Но приглядимся к славным бакинцам. Муж сестры - из тюркского бакинского рода Азманлы. Все они маленькие, узкоглазые и с полуслова лезут драться. Даже самый взыскательный ариец удолетворится их тюркством. С другой стороны связаны с тебризскими плутами и тюрками Хоя, ибо числят в родственниках агаи Зуруфчу. Муж моей тети - ширванский тюрок из Геокчая, суровый и немногословный человек, один к одному похожий на Чингиза Айтматова... или туркмена по ту сторону Каспия.
Все это частности. У одного родичи тюрки, у других - талыши. Дело не в этом, а дело в том, что хотим мы того или нет, после переименования народа из "тюрков" в "азербайджанцев" в 1936 г, в состав азербайджанцев действительно влилось много нетюркского населения. Большиство курдов и талышей (но не все), например, были записаны "азербайджанцами" - а это сотни тысяч человек. Это немало для народа Республики, в которой жило всего пара-другая миллионов человек. Благодаря этому в советских переписях населения АзССР число талышей, татов, курдов неожиданно снизилось в десятки раз. Все они были записаны "азербайджанцами".
Это изменило этническую структуру нации. То есть, "азербайджанские тюрки" до 1936 г и "азербайджанцы" после 1936 г это не одно и тоже. В состав вторых, т.е. "азербайджанцев" влилось очень много нетюрков. Этим объяснется прохладное отношение немалого числа современных азербайджанцев к восстановлению этнонима "türk" ("тюрк") .
Если обратите внимание, отношение к вопросу варьирует в различных областях Азербайджана. Например, в традиционно тюркской Гянджа-Казахской зоне Азербайджана, исторически компактно населенной исключительно огузскими и кипчакскими племенами, часть населения до сих пор в быту называет себя "türk", и идея восстановления этого этнонима в Азербайджане, а также возвращения к тюркским корням находит среди них однозначно одобрительное отношение. В Казахе и Борчалы даже пастухи чуть ли не "пантюркисты". В них говорит кровь предков.
Но попробуйте провести тот же опрос, например, среди азербайджанцев селения Мараза в Шемахе, в Исмаиллах, Губе, Масаллах или селении Фатмаи вблиз Баку, и вы получите совершенно другие результаты. В этих районах живет очень много тюркизированного иранского и кавказского элемента, который только после 1936 г был записан "азербайджацами", но до конца ассимилироваться еще не успел. Поэтому каждый раз, когда мы ставим вопрос восстановлении этнонима "тюрк", это вызывает у части этих людей рефлексию и беспокойство, как будто кто-то, после восстановления этнонима türk собирается объявить их гражданами второго сорта. Они готовы называться "азербайджанцами" (живут-то в Азербайджане), но не готовы называться "тюрками", ибо многие из них еще помнят персидских, лезгинских и иных бабушек.
Все это касается не только широких масс народа, но и так называемой "национальной элиты", о которой вы упоминаете. Она также полиэтнична и неоднозначно относится к вопросу восстановления этнонима türk. Некоторые представители элиты, когда при них просто произосишь слово "türk", реагруют так, как будто вы только что обругали их родителей и всех предков до седьмого колена. Возможно, им кажется, что тюркисты попытаются дискриминировать "не совсем тюрков", на основе их нетюркского происхождеия. Это им кажется всегда, даже если в реальности и близко ничего такого нет. Это комплекс. Увы, как бы тактичны и вежливы вы не были, они все равно будут считать, что вы собираетесь их дискриминировать. Так уж устроен человек.
Это вовсе не означает, что во всех этих областях Азербайджаа не живут потомственные тюрки. Живут конечно, и в Талыше, и в Ширване, и в Шеки-Закатальской зоне. Но тюркизированных в языковом плане нетюрков, считающих себя "азербайжанцами", но никак не тюрками, не меньше. Вся эта нетюркская масса влилась в состав нашего этноса после 1936 г, сильно разбавив центральную тюркскую составляющую нации.
Вы можете возразить, что ассимиляция нетюркских элементов тюркскими началась в Азербайджане гораздо раньше - более тысячи лет назад. Это верно, но если ираноязычные и кавказоязычные общины Азербайджана, ассимилированные тюрками даже всего сто пятьдесят или двести лет назад, уже полностью растворились и стали тюрками по мироощущению и самосознанию, то примесь, массовым потоком хлынувшая в состав азербайджаских тюрков после 1936 г, еще не успела полностью расстаять и тюркизироваться. Сейчас это сильно осложняет процесс восстановления исторического этнонима türk.
Опять же, я считаю, что этноним türk должен быть восстановлен. Без этого у нашего народа нет будущего. Просто я объективно указываю на проблемы, существующие на этом пути. Данный полиэтнический "коктейль" Азербайджанской Республики не очень воспиимчив к идеям тюркизма. Поэтому, как правильно отметил Фариз бей, без интеграции с численно преобладающими и менее смешанными тюрками Южого (Иранского) Азербайджана и всего Ирана, сохранившими этноним türk, нам будет трудно восстановить его в Северном Азербайджане.