суду справедливости.
Кайс ибн Асим в своей книге “Деяния праведных“ приводит слова Пророка:
"За гордыней следует унижение, за жизнью следует смерть, за земным миром следует потусторонний мир. Все, что существует, вне всякого сомнения, подчиняется расчету, и есть некто, кто руководит всеми вещами. За каждый добрый поступок воздается наградой, и наказанием - за каждый злой поступок. Всему есть свой срок. О Кайс, у тебя есть друг, попутчик, который однажды будет захоронен вместе с тобой. Когда будут хоронить тебя, он еще будет жить, хотя ты будешь мертв. Если попутчик твой благороден и человек чести, он будет тебя уважать, если же он низок и подл, он будет мучить и измываться над тобой. Воскреснет он вместе с тобой, и ты воскреснешь вместе с ним. Вопросы к тебе обращены не будут: к нему они будут обращены. Выбирай же себе достойного, праведного попутчика, ибо, если он грешен, возжелаешь ты тотчас сбежать от него.
Вечно сопровождающий попутчик и друг твой - не что иное, как твои деяния, о Кайс!"
***
(28). Как вы не веруете в Аллаха?
- Да, именно это место имелось в виду...
это перевод, на который полагаться нельзя
- посоветуйте, какой перевод стоит приобрести.
К примеру, почему убежденный большевик не может попасть в т.н. райский мир?
В остальном Вы убедительны. Но в этом месте, не знаю, может быть, если только в библейский райский мир. Получается, что коммунисту отдавшему жизнь за родину, за Сталина, отстоявшему страну от захватчиков, в рай путь заказан. А глубоко верующему гитлеровцу, маршировавшему под штандартом "С нами Бог!" с такой же пряжкой на ремне - там самое место? А кому же Бог помог победить? - Безбожникам? ...
посоветуйте, какой перевод стоит приобрести
На сегодняшний день лучшим переводом Корана считается перевод Кулиева. Я перевел первые 7 сур Корана на русский язык, основываясь на комментариях ибн Касира и других муфассиров, и стараясь передать наиболее близкий к арабскому тексту перевод. Во время перевода, естественно, обращался к существующим переводам Османова и Кулиева, как к наиболее удачным переводам (Саблуков и Крачковский исключаются вообще, стихотворный перевод Валерии Пороховой, хоть и звучит красиво, как написанный в стихотворном размере, априори не может быть соответствовать арабскому тексту). Из упомянутых двух, у Кулиева находил только незначительные неточности. Разумеется, это мое субъективное мнение, и я готов к дискуссии по этим вопросам с кем угодно.
В остальном Вы убедительны. Но в этом месте, не знаю, может быть, если только в библейский райский мир. Получается, что коммунисту отдавшему жизнь за родину, за Сталина, отстоявшему страну от захватчиков, в рай путь заказан. А глубоко верующему гитлеровцу, маршировавшему под штандартом "С нами Бог!" с такой же пряжкой на ремне - там самое место? А кому же Бог помог победить? - Безбожникам? ...
Вы не первый этот вопрос задаете.
Давайте, сразу исходить из того, что неоспоримо. Неоспоримо то, что Всевышний призывает человечество жить\поступать определенным образом, и предостерегает от определенных поступков и определенного образа жизни. Что это такое - общеизвестно, поэтому не буду все это разъяснять. На уровне детсадовского возраста это звучит: "Что такое хорошо, и что такое плохо?" Есть универсальные понятия добра и зла - и они безотносительны. Тут не пройдут хитрые софистские рассуждения типа, что для одного человека хорошо, для другого плохо. У Всевышнего всё без хитростей и справедливо, как бы ни пытались отдельные личности извратить понятия добра и зла. Неважно кто ты - мусульманин, иудей, христианин, зороастриец, индус, буддист, атеист, член партии любителей минералки - законы Всевышнего общие для всех, для всего человечества.
В какой мир попадут члены ВКП(б), НСДАП и т.д. определяется не их партийной принадлежностью, и не только от их борьбы против захватчиков (кстати, немецкие солдаты тоже защищали свою родину на определенном этапе, и защищали ее героически - спросите живых пока ветеранов войны), а всеми их делами, поступками, оправданностью и справедливостью всех своих жизненных поступков, в целом опять от того же самого: насколько они придерживались того, к чему призывал людей Господь, и насколько они отстранялись от того, что Всевышний запретил. Всевышнему неважно какой флаг висит на крыше дома человека, какой религиозный ярлык он приклеил себе на лоб и какую повязку нацепил себе на рукав... Законы Всевышнего одни и те же для всех разумных существ, и для всех миров.
"Слава Аллаху, Господу миров!" (Сура 1, аят 1, Священный Коран)
убежденный большевик не может попасть в т.н. райский мир
В какой мир попадут члены ...определяется не их партийной принадлежностью... а всеми их делами, поступками
Хоть Вы не ответили однозначно, но со вторым Вашим постом полностью согласен. Однако считаю, что есть важный нюанс. Есть поступки, намного перевешивающие ВСЁ, сделанное за всю жизнь. Встать в ряды защитников родины и победить намного более сильного врага - это из тех самых поступков. В тот момент не важно убеждённый это большевик или нет, верующий это в Бога или нет. Это подвиг. И согласен:
Всевышнему не важно какой флаг висит на крыше дома человека
Он оценивает дела и поступки (хотя вывесить флаг - тоже в какой-то мере поступок).
В общем понятии расхождения может и не быть. Но в трактовке - у каждого своё понятие. Для одних дело - это молитва, для других - труд, творчество, для третьих ещё что-то. И в полной своей правоте может быть убеждён только один - совершивший высший подвиг. Все остальные, простые смертные, узнают о правильности своего жизненного пути в своё время, ждать не очень долго.
За разъяснения по поводу перевода Корана - спасибо. Попробую раздобыть. Не могли бы вы немного рассказать о сути Вашего перевода? В чём изюминка, что у Вас лучше? По тем строкам, которые приведены в предыдущем посте (аят 28), я не уловил разницу. Показалось, что смысл одинаков. Может, быть Ваш ближе к арабскому тексту? Но неужели такой корифей, как Крачковский неверно перевёл фразу?
"Хоть Вы не ответили однозначно" - Потому что невозможно однозначно ответить, к примеру, "коммунист попадет в рай", "нацист не попадет в рай", "мусульманин попадет в рай" и т.п. по той причине, что не людям это решать, кто куда попадет.
"Есть поступки, намного перевешивающие ВСЁ, сделанное за всю жизнь. Встать в ряды защитников родины и победить намного более сильного врага - это из тех самых поступков. В тот момент не важно убеждённый это большевик или нет, верующий это в Бога или нет. Это подвиг" - Конечно, такие поступки бывают. У кого угодно - даже у бывшего нациста. Но опять же мы можем только догадки строить со своей человеческой точки зрения - окончательное решение за Всевышним, кто куда попадет.
"Попробую раздобыть" - А чего пробовать? Этих переводов в сети - тьма.
"Но неужели такой корифей, как Крачковский неверно перевёл фразу?" - дело не в этом, Крачковский был замечательный специалист. Повторюсь тут еще (уже писал не раз в других темах), что перевод Крачковского - это его черновая работа (читай: незавершенная) и он сам при жизни запретил публиковать его. Но в 90-х, когда доступ к духовной литературе только открылся и люди нарасхват покупали всё, дельцы-собиратели денег решили издать массовыми тиражами то, что есть - никуда не годный перевод Корана Саблукова и незаконченный черновой перевод Крачковского.
"Не могли бы вы немного рассказать о сути Вашего перевода? В чём изюминка, что у Вас лучше?" - Я никогда не буду утверждать, что мой перевод лучше. Просто моя скромная попытка дать перевод как можно ближе к арабскому тексту аятов и их смыслу на основе сравнения существующих переводов с тем, что написано в Коране по-арабски, и комментариев известных муфассиров (Ибн Касир, Замахшари, и т.д.)
Рискую злоупотреблять терпением читателей своими пространными постингами, но вот для примера: перевод первых 5 аятов самой большой суры в Коране – "Аль-Бакара" (Корова):
الم. ذَلِكَ الْكِتَابُ لا رَيْبَ فِيهِ هُدًى لِّلْمُتَّقِينَ. . الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالْغَيْبِ وَيُقِيمُونَ الصَّلوةَ وَمِمَّا رَزَقْنَـهُمْ يُنفِقُونَ. وَالَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِمَآ أُنزِلَ إِلَيْكَ وَمَآ أُنزِلَ مِن قَبْلِكَ وَبِالاخِرَةِ هُمْ يُوقِنُونَ. أُوْلَـئِكَ عَلَى هُدًى مِّن رَّبِّهِمْ وَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ.
1. Алиф-Лям-Мим 2. Та Книга (имеется в виду Хранимая Скрижаль – прототип всех божественных писаний, находящийся в ведении Всевышнего), нет сомнения в нем, - руководство для берегущих себя. 3. тех, которые верят в непостижимое и совершают молитву, и расходуют из того, чем мы их обеспечили; 4. тех, которые веруют в то, что было ниспослано тебе, и в то, что было ниспослано до тебя, и в будущей жизни они убеждены. 5. Они находятся на правильном пути от их Господа, и именно они являются достигнувшими успеха.
Кулиев: 1. Алиф. Лам. Мим.2. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руко¬водством для богобоязненных, 3. которые веруют в сокровен¬ное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили, 4. которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни. 5. Они следуют верному руко¬водству от их Господа, и они яв¬ляются преуспевшими.
Османов: 1. Алиф, лам, мим. 2. Это Писание, в [божественном ниспослании] которого нет сомнения, — руководство для богобоязненных, 3. тех, которые веруют в сокровенное, всегда вершат молитвенный обряд салат, раздают милостыню из того, что мы определили им в удел; 4. тех, которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены, что [существует] будущая жизнь. 5. Они следуют по прямому пути, указанному Господом, и обретут они блаженство [в том мире].
Крачковский: 1. (1). Алм. (2). Эта книга - нет сомнения в том - руководство для богобоязненных, 2. (3). тех, которые веруют в тайное и выстаивают молитву и из того, чем Мы их наделили, расходуют,3. (4). и тех, которые веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, и в последней жизни они убеждены.4. (5). Они на прямом пути от их Господа, и они - достигшие успеха.
Есть и более серьезные места в переводах, которые я описывал в теме "О языке Корана". Позволю себе повторить пару аятов тут, чтобы вы могли сравнить:
1.
وَإِذْ قَالَ مُوسَى لِقَوْمِهِ يَـقَوْمِ إِنَّكُمْ ظَلَمْتُمْ أَنفُسَكُمْ بِاتِّخَاذِكُمُ الْعِجْلَ فَتُوبُواْ إِلَى بَارِئِكُمْ فَاقْتُلُواْ أَنفُسَكُمْ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ عِندَ بَارِئِكُمْ فَتَابَ عَلَيْكُمْ إِنَّهُ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ.
"И вот Муса сказал своему народу: "О мой народ! Вы согрешили против самих себя, поклонившись тельцу. Раскайтесь же перед вашим Творцом, и обуздайте свои страсти. Это самое лучшее для вас пред вашим Творцом. И (после этого) Он простил вас, воистину, Он - Прощающий, Милосердный" [2:54]. (свой перевод)
Крачковский: И вот сказал Муса своему народу: "О народ мой! Вы самим себе причинили несправедливость, взяв себе тельца. Обратитесь же к вашему Творцу и убейте самих себя; это - лучше для вас пред вашим Творцом. И Он обратился к вам:
ведь Он - обращающийся, милосердный!"
Кулиев: 54. Вот сказал Муса (Моисей) своему народу: «О мой народ! Вы были несправедливы к себе, когда стали поклоняться тельцу. Покайтесь перед своим Созда¬телем и убейте сами себя (пусть невинные убьют беззаконников). Так будет лучше для вас перед вашим Создателем». Затем Он принял ваши покаяния. Воис¬тину, Он – Принимающий по¬каяния, Милосердный.
Это один из часто обсуждаемых аятов – как мусульманскими учеными, так и другими. Камнем преткновения являются слова فَاقْتُلُواْ أَنفُسَكُمْ , которые переводчики (русские и иноязычные) переводят как "убейте друг друга", а я перевел как "обуздайте свои страсти". Слово نفس нэфс (мн. ч. أَنفُسٌ 'энфус) переводится как "душа", "страсть" или как аналог возвратной частицы "сам", "себя". Например: قال في نفسه:... къа:лэ фи: нэфсиh:… - "он сказал про себя:…". Здесь перевод "убейте друг друга" кажется неубедительным, так как Аллах только что призвал детей Израиля раскаяться, а потом сообщает, что Он простил их. Поэтому, скорее всего, Он призвал их раскаяться и обуздать свои страсти (то есть низкие устремления души, которые проявились в том, что они стали поклоняться золотому тельцу в отсутствие Моисея, мир ему), а когда они раскаялись и осознали свою ошибку (которое им разъяснил Моисей и сообщил им, какие могут быть для них за это последствия в этом мире и в будущей жизни), то Аллах простил их.
2.
وَإِذْ قَتَلْتُمْ نَفْسًا فَادَرَأْتُمْ فِيهَا وَاللَّهُ مُخْرِجٌ مَّا كُنتُمْ تَكْتُمُونَ - فَقُلْنَا اضْرِبُوهُ بِبَعْضِهَا كَذَلِكَ يُحْىِ اللَّهُ الْمَوْتَى وَيُرِيكُمْ آيَـتِهِ لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ.
"И вот вы убили человека и препирались относительно этого, но Аллах выведет на свет то, что вы утаиваете. И Мы сказали: "Применяйте это (этот закон о коллективной ответственности) к некоторым подобным случаям. Так Аллах сохраняет жизни и показывает вам Свои знамения, надеясь, что вы станете разумными. [2:72-73] (свой перевод)
Крачковский: (72). И вот вы убили душу и препирались о ней, а Аллах изводит то, что вы скрывали. 68. (73). И Мы сказали: "Ударьте его чем-нибудь от нее". Так оживляет Аллах мертвых и показывает вам Его знамения, - может быть, вы уразумеете!
Кулиев: 72. Вот вы убили человека и стали препираться по этому поводу. Но Аллах выявляет то, что вы скрываете. 73. Мы сказали: «Ударьте его (убитого) частью ее (коровы)». Так Аллах воскрешает мертвых и показывает вам Свои зна¬мения, – быть может, вы уразумеете.
Сразу скажу: тяжелый случай с этим аятом… Но давайте по порядку.
Обратите внимание на употребление множественного числа "вы убили". Это подтверждение коллективной ответственности, о чем говорилось выше (аят 67), то есть убил кто-то один, но отвечает за это вся местная община. И дальше Аллах призывает, чтобы этот принцип применялся к некоторым подобным случаям нераскрытого убийства. "но Аллах выведет на свет то, что вы утаиваете" – в день Воскресения или раньше – еще в этом мире. "Так Аллах сохраняет жизни" – слово يُحْىِ йухъйи означает "оживляет", но здесь оно переводится как "спасает жизни". Вот подтверждение такого перевода из другого аята, где это слово переводится именно так и никак иначе:
مِنْ أَجْلِ ذلِكَ كَتَبْنَا عَلَى بَنِى إِسْرَءِيلَ أَنَّهُ مَن قَتَلَ نَفْساً بِغَيْرِ نَفْسٍ أَوْ فَسَادٍ فِى الارْضِ فَكَأَنَّمَا قَتَلَ النَّاسَ جَمِيعاً وَمَنْ أَحْيَـهَا فَكَأَنَّمَا أَحْيَا النَّاسَ جَمِيعاً...
"И потому Мы предписали детям Израиля: "Если кто-то убьет душу не за душу другого или не за нечестие на Земле, то он будто убьет всех людей, а если кто-то сохранит ей жизнь, то он будто сохранит жизнь всем людям". [5:32]
То есть в данном аяте (2:72) Аллах сохраняет жизни, не допуская, чтобы кого-то убили по несправедливости или по ложному обвинению.
Теперь сравните еще раз 2 перевода этого аята:
Данный выше: "И вот вы убили человека и препирались относительно этого, но Аллах выведет на свет то, что вы утаиваете. И Мы сказали: "Применяйте это (этот закон о коллективной ответственности) к некоторым подобным случаям. Так Аллах сохраняет жизни и показывает вам Свои знамения, надеясь, что вы станете разумными".
Кулиев: "Вот вы убили человека и стали препираться по этому поводу. Но Аллах выявляет то, что вы скрываете.Мы сказали: "Ударьте его (убитого) частью ее (коровы)". Так Аллах воскрешает мертвых и показывает вам Свои знамения, – быть может, вы уразумеете".
В чем дело? В том, что слова اضْرِبُوهُ بِبَعْضِهَا 'иДрибу:hу би-бэğдиhэ: можно буквально перевести как "Ударьте его чем-либо от нее".
Это и дало повод фантастическим утверждениям многих комментаторов, что детям Израиля было приказано ударить убитого какой-либо частью принесенной в жертву коровы, после чего труп ожил, указал на своего убийцу и обратно помер. Но для такого в высшей степени неразумного толкования повода не дают ни Коран, ни хадисы Пророка, ни Библия. А ведь такой чудесный способ оживления мертвых Пророк никак не обошел бы молчанием!
К тому же в слове اضْرِبُوهُ 'иДрибу:hу слитное местоимение هُ – hу – мужского рода, а убитая душа, о которой до этого шла речь – نَفْس нэфс – женского рода. То есть слово اضْرِبُوهُ 'иДрибу:hу не может относиться к убитой душе. Глагол ضَرَبَ Дарабэ (первое значение: "ударить") используется во многих устойчивых выражениях, где он вовсе не означает "ударить". Например:
ضَرَبَ في الارض Дарабэ фи:-ль-арД – "бродить по земле"
ضَرَبَ شيئاً بشيء Дарабэ шэй'эн би-шэй'ин – "путать одно с другим"
ضَرَبَ مثلا Дарабэ мэsэлэн – "привести пример"
علي ضَرْب واحد ğалэ: Дарб ва:хид – "таким же образом"
ضُرِبَتْ عليهم الذلّة Дурибэт ğалэйhим эz-zиллэ – "их постигло унижение", и так далее.
Учитывая всё это, глагол в повелительном наклонении اضْرِبُوهُ 'иДрибу:hу лучше перевести как "применяйте это" (то есть закон о коллективной ответственности за убийство), بِبَعْضِهَا би-бэğдиhэ: - "к некоторым из них". К кому из них? Здесь слитное местоимение ها hэ: - женского рода, может означать "они" женского рода, или "она". По необходимости оно должно относиться к ближайшему предыдущему слову женского рода, а это - نَفْس нэфс "душа" (здесь: убитая душа), или же к некоторым нераскрытым убийствам вообще. К некоторым, потому что принцип коллективной ответственности не может быть применим ко всем без исключения убийствам.
*****
29 апреля 2010г.
Израильские ученые нашли душу человека с помощь магнитного томографа
Израильские ученые нашли душу человека с помощь магнитного томографа
Ну, вот просто беда: одни взвесили душу, другие обнаружили её анатомический орган, да ещё с помощью сложного прибора, а кабала этот орган активизирует. За такими крутыми учёными не угонишься. Я же, многогрешный, запаздываю со своими тезисами о физическом бессмертии так, что можно уже и не торопиться. К тому же я оказался вынужден писать о физике в очень непривычной для меня манере, как чистый “лирик”, поскольку буквы греческого алфавита из ворда переносятся на форум пустыми квадратиками, а даже простейшие формулы, которые мне удаётся писать в ворде, искажаются при переносе до неузнаваемости. Но, может быть, это и к лучшему.
•I• Тезисы о физическом бессмертии• Пси-функция•
Физическое состояние макрочастицы (и живого человека в том числе) задаётся полным набором значений её физических параметров. Это состояние описывается её волновой функцией (пси-функцией), которая является решением ряда уравнений по числу этих параметров. Для некоторых динамических переменных вид этих уравнений установлен. Например, для кинетической энергии это уравнение является уравнением Шредингера. А для всего набора параметров вид соответствующих уравнений знает только Бог. К тому же квантовомеханические или квантовохимические задачи точно решаются редко, и приходится довольствоваться приближёнными решениями. Поэтому вид волновой функции в общем виде чудовищно сложен, то есть так же сложен, как сложна сама макрочастица, структурирующая в себе несметное число микрочастиц, описывающаяся огромным числом различных параметров.
Структурными элементами макрочастицы являются микрочастицы: молекулы, атомы, а ещё глубже – атомные ядра и электроны, которые только потому не разбегаются врозь, что взаимодействуют между собой, взаимно удерживая друг друга. Взаимодействие микрочастиц только усложняет решение названных выше уравнений и вид волновой пси-функции макрочастицы. Всё, что со временем происходит с макрочастицей, непосредственно отражается на виде этой волновой функции, которая является, вообще говоря, комплексной функцией физических координат и времени.
Сказанное выше, можно счесть за какое-то шаманское заклинание, которое я просто был обязан произнести. Но, на самом деле, за ним стоит вполне конкретное физическое содержание, а также мощный и довольно изящный математический аппарат, позволившие осмыслить (объяснить) богатейший экспериментальный материал атомной физики и не только.
Мне всегда казалось, что всё это хорошо только для микромира, а также для физики твёрдого тела, где, опять же, рассматривается взаимодействие микрочастиц с кристаллом. Но недавно в сети я прочёл, что уравнение Шредингера с успехом используется для расчёта волновой поверхности океана и позволяет предсказывать существование волн убийц 30-ти и выше метров высотой, о которых давно говорят моряки, но, в существование которых долго не верили учёные. Сканирование поверхности океана из космоса также позволило обнаружить такие волны, несмотря на то, что они очень редки.
Я затронул это только для того, чтобы напомнить, что состояние каждого из нас представимо своей волновой функцией, которая отражает в каждый момент нашей жизни от нашего зарождения до так называемой смерти всё, что с нами происходит. Другое дело, что получить реально её вид мы не сможем. Возможно, что тут и все Силы Небесные сделать ничего не смогут. Но, что не дано никому, может Бог – сильнейший математик на свете. При этом хорошо бы понять, какую реальность эта функция отражает, что значит эта реальность в нашей жизни, а также чем она станет после того, как врач поставит нам последний диагноз.
II Тезисы о физическом бессмертии. Дуализм пси-функции
После того, как я удачно избежал соблазна бесконечных разглагольствований о квантовой механике, нужно продолжить говорить о пси-функции. Она является решением названных уравнений и, как утверждается, определена во всём пространстве в целом. Это на первый взгляд как-то плохо вяжется с видимой пространственной ограниченностью микро- или макрочастицы. Получается, что я сижу в своём кресле за компьютером, а при этом немножечко меня присутствует, например, в соседней комнате.
Тогда в 1926 г. М. Борн предложил интерпретировать волновую функцию, как функцию, описывающую не сущностное (субстанциональное) пространственное распределение материального объекта, а только как распределение математической вероятности его пребывания в любом месте пространства. Всем это очень понравилось, так как снимало головную боль. Ведь математическая вероятность – штука эфемерная и ничего с неё не возьмёшь. Она и физической величиной-то не является.
Физика, как иногда выражаются, не является словоохотливой наукой. Уютно бывает укрыться за лесом формул, а на словесной опушке чувствуешь себя, как на минном поле. Того и гляди попадёшь впросак.
Изначально, вводя в обращение пси-функцию, де-Бройль называл её волной материи, сопоставив свободно движущейся частице плоскую волну. Её до сих пор охотнее называют – волной материи, а отнюдь не волной математической вероятности. От неё Э. Шредингер пришёл к своему знаменитейшему уравнению, в которое она вошла, как его простейшее решение и сохранила своё обозначение. М.Борн переинтерпретировал её, но не переобозначил. Поэтому позже реальность, представляемую пси-функцией стали понимать иначе. Интерпретация М.Борна, конечно, имеет смысл, хотя бы в связи с вычислением вероятностного распределения обнаружения микрообъектов, но его интерпретация, даже будучи правильной, ещё не исключает возможности других правильных интерпретаций. Так бывает. Классический пример двух одновременно правильных интерпретаций одного и того же – это интерпретации частицы как корпускулы и как волны.
Поэтому такой же правильной интерпретацией волновой пси-функции можно счесть её совпадение с субстанциональным пространственным распределением частицы, то есть с её целостным зарядо-массо-полевым распределением. Дело в том, что никому никогда не удастся ни доказать, ни опровергнуть это совпадение, и его следует принять за аксиому, имеющую колоссальную эвристическую силу.
Пусть никто не подумает, что я борюсь только за котлеты и против мух. Я не против ни тех, ни других. Я только не согласен, чтобы мух считали и называли котлетами, а котлеты мухами.
Я, также как и прочие, восхищён огромными достижениями спекулятивного мышления, заключёнными в толстенных талмудах теоретической физики, восхищаюсь ими тем более искренне, что сам к этим достижениям не имею никакого отношения. Но при этом разве не забавно бывает читать, как маститый теоретик говорит об уравнении сплошности для математической вероятности, словно она является физической средой, жидкостью, для которой должно соблюдаться условие неразрывности струи!
В сущности, сам я ничего необычного не утверждаю. Разве частица существует только в виде сосредоточенных или ограниченно распределённых масс и зарядов? Она ведь существует одновременно со своим полями, порождаемыми этими массами и зарядами. Поля же эти бывают малоощутимы, о них забывают, а они выходят далеко за все привычные границы макрочастицы. Частица в целом может свободно или связанно двигаться. Это также влияет и на её волновую функцию, и на связанные с частицей поля. Считать их оторванными от частицы нет оснований. Напротив, создаётся впечатление, что они не только составляют единство с массой и зарядом частицы, но и решительным образом влияют на поведение всей этой целостности. Фигурально говоря, поля эти “умнее” своих масс и зарядов. Об этом говорит следующий эксперимент.
*** Небольшое замечание. Если кому-то что-то покажется непонятным из того, что я здесь пишу, не нужно сушить себе этим голову – оно того не стоит. Оно и не рассчитано на всеобщее понимание – есть ведь очень разные типы образования. Я давно уже существую вне профессиональной среды, деградировал в этом смысле страшно, но был бы рад, если бы к этим проблемам привлеклись свежие силы. Я бы тоже тогда узнал об этом что-нибудь новое. Поэтому я невольно оставляю в тексте метки для “своих”, то есть для тех, кто продолжил после школы изучать физику. С формулами я уже потерпел “крах”, но слова-то остаются.
Отредактировано vladislavz (2010-06-16 22:14:53)
Вы здесь » Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура » Вопросы философии, психологии » Наука и религия