Мухаммад Икбаль - علامہ محمد اقبال – выдающийся поэт, мудрый философ и общественный деятель Британской Индии. В Пакистане Мухаммада Икбаля считают не только великим мыслителем, но и духовным отцом.
Закончив в Сиялкоте в 1985 году школу, а также колледж Шотландской миссии Икбаль направился в Лахор с целью получения высшего образования. В столице Пенджаба Икбаль закончил Правительственный колледж, и, став обладателем степени магистра искусств, занялся тем, что стал преподавать английский язык. В 1910 г. в Тринити-колледже Кембриджского университета Икбаль, получив философское образование, стал писать диссертацию «Развитие метафизики в Персии». Свою диссертацию Икбаль защитил уже в Германии и стал таким образом 1-ым пенджабским мусульманином в Европе, который получил степень доктора. В Лахор Икбаль возвратился в 1908 году. Спустя семь лет увидела свет его первая поэма, написанная на персидской языке, под названием «Таинства личности». Работа «Реконструкция религиозной мысли в Исламе» была написана им многим позднее – в 1932 году. Этот труд по сей день привлекает внимание многих исследователей. Всё это время занимался чтением лекций в различных университетах Индии, участвовал в работе многих конференций, выступал на радио, занимался адвокатской практикой и постоянно путешествовал.
Мухаммадом Икбалем достаточно ясно были осознаваемы все трудности, возникающие при совмещении таких понятий как «нация» и «национализм» с Исламом, идеологи мусульманских школ тяготели к сравнению национализма - عصبية ('асабийя), буквально означающего «дух партии», «конфедерация») с групповой солидарностью, преданности только лишь к своей группе, что являлось характерной чертой для раннего периода исторического развития арабского общества. (Принцип этот был осуждён Пророком Мухаммадом, который сказал: «Тот, кто обращается к 'асабии к нашей общине не принадлежит» и выдвинул следующее требование к верующим – поклоняться исключительно Аллаху и только Его предписаниями и указаниями руководствоваться). Икбалю из-за этого приходилось при использовании западных понятий оговаривать их условность. Он писал: «То, что все мы обладаем определённым мировоззрением и сотворяем одну и ту же традицию, традицию историческую – составляет базис нашей национальности, а не общая территория, не общий язык и не общие экономические интересы». По Икбалю с точки зрения традиционного Ислама национальная общность «высшей формой политического развития не может являться, так как мусульманский закон в общих своих принципах строится не на особенностях, присущих отдельному народу, а на человеческой природе. И заключена быть внутренняя сплочённость такой нации в общности политического и религиозного идеала, либо же в психологическом факторе единого мышления, а не в географической, социальной, языковой или этнической однородности».
Поначалу Икбаль возлагал надежды на то, что культурная автономия может способствовать развитию национальной самобытности и интересам мусульман. В 1909 г. Икбаль писал: «Мы, для того, чтобы сохранять верность себе, должны иметь собственные образовательные учреждения, следуя нашим историческим, а также общественным традициям и оберегая их». В то время Икбаль симпатизировал панисламскому движению, которое начал аль-Афгани и частному его проявлению, а именно – движению в защиту халифата, которое обрело всеобщую индийскую поддержку из-за его выраженного антиимпериалистического характера. Тем не менее, панисламизм учёного не имел воинственно настроенной антиколониальной направленности и не подразумевал для всех представителей народов мира мусульманского восстановления единой государственности. Для Икбаля панисламизм олицетворял исламскую солидарность для решения общих проблем и призыв к единению был для него основным в лозунгах панисламизма. В его поэме «Синайский тюльпан» (стих 83) были таки строчки:
Как называют нас: турками, татарами или афаганцами – не имеет значения,
Все мы из одного Сада, все мы являемся ветвями одного великого древа,
Для всех нас, рождённых великом потоком весенним,
Цвет различать – великий грех…
В политическую деятельность Икбаль активно включился во второй половине 20-х гг. XX века. В 1926 г. Но тем не менее крупным политическим деятелем ему не суждено было стать – он не захотел, да и не смог ввиду особенностей своей личности. Свершиться подобному помешали колебания Икбаля по поводу путей разрешения «проблемы мусульман Индии». Однако в Пакистане его называют духовным отцом нации и великим философом и поэтом Пакистана. Не Индии, а Пакистана. Именно Икбалю приписывают авторство идеи создания Пакистана.
Поэт-Икбаль был поглощён тайнами бытия, любви и красоты природы. В его произведениях человек – космический странник, который, пытаясь приблизиться ко Всевышнему, пытается пробить «небосвода колпак из стекла». Вместе с тем человек путешествует и внутри себя самого, в поисках обретения свой сущности и способности стать свободным творцом, поистине божественных качеств, «горстью тленного праха, которая наделена сердцем, и завидуют которой и звёзды, и Луна». Икбаль полагал, что в интеллекте, а не в воле заключается сущность природы».
Поэзия Икбаля – это смелый творческий вызов, брошенный силам мироздания, в ней чувствуется влияние идей Ницше, пользовавшихся популярностью в то время. Мировоззренческая позиция пакистанского мыслителя нашла своё отражение в девизе «Сильная воля в сильном теле», сформулированном в поэме «Таинства личности». Икбаль полагает, что человеку надлежит усвоить, что мир наполнен не только лишь тем, что можно познать, ощутить, но и тем, что может быть сотворено и переделано. Подавляющая часть его стихотворных трудов наполнена социальным содержанием.
Однако если ранние его произведения это «плачи» и «жалобы» - «Плач», «Плач единоверцев», «Плач сироты», то более поздние это – пафос протеста, пафос революционной романтики. В написанной в 1935 г. поэме «Ленин», герой этой поэмы выступает с обвинениями в адрес Бога в той несправедливости, которая господствует в мире созданном Великим творцом, и Всевышний приказывает ангелам народ пробудить с тем, чтобы он «потряс дворцовые основы». Поэт, ощущающий в себе пророка, своими помыслами направлен в будущее: «Мне неважно услышат ли меня сейчас, я – голос поэта будущего». Любовь у Икбаля олицетворяет деятельную сила, благодаря которой человек может победить время. Именно любовь направляет его поступки и становится путеводной звездой, прокладывающей путь к цели «усталый восточный караван».
Несмотря на то, что Икбаль принимал отдельные западные ценности, а именно – идеи Реформации, требования НТР, он выражал своё неприятие современной культуре Запада, её «бездуховности», которая, как он полагал, отняла у неё нравственные ориентиры. Поэтому в своём «Послании Востока», которое он написал в начале 20-х годов он безусловное преимущество приписывает Востоку в диалоге цивилизаций – Востока и Запада. Икбаль, как истинный мусульманин, проживающий в Индии, остро переживал за своих единоверцев, которым доводилось терпеть притеснения. Будучи индийским патриотом, не находившем в политике власти тех действий, которые помогли бы преодолеть рознь мусульман-индусов, Икбаль начал выступать в поддержку идеи независимости мусульманской общины и выдвинул целую концепцию «нации мусульман». Вместе с тем, Икбал предостерегал всецело полагаться на силу и мощь национального единства. Он писал о том, что лишь одно единство является надёжным – это братство человеческое, которое стоит выше любых расовых различий и различий языковых.