Alex50 написал(а):Вы, Gilavar, выплеснули настоящий гимн пацифизму. Смерть у Вас превращается в абсолютное зло, которое ничем нельзя оправдать. На мой взгляд, смерть - не так ужасна (скоро мы все сумеем проверить, так ли это). Надеюсь, что жизнь Духа способна продолжиться и по ту сторону жизни.
Смерть в тоталитарных государствах всегда ужасна и безобразна. Ведь она связана с оголтелым насилием над человеческой личностью и планомерным уничтожением ее духа (современный западный либерализм тоже демонстрирует некоторые признаки тоталитаризма...). Я говорил именно об этом.
Alex50 написал(а):Но самое главное, нельзя уравнивать вину агрессора и защитника Отечества. Никто не звал к нам захватчиков. Почему-то большинство людей, причём наших, советских, считают, что в жертвах той войны виноват исключительно тоталитарный Сталин со своими полководцами. Фашисты как бы ни при чём.
Я ждал этого пассажа... Когда наконец-то, будет разоблачен героизм нового времени, это зловещее извращение смыслов великой античной цивилизации! Я решительно против таких героев и героизма. Герой в античной традиции – всегда необычайно сложный путь, длительная миссия, и целый каскад испытаний и экзаменов, которые сверхчеловек из аристократической среды (все сплошь греческие герои – аристократы, если вообще не плод любви между богами и смертными...) с блеском выдерживает. Античный герой даже способен посрамить смерть и судьбу, вступить в бой с самыми неодолимыми силами во Вселенной. Стать героем в античной традиции просто так нельзя. Герой – это триединство происхождения, воспитания и образования. Геракл был сыном Зевса. Тесея учил мудрый кентавр Хирон. Одиссей был царь Итаки с блестящим, острым умом...
И словно бы в насмешку, этому Новое Время противопоставило героизм простых людей. Разумеется, юная комсомолка или молодой рабочий вряд ли могли обладать качествами античных героев. У них на это просто не было времени. Слишком медленно образовывалась элита старого времени, слишком много ресурсов и напряжения требовала. Теперь можно было соорудить героя за пару часов. Любой, внутренне до смерти перепуганный, паренек или девчонка, которые легли под танк со связкой гранат становились героями. Таких вот японских пареньков поили сакэ и отправляли в последний путь к вооруженному до зубов американскому авианосцу с сорванными шасси под крылами (дабы, чего доброго, не вздумал уклониться от почетной обязанности стать героем...). Порой героизм был не сколько фронтовой и кровавый – но и трудовой, стахановский. Он тоже не требовал какой-то особой подготовки. Надо было только до предела напрягать все силы ума и сердца, крутя педали игрушечного лунохода по шутовской штольне, проложенной ополоумевшими начальниками – и все. Сейчас героизм вообще принял какой-то пепси-кольный характер – но это уже настолько отдельная и непростая тема, что из нее можно соорудить целое эссе.
Но что было бы если вступил в действие фактор размышления и анализа? Если бы девчонки и мальчишки принялись думать и выбирать? Ан нет, именно такую вредоносную вещь, как критическое мышление, система и не приветствует.
Таким образом, Новое Время героизм уподобило поведению самоотверженного зайца из салтыковской притчи. Вот почему я и не приемлю такого поведения. Оно возможно только на очень кратком историческом промежутке времени и под давлением безвыходных обстоятельств. И исполнители таких приказов вовсе не герои в классическом, античном смысле этого слова - а жертвенные агнцы на заклание. Если же его превращать в систематическое занятие, то имеем то, что имеем – полное извращение всех смыслов. Потому-то даже статья в некоем ресурсе, посвященном понятию героизма, полна неприкрытого и откровенного зубоскальства. Героизм ныне лишился своего значения, точно так же, как и другие универсальные понятия любви, милосердия, чести...
Но продолжу свою мысль. Боюсь, в ней героизм тоже будет занимать не последнее место.
Разумеется, нельзя уравнивать позицию агрессора и защитника. Но как-то раз у одного русского военного эксперта мне пришлось прочесть замечательную статью. В ней профессионализм и компетентность противопоставлялись героизму. В героических поступках возникает необходимость только тогда, когда явной становится некомпетентность и непрофессионализм.
Нацисты были врагами СССР и в развязанной в рамках установки о «недочеловеках» – очень злобными врагами славянских и русского народов. С ними, как говориться, все ясно. Самое роковое состояло в том, что А. Гитлер получил в свое полное и безраздельное пользование весь кадровый офицерский состав кайзеровской Германии и замечательную германскую промышленность. Люди, в ней работавшие, были очень компетенты и профессиональны. Линкор «Бисмарк», детище нацисткого режима и его символ получил множественные попадание английских торпед и снарядов – но его броневой пояс выдержал все перегрузки и погиб он от рук самих немцев, открывших кингстоны. На танках «Тигр» порой насчитывали сотни попаданий советских снарядов и бомб – но он продолжал сражаться. Нацисткая армия имела прекрасных военачальников и генеральный штаб. Между родами войск была налажена отличная взаимосвязь. Система было столь устойчивой, что даже личное безумие фюрера и главарей Третьего Рейха не могло привести к немедленным катастрофическим последствиям (другой русский военный историк метко заметил, что невозможно представить себе более антинемецкого феномена, чем нацисткий режим...). Но были же глупые приказы фюрера, были! Многое из того, что он приказывал своим генералам – полный бред с точки зрения стратегии и тактики. И нацисткая армия не была такой уж идеальной...
А СССР образца 1941 года вовсе не был слабым военным государством. Наоборот, он накопил горы истребительного оружия, особенно – танков и самолетов. ВМФ СССР в общем, конечно, был слабее нацисткого, но тоже мог бы сказать свое весомое слово. Прошли долгие десятилетия, копья продолжают ожесточенно ломаться в среде военных историков и никто толком не может понять – как оказалось возможным полная потеря полевой армии и позорная сдача целых провинций армиям Третьего рейха?
Хорошо, до этого нацисты сокрушили французов и разбили англичан на суше. Но французы сами были виноваты в своем стремительном падении. Они оказались совершенно некомпетенты и в качестве последнего средства не пожелали выбирать героизм. Не хочу уходить от основной темы, литературы много. А англичане всегда были морской нацией – и в этом качестве дали немцам достойный отпор. Мало кто знает, что во Второй мировой войне собственно англосаксы потеряли меньше людей, чем в Первой, хотя сражались очень активно... Но СССР! Я читал много источников по этому вопросу и всегда меня охватывало тягостное недоумение. Как могла армия такого государства откатиться до самой Москвы к зиме 1941 года? И чем объяснить полный разгром советской армии в Крыму и летнюю кампанию 1942 года?
Исторические события всегда многофакторны. Но один роковой момент всегда всплывает – малокомпетентность советских военачальников и полное безразличие их к жизням простых солдат. Незапланированная гибель целых дивизий вызывала у советских стратегов только чувство досады за потерю человеческого материала. Если же эти потери были запланированными, то никаких эмоций они вообще не испытывали, разве что чувство радости от получения наград и отличий. Если эти несчастные попадали в плен, то то государство объявляло их предателями и врагами народа. Так солдаты расплачивались за некомпетентность и ошибки руководства. А чтобы заткнуть дыры в расползающемся тканье войны стали использовать Зою Космодемьянскую и Александра Матросова. Их гибель – следствие неумения и непрофессионализма государственного аппарата. (О Аллах Великий! Я просто настаиваю на том, что бросать в бой несовершеннолетних девочек преступно...!) Наконец, героизм стали превращать чуть ли не в обыденность. Как бы это не было неприятно, сразу всплывают самые мрачные ассоциации с последними днями Третьего Рейха, когда обанкротившееся нацисткое руководство стало призывать желторотых мальчишек и девчонок для подрыва танков Т-34 и ИС, формировать отряды фолькштурма из стариков и калек.
Там, где кончается здравый смысл и профессиональная армия всегда начинается такой вот мрачный героизм. Оргиастическое жертвоприношение Левиафану, так сказать.
Хорошо, эти времена седые и давние. Мы можем обратиться ко временам не столь давним и получим схожую картину некомпетентности и непрофессионализма. Армейская верхушка столь же склонна к авантюризму и безразличию, когда дело касается людей... Я не хочу углубляться в эту тему, но мы были свидетелями многих позорных эпизодов за истекший период с момента распада союзного государства. Причем, в новосозданных государствах повторяются те же алгоритмы. Что наводит на мысль о том, что это – не случайно.
Alex50 написал(а):А тоталитарный князь Дмитрий Донской, тоже виноват, что множество русских ратников полегли на Куликовом поле?
Тоталитарный князь Дмитрий Донской никогда, насколько мне помниться, не отдавал бессмысленных, глупых и преступных приказов. Он берег и любил своих людей. Да и средневековые русские воины такого бы просто не потерпели. У воинов того времени была совершенно особая установка. Князь великолепно знал, что если он уложил бы на поле сечи свое войско, другого бы просто не смог бы набрать. Представление о битве на Куликовом поле, где ордынцам противостоят чуть ли крестьяне в онучах, с вилами и топорами – исторический миф девятнадцатого века. Другой нелепый миф – легенда о чуть ли не четырехсоттысячном русском войске. Русский историк С. Б. Веселовский считает, что в русском войске было всего лишь 5–6 тысяч солдат и это было очень большое, по меркам средневековья, войско. Сражались очень профессиональная княжеская гвардия – дружины. Хорошо обученный дружинник в ту пору был на вес золота. Ордынцы действовали молниеносно и не дали бы время опомниться ни Москве – ни другим русским городам. Что же касается численности ордынских войск, то их было не больше 3–5 туменов. Но Мамай имел некоторое преимущество в наемных войсках: генуэзцах, черкесах и прочих. Количество их достигало до четырех тысяч.
Таким образом, общая численность ордынской армии была примерно равна русской. Но Мамай уступал русским в консолидированности и обученности войск. Поэтому он потерпел сокрушительное поражение, причем стоявший в засаде отряд дружинников вырезал всю конницу Мамая.
Потери русских войск, описанные в источниках, мне представляются совершенно фантастическими, как и потери Мамая. Ни о каких сотнях тысячах убитых ордынцев, как и пятидесяти тысячах погибших русских солдат не может быть и речи. Это обычная средневековая фантастическая риторика, когда к численности войска приплюсовываются лишние нули. Только на заре мобилизационных армий в начале девятнадцатого века их численность при сражениях начинает переваливать за стотысячную отметку.
Alex50 написал(а):Есть долг, его исполнение укрепляет дух, смерть за святое дело - благо.
Так можно обратиться только к очень хорошо подготовленному и осознающему свою миссию воину. Если же говорить о святом долге несмышленным подросткам то это, говоря по правде, просто санкционированное государством убийство.
Alex50 написал(а):А какое вознаграждение было бы справедливым просто за честный поступок?
Неплохо было бы в вознаграждение честного выполнения долга порядочным человеком со стороны государства добавить еще престиж, хорошую пенсию и социальное страхование ветеранам. А также денежные и иные компенсации семьям погибших.
Это было бы справедливым.
Отредактировано Gilavar (2011-06-06 17:56:31)