У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Национальная идентификация азербайджанцев

Сообщений 101 страница 108 из 108

101

Gilavar написал(а):

Но приглядимся к славным бакинцам. Муж сестры - из тюркского бакинского рода Азманлы. Все они маленькие, узкоглазые и с полуслова лезут драться. Даже самый взыскательный ариец удолетворится их тюркством. С другой стороны связаны с тебризскими плутами и тюрками Хоя, ибо числят в родственниках агаи Зуруфчу. Муж моей тети - ширванский тюрок из Геокчая, суровый и немногословный человек, один к одному похожий на Чингиза Айтматова... или туркмена по ту сторону Каспия.

Все это частности. У одного родичи тюрки, у других - талыши. Дело не в этом, а дело в том, что хотим мы того или нет, после переименования народа из "тюрков" в "азербайджанцев" в 1936 г, в состав азербайджанцев действительно влилось много нетюркского населения.  Большиство курдов и талышей (но не все), например, были записаны "азербайджанцами" - а это сотни тысяч человек. Это немало для народа Республики, в которой жило всего пара-другая миллионов человек. Благодаря этому в советских переписях населения АзССР число талышей, татов, курдов неожиданно  снизилось в десятки раз. Все они были записаны "азербайджанцами".

Это изменило  этническую структуру нации. То есть, "азербайджанские тюрки" до 1936 г и "азербайджанцы" после 1936 г это не одно и тоже. В состав вторых, т.е. "азербайджанцев" влилось очень много нетюрков. Этим объяснется прохладное отношение немалого числа современных азербайджанцев к восстановлению этнонима "türk" ("тюрк") .

Если обратите внимание, отношение к вопросу варьирует в различных областях Азербайджана. Например, в традиционно тюркской Гянджа-Казахской зоне Азербайджана, исторически компактно населенной исключительно огузскими и кипчакскими племенами, часть населения до сих пор в быту называет себя "türk", и идея восстановления этого этнонима в Азербайджане, а также возвращения к тюркским корням находит среди них однозначно одобрительное отношение. В Казахе и Борчалы даже пастухи чуть ли не "пантюркисты". В них говорит кровь предков.

Но попробуйте провести тот же опрос, например, среди азербайджанцев селения Мараза в Шемахе, в Исмаиллах, Губе, Масаллах или селении Фатмаи вблиз Баку, и вы получите совершенно другие результаты. В этих районах живет очень много тюркизированного иранского и кавказского элемента, который только после 1936 г был записан "азербайджацами", но до конца ассимилироваться еще не успел. Поэтому каждый раз, когда мы ставим вопрос восстановлении этнонима "тюрк", это вызывает у части этих людей  рефлексию и беспокойство, как будто кто-то, после восстановления этнонима türk собирается объявить их гражданами второго сорта. Они готовы называться "азербайджанцами" (живут-то в Азербайджане), но не готовы называться "тюрками", ибо многие из них еще помнят персидских, лезгинских и иных бабушек.

Все это касается не только широких масс народа, но и так называемой "национальной элиты", о которой вы упоминаете. Она также полиэтнична и неоднозначно относится к вопросу восстановления этнонима türk. Некоторые представители элиты, когда при них просто произосишь слово "türk", реагруют так, как будто вы только что обругали их родителей и всех предков до седьмого колена. Возможно, им кажется, что тюркисты попытаются дискриминировать "не совсем тюрков", на основе их нетюркского происхождеия. Это им кажется всегда, даже если в реальности и близко ничего такого нет. Это комплекс. Увы, как бы тактичны и вежливы вы не были, они все равно будут считать, что вы собираетесь их дискриминировать. Так уж устроен человек.

Это вовсе не означает, что во всех этих областях Азербайджаа не живут потомственные тюрки. Живут конечно, и в Талыше, и в Ширване, и в Шеки-Закатальской зоне. Но  тюркизированных в языковом плане нетюрков, считающих себя "азербайжанцами", но никак не тюрками, не меньше. Вся эта нетюркская масса влилась в состав нашего этноса после 1936 г, сильно разбавив центральную тюркскую составляющую нации.

Вы можете возразить, что ассимиляция нетюркских элементов тюркскими началась в Азербайджане гораздо раньше - более тысячи лет назад. Это верно, но если ираноязычные и кавказоязычные общины Азербайджана, ассимилированные тюрками даже всего сто пятьдесят или двести лет назад, уже полностью растворились и стали тюрками по мироощущению и самосознанию, то примесь, массовым потоком хлынувшая в состав азербайджаских тюрков после 1936 г, еще не успела полностью расстаять  и тюркизироваться. Сейчас это сильно осложняет процесс восстановления исторического этнонима türk.

Опять же, я считаю, что этноним türk должен быть восстановлен. Без этого у нашего народа  нет будущего. Просто я объективно указываю на проблемы, существующие на этом пути. Данный полиэтнический "коктейль"  Азербайджанской Республики не очень воспиимчив к идеям тюркизма. Поэтому, как правильно отметил Фариз бей, без интеграции с численно преобладающими и менее смешанными тюрками Южого (Иранского) Азербайджана и всего Ирана, сохранившими этноним türk, нам будет трудно восстановить его в Северном Азербайджане.

102

Faridbey написал(а):

Опять же, я считаю, что этноним türk должен быть восстановлен. Без этого у нашего народа  нет будущего.

Итак, речь идет не о стратегии, а о тактике. :-)

Полагаю, настало время обратиться к теории гегемонии Антонио Грамши. Люблю итальянцев за живость мысли и глубину. Фарид бей, еще раз вынужден повторить то, что озвучил сегодня на встрече в собрании: главное в любой парадигме - донести свое учение до элитарных слоев, имеющих доступ к контролю за культурным ядром. Перепишите заново историю - и вы перезагрузите матрицу нации. Если эта перезапись будет построена на заведомо порочных алгоритмах, возникнет нежизнеспособная душа, которая будет обречена на вечное поражение. В этом и состоит самый главный порок азерлийства.

103

Кавэ написал(а):

В свою очередь тюркская оболочка Османской империи вплоть до свержения Абдул-Хамида II была выражена очень слабо. Правящая элита империи и, прежде всего, Стамбула, представляла собой пёструю смесь выходцев из Балкан, Леванта и даже Магриба.

(превосходный пост, Кавэ, я слежу за вашими сообщениями с неослабевающим интересом...)

Язык порой определяет многое, очень многое, слишком многое. Ваш тезис, вне всякого сомнения, верен. Но также несомненен следующий интересный факт. Уже к пятнадцатому веку в Османской империи был создал значительный пласт литературы на османском языке. Были переведены труды античных ученых, средневековых арабских и персидских мыслителей. Даже (поразительно!) составлялись работы по лекарственным средствам родом из Нового Света, с кратким описанием туземного обычая индейцев, истории их завоевания (с морализаторскими отступлениями о жестокостях испанцев), свойствам, например, хинного дерева. Полагаю, этот вопрос лучше может осветить Фарид бей...

А вот в Азербайджане все было по-другому. Тюркский язык стагнировал. На нем писались стихи, поэмы, да. Кстати, среднетюркский язык был невероятно пиджинизирован. Есть любопытные компиляции; увы, каждый раз выходит ощутимый османский след. Деловая переписка все более сосредотачивалась на персидском языке.

Кавэ написал(а):

Вполне допустимо, что подобное высокомерие иные персидские интеллектуалы проявляли и в отношении кочевников-сельджуков или "кызыл-башей", захвативших власть в "сердцевине иранского мира" - Фарсе.

Как ни странно, персидские интеллектуалы до времен недавних были настроены мирно. Самые знаменитые поносители арабов и тюрков были тюрки же. Хотя бы тот же самый Кесреви Тебризи. Впервые на эти строчки Фирдоуси акцентировал мое внимание Мирза Фатали Ахундзаде, который тоже, мягко говоря, недолюбливал арабов и тюрков.

Но мы вновь натыкаемся на парадокс. Недолюбливать-то он их недолюбливал. Но свои замечательные пьесы написал на приближенном к простонародному, ясном тюркском языке. Что еще раз подтверждает мою мысль о важности фактора языке в идентификации этноса. По сути дела, вся греческая философия - это еще и греческая семантика. Действуешь так, как мыслишь. А мысли эти зачастую обуславливает грамматический строй языка.

Разумеется, эта тенденция имеет и обратную петлю связи.

Кавэ написал(а):

Вот через призму вестернизации общественного сознания, как мне кажется, и следует рассматривать проблему культурной идентичности нынешних персов и азербайджанских тюрок, уже сильно отличающихся от своих предков.

Совершенно верно.

104

Gilavar написал(а):

Итак, речь идет не о стратегии, а о тактике.
Полагаю, настало время обратиться к теории гегемонии Антонио Грамши. Люблю итальянцев за живость мысли и глубину. Фарид бей, еще раз вынужден повторить то, что озвучил сегодня на встрече в собрании: главное в любой парадигме - донести свое учение до элитарных слоев, имеющих доступ к контролю за культурным ядром. Перепишите заново историю - и вы перезагрузите матрицу нации. Если эта перезапись будет построена на заведомо порочных алгоритмах, возникнет нежизнеспособная душа, которая будет обречена на вечное поражение. В этом и состоит самый главный порок азерлийства.

Согласен. Как правильно заметил Рустам бей, большинству народа "до лампочки" кто они, türk, Azəri türkü ("тюрки", "азербайджанские тюрки") или Azərbaycanlı ("азербайджанцы"). Им главное домой кусок хлеба принести. О высоких материях задумывается, и то изредка, не более 20 процентов людей. А тех, что служат идеалу, вообще единицы. Поэтому бесполезно пытаться что-то объяснять всем, и ожидать что эти "все" не то чтобы вас поймут, а даже просто выслушают до конца. Особенно если вы говорите об абстрактных, с их точки зрения, материях, не связанных напрямую с сиюминутной материальной выгодой тех, к кому вы обращаетесь. Это пустая трата времени.

Нужно убедить всего лишь пару-другую людей, которые конкретно контролируют ситуацию. Как они решат, так оно и будет. Конечно, это не значит, что свою точку зрения не нужно доводить до более широкой аудитории. Массовый агитпроп, работа с массами тоже играют свою роль. Но нужно отделять первоочередные задачи от вспомогательных.

105

Faridbey написал(а):

Нужно убедить всего лишь пару-другую людей, которые конкретно контролируют ситуацию. Как они решат, так оно и будет. Конечно, это не значит, что свою точку зрения не нужно доводить до более широкой аудитории. Массовый агитпроп, работа с массами тоже играют свою роль. Но нужно отделять первоочередные задачи от вспомогательных.

Необходимое уточнение

По сути дела, этот контекст является первостепенным. Моя речь о культурной гегемонии и молекулярной революции могла показаться уважаемым участникам собрания нашего философского клуба (как и серия лекций о Макиавелли, пока не завершенная мною и неугомонным Рустамом... :-) ) набором циничных рекомендаций для достижения определенных политических целей партией, эту цель перед собой поставившей.

Но это не так. Имеется одна черта, зачастую ускользающая даже от внимательного взора. Это мерило истинности и справедливости поставленной цели. Если цель лжива и несправедлива, она обяззтельно обанкротится - и никакие ухищрения в стиле манипуляторов сознания этому не помогут. Возможны лишь тактические победы, в стратегическом же смысле положение этого учения (и этой партии) будет подобно положению любого кондотьера, который обладая бандой наемников, терроризирует множество городов; но подчинить их себе не может.

Кроме того, грязные выходки и нечистые приемы с целью достижения декларируемых благих целей неминуемо начинают работать против творцов, их запустивших. С целью уничтожения определенных страт была выпущена булла папы Иннокентия и издана Malleus Malephicarum; но в "Век Разума" эти документы были использованы, как компрометирующие против церкви. Франсуа Вольтер решил "раздавить гадину" в лице противодействующей его партии иезуитов и не задумываясь, накатал "Орлеанскую девственницу". Даже говорить не надо, в какой убийственный аргумент превратился ее текст, давший возможноть позже обвинить деятелей эпохи Просвещения в абсолютной аморальности.

Такие же алгоритмы верны и для нашей цивилизации. Я убежден, что азерлийство должно быть низвергнуто не по причине личной вендетты. Оно лживо, внутренне пусто и вдобавок - безнравственно, поскольку, будучи успешным, по определению ведет к скрытой форме агрессии против культурного наследия других народов, в первую очередь - ираноязычных; а будучи низвергнутым, отнимет у народа, избравшего его в качестве судьбы, последние остатки достоинства. Мы имеем перед глазами некоторые этносы, избравшие такой путь; их судьба должна быть нам примером. Не будем у них учиться.

106

Gilavar,я полагал, что азерлиец лишь Ваша фантазия, созданная так сказать для красного словца. А оказалось, реально есть товарищи, предлагающие это глупое название в качестве этнонима, Azərli, фуу.

107

Murad написал(а):

Gilavar,я полагал,что азерлиец лишь Ваша фантазия,созданная так сказать для красного словца.

Что вы, я не столь остроумен...

Murad написал(а):

А оказалось, реально есть товарищи, предлагающие это глупое в название в качестве этнонима, Azərli, фуу.

Как видите, я стараюсь оперировать реальными фактами. :-) Автор сего лакомого термина - некий Азер Гасанли, создатель танмадаярной экономики и Великого Азеристана, который должен объединить Турцию, весь Иран с персидскими, азербайджанскими, курдскими, хорасанскими и прочими провинциями и Туркменистан.

108

Gilavar написал(а):

Как видите, я стараюсь оперировать реальными фактами.  Автор сего лакомого термина - некий Азер Гасанли, создатель танмадаярной экономики и Великого Азеристана, который должен объединить Турцию, весь Иран с персидскими, азербайджанскими, курдскими, хорасанскими и прочими провинциями и Туркменистан.

Не только Туркменистан - почти всю Центральную Азию, впоследствии весь континент, а потом и весь мир!!!  Я долго смеялся, читая его опус "Основные этапы реализации азерлийской идеи". Он попытался стать местным "фюрером", но его не поняли... :) Однако в размахе ему не откажешь - и идеологическую базу создал, и экономичесую подоплеку разработал (теория "танмаядарной экономики", т.е. равнодолевой собственности), но все насмарку! Ему помешало то, что отказавшись от этнонимов  "türk", "Azəri türkü", он оттолкнул от себя всех тюркистов - как вменяемых, так и невменяемых. А носителями державного сознания у нас являются только тюркисты, а не азербайджанисты. К тому же, выдуманный им этноним "азерли", "азерлийство", основывается на абсурдной идее о том, что родоночальником народа "азерли" (т.е., так он упрямо называет тюрков Азербайджана) является полумифическое племя "Аз". Об  этих непонятных "азах" история больше умалчивает, чем сообщает. Сведения об "азах" столь же реальны, как и сказания о нибелунгах. Именно эта теория, а таже придуманное им название "азерли", вызывают аллергию у всех - как у тюркистов, так и у азербайджанистов. Т.е., он попытался создать национальный миф, но безуспешно.