Кеманча́ это древний персидский струнный смычковый музыкальный инструмент, а точнее общеродовое название этих инструментов. Локальные разновидности кеманчи включают в себя понтийскую лиру, а также кеменче, кеменджеси и кемендже, ещё разновидности – кяманча и кеменче, кемендзес и кементсия, не забудем и о кемане и, конечно, гиджаке. Очень широко получила распространение кеманча как в Азербайджане, так и в таких странах, как Грузия и Армения, Дагестан и Греция, некоторых прочих средневосточных и ближневосточных странах.
Инструмент этот инструмент всегда присутствует в разных ансамблях профессиональной традиционной восточной музыки это дастгах персидский (иранский), макам арабский, мугам азербайджанский и др. Кроме того, довольно часто кеманча используется и как сольный инструмент.
Азербайджанская кяманча имеет свои особенности строения. Э. Кемпфер немецкий путешественник, который совершивший в начале XVII в. турне по Азербайджану, кяманчу подробно описал как издающий изумительное тембральное звучание 3-х или 4-х струнный инструмент. В XIX в. бытовали и кяманчи из 5-ти струн.
Один из таких экземпляров хранится в Музее Истории Азербайджана, в его этнографическом фонде. Также там экспонируется и 3-х струнная кяманча, украшенная натуральным перламутром, хозяином который был известный азербайджанский композитор Зульфугар Гаджибеков.
Период расцвета азербайджанской кяманчи пришёлся на XIX в. с бурным развитием искусства профессиональных певцов ханенде. Эти люди, обладавшие довольно крупным авторитетом и пользующиеся уважением азербайджанские народные певцы, которые имели великолепные голоса и демонстрировали высокое искусство импровизации. Кяманчи, как гласит одно из предположений, зародились на основе смычкового 2-х или 3-х струнного гопуза другого азербайджанского народного музыкального струнного инструмента, который отдалённо напоминает гитару.
Самые первые кяманчи изготавливались из тыквы, которую выдалбливали, а также индийского ореха, были затейливо украшены не чем-нибудь, а слоновой костью.
Сведения о кяманче легко найти как в изобразительном искусстве, так и в классической поэзии. В средневековых персидских миниатюрах изображение кяманчи увидеть можно весьма и весьма часто. Например, в довольно известной миниатюре«Музыкальный меджлис», созданной Сеидом Али – гениальным мастером тебризской школы шестнадцатого века кяманчу можно увидеть в составе ансамбля, рядом с деф и барбет. В поэме Низами Гянджеви, которую мы знаем под названием «Хосров и Ширин», великий поэт игру на кяманче сравнивает со стонущей и пылающей божественной музыкой. Джалилом Мамедкулизаде – классиком азербайджанской литературы создана пьеса «Кяманча». Поэтом Али Джавадзе (Али Тудэ) написано уникальное стихотворение «Кяманча и знамя».
© Амальград.ру, 2014.