У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Иранский кинематограф

Сообщений 1 страница 20 из 69

1

Этой темой я попытаюсь открыть мир не очень известный европейскому, в том числе, русскому зрителю – иранских, турецких и азербайджанских кинофильмов, в том числе, элитарных. Заслуженное первое место в моей тройке занимает находящийся на мощном подъеме, современный иранский кинематограф. Это уникальное явление в довольно слабом «поле» ближневосточного кинематографа. Иранские режиссеры сумели продолжить оригинальные традиции советского кино – постараюсь доказать это разбором самых замечательных образцов этой новой школы.

2

Итак, первый иранский фильм:

Дети неба

Режиссер:
Маджид Маджиди - مجید مجیدی

Оператор: Парвиз Малекзаде – پرویز مالکزاده
Сценарист: Маджид Маджиди - مجید مجیدی
Композитор: Керван Яханшахи – کروان یاخانشاهی

1999

Номинация «Оскар» за лучший иностранный фильм.
Приз за лучший фильм на МКФ в Монреале.

Производство киностудии «Данá» - «دانا».

В ролях: Амир Наджи - امیر ناجی
Мир Фарах Хашимийан -  میر فرح هاشیمسیان 
Бахаре Сиддиги -  بهاره صدیقی 
Нафисе Джафар Мохаммади -  نفیسه جعفر محمدی
Фереште Сарабанди - فرشته سرابندی
Камал Мир Карими - کمال میر کریمی
Бехзад Рафии - بهزاد رفعی

Сюжет фильма, на первый взгляд, прост и незатейлив. Обычная иранская семья, живущая в стесненных обстоятельствах: непрактичный и добрый отец, подносчик чая, снимающий квартиру в перенаселенном квартале старого города, изможденная болезнью и бытом кроткая худенькая мать; смуглый подросток, любящий гонять футбол на маленьком дворе, полном шумящей детворы, да младшая сестра его, девочка в белом макнаэ, с сияющими чёрными глазами. Однажды у  Захры порвались задники красных туфелек с большими розочками, в которых она ходила в школу. Али отнес их к сапожнику, на починку. Но вот беда: возвращаясь домой, забежал купить продуктов для матери и положил туфли у входа в лавку. Проходил слепой бедняк с тачкой, собирающий полиэтиленовые пакеты и взял туфельки.

Мальчик потрясен. Он безуспешно роется в деревянных ящиках, навлекая на себя гнев торговца, которому семья уже задолжала немаленькую, по понятиям семейства Али, сумму. С позором выгнанный из лавки, он уныло бредет по узким улочкам. Что делать, как предстать перед Захрой с пустыми руками? В чем любимая сестра завтра пойдет в школу? Тем временем, дома разгорелся нешуточный скандал: домовладелец накинулся с угрозами на мать Али, требуя заплатить просроченную квартирную плату и прекратить мыть ковры на дворе. Бесшумно проскользнув мимо шумно сокрушающихся женщин к двери, он видит Захру, старательно качающую на коленях новорожденного младенца. Что делать? Сестра радостно подбегает, заботливо уложив дитя: где туфли? она немедленно хочет примерить заново, надеть эти удивительные, красные туфельки с большими розочками. Приходится сказать – туфель нет, они потеряны. Девочка тихо плачет, утирая слезы. Повторные поиски в лавке безуспешны и чуть было не заканчиваются для Али головомойкой. Куда пойти, ведь родители очень бедны, безденежны и не смогут купить Захре новые выходные туфли? Тут Али предлагает фантастический план: Захра будет надевать его кроссовки утром, на первую смену. Потом она должна быстро добежать до дому и отдать обувь. А уж он, как-нибудь, добежит до школы вовремя. Главное – чтобы не узнали родители…

3

На этом землетрясении девчачьего масштаба – потере туфелек праздничного красного цвета, с большими симпатичными розочками строится весь дальнейший сюжет. Хотя действие разворачивается плавно, но состоит из ярких, сочных, запоминающихся, безупречно выверенных эпизодов.

Урок физкультуры в школе. Захра стоит во дворе с подругами, стыдливо спрятав ноги в больших, не по размеру кроссовках за ранец. Девочки прыгают за черту, одна из них поскальзывается. Строгая учительница, отряхнув одежду упавшей, выговаривает ей: надо надевать спортивную обувь! Захра немедленно расцветает и демонстративно выставляет носки кроссовок наружу: «…да, я послушная ученица, надела то, что требовалось!». Но некрасиво, ужасно неудобно… никакого сравнения с красными туфельками, с удивительными большими розочками – и такие грязные! К вечеру брат и сестра, радостно улыбаясь друг другу, будут старательно мыть кроссовки в бассейне, пуская мыльные пузыри, переливающиеся в лучах заходящего солнца всеми цветами радуги. 

…Урок математики. Испросив разрешения молодой учительницы в строгом черном хиджабе, Захра торопливо выбегает из здания школы – и бежит, задыхаясь, в развевающемся белом платке, шлепая кроссовками не по размеру, бежит по узким улицам. К брату. Неловко перескакивает через придорожную канаву и, – о, ужас! - теряет обувь с ноги. Целых две минуты, девочка, под щемящие звуки нея, отчаянно подскакивая, гонится за плывущим в быстрой струе белым пятном. Наконец, кроссовка заплывает под мостки. Достать их оттуда уже невозможно. Рухнув у дерева на колени, Захра горько плачет. Но она не в «каменных джунглях», а в небольшом иранском городке, где всегда найдутся добрые люди. Немедленно выходит полноватый торговец из соседней лавки и с помощью длинного шеста вытягивает кроссовку из мостков; а чистильщик помогает выловить их большой лопатой.

4

Захра печально бродит по школьному двору, внимательно изучая туфли на ногах у школьниц; и вдруг! о чудо! видит их на безмятежно уплетающей шоколад сверстнице. Подойти к девочке и открыто потребовать свои туфли Захра стесняется, зовет на помощь брата. Вечером они, взявшись за руки, бесшумно пройдут за незнакомкой в красных туфлях к ее дому и, потрясенные, увидят слепого бедняка, ее отца, который  невольно оставил Захру босой. Отныне речи не может идти о каких-то требованиях, новая обладательница красных туфелек становится подругой. Даже новый шок, известие о том, что туфельки безжалостно выкинуты на помойку, не озлобляет ее.

Необходимое отступление: брат и сестра недаром носят многозначительные имена Али и Захры – самых почитаемых, после пророка Мухаммеда, в двенадцатимамном шиизме личностей. Подобно своей знаменитой тезке, Фатиме, Захра будет совершать каждодневные маленькие подвиги, все быстрее и быстрее пробегая расстояние от школы до дома. А ее брат примет участие в большом забеге на несколько километров, чтобы раздобыть вожделенный приз на третье место - новые кроссовки. Он уже все обдумал, их можно будет разменять на новые красивые туфельки для сестры - и Захра уже сможет никого не стыдясь, спокойно пойти в школу. Не бог весть, какой подвиг. Но ведь жизнь-то человечья и состоит из таких каждодневных подвигов.

5

…Наконец, наступил день испытания. Али, волнуясь, стоит на старте вместе с огромным сонмищем других мальчишек, в сопровождении заботливых матерей, назойливо поящих своих чад из больших термосов (как это знакомо!). Но он один, совершенно один, ведь никто не должен знать о его решении кроме сестры. Да, никто не должен.

Старт.

Али бежит, преодолевая все новые и новые препятствия и видит воочию: задыхающуюся верную Захру в белом макнаэ, и кроссовках не по размеру, изо всех сил торопящуюся к брату.

Все поставлено на карту – он должен прийти третьим, обязательно третьим, не вторым, и, упаси Аллах Великий, первым, ибо новые кроссовки дают только занявшему третье место…

6

Я рассказал некоторые эпизоды «Детей Неба». «И она прервала дозволенные речи…» (с). Кто хочет – пусть посмотрит, фильм имел большой успех на фестивалях больших и малых.

:-)

Напоследок еще несколько наблюдений.

Оригинальны эстетически-изысканные, концептуальные технические решения в «Детях Неба». Видеополотно представляет собой редкий образец рапидной съемки: камера то скользит вместе с бегущими фигурами детей, то запечатлевает их с определенного, четко зафиксированного угла. Звуковое сопровождение в фильме строго дозировано, оно часто подается лишь в определенные, самые напряженные моменты – при поиске туфелек Захрой, в последний мгновенья перед финишем… Все остальное звуковое пространство заполнено диалогами, уличным гомоном, шумом листвы. В этом, намеренном игнорировании «гламура» - секрет удивительной «документальности», жизненности создаваемых режиссером кинозарисовок жизни восточного мусульманского города.

Фильм полон тонких наблюдений за каждодневной жизнью послереволюционного иранского общества, многочисленных (и очень точных) этнографических деталей. Действие происходит, в одном из небольших городов со смешанным тюрко-персидским населением, возможно, в Хамадане. Во всяком случае, мне так показалось, потому что во время Ашуры хор прихожан большой соборной мечети торжественно исполняет марсиййе на азери. Но, может, я ошибаюсь, и это север Хорасана – там тоже есть тюрки, переселенные афшарами на восточные границы. Но – кажется, северо-западный Иран. В принципе, старый иранский, в том числе, южноазербайджанский городок – это улицы, бесконечно петляющие узкие улочки, придорожные канавы, бесчисленные магазины, магазинчики, магазята; стайки чудно поющих, щебечущих черноглазых девочек в аккуратных хиджабиках и больших ранцах за спиной, торопящиеся в школу; полноватые люди, лениво бросающие мусор прямо на мостовую; орущие уличные разносчики;  глупенькие полицейские с широкой улыбкой на лице; пахнущие благовониями стройные белокожие девушки в покрывалах с шелковыми отворотами в кроваво-красную розочку, идущие мелкой поступью с кротко потупленной головой, вдруг неожиданно обжигающие каким-то темным, исступленно жаждущим, манящим взором; наглые сербазы в тяжелых зашнурованных ботинках и пятнистой униформе; аппетитные ханум в дурацких балахонах, простодушно размалеванные во все цвета радуги, самодовольно шествующие по тротуарам с заботливым мужем и обязательной парой ребятишек; длинноволосая бездельная молодежь, лихо гоняющая на приволье своих механических росинантов; запах пряностей в лавках, спокойные «стражи» с короткими автоматами на перекрестках, неграмотные, толстые и добрые продавцы всякой всячины в закусочных; солидные моллы в больших тюрбанах и плотных коричневых накидках - абе, вышагивающие на пятничную молитву; могучие и молчаливые, узкоглазые водилы-«дальнобойщики», небрежно прислонившиеся к большим фургонам; разбойничье-смуглые, небритые, шибко весёлые личности в черных рубашках с длинными рукавами, с обязательным серебряным кольцом на безымянном пальце с таинственно отсвечивающим камнем-агатом, где вырезаны священные имена двенадцати имамов; в потертых, черных же, джинсах, верхом на каких-то потрепанных металлических тарантасах и старых мотороллерах, выскакивающие из-за угла, словно чёртики из коробки, из этой соловьевской карнавальной  насреддиниады…  (описываю эту феерию из закоулков своей памяти…) Хорошо показана пропасть, существующая между богатыми и бедными в иранском обществе – да, так оно и есть, бедняки в этой стране до сих пор ездят на велосипедах с неисправными тормозами и годами мечтают по покупке старого холодильника; а богачи, зачастую одетые в европейские костюмы и шикарные декольтированные платья на свадьбах, вовсю наслаждаются жизнью за высокими стенами частных владений. Однако, внутренне иранское общество все же довольно однородно. Даже позорная и развращенная до мозга костей шахская диктатура не смогла изменить добродушный и, с ленцой, характер иранского народа - исламский Восток никогда не знал надменной земельной и финансовой аристократии, буквально смешивающих простолюдинов с грязью и ныне застенчиво прикрытых завесой политкорректности. Только здесь возможно такое: ласково беседующий с поденным работником старый хозяин особняка, растроганный работник, отказывающийся от платы – это не фантастика, это я видел в Иране каждый божий день. У нас, в Северном Азербайджане, положение пока еще не очень отличается, даже при всей омерзительной, серой слякоти, обволакивающей жизнь среднестатического обывателя.

7

Весь фильм пронизан щемящей человечностью, добротой. Финал не может оставить равнодушным никого и трогает до слез.

Хотя жители старого города живут в крайней бедности, практически – в нищете, обездоленные относятся друг к другу очень тепло, без злобного волчьего воя, характерного для «неблагополучных» кварталов во многих странах. Дети в Иране, действительно, с детства воспитываются в страхе Божьем перед авторитетом взрослых, особенно матерей – но, при этом, самостоятельны. Сцены с остадом Джафари, умным и интеллигентным учителем математики в обшарпанном здании школы удивительно напоминают старый советский фильм «Уроки французского».

Вообще, как я уже отметил выше, современные иранские фильмы, это зеркало общества, имеют глубокую генетическую связь с советскими...

8

Резюме. С эстетической и этической точки зрения фильм снят идеально. Безусловно, этапный фильм; шедевр современного реалистичного иранского кинематографа. Критических замечаний нет.

9

Фильм "Дети неба" действительно замечательный!
Я смотрела его полгода назад, смотрела на одном дыхании, потом еще пересматривала несколько раз.
Великолепная режиссура, интересный сюжет... Лучше, чем описал этот фильм Gilavar, трудно его описать.   

Gilavar, спасибо Вам за создание такой интересной темы и представленный фильм!

10

Спасибо за высокую оценку. Постараюсь не разочаровать форумчан в дальнейшем... :-)

11

Gilavar
огромнейшее спасибо за ваше повествование! ждем новых тем и новых впечатлений!:cool:
иранский кинематограф действительно удивителен!
обязательно поищу этот фильм, чтоб посмотреть.

12

если разрешите, добавлю ссылку о еще одном фильме иранского режиссера Маджид Маджиди - "Чириканье воробьев"
Битая ссылка на фильм удалена. Амаль
и может, кто подскажет, как искать эти фильмы в сети: на фарси или есть с переводом?
уж больно заинтересовало.
спасибо

13

fereshte
به چشمم :-)

fereshte написал(а):

обязательно поищу этот фильм, чтоб посмотреть.

Посмотрите. Не пожалеете.

fereshte написал(а):

и может, кто подскажет, как искать эти фильмы в сети: на фарси или есть с переводом?
уж больно заинтересовало.

Увы, ничем помочь не могу :-( Я беру эти фильмы из иранского культурного центра, там они есть в очень качественном переводе на тюркский и на фарси; можно также купить в иранском книжном магазине.

14

Могли бы вы рассказать сообществу о фильме иранского режиссера "Будда взорвался от стыда".Не удается его найти в продаже. А так как я собираюсь в Бамиан весной 2009 года, где снимался этот фильм и живут мои друзья, хотела бы привезти его в подарок.
Спасибо.

15

Если позволите, скажу пару слов по поводу иранского фильма "Будда рухнул со стыда".

Режиссер: Хана Махмальбаф.
В ролях: Нихбакт Норуз (Бахтай), Абдолали Хосейнали (мальчик-талиб), Аббас Алиджоме (Аббас).
Сценарий: Марзие Мешкини.
Производство: Иран-Франция, 2007 год, 84 минуты.

Фильм – участник двадцати международных кинофестивалей и лауреат 17 кино-наград.

Еще в 2001 году мэтр иранского кинематографа Мохсен Махмальбаф опубликовал статью под провокационным заголовком "Статуя Будды не была разрушена – она рухнула со стыда". Речь в ней шла о взорванных талибами статуях Будды в Афганистане. Идею подхватила младшая дочь Мохсена, Хана (р. 1988), которая, к слову сказать, кино снимает почти с пеленок (в ее фильмографии 4 киноленты, первую из которых – "День, когда заболела моя тетя"  –  Хана сняла в возрасте 8 лет ).
Большая часть фильма была снята в Афганистане, в Бамиане, возле гигантской статуи Будды, взорванной талибами. Основные же события разворачиваются в пещерах, оставшихся после взрыва, где живут люди – шестилетняя Бахтай и ее семья. Дни напролет она присматривает за младшей сестрой, но однажды решает по примеру соседского мальчика, который у входа в их пещеру читает азбуку, пойти в школу. Продав на базаре яйца, украденные из дома, Бахтай покупает на вырученные деньги тетрадь и, вооружившись губной помадой вместо карандаша, отправляется в путь. Она не знает о шагах, которые надо предпринять, чтобы записаться в школу, а потому обходит все школы, везде встречая отказ. По дороге на нее нападают местные мальчишки, которые, подражая взрослым, хотят закидать маленькую девочку камнями. Чтобы оторваться от их преследования, Бахтай, по совету одного из мальчишек, должна "временно" умереть. У нее нет выбора, и она соглашается рухнуть, как статуя Будды...
Мнения относительно фильма разошлись. Кто-то считает его чрезмерно наивным, кто-то не скрывает своего явного восхищения. В целом, картина снята в лучших традициях иранского неореализма (читай: семьи Махмальбаф). Перегруженность символами порой затрудняет восприятие "Будды ...", но в любом случае равнодушным он вас не оставит.
Вряд ли удастся раздобыть это кино где бы то ни было на постсоветском пространстве. Хотя, с другой стороны, фильм был представлен на кинофестивале в Украине...

16

Как-то лет 10 или больше назад по российскому телевидению показывали многосерийный художественный фильм по мотивам "Шахнаме". Я его не видела целиком, смотрела урывками, и даже не знаю, чье было производство, хотя мне почему-то кажется, что Таджикистан или Азербайджан. Сейчас вдруг вспомнилось, захотелось пересмотреть, но вот информацию про этот фильм я нигде не могу найти. Может быть, кто-нибудь из вас, уважаемые форумчане, что-то знает об этом фильме?

17

Возможно, речь идет о трилогии Бориса Кимягарова по мотивам "Шах-наме" производства "Таджикфильм" – "Сказание о Рустаме" (1971), "Рустам и Сухраб" (1972), "Сказание о Сиявуше" (1976).

18

dokhtare ariyae
Именно! Спасибо) Хорошие фильмы снимали в советское время. Такое кино я бы и детям своим показала, и внукам:))

19

На этом сайте очень много иранских фильмов, музыки, причем прямые ссылки на скачивание :cool:

ссылка

20

Jahangard написал(а):

Вашему вниманию предлагается фильмец по мотивам «Шах-наме».

Часть 1 - http_://www.youtube.com/watch?v=hrXsZZsecFc&mode=related&search=

Часть 2 - http_://www.youtube.com/watch?v=OUnMJR7S2Q8&mode=related&search=

Часть 3 - http_://www.youtube.com/watch?v=w_9VkIijFgQ&mode=related&search=

Все остальные 10 частей, на самом деле, раскручиваются по тем же ссылкам.

Фильм таджикский, так что просьба всем изучающим персидский язык сохранять спокойствие.

fereshte написал(а):

Товарищи, кто-нибудь смотрел иранский фильм "Вкус вишни"?
я прочитала отзыв о нем - захотелось посмотреть, вот только есть сомнения: найду ли  его в интернете...

dokhtare ariyae написал(а):

Аббас Киаростами – один из самых уважаемых иранских режиссеров современного кинематографа (наряду с Маджидом Маджиди, Мохсеном Махмальбафом и его дочерьми Самирой и Ханной, Тахмине Милани и др. – в самом Иране эти режиссеры подвергаются резкой критике и цензуре, а за пределами они получили высшие оценки своего творчества). Каждый его фильм – шедевр. Возможно, "Вкус вишни" не самая лучшая работа Киаростами (мне больше понравилась его картина "Под оливами"), однако невозможно обойти вниманием фильм-лаурет Каннского фестиваля, к тому же сценарий очень оригинальный.
Вот ссылка на сайт, с которого можно скачать фильм, предварительно зарегистрировавшись: Ta'me Gilas
Кстати, и на нашем телевидении иногда демонстрируют фильмы упомянутых выше режиссеров (например, каналы "Культура", "Мир", "НТВ").

fereshte написал(а):

вот еще один фильм, по-моему. достоин внимания:
Иранский фильм «Иисус, Дух Господень»
опять же возникает вопрос: где посмотреть? забила в google "скачать" -  не выдал ничего :no:

dokhtare ariyae написал(а):

Без регистрации иранские фильмы можно скачивать здесь IranPround Movie
Очень неплохая коллекция, к тому же постоянно пополняется :cool: