Faridbey написал(а):До 1936 г в Азербайджанской Республике шел процесс формирования тюркского, талышского, курдского, татского, удинского и др. самостоятельных этносов. Однако он был прерван ввведенным в 1936 г этнонимом "азербайджанцы", который объединил большую часть (не всех) этих народов под одной этнической крышей.
Я сильно удивился, что вы подвели под общие рамки, такие неравнозначные по влиянию этнические феномены, как тюрки, талыши, курды, таты, удины (!!!). Помилуйте, Фарид бей! я видел быт удинов собственными глазами и могу однозначно сказать - это очень малочисленный этнический реликт древней Кавказской Албании, представленный ныне только селом Нидж с трехтысячным, если не ошибаюсь, населением. Его дальнейшее выживание - и выживание удинского языка зависит только от патерналисткой и систематической помощи азербайджанского государства. Без нее, этой помощи, удины рано или поздно растворятся в общей массе тюркского населения. Все эти лихие столетия удины выживали лишь потому, что были ограждены от эттой среды религиозным фактором - монофизитским христианством, объединявшем их с армянами. Но даже если эта всесторонняя помощь будет оказана (сейчас удин подддерживают с определенной политической целью...), все равно удины и удинский язык будет под постоянной угрозой вымирания именно из-за малочисленности носителей и реликтового характера этого небольшого народа.
Что же касается талышей, то это весьма крупный (по азербайджанским меркам) этнос, обладающий в достаточной мере выраженным этническим самосознанием. На талышском говорят множество людей на юге Северного Азербайджана. К сожалению, ввиду целого ряда факторов талышский язык в Южном Азербайджане находится в куда более худшем состоянии. Большая часть тюркизированных талышей Ирана своим языком не владеют - или владеют им в очень слабой степени. Талышей нельзя ни в коем случае назвать реликтом - темпы рождаемости у них, хотя и снизились, но остаются в должной мере высокими. Хотя в низинном Талыше очень распространено двуязычие, но в горной его части население говорит исключительно по-талышски. Впрочем, эта зона, вообще, малодоступна - и это способствует сохранению очага талышского самосознания в Азербайджане.
Курды - вопрос отдельный и весьма непростой. Курды по своему образу жизни (отгонному скотоводству) были весьма близки к терекеме. Поэтому часть курдов слилась с ними; а часть продолжает сохранять свое этническое самосознание. Но курдский язык в нашей стране практически прекратил существование, в отличие от Ирана и Анатолии.
Таты... Я уже раз касался этого термина, по сути дела, неправильного. Не может термин, имевший у древних тюрков в значительной степени пренебрежительный и социальный оттенок, обозначать этнос. Если речь будем вести о персах Южного Кавказа - жителях Абшерона (за исключением Баку и пары тюркских по этническому составу селений), горной части Ширвана (верхних селах Шемахи, окружающих тюркский по этническому составу город), полупустынь севера ширванской области, даглы Хызы то судьба их, в общем-то, была предопределена уже ко второй половине девятнадцатого века. Падение ширванской государственности и массовые миграции тюрков Ирана из военного шиитского союза кызылбашей предопределило раскол и до этого весьма пестрой и неоднородной массы южнокавказских персов на множество этнических групп, группировок и группочек. Часть из них сумела отстоять свое независимое от ханов существование и до сих пор гордо называют себя лахиджони и парси. Кстати, лахиджони обитают в местности труднодоступной, в целом исполнены достоинства и великолепные мастера. Подавляющая часть этого сделать не сумела и быстро татизировалась, превратилась в зависимых земледельцев. Элита ширванцев, суннитов шафиитского мазхаба, была безжалостно вырезана сефевидами; а остатки мигрировали в Турцию, к своим турецким друзьям и союзникам, где полностью тюркизировалась. Что же касается местного населения, то здесь сефевиды огнем и мечом насадили джафаритский мазхаб. Продолжаю... Поскольку фарси стал языком изысканной тюркской знати, сначала сефевидской, потом - каджарской, он оказался отсечен от этой массы, чье мышление стало приобретать все более провинциальный характер. К тому же çöl paşası, единоверцы-шииты, невольно подчиняли себе татов другим способом, внося в их среду свои привычки и тюркский язык - символ престижности. Вся эта расчлененная масса пребывала в весьма неустойчивом состоянии, которое оказалось нарушенном, как только Империя начала разработку нефтяных залежей в Абшероне. С этого момента персы стали стремительно терять свое этническое самосознание, все более и более тюркизируясь. Наглядный путь персов Абшерона продемострировал М. Э. Расулзаде, который от умеренного паниранизма перешел сначала к пантюркизму, а затем - к азербайджанскому тюркизму.
Так что шансов преобразоваться в единый этнос у «татов» не было, разве что Южный Кавказ вновь оказался бы в составе Ирана, на сей раз уже пехлевийского. Но и тогда из них всего лишь сделали бы персов стандартного иранского розлива (которые древние арии), а не какой-то особый этнос.
Ныне из бывшей татской среды выходят даже радикальные пантюркисты.
И уже в 1918 году Азербайджанская Демократическая Республика была провозглашена, как тюркское унитарное светское государство, а не как союз этносов, пусть даже формирующихся. Легитимность этого правительства в глазах «татов» была несомненной.
Faridbey написал(а):После 1936 г в Азербайджанско Республике начался складываться новый полиэтнический народ - "азербайджанцы", существенно отличающийся как от существовавшего до него в Азербайджане этноса "тюрки", "азербайджанские тюрки", так и от других, частично вошедих в состав "азербайджанцев", этносов Азербайджана - татов, курдов, талышей и т.д.
Тогда и турков надо назвать не турками, а придумать им какое-то особливое название, например - нововизантийцы. Я полагал, что не зря приложил столько стараний, восстановив истинную генеалогию азербайджанизма и показав его неприглядную изнанку.
Фарид бей, вы сомневаетесь в своей правоте? Верить в победу - уже наполовину победить! (с).
Faridbey написал(а):Сейчас продолжается начавшийся во второй половине ХХ в процесс преобразования полиэтнической общности "азербайджанцы Азербайджанской Републики" в моноэтническую общность.
Все это правильно. Но если эта моноэтническая общность окажется объединенной по признаку признания Низами Гянджеви национальным азербайджанским поэтом, Атропата - предком и Бабека - героем (с подспудным желанием отделаться от всех проблем в отдельных кабинетах), то судьба его будет незавидна. Оно даже не сумеет закончить свой путь с достоинством, как ширванцы.
Faridbey написал(а):В настоящее время реанимация этноса "азербайджаские тюрки" в Азербайджанской Республике невозможна, ибо эта общность после 1936 почти необратимо слилась с другими мусульманскими этническими группами страны - талышами, курдами, татами, кавказско-дагестанскими народами и т.д. - породив новую полиэтническую тюркоязычую общность "азербайджанцы".
Фарид бей, если что-то и можно сказать определенно в мире этнических коллизий и связанной с ней политики, то только то, что при условии наличия пассионарности возможно все. Что плавно подводит меня к следующему пункту:
Faridbey написал(а):Любая попытка "возродить" растворившийся после 1936 г среди "азербайджанцев Азербайджанской Республики" этнос "тюрки", "азербайджанские тюрки" приведет к распаду полиэтнического азербайджанского народа, от которого мало что останется при отторжении от него не до конца ассимилированных национальных групп и утерявших исключительно тюркское самосознание потомков азербайджанских тюрков.
Вы это серьёзно, Фарид бей? Вы шутите? О чем это вы? кажется, мне послышался намек на какое-то сопротивление нашего лидера персидских сепаратистов? Помилуйте! Лидер - честный бакинский гагаш, любитель больших американских машин, группы "Doors", сочных девочек; ненавистник бесчестных блюстителей порядка и хороший, вдумчивый солдат, если его поставят под ружье. Может, из него выйдет тюрок лучший, чем из "природных тюрков", заболевших синдромом афтафы в краях далеких. Но героем ему не быть, как и прямому потомку Чингиз-хана. Напоминаю вам, что лидер отказался учить фарси ибо сие - невыгодно. И детей своих учить он не будет. Я стал учить его, я - не древний тюрок или славный сасанид. Вы способствовали меня в обращению в истинную веру; и вы - сомневаетесь. Нехорошо.
Дело не в том, что азербайджанцы не желают становиться тюрками из чувства ущемленного этнического достоинства перса или кавказского автохтона.
Не в этом дело. Азербайджанизм удобен. Он удобен, в первую очередь клике, захватившей эту злосчастную страну, ибо весьма естественным образом очерчивает границы ее правового произвола и беспредела. Недаром наш бомонд с редкостной последовательностью выпер из страны иранских и турецких военных советников, крупных и независимых бизнесменов из Анкары и Тегерана, западных правозащитников; разрушает шиитские мечети, закрывает суннитские храмы. О, вовсе не потому, что имеет что-то против религии! просто верующий человек (не исключено) может оказаться менее управляемым, чем материалист; да и территории можно продать под новостройки. (...атеистов исключаю, сие – учение крайне элитарное) Он удобен исподлившему и измельчавшему азербайджанцу, кем бы он там не был в прошлом - тюрком или персом. Азербайджанизм оправдывает трусость, нерешительность, интеллектуальный и нравственный хардкор, военную и политическую расслабленность, баакинский китаизм.
Faridbey написал(а):Все вышесказанное объясняет, почему в Азербайджанской Республике уже невозможно сгенерировать никакой другой идеологии кроме "азербайджанизма", а любые упоминания о тюркизме и тюркских корнях вызывают яростное отторжение у 60-70 процентов населения, хотя порой и находят сдержанное сочувствие у 30-40 процентов (по крайней мере, заставляют их задуматься). То есть, в отличие от азербайджанских тюрков Ирана, у "азербайджанцев Азербайджанской Республики" попытки возрождения этонима "тюрк" могут привести к необратимому расколу нации. Это неприятно, но вариантов нет.
Фарид бей, я мусульманин. Многие считают слово мусульманин синонимом слова "фаталист". Но фатализм бывает разный. Можно верить в свою звезду, которая, как славная богиня Ника Юлия Цезаря, обязательно выведет к победам. Да, я мусульманин и фаталист; но мой фатализм сродни фатализму пророка, который фатально уверовал в свою пророческую миссию. Что вызвало некоторые изменения в жизни сначала мекканской общины, потом - всей Аравии, наконец - приобрело планетарный масштаб.
Посему дело обстоит так: не стоит рассужать в ключе "...стоит или не стоит навязывать этническое название и культуру тюрок азербайджанцам?". Гораздо уместнее в формате исламского фатализма и западной парадигмы следующая, заключительная часть силлогизма: "...как нам лучше вернуть этническое название и культуру тюрок азербайджанцам?". Иными словами, в рамках цивилизационного выбора это вопрос не стратегии (которая уже давно определена; просто мало кто это сознает), а тактики.
Dixi