Farrux написал(а):Бахаизм в Азербайджане был религией прогрессивно мыслящей интеллигенции, видящей регрессивное влияние на людей ислама.
И тем не менее, мыслили они в рамках ислама, ибо он (ислам) давно уже не просто религия а цивилизация. Точно таким же образом Омар Хайям обрушивался на него, используя чисто исламскую риторику; на противоположном конце ойкумены, через много столетий Фридрих Ницше критиковал христианство, опираясь на стереотипы и систему образов, созданных христианской цивилизацией Европы.
Фаррух, это некорректно. Гораздо вернее было бы: "...они считали, что ислам оказывает на людей регрессивное влияние. И я согласен с их мнением...".
Таково мое скромное мнение.
О Омаре Хайяме умолчу. О Фридрихе Ницше замечу только, что пристрастно скомпилированные выдержки из его книг составили "труд" "Воля к власти", использованный для расправ с инакомыслящими, евреями, представителями иных рас и народов и вообще... со всеми, кто по мнению нацистов, не разделял столь радикально интерпретированные взгляды философа.
(это) - доказательство верности схемы, выстроенной Анатолем Франсом в "Восстании ангелов". Фридрих Ницше пытался изваять благородный образ античности, хотя еще Освальд Шпенглер насмешливо заметил, что европейцы не последователи античности, а ее обожатели. Античности они, в сущности, не знали. Покойный фантаст Ефремов утверждал, что "...в самом корне христианства коренятся гибельные семена фашизма и нетерпимости" (цитирую по памяти из "Лезвия бритвы"). Он же старательно ваял образ Александра Македонского, избавленный от античного скандала. И то и другое - неверно.
Наш философ 19 века Мирза Фатали Ахундов создал "сасанидскую идиллию", старательно противопоставляя ее исламскому периоду в истории Ирана. Шахиншах был добр, народ просвещен, религия - гуманна, добросердечна и вела к истине, люди - храбры и добродетельны, женщины - прекрасны и недоступны. Негатив чудесным образом испарился. Я буду сдержан, дабы не быть обвиненным в пристрастности... Но тот же самый М. Ф. Ахундов не видит ничего зазорного в том, чтобы пересказывать уличные анекдоты о пророке Мухаммеде, характеризовать творцов классической персоязычной и тюркоязычной поэззии, как мастеров пустоцвета и упражняться в остроумии, используя в качестве объекта собственный народ.
Верно ли это? Сомневаюсь.
Будем объективны, Фаррух. Ибо противное приводит к тому, что необъективность становится хорошим тоном, а это не эст хорошо...