Из всего многообразия вопросов, которые волновали человечество, можно выделить наиболее значимые, сохраняющие актуальность на протяжении всей истории развития цивилизации.
Каждая эпоха с определяющей ее культурной парадигмой, традициями, нравами, обычаями, нормами создает присущий ей типичный образ человека, по-своему сложный и неповторимый. Размышления над проблемами, которые ставит история, формулируются в теориях, концепциях, доктринах, задавая таким образом, вектор дальнейшего развития исследований природы человека.
Современный этап развития цивилизации, насыщенный противоречиями, конфликтами и войнами, характеризующийся высоким развитием научно-технической мысли, калейдоскопическими изменениями в сфере политики, экономики, культуры, сформировал абсолютно новый тип человека, ориентированного на специфическую систему ценностей и взаимоотношений в социуме. Трансформация внешних условий жизнедеятельности человека обусловила глубинное преобразование его духовного мира. Сложившаяся ситуация явилась предметом детального анализа мыслителей ХХ столетия. Подвергая критическому осмысленную существующие в обществе социально-политические установки, идеологию и мораль, государство и право, философию и культуру, а также соответствующие социальные институты, философы, социологи, политологи стремятся выявить первопричины современного кризисного состояния общества.
Тенденция экономического, политического, социокультурного развития ставит под угрозу величайшее достижение современной цивилизации: индивидуальность и неповторимость каждого человека. Этот немаловажный факт позволяет сосредоточить внимание на важной проблеме: значение свободы для современного человека.
* * *
О свободе написано много, но тем не менее эта тема неисчерпаема, поскольку чуть ли не каждое поколение, не говоря уже о различных эпохах, культурах, цивилизациях, понимает ее по-своему.
Предметом особенно страстных дискуссий и споров она становится в периоды стремительных и широкомасштабных трансформаций. Полагаю, что проблемы, связанные со свободой в различных ее проявлениях, представляют особый интерес.
Весь мировой опыт ХХ столетия наглядно продемонстрировал, что свобода — непреходящая ценность и основополагающая сущностная характеристика человека. Как отмечал С.Л.Франк, она — “онтологическая первооснова человеческой жизни. Всякий отказ от свободы есть духовное самоубийство, всякое покушение на свободу другого есть покушение на убийство в нем человека, на противоестественное истребление в нем “образа и подобия Божия” и превращение его в животное. Всякая попытка подавлять творческий порыв, начало свободы, творческого соучастия людей в общественной жизни приводит к некоей социальной атонии в то же время к накоплению напряжения, перерождению и подавлению естественной свободы, реализации устремлений в разрушительную ярость самоутверждения и слепое бунтарство” .
Идея свободы прошла длительный путь развития.
В период античности и средневековья жизнь и миросозерцание не были разделены на отдельные сферы, человек оказывался единством всех тех элементов, из которых построен мир, и конечной целью мироздания. Он воспринимал свое социальное окружение в его цельности. Поэтому, идея свободы в трактовках Аристотеля и Ф.Аквинского рассматривалась как право членов общины быть управляемыми в их собственных интересах. В античности реализация свободы приобретала коллективные формы.
Иное положение сложилось в новое время, когда произошли глубокие изменения в оценке социального индивида и его места в обществе. Расширившиеся возможности человека, позволившие сделать ему значительный шаг в покорении природы, способствовали утверждению самостоятельности и независимости индивида. Более или менее законченную форму изменения, произошедшие в социуме, приобрели в теориях общественного договора Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье и др. Согласно их трактовке человек — независимый индивид постольку, поскольку самостоятельно, без ограничений и без помощи извне реализует естественные права на жизнь, свободу, собственность. Иными словами, свобода представлялась как отсутствие внешних ограничений на реализацию сознательных действий человека, его способностей.
Место и роль человека в социальном мире изменились. Беспрецедентное расширение пределов личной свободы, поля реализации творческих потенций предоставило человеку возможность почувствовать себя творцом собственной судьбы. В то же время, несмотря на поразительные успехи в покорении природы, человек оказался одиноким, беспомощным. Мир превратился в хозяина, перед которым человек склоняется, пытаясь его как-то умилостивить или, по возможности перехитрить.