ТОТЕМИЗМ ВОЛКА У ТЮРКСКИХ НАРОДОВ
Символ волка вбирает в себя много положительных качеств, и, бесспорно, поэтому, он издревле является тотемом у тюркских народов.
Волк - это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности. (Тогда как, так называемого царя зверей - льва дрессируют в цирке.)
Волк - это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти.
Волк не подбирает падаль, а значит - это и символ чистоты.
Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. - Волк - это и символ высокой нравственности, преданности семье. (Чего не скажешь о самцах других животных.)
Волк - символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого.
Наши древние предки передали нам высшую философию через образ волка.
"Тамырлары бик ерактан - Борынгы Тюркюттан Ашиннан, Бєре ханнан..." Гомёр Саттар-Мулилле
Сказания о священном волке, как считает академик В.А.Гордлевский, занесли в древнюю Европу именно тюркские племена.
У башкир сохранилась легенда о том, что часть племени усергенов ведет род от охотника Башбєре - Главного волка, женившегося на волчице, которая превратилась в девушку-красавицу. Эта легенда была записана в деревне Башбєре Гаевского района Оренбургской области. ("Башкирское народное творчество", т.2., "Предания и легенды", Уфа, Баш. Кн. изд., 1987 с.106). Кєкбєре - Сивый волк - был предком башкирского племени урман-кудийцев (там же, с.123). Именно волк привел к речке Бєреле, что в Баймакском районе Башкортстана, один из башкирских родов (там же, с.106).
Существуют еще несколько легенд, согласно которым башкирское племя было приведено с юга волком (там же, с. 103-104).
Голубой (небесного цвета - ред.) волк священное животное, которое, согласно одной из легенд, положило начало роду Огуза - праотца тюрков. ("Историческая правда в легенде об Огуз-кагане" Бернштам А.Н., "С.Э.", 1935, №6, с.34).
"Белый волк был главным тотемом огузов-кыпчаков в Х-XII веках. В одной доныне бытующей татарской легенде говорится о кочевом племени, заблудившемся в лесах и окруженном врагами. Белый волк - покровитель племени вывел его из окружения и спас от гибели. Величина и сила волка были таковы, что сравнивались с легендарным общетюркским героем - исполином Алыпом.
Отзвуки почтительного отношения к волку-покровителю дошли до наших дней в виде примет, поговорок и т.д. Так, татары считали завывание волка хорошей приметой - предвестием мирных спокойных лет. А о человеке, достигшем больших успехов, и сейчас говорят - бєресе улый (его волк воет)" ("Татарстан", №5, 1991, Гамирзян Давлетшин "Наивная мудрость мифа", с.68).
От татарского слова "бєре" (волк) происходит название тюркской гвардии: "Развитие металлургии позволило тюркютским ханам создать отборные ударные части из латной кавалерии - фули китайских источников (т.е. "волки" - бури - названные так в память своего мифического происхождения от волчицы). На их вооружении были роговые луки, панцири, копья сабли и палаши (Л.Н. Гумилев "Древние тюрки", Товарищество "Клышников -Комаров и КО", Москва, 1993, с.66).
Волчий тотем издревле присутствовал на тюркских знаменах: "...племена склонили головы перед волчьей на знамени тюркского хана" (там же, с. 319).
Татарский исследователь Иакинф Бичурин в "Собрании сведений..."(т.1, с.290) сообщает, что китайцы тюркютов именовали волками (там же, с. 238).
Айрат Галимзянов (с)
газета "Безнен юл" (Набережные Челны) №3(9) 2002